Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 04:46, реферат
Вопросы экономики неизменно привлекают внимание людей, поэтому экономическая теория занимает видное место в системе наук. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон утверждает: “Экономическая теория – королева наук.
Сегодня приходится отмечать, что отечественная экономическая теория находится в сложном положении. Сформировавшиеся в советский период школы и направления экономической мысли выполняли социальный заказ - исследование процессов планового хозяйства, выработка рекомендаций по совершенствованию плановой экономики, критический анализ капиталистического хозяйства.
1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Общее представление о значении и состоянии экономической
теории в современном мире………………………………………………..5
3. Возникновение и основные этапы развития
экономической науки………………………………………………………7
4. Предмет экономической теории………………………………………..12
5. Метод экономической теории…………………………………………..15
6. Заключение………………………………………………………………19
7. Литература…………………………………………
4. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
У всякой науки есть предмет, то есть своя главная тема исследований. Экономическая теория – наука общественная или социальная (от латинского socialis - общественный). Это значит, что на ряду с другими такими же науками (скажем историей, педагогикой, социологией) она исследует мир общества, совместную жизнь в нем людей. При этом, однако, у каждой социальной науки (кроме социологии, изучающей общество в целом) своя сфера, свой круг проблем. К примеру, у политологии – сфера политики, у истории – процесс развития общества, у педагогики – проблемы духовной жизни: образования, обучения, воспитания.
В центре внимания экономической теории – хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ. Конкретнее, это вопросы о том, какие ресурсы нужны производству, как осуществляется хозяйственный процесс, зачем экономике деньги, как согласовать экономическую деятельность многих людей, что такое рыночный механизм и может ли он работать без свободных цен и конкуренции; наконец, почему возникают кризисы, безработица, инфляция и как их смягчить.
Однако наука – это обязательно поиск, бесконечные попытки найти что-то все более совершенное. В хозяйственной сфере это поиск наибольшей социально-экономической эффективности, то есть наиболее благоприятную для человека «стыковку» хозяйственных ресурсов с общественными потребностями. Ведь люди ведут производство, чтобы удовлетворять свои потребности. Но последние постоянно растут, так как растет население, обновляются и расширяются человеческие запросы. Ресурсы же производства всегда ограничены, и при их использовании возникают свои трудности и проблемы.
Экономика связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.
Современная буржуазная экономическая
теория (будем пока называть ее так,
не вкладывая в это название отрицательного
смысла) больше внимания уделяет изучению
явлений, описанию фактов: рынок, деньги,
кредитные отношения, инфляция, безработица,
прибыль, спрос и предложение. В какой
связи они находятся между собой, каков
допустимый уровень инфляции, безработицы,
военных расходов и т.д. Эта наука имеет
выраженную практическую направленность,
и только от обобщения огромного количества
фактов она движется к обоснованию тенденций
и экономических законов. И, как говорится
в учебнике Самуэльсона, через одно-два
десятилетия новые факты опрокидывают
старые теории и наука получает импульс
для дальнейшего развития. Отсюда на смену
одним теориям приходили другие: теория
народного, демократического капитализма;
индустриального, постиндустриального
общества; государство всеобщего благоденствия;
теория конвергенции.
В последние годы наметился переход к
изучению общечеловеческих ценностей,
вытекающих из самого процесса естественной
саморегуляции жизни, из общих законов
взаимодействия живых организмов с окружающей
материальной средой, с природой. Изменяется
и наше представление о предмете экономической
науки. Человек живет в мире ограниченных
возможностей.
Ограничены
его физические способности,
Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния.
Ограниченность
ресурсов заключается в
"Экономическая теория, - пишет П. Самуэльсон
в своем учебнике "Экономика", - есть
наука о том, какие из редких производительных
ресурсов люди и общество с течением времени,
с помощью денег или без их участия, избирают
для производства различных товаров и
распределения их в целях потребления
в настоящем и будущем между различными
людьми и группами общества" (1992 г., с.7).
Таким образом, суть социально-экономической
эффективности в том, чтобы общество могло
получать максимум необходимых ему жизненных
благ при минимуме ресурсных затрат, неизбежных
потерь и социальных издержек (бедность,
безработица, кризисы, рост цен, преступность,
вредное воздействие производства на
природу, на здоровье людей и т.п.).
Оттолкнувшись
от этого, можно окончательно сформулировать
сам предмет данной науки: экономическая
теория изучает хозяйственную жизнь общества
и пути достижения в ней максимальной
социально-экономической эффективности.
5. МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования.
Слово «метод» (от греч. «methodas») буквально означает: «путь к чему-то», «путь познания» (или исследования). В самом общем смысле оно означает способ познания как определенную совокупность или систему приемов и процедур с целью мысленного воспроизведения изучаемого предмета. Поэтому применительно к экономической теории понятие «метод» — это путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, путь мысленного воспроизведения.
Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении.
Выводы
экономической науки
"Путь познания, подчеркивает В. И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике".
В экономической теории можно выделить две группы методов: общие и частные. Общие методы - это общие философские принципы и подходы, которые могут применяться и при анализе экономики. Такие общие подходы формируются в рамках диалектического метода. В принципе, диалектика является учением о наиболее общих законах развития природы и общества.
Изучая
экономику и используя
-все развивается, поэтому каждое экономическое
явление рассматривается в развитии, в
постоянном движении.
-внутренними импульсами экономического
развития являются противоречия разного
уровня в рамках экономической системы.
Изучая
экономические явления и
Кроме этого, опираясь на диалектический
метод, экономисты изучают экономические
явления и процессы с помощью частных
методов. Это методы исследования, применяемые
главным образом в какой-то отдельной
науке.
Частные методы изучения экономики включают в себя анализ и синтез, абстрагирование, допущение "при прочих равных условиях", индукцию и дедукцию, единство логического и исторического, математические и статистические методы.
Рассмотрим
данные методы. Экономисту, как и
астронавту приходится
Но
для получения достоверных
Здесь
нельзя обойтись без статистики, без построения
динамических рядов, таблиц, без применения
системного подхода к анализу явлений.
С переходом к рыночной экономике предварительно
надо было обосновать и выдвинуть целый
ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться
хозяйственные связи, изменяться цены,
в каком направлении будет происходить
социальная дифференциация населения,
какие изменения произойдут в структуре
производства, валовом продукте, его качестве.
Не лишним было бы рассмотреть различные
гипотезы развития межнациональных отношений
и нравственности. метод познания - это
не продукт субъективного взгляда, а правильное
отражение в сознании людей объективного
процесса развития данной реальности.
1. Так, очевидно, что наблюдение (то есть
преднамеренное, целенаправленное восприятие
экономических явлений, процессов в их
реальном виде) и сбор фактов, происходящих
в действительности. Именно благодаря
этому можно, скажем, проследить, как изменились
товарные цены за тот или иной период,
как возросли объемы производства, торговли
и прибылей предприятия.
2. В отличие от этого эксперимент предполагает
проведение искусственного научного опыта,
когда изучаемый объект ставится в специально
созданные и контролируемые условия. Например,
чтобы проверить эффективность новой
системы оплаты труда, проводят ее пробные
испытания в рамках той или иной группы
работников.
3. Активно используется и такой метод,
как моделирование. Оно предусматривает
изучение социально-экономических явлений
по их теоретическому образу – модели
(от латинского modulus – мера, образец), которая
замещает сам объект исследования. Особенно
эффективно моделирование на компьютерах,
позволяющее, скажем, просчитать наиболее
рациональный вариант хозяйственных связей
того или иного предприятия, города, региона,
страны с их партнерами.
4. Метод научных абстракций, или абстрагирование,
- это особый мыслительный прием, позволяющий
формулировать те или иные отвлеченные
понятия – так называемые абстракции,
или категории.
Люди
в своей повседневности
Результатом применения этого метода становится «выведение» (обоснование) экономических категорий.
Абстракция
позволяет отразить в
Так,
при исследовании структуры
Чтобы абстракция была научной, необходимо
определить границы абстрагирования,
доказать, что рассмотрение экономического
явления или процесса в определенном аспекте
или под определенным углом зрения не
изменяет их внутренней сущности, законы
развития и функционирования.
5. Методы анализа и синтеза предполагают
изучение социально-экономических явлений
как по частям – это анализ (от греческого
analysis – разложение, расчленение), так и
в целом – синтез (от греческого synthesis
– соединение, сочетание, составление).
Например, сопоставление экономических
показателей работы отдельных шахт –
это анализ, а определение общеотраслевых
результатов хозяйствования всей угольной
промышленности России – синтез.
Допущение "при прочих равных условиях" (ceteris paribus) используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.
6. Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство – из отраслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих секторов, ниш, участников и т.д.).
7. Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция (от латинского inductio - наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от латинского deductio - выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличение роста цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).
Информация о работе Основные этапы становления и развития экономической теории