Основные этапы становления и развития экономической теории

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 04:46, реферат

Описание работы

Вопросы экономики неизменно привлекают внимание людей, поэтому экономическая теория занимает видное место в системе наук. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон утверждает: “Экономическая теория – королева наук.
Сегодня приходится отмечать, что отечественная экономическая теория находится в сложном положении. Сформировавшиеся в советский период школы и направления экономической мысли выполняли социальный заказ - исследование процессов планового хозяйства, выработка рекомендаций по совершенствованию плановой экономики, критический анализ капиталистического хозяйства.

Содержание

1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Общее представление о значении и состоянии экономической
теории в современном мире………………………………………………..5
3. Возникновение и основные этапы развития
экономической науки………………………………………………………7
4. Предмет экономической теории………………………………………..12
5. Метод экономической теории…………………………………………..15
6. Заключение………………………………………………………………19
7. Литература…………………………………………

Работа содержит 1 файл

экзаменационная работа по экономической теории.doc

— 144.50 Кб (Скачать)

    8.  Исторический и логический методы (или подходы) тоже применяются в единстве. Здесь подробное изучение социально-экономических процессов в их исторической последовательности сопровождаются логическими обобщениями, то есть оценкой этих процессов в целом и общими выводами. Например, детальное исследование конкретного хода и особенностей строительства социализма в ХХ веке в разных обществах – это исторический подход. А выводы на его основе (о неэффективности экономики в соцстранах, о повседневной утрате стимулов к труду, о товарных дефицитах и пр.) – подход логический. 
  9.  Наконец, весьма широкое применение в экономических науках имеет графический метод (от греческого grapho – пишу, черчу, рисую). Он отображает хозяйственные процессы и явления с помощью различных систем, таблиц, графиков, диаграмм, обеспечивая краткость, сжатость, наглядность в представлении сложного теоретического материала.
 
 
 

                                        

                                         6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

   Используя рассмотренные методы, экономическая теория выполняет следующие основные функции: познавательную, методологическую, практическую. Познавательная функция состоит в изучении объективной реальности. Экономическая теория, являясь фундаментальной наукой, выступает методологической основой для всех прикладных экономических наук, таких как экономика промышленного материала, экономика сельского хозяйства, финансовый менеджмент, логистика, и.т. д. Практическую функцию экономическая теория выполняет во взаимодействии с экономической политикой. Получая соц. заказ, они формулируют и раскрывают суть экономических проблем, с которыми сталкивается страна, отрасль, фирма, показывают пути и необходимые ресурсы для их преодоления и тем самым выступают теоретической основой экономической политики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                               7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

   1. А.  И. Попов Экономическая теория: Теория становления рыночной экономики; Рыночные процессы в микроэкономике; Макроэкономическое регулирование рынка и др.: Учебник для вузов Изд. 4-е Учебник для вузов. М.: Питер, 2006.

   2.  Л. М. Куликов Экономическая  теория. М.: Велби, 2005.

    

  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   ПРОТИВОРЕЧИЯ  ЦЕЛЕЙ И ВРЕМЕННЫЕ  ЛАГИ СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ. АКТИВНАЯ И ПАССИВНАЯ ПОЛИТИКА.

                                                    СОДЕРЖАНИЕ:

   1. Введение……………………………………………………………………22

   2. Противоречия целей стабилизационной политики в открытой экономике. ……………………………………………………………………….23

   3. Временные  лаги стабилизационной политики  в открытой экономике..25

    4. Активная и пассивная политика. ………………………………………...26

   5. Заключение………………………………………………………………..31

    6. Список  литературы………………………………………………………32 
 
 
 
 
 

                                        
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

                                            1. ВВЕДЕНИЕ

   В открытой экономике политика формируется, подчиняясь целям внутреннего и внешнего равновесия. При этом внутреннее равновесие предполагает: 1) полное использование ресурсов страны; 2) стабильность уровня внутренних цен. Внешнее равновесие достигается при условии, когда баланс текущих операций страны находится в удачном промежуточном положении, т. е. когда нет глубокого дефицита, при котором страна в будущем не сможет выплатить долг, и нет значительного избытка, когда иностранные заемщики не могут погасить свои долги. Деление на внутренние и внешние цели является условным так, например, занятость в экспортных отраслях сказывается и на внутренней занятости, и на росте экспорта, и на способности выплачивать внешние долги. Излишний дефицит счета текущих операций (страна занимает за границей) не создает проблемы, если занятые ресурсы направляются на продуктивные отечественные инвестиционный проекты, которые в будущем будут приносить доход. Но дефицит может означать временный высокий уровень потребления, исходящий из неправильно выбранной политики и нарушения функционирования экономики. Дефицит, вызванный экспансионистской бюджетной политикой, которая не дала прибыльных инвестиционных проектов, может служить сигналом к необходимости восстановления внешнего равновесия путем изменения экономического курса. В последнее время некоторые страны сталкиваются с проблемой ограничения получения займов за рубежом, зарубежные кредиторы не желают выдавать новые кредиты без погашения прежней задолженности. Чрезмерный избыток баланса счета текущих операций ставит иные проблемы. 
 
 
 

   2. ПРОТИВОРЕЧИЯ ЦЕЛЕЙ  СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ  ПОЛИТИКИ В ОТКРЫТОЙ  ЭКОНОМИКЕ.

   В качестве комбинации целей проведения стабилизационной политики в открытой экономике выступает  двойное равновесие - совместное равновесие на всех макроэкономических рынках страны при полной занятости и нулевом сальдо ее платежного баланса.

   Сальдо  платежного баланса страны равно  нулю, если чистый экспорт товаров  и услуг равен чистому экспорту капитала. От состояния платежного баланса зависит количество денег, обращающихся внутри страны, а, следовательно, и общая экономическая конъюнктура. На состояние платежного баланса наряду с уровнем экономической активности внутри страны влияют текущий курс национальной денежной единицы на валютном рынке, разница между уровнем цен в стране и за границей, отличие между ставками процента и соотношением темпов инфляции внутри страны и за границей.

   Кроме инструментов фискальной и денежно-кредитной  политики, для воздействия на экономическую  конъюнктуру в открытой экономике  у правительства есть возможность использовать валютную политику в виде регулирования курса национальной валюты и условий перелива мирового капитала. В то же время в условиях фиксированного валютного курса Центральный банк не может проводить самостоятельную денежную политику, а при плавающем валютном курсе результативность фискальной политики тем ниже, чем мобильнее перелив капиталов между странами.

   Необходимый для достижения двойного равновесия конкретный набор мероприятий стабилизационной политики предопределяется текущим  состоянием экономической конъюнктуры; при этом действует правило: используйте одновременно столько разновидностей экономических политик, сколько целей предусматривает достичь.

   При оценке эффективности стабилизационной политики государства неоклассики и кейнсианцы кардинально расходятся. По мнению неоклассиков, стабилизационная политика государства в лучшем случае бесполезна. Кейнсианцы рассматривают ее в качестве средства повышения эффективности функционирования национальной экономики в коротком периоде. Действенность стабилизационных мероприятий правительства в значительной степени зависит от того, как решаются проблемы, связанные с временными лагами и распределением полномочий при стремлении к одновременному достижению нескольких находящихся в отношении субституции целей.

   Результативность  стабилизационной политики возрастает по мере сокращения временного лага между  моментом возникновения нежелательного изменения конъюнктуры и началом  действия стабилизационных мероприятий. Распределение полномочий между  инстанциями, ответственными за достижение намеченных целей, должно быть направлено на предотвращение взаимной нейтрализации совместно используемых инструментов стабилизационной политики.

   Одним из условий эффективности стабилизационной политики государства является ее предсказуемость для хозяйственных субъектов. Преподнесение правительством «сюрпризов» при проведении экономической политики с целью получения сиюминутных результатов в итоге повышает общественные издержки ведения национального хозяйства.  
 
 
 
 

   3. ВРЕМЕННЫЕ ЛАГИ  СТАБИЛИЗАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ В ОТКРЫТОЙ ЭКОНОМИКЕ

   Между моментами отклонения экономической  конъюнктуры от намеченного правительством состояния и принятия решения  о проведении конкретных стабилизационных мероприятий, как правило, проходит некоторое время. Кроме того, требуются определенные сроки для проведения в жизнь принятого правительством решения. Все это образует так называемый внутренний лаг. Обычно он более продолжителен при осуществлении фискальной политики, чем денежно-кредитной политики. Так, решение о проведении операций на открытом рынке ценных бумаг принимается более оперативно, чем об изменении системы налогообложения. Встроенные стабилизаторы имеют нулевой внутренний лаг. В случае предвидимых (например, сезонных) колебаний экономической конъюнктуры он становится отрицательной величиной. Можно, например, облегчить фирмам, специализирующимся на переработке сельскохозяйственной продукции, доступ к кредитам накануне сбора урожая и предотвратить тем самым резкое колебание ставки процента.

   Период  времени между началом осуществления мероприятий стабилизационной политики и изменением под их воздействием экономической конъюнктуры образует внешний лаг. Обычно он более продолжителен при проведении денежно-кредитной политики по сравнению с фискальной. Так, увеличение государственных расходов непосредственно повышает совокупный спрос, а покупка ценных бумаг Центральным банком сперва снизит ставку процента, и лишь затем, может быть, возрастет спрос на инвестиции.  
 
 

   4. АКТИВНАЯ И ПАССИВНАЯ ПОЛИТИКА

   Экономическая стабилизация связана со многими трудностями практического характера. К их числу относятся:

   а) временные лаги фискальной и монетарной политики;

   б) несовершенство экономической информации;

   в) изменчивость экономических ожиданий;

   г) неоднозначность  исторических аналогий.

   Внутренний  лаг - промежуток времени между моментом экономического шока и моментом принятия ответных мер экономической политики. Такие внутренние лаги более характерны для фискальной политики: изменение курса денежно-кредитной политики осуществляется по решению Центрального Банка, тогда как меры бюджетно-налоговой политики предполагают длительное обсуждение в парламенте.

   Внешний лаг - промежуток времени между моментом принятия какой-либо меры экономической  политики и моментом появления результатов  от этой меры. Такие внешние лаги характерны для денежно-кредитной  политики в большей мере, чем для  фискальной, так как денежно-кредитные инструменты воздействуют на совокупный спрос через определенный передаточный механизм.

   Поскольку инвестиционные проекты планируются  фирмами заблаговременно, то требуется  время от 6 до 12 месяцев, чтобы, например, инвестиции в жилищное строительство отреагировали на изменение ставки процента. Производственные инвестиции имеют еще более продолжительный лаг.

   Так же обстоит дело и с чистым экспортом. В ответ на изменение денежной массы и процентной ставки, изменяется валютный курс, что, в свою очередь, приводит к изменению объемов  экспорта и импорта и, соответственно, величины чистого экспорта. Если, например, в результате снижения валютного курса какие-либо товары относительно подешевели, а другие, наоборот, относительно подорожали, то потребители не переключаются немедленно на подешевевшие товары даже в том случае, когда они очень высокого качества - требуется известное время, чтобы покупатели обнаружили их преимущества, изменили свои предпочтения и т.д. Эластичность спроса на импортные товары окажется в этом случае одним из главных факторов, определяющих эффективность мер монетарной политики.

   В среднем  лаги фискальной и монетарной политики составляют 1—2 года. Если меры были приняты до начала циклического спада или во время спада, то пик воздействия может проявиться в противоположной фазе цикла (то есть в подъеме) и усилить амплитуду колебаний. Это усложняет проведение активной стабилизационной политики.

   Автоматические  стабилизаторы экономики частично разрешают эту проблему в индустриальных странах. Создание эффективных систем прогрессивного налогообложения и  страхования занятости является первоочередной задачей и для переходных экономик, где объективные сложности стабилизационной политики сочетаются с отсутствием адекватных налоговых, кредитно-денежных и других механизмов макроэкономического управления.

   Проведение  стабилизационной политики также осложняется тем, что многие экономические события практически непредсказуемы. Эти сложности макроэкономического прогнозирования частично преодолеваются с помощью расширения и усложнения макроэкономических моделей, позволяющих предсказать динамику основных показателей экономического развития. Индекс опережающих индикаторов, объединяющий 11 блоков данных, обеспечивает необходимую информацию о возможных колебаниях экономики.

Информация о работе Основные этапы становления и развития экономической теории