Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 10:09, курсовая работа
Цель работы - исследование природы и специфики сохранения, развития научно – технического прогресса, научно – технического потенциала стран мировой экономики.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть научно-технический прогресс, его сущность и проблемы воспроизводства экономической системой;
проанализировать особенности современного этапа научно – технического прогресса;
рассмотреть экономический потенциал стран, который предусматривает его развитие и сохранение;
рассмотреть основные элементы политики в области поддержки научно – технического инновационного потенциала и др.
Введение. 3
Анализ научно-технического прогресса.
Экономическое содержание и функции НТП. 5
Истоки и периодизация НТП. 8
Основные черты современного этапа НТП. 10
Перспективные инновационные контуры. 14
2. Экономический потенциал государств мирового хозяйства.
Масштабы и глобальные тенденции ресурсного обеспечения
мировых НИОКР. 21
Российская наука и инновации. 29
Государственная инновационная политика в РФ. 33
Заключение. 39
Библиография. 42
Приложения. 44
Главные проблемы государственной научной и инновационной политики Российской Федерации - непоследовательность, неспособность сформулировать и реализовать научные и инновационные приоритеты. Снижение объемов государственного финансирования науки до уровня малых стран Западной Европы не привело к повышению эффективности государственных расходов, к прогрессивным сдвигам в структуре приоритетов. Резерв оптимизации использования бюджетных средств для решения наиболее важных текущих проблем экономики и общества, создания заделов на перспективу не использован.
Инновационная
деятельность, основанная на реализации
крупных научно-технических
Среди
отраслей новой экономики в России
лидируют телекоммуникационные компании.
Особенность инновационной
Один
из главных источников генерации
инноваций - малый инновационный
бизнес - сегодня в России находится
в неблагоприятных условиях. Количество
вновь создаваемых малых
Мировой опыт показывает, что развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием быстрого научно-технического роста, тем более в условиях спада промышленного производства, расстройства кредитно-финансовой и денежной сферы, галопирующей инфляции, кризиса неплатежей, которые породили в России беспрецедентное падение инвестиционной активности и соответственно снижение стимулов к инновационной деятельности.
Сохранение
и развитие научно-технического потенциала
России должно стать одним из основных
приоритетов государственной
Основой
для этого процесса служит сохраняющийся
высокий интеллектуальный потенциал
нации. И хотя по количеству Нобелевских
лауреатов в области
В
контексте мирового развития и с
учетом возможностей государственной
политики и предпринимательского сектора
по адаптации науки и
1. Инерционный, пессимистический. Сохранение современных тенденций низкой фактической приоритетности научной и инновационной деятельности в общих приоритетах государства и частного сектора приведет к постепенной деградации научных коллективов по широкому спектру фундаментальных и прикладных исследований, в том числе формирующих новый технологический уклад. Это может означать окончательное закрепление за Россией статуса топливно-сырьевого придатка мирового постиндустриального ядра с постепенной потерей долгосрочных основ конкурентоспособности технологически сложных отраслей предыдущего, четвертого технологического уклада (авиа и ракетостроение, атомная промышленность, энергомашиностроение), формирующих производственную основу обороноспособности страны.
2. Инерционный оптимистический. Доходы от сырьевого экспорта все больше используются (при активной государственной поддержке) для модернизации базовых отраслей обрабатывающей промышленности, транспорта и связи, а также для подтягивания отраслей информационного комплекса в регионах до показателей городов и регионов-лидеров. Реализация стратегии экономического рывка с опорой на технологические наработки лидеров развитого мира, в том числе через механизмы привлечения прямых инвестиций наукоемких ТНК, может обеспечить существенную экономию времени и средств, но требует высокого уровня обоснованности и гибкости экономической политики, выстраиваемой с учетом долгосрочных тенденций мирового развития.
3. Умеренно оптимистический. Возможно нарастание постепенной позитивной динамики в госсекторе науки при условии его эффективной трансформации и создания "центров превосходства" на прорывных направлениях нового технологического уклада с перспективой создания экономически значимых открытий и новшеств во второй половине прогнозного периода. К этому же сценарию можно отнести переход ряда крупных компаний России, в том числе топливно-энергетических, на инновационный путь развития, к чему их подталкивает ожесточенная конкуренция на мировых рынках, все более связанная с обладанием научно-техническими знаниями, качеством человеческого капитала и реализацией организационно-управленческих инноваций. Сочетание этих тенденций в государственном и предпринимательском секторах позволило бы провести глубокую технологическую модернизацию производственного аппарата добывающих и перерабатывающих отраслей, сферы услуг и жилищно-коммунального хозяйства с опорой на национальных производителей. Этот вариант требует резкой активизации и повышения эффективности государственной научной и инновационной политики.
4. Оптимистический. Это наименее реалистичный вариант, предполагающий наряду с решением перечисленных задач возможность создания мощного ядра экономически жизнеспособных отраслей современного хайтека и пpевращения на этой основе России в крупного производителя и экспортера высокотехнологичной продукции.
В
заключение отметим, что во всех вариантах
невозможно автаркическое развитие
каких-либо наукоемких отраслей без
привязки к глобальному рынку, но
маловероятна полноценная полномасштабная
интеграция российских производителей
в мировой рынок хайтека. В
лучшем случае они сохранят и упрочат
свои "нишевые преимущества" на
основе международной кооперации и
обеспечат потребности
Государственная
научно-техническая политика выражает
отношение государства к
Ее основными целями являются:
-развитие,
рациональное размещение и
-обеспечение
прогрессивных структурных
-увеличение
вклада науки и техники в
развитие экономики
-укрепление обороноспособности страны;
-улучшение экологической обстановки и др.
В
условиях рыночной экономики одним
из главных является вопрос об источниках
и принципах финансирования научно-технической
деятельности. В РФ в соответствии
с законодательством финансовое
обеспечение научной и научно-
Фундаментальные научные исследования финансируются преимущественно за счет средств федерального бюджета. Федеральные научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и экспериментальные разработки финансируются за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научно-технической деятельности и в порядке долевого участия за счет организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
Работы регионального значения могут финансироваться за счет средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов, региональных фондов и в порядке долевого участия за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.
В
РФ действуют также
Практика
регулирования научно-
Ввиду специфики развития научно-технической сферы России, значительной зависимости ее от государства, неразвитости неправительственных структур и ослабления интеграции науки с производством представляется наиболее целесообразным использование и развитие в переходный период к рыночной экономике именно второго подхода.
Государственная
инновационная политика – составная
часть социально-экономической
Основными задачами инновационной политики РФ, являются:
•
развитие научного и производственно-
•
выбор рациональных стратегий и
приоритетов развития инновационной
сферы при реализации в отраслях
экономики критических
•
обеспечение благоприятных
• создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;
• внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды.
Систему методов государственного регулирования НТП можно условно разделить на две группы:
•
прямые (определение приоритетов
развития науки и техники, формирование
государственных органов
• косвенные (стимулирование, кредитование, налогообложение, амортизационная политика и др.).
Государство
определяет стратегические цели научно-технической
политики, формирует систему органов,
необходимых для их реализации. В
настоящее время функции
Информация о работе Основные черты и противоречия современного этапа НТП