Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 04:46, реферат
Вопросы экономики неизменно привлекают внимание людей, поэтому экономическая  теория занимает видное место в системе  наук. Американский экономист, лауреат Нобелевской премии П. Самуэльсон утверждает: “Экономическая теория – королева наук. 
Сегодня приходится отмечать, что отечественная экономическая теория находится в сложном положении. Сформировавшиеся в советский период школы и направления экономической мысли выполняли социальный заказ - исследование процессов планового хозяйства, выработка рекомендаций по совершенствованию плановой экономики, критический анализ капиталистического хозяйства.
1. Введение…………………………………………………………………..3
2. Общее представление о значении и состоянии экономической
теории в современном  мире………………………………………………..5
3. Возникновение  и основные этапы развития
 экономической  науки………………………………………………………7
4. Предмет экономической теории………………………………………..12
5. Метод экономической теории…………………………………………..15
6. Заключение………………………………………………………………19
7. Литература…………………………………………
4. ПРЕДМЕТ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
У всякой науки есть предмет, то есть своя главная тема исследований. Экономическая теория – наука общественная или социальная (от латинского socialis - общественный). Это значит, что на ряду с другими такими же науками (скажем историей, педагогикой, социологией) она исследует мир общества, совместную жизнь в нем людей. При этом, однако, у каждой социальной науки (кроме социологии, изучающей общество в целом) своя сфера, свой круг проблем. К примеру, у политологии – сфера политики, у истории – процесс развития общества, у педагогики – проблемы духовной жизни: образования, обучения, воспитания.
В центре внимания экономической теории – хозяйственная, производственная жизнь общества, экономические связи и отношения между людьми в процессе создания, распределения, обмена и потребления благ. Конкретнее, это вопросы о том, какие ресурсы нужны производству, как осуществляется хозяйственный процесс, зачем экономике деньги, как согласовать экономическую деятельность многих людей, что такое рыночный механизм и может ли он работать без свободных цен и конкуренции; наконец, почему возникают кризисы, безработица, инфляция и как их смягчить.
Однако наука – это обязательно поиск, бесконечные попытки найти что-то все более совершенное. В хозяйственной сфере это поиск наибольшей социально-экономической эффективности, то есть наиболее благоприятную для человека «стыковку» хозяйственных ресурсов с общественными потребностями. Ведь люди ведут производство, чтобы удовлетворять свои потребности. Но последние постоянно растут, так как растет население, обновляются и расширяются человеческие запросы. Ресурсы же производства всегда ограничены, и при их использовании возникают свои трудности и проблемы.
Экономика связана с такими учебными дисциплинами, как статистика, история, социология, политология, психология.
    
Современная буржуазная экономическая 
теория (будем пока называть ее так, 
не вкладывая в это название отрицательного 
смысла) больше внимания уделяет изучению 
явлений, описанию фактов: рынок, деньги, 
кредитные отношения, инфляция, безработица, 
прибыль, спрос и предложение. В какой 
связи они находятся между собой, каков 
допустимый уровень инфляции, безработицы, 
военных расходов и т.д. Эта наука имеет 
выраженную практическую направленность, 
и только от обобщения огромного количества 
фактов она движется к обоснованию тенденций 
и экономических законов. И, как говорится 
в учебнике Самуэльсона, через одно-два 
десятилетия новые факты опрокидывают 
старые теории и наука получает импульс 
для дальнейшего развития. Отсюда на смену 
одним теориям приходили другие: теория 
народного, демократического капитализма; 
индустриального, постиндустриального 
общества; государство всеобщего благоденствия; 
теория конвергенции.  
В последние годы наметился переход к 
изучению общечеловеческих ценностей, 
вытекающих из самого процесса естественной 
саморегуляции жизни, из общих законов 
взаимодействия живых организмов с окружающей 
материальной средой, с природой. Изменяется 
и наше представление о предмете экономической 
науки. Человек живет в мире ограниченных 
возможностей.    
    Ограничены 
его физические способности, 
Ограниченность наличных ресурсов остается главным и весьма жестким условием, накладываемым объективной реальностью на размеры и возможности роста общественного и личного благосостояния.
    Ограниченность 
ресурсов заключается в 
"Экономическая теория, - пишет П. Самуэльсон 
в своем учебнике "Экономика", - есть 
наука о том, какие из редких производительных 
ресурсов люди и общество с течением времени, 
с помощью денег или без их участия, избирают 
для производства различных товаров и 
распределения их в целях потребления 
в настоящем и будущем между различными 
людьми и группами общества" (1992 г., с.7).  
 
Таким образом, суть социально-экономической 
эффективности в том, чтобы общество могло 
получать максимум необходимых ему жизненных 
благ при минимуме ресурсных затрат, неизбежных 
потерь и социальных издержек (бедность, 
безработица, кризисы, рост цен, преступность, 
вредное воздействие производства на 
природу, на здоровье людей и т.п.).  
     Оттолкнувшись 
от этого, можно окончательно сформулировать 
сам предмет данной науки: экономическая 
теория изучает хозяйственную жизнь общества 
и пути достижения в ней максимальной 
социально-экономической эффективности. 
 
 
 
 
5. МЕТОД ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Экономическая теория, как и любая другая наука, обладает не только специфическим предметом, но и особым методом исследования.
Слово «метод» (от греч. «methodas») буквально означает: «путь к чему-то», «путь познания» (или исследования). В самом общем смысле оно означает способ познания как определенную совокупность или систему приемов и процедур с целью мысленного воспроизведения изучаемого предмета. Поэтому применительно к экономической теории понятие «метод» — это путь познания системы экономических отношений в их взаимодействии с развитием производительных сил, путь мысленного воспроизведения.
Первая задача современной экономической науки состоит в том, чтобы описать, проанализировать и объяснить динамику экономических процессов, происходящих в производстве, при распределении произведенного продукта и его потреблении.
    Выводы 
экономической науки 
"Путь познания, подчеркивает В. И. Ленин, - идет от живого созерцания действительности к абстрактному мышлению и от него к практике".
В экономической теории можно выделить две группы методов: общие и частные. Общие методы - это общие философские принципы и подходы, которые могут применяться и при анализе экономики. Такие общие подходы формируются в рамках диалектического метода. В принципе, диалектика является учением о наиболее общих законах развития природы и общества.
   Изучая 
экономику и используя 
-все развивается, поэтому каждое экономическое 
явление рассматривается в развитии, в 
постоянном движении.  
-внутренними импульсами экономического 
развития являются противоречия разного 
уровня в рамках экономической системы.
 
   Изучая 
экономические явления и 
Кроме этого, опираясь на диалектический 
метод, экономисты изучают экономические 
явления и процессы с помощью частных 
методов. Это методы исследования, применяемые 
главным образом в какой-то отдельной 
науке. 
 
Частные методы изучения экономики включают в себя анализ и синтез, абстрагирование, допущение "при прочих равных условиях", индукцию и дедукцию, единство логического и исторического, математические и статистические методы.
    Рассмотрим 
данные методы. Экономисту, как и 
астронавту приходится 
    Но 
для получения достоверных 
    Здесь 
нельзя обойтись без статистики, без построения 
динамических рядов, таблиц, без применения 
системного подхода к анализу явлений. 
С переходом к рыночной экономике предварительно 
надо было обосновать и выдвинуть целый 
ряд гипотез, показывающих, как будут развиваться 
хозяйственные связи, изменяться цены, 
в каком направлении будет происходить 
социальная дифференциация населения, 
какие изменения произойдут в структуре 
производства, валовом продукте, его качестве. 
Не лишним было бы рассмотреть различные 
гипотезы развития межнациональных отношений 
и нравственности. метод познания - это 
не продукт субъективного взгляда, а правильное 
отражение в сознании людей объективного 
процесса развития данной реальности.  
   1.   Так, очевидно, что наблюдение (то есть 
преднамеренное, целенаправленное восприятие 
экономических явлений, процессов в их 
реальном виде) и сбор фактов, происходящих 
в действительности. Именно благодаря 
этому можно, скажем, проследить, как изменились 
товарные цены за тот или иной период, 
как возросли объемы производства, торговли 
и прибылей предприятия. 
   2. В отличие от этого эксперимент предполагает 
проведение искусственного научного опыта, 
когда изучаемый объект ставится в специально 
созданные и контролируемые условия. Например, 
чтобы проверить эффективность новой 
системы оплаты труда, проводят ее пробные 
испытания в рамках той или иной группы 
работников.  
   3.  Активно используется и такой метод, 
как моделирование. Оно предусматривает 
изучение социально-экономических явлений 
по их теоретическому образу – модели 
(от латинского modulus – мера, образец), которая 
замещает сам объект исследования. Особенно 
эффективно моделирование на компьютерах, 
позволяющее, скажем, просчитать наиболее 
рациональный вариант хозяйственных связей 
того или иного предприятия, города, региона, 
страны с их партнерами. 
  4.  Метод научных абстракций, или абстрагирование, 
- это особый мыслительный прием, позволяющий 
формулировать те или иные отвлеченные 
понятия – так называемые абстракции, 
или категории.     
    Люди 
в своей повседневности 
Результатом применения этого метода становится «выведение» (обоснование) экономических категорий.
    Абстракция 
позволяет отразить в 
    Так, 
при исследовании структуры 
Чтобы абстракция была научной, необходимо 
определить границы абстрагирования, 
доказать, что рассмотрение экономического 
явления или процесса в определенном аспекте 
или под определенным углом зрения не 
изменяет их внутренней сущности, законы 
развития и функционирования. 
    5. Методы анализа и синтеза предполагают 
изучение социально-экономических явлений 
как по частям – это анализ (от греческого 
analysis – разложение, расчленение), так и 
в целом – синтез (от греческого synthesis 
– соединение, сочетание, составление). 
Например, сопоставление экономических 
показателей работы отдельных шахт – 
это анализ, а определение общеотраслевых 
результатов хозяйствования всей угольной 
промышленности России – синтез.    
Допущение "при прочих равных условиях" (ceteris paribus) используется в процессе анализа и синтеза. Оно означает, что изменяются только исследуемые явления и взаимосвязи, а все остальные явления и взаимосвязи предполагаются неизменными.
6. Благодаря сочетанию методов анализа и синтеза обеспечивается системный, комплексный подход к сложным (многоэлементным) объектам исследования. Такие объекты (системы) рассматриваются как комплекс взаимосвязанных частей (подсистем) единого целого, а не как механическое соединение каких-то разрозненных элементов. Важность комплексного подхода обусловлена тем, что вся экономика по существу состоит из множества больших и малых систем (народное хозяйство – из отраслей, отрасли – из предприятий, предприятия – из цехов, стоимость товара – из элементов затрат, рынок – из многих секторов, ниш, участников и т.д.).
7. Индукция и дедукция являют собой два противоположных, но тесно взаимосвязанных способа рассуждения. Движение мысли от частных (отдельных) фактов к общему выводу – это индукция (от латинского inductio - наведение), или обобщение. Оно позволяет нам, по выражению Достоевского, «собрать свои мысли в точку». А рассуждение в обратном направлении (от общего положения к частным выводам) называют дедукцией (от латинского deductio - выведение). Следовательно, смысл индукции и дедукции вытекает из самой этимологии этих слов. Так, факты увеличение роста цен на молоко, хлеб, овощи и пр. наводят на мысль о росте дороговизны в стране (индукция). Из общего же положения о растущей стоимости жизни можно вывести отдельные показатели повышения потребительских цен по каждому продукту (дедукция).
Информация о работе Основные этапы становления и развития экономической теории