Основные черты и противоречия современного этапа НТП

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 10:09, курсовая работа

Описание работы

Цель работы - исследование природы и специфики сохранения, развития научно – технического прогресса, научно – технического потенциала стран мировой экономики.

Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:

рассмотреть научно-технический прогресс, его сущность и проблемы воспроизводства экономической системой;
проанализировать особенности современного этапа научно – технического прогресса;
рассмотреть экономический потенциал стран, который предусматривает его развитие и сохранение;
рассмотреть основные элементы политики в области поддержки научно – технического инновационного потенциала и др.

Содержание

Введение. 3


Анализ научно-технического прогресса.
Экономическое содержание и функции НТП. 5
Истоки и периодизация НТП. 8
Основные черты современного этапа НТП. 10
Перспективные инновационные контуры. 14


2. Экономический потенциал государств мирового хозяйства.

Масштабы и глобальные тенденции ресурсного обеспечения
мировых НИОКР. 21

Российская наука и инновации. 29
Государственная инновационная политика в РФ. 33


Заключение. 39

Библиография. 42

Приложения. 44

Работа содержит 1 файл

курсовая 14 шр готова.doc

— 103.94 Кб (Скачать)

  Главные проблемы государственной научной  и инновационной политики Российской Федерации - непоследовательность, неспособность сформулировать и реализовать научные и инновационные приоритеты. Снижение объемов государственного финансирования науки до уровня малых стран Западной Европы не привело к повышению эффективности государственных расходов, к прогрессивным сдвигам в структуре приоритетов. Резерв оптимизации использования бюджетных средств для решения наиболее важных текущих проблем экономики и общества, создания заделов на перспективу не использован.

  Инновационная деятельность, основанная на реализации крупных научно-технических проектов, не стала и приоритетом развития компаний частного сектора России. Крупные компании - лидеры российского  сырьевого сектора сравнительно недавно приступили к формированию инновационных стратегий, лишь единицы  при этом позиционируются как  стратегические новаторы. Из всего  спектра сырьевых отраслей металлургия - наиболее продвинутая в технологическом  смысле отрасль, которая характеризуется  высоким уровнем передела первичного сырья, наличием нескольких компаний, активно ведущих НИОКР. Результатом  этого стали позитивная динамика технологической структуры, стабильно  высокая инвестиционная активность, рост глобальной конкурентоспособности.

  Среди отраслей новой экономики в России лидируют телекоммуникационные компании. Особенность инновационной модели этих компаний - широкое внедрение  передовых зарубежных сетевых технологий, локализация зарубежных технологических  решений, активное продвижение новых  услуг и продуктов на рынке. Немногие компании формируют инновационные  стратегии, связанные со ставкой  на самостоятельную разработку новых  технологий, целенаправленно проводят курс на построение, формирование и  реализацию инновационных стратегий.

  Один  из главных источников генерации  инноваций - малый инновационный  бизнес - сегодня в России находится  в неблагоприятных условиях. Количество вновь создаваемых малых инновационных  компаний с каждым годом снижается, а уровень технологий, которые  они продвигают, становится менее  конкурентоспособным. Большинство  успешных малых и средних инновационных  предприятий создано в начале 90-х годов XX века, т.е. на основе научного потенциала СССР.

  Мировой опыт показывает, что развитие рыночных отношений само по себе не является достаточным условием быстрого научно-технического роста, тем более в условиях спада промышленного производства, расстройства кредитно-финансовой и денежной сферы, галопирующей инфляции, кризиса неплатежей, которые породили в России беспрецедентное падение инвестиционной активности и соответственно снижение стимулов к инновационной деятельности.

  Сохранение  и развитие научно-технического потенциала России должно стать одним из основных приоритетов государственной политики. Назрела необходимость разработки принципиально новой государственной  доктрины научно-технического развития России, адекватной её общественно-государственным  интересам, целям реформ и долгосрочным перспективам экономики. Именно научно-технический  потенциал и его дальнейшее развитие должны помочь России найти своё место  в международном разделении труда  и стать одним из основных элементов  интеграции в мировую экономику.

  Основой для этого процесса служит сохраняющийся  высокий интеллектуальный потенциал  нации. И хотя по количеству Нобелевских  лауреатов в области естественных наук (9) Россия уступает США (160), Великобритании (44), Германии (24), Франции (10) и Швеции (10), она остаётся мировым лидером  в разработке ряда фундаментальных  проблем физики, математики, химии, физиологии, медицины, а также в  прикладных разработках лазерной и  криогенной техники, новых материалов, аэрокосмической техники, отдельных образцов военной техники и технологий, средств связи и коммуникаций, разработки программных продуктов для ЭВМ и др.

  В контексте мирового развития и с  учетом возможностей государственной  политики и предпринимательского сектора  по адаптации науки и инновационной  сферы к мировым тенденциям ситуация в сфере высоких технологий в  России в перспективе до 2015-2020 гг. для России может развиваться, по крайней мере, по четырем вариантам.

  1. Инерционный, пессимистический. Сохранение современных тенденций низкой фактической приоритетности научной и инновационной деятельности в общих приоритетах государства и частного сектора приведет к постепенной деградации научных коллективов по широкому спектру фундаментальных и прикладных исследований, в том числе формирующих новый технологический уклад. Это может означать окончательное закрепление за Россией статуса топливно-сырьевого придатка мирового постиндустриального ядра с постепенной потерей долгосрочных основ конкурентоспособности технологически сложных отраслей предыдущего, четвертого технологического уклада (авиа и ракетостроение, атомная промышленность, энергомашиностроение), формирующих производственную основу обороноспособности страны.

  2. Инерционный оптимистический. Доходы от сырьевого экспорта все больше используются (при активной государственной поддержке) для модернизации базовых отраслей обрабатывающей промышленности, транспорта и связи, а также для подтягивания отраслей информационного комплекса в регионах до показателей городов и регионов-лидеров. Реализация стратегии экономического рывка с опорой на технологические наработки лидеров развитого мира, в том числе через механизмы привлечения прямых инвестиций наукоемких ТНК, может обеспечить существенную экономию времени и средств, но требует высокого уровня обоснованности и гибкости экономической политики, выстраиваемой с учетом долгосрочных тенденций мирового развития.

  3. Умеренно оптимистический. Возможно нарастание постепенной позитивной динамики в госсекторе науки при условии его эффективной трансформации и создания "центров превосходства" на прорывных направлениях нового технологического уклада с перспективой создания экономически значимых открытий и новшеств во второй половине прогнозного периода. К этому же сценарию можно отнести переход ряда крупных компаний России, в том числе топливно-энергетических, на инновационный путь развития, к чему их подталкивает ожесточенная конкуренция на мировых рынках, все более связанная с обладанием научно-техническими знаниями, качеством человеческого капитала и реализацией организационно-управленческих инноваций. Сочетание этих тенденций в государственном и предпринимательском секторах позволило бы провести глубокую технологическую модернизацию производственного аппарата добывающих и перерабатывающих отраслей, сферы услуг и жилищно-коммунального хозяйства с опорой на национальных производителей. Этот вариант требует резкой активизации и повышения эффективности государственной научной и инновационной политики.

  4. Оптимистический. Это наименее реалистичный вариант, предполагающий наряду с решением перечисленных задач возможность создания мощного ядра экономически жизнеспособных отраслей современного хайтека и пpевращения на этой основе России в крупного производителя и экспортера высокотехнологичной продукции.

  В заключение отметим, что во всех вариантах  невозможно автаркическое развитие каких-либо наукоемких отраслей без  привязки к глобальному рынку, но маловероятна полноценная полномасштабная  интеграция российских производителей в мировой рынок хайтека. В  лучшем случае они сохранят и упрочат  свои "нишевые преимущества" на основе международной кооперации и  обеспечат потребности внутреннего  рынка страны в высокотехнологичной  продукции. Так или иначе, Россия, скорее всего, не сможет противопоставить Китаю, США, Японии и странам ЕС полного набора отраслей массового конкурентоспособного производства технологически сложных товаров и услуг.  

    1.   Государственная инновационная политика в РФ

  Государственная научно-техническая политика  выражает отношение государства к научной  и научно-технической деятельности, определяет цели, направления и формы  деятельности органов государственной  власти РФ в области науки, техники  и реализации достижений науки и  техники.

  Ее  основными целями являются:

  -развитие, рациональное размещение и эффективное  использование научно-технического  потенциала;

  -обеспечение  прогрессивных структурных изменений  в области материального производства, повышение его эффективности  и конкурентоспособности продукции;

  -увеличение  вклада науки и техники в  развитие экономики государства,  реализацию важнейших социальных  задач;

  -укрепление  обороноспособности страны;

  -улучшение  экологической обстановки и др.

  В условиях рыночной экономики одним  из главных является вопрос об источниках и принципах финансирования научно-технической  деятельности. В РФ в соответствии с законодательством финансовое обеспечение научной и научно-технической  деятельности основывается на его целевой  ориентации и множественности источников финансирования.

  Фундаментальные научные исследования финансируются  преимущественно за счет средств  федерального бюджета. Федеральные  научно-технические программы, приоритетные прикладные научные исследования и  экспериментальные разработки финансируются  за счет средств федерального бюджета, фондов поддержки научно-технической  деятельности и в порядке долевого участия за счет организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

  Работы  регионального значения могут финансироваться  за счет средств бюджетов субъектов  РФ, местных бюджетов, региональных фондов и в порядке долевого участия  за счет средств организаций, объединений, банков и других хозяйствующих субъектов.

  В РФ действуют также государственные, негосударственные и международные  фонды поддержки научной и  научно-технической деятельности. Научная  и научно-техническая деятельность может осуществляться также за счет грантов.

  Практика  регулирования научно-технического прогресса в странах с развитой рыночной экономикой позволяет выделить два типа организации взаимодействия государства и инновационного сектора. При одном подходе государство регулирует только макроэкономические процессы в области НТП и предоставляет полную свободу действий негосударственным структурам. В другом случае, напротив, государство осуществляет подавляющую часть функций регулирования, формирует научно-техническую и инновационную политику, определяет приоритеты в области развития науки и техники, обеспечивает концентрацию ресурсов, осуществляет и контролирует их распределение и использование.

  Ввиду специфики развития научно-технической  сферы России, значительной зависимости  ее от государства, неразвитости неправительственных  структур и ослабления интеграции науки  с производством представляется наиболее целесообразным использование  и развитие в переходный период к  рыночной экономике именно второго  подхода.

  Государственная инновационная политика – составная  часть социально-экономической политики, целью которой является содействие созданию конкурентоспособной экономики, базирующейся на эффективном использовании  имеющегося научно-технического потенциала, укрепление позиций России на мировых  рынках высоких технологий.

  Основными задачами инновационной политики РФ, являются:

  • развитие научного и производственно-технологического потенциала, включая фундаментальную  науку и систему подготовки кадров, для поддержания современного технологического уровня и перехода на более высокие  технологии;

  • выбор рациональных стратегий и  приоритетов развития инновационной  сферы при реализации в отраслях экономики критических технологий и инновационных проектов, оказывающих  влияние на повышение эффективности  производства и конкурентоспособности  продукции, определение конкретных организационных и экономических  механизмов развития этих приоритетных направлений;

  • обеспечение благоприятных экономических  и финансовых условий для активизации  инновационной деятельности, развития легального предпринимательства и  добросовестной конкуренции;

  • создание системы подготовки и переподготовки кадров в области инновационного предпринимательства;

  • внедрение мировых стандартов качества продукции и защиты окружающей среды.

  Систему методов государственного регулирования  НТП можно условно разделить  на две группы:

  • прямые (определение приоритетов  развития науки и техники, формирование государственных органов управления, прогнозирование, планирование, разработка федеральных целевых программ, финансирование);

  • косвенные (стимулирование, кредитование, налогообложение, амортизационная  политика и др.).

  Государство определяет стратегические цели научно-технической  политики, формирует систему органов, необходимых для их реализации. В  настоящее время функции государственного регулирования НТП в РФ возложены  на Министерство промышленности, науки  и технологий, Правительственную  комиссию по научно-инновационной политике, Министерство образования и другие органы. В конце 2001 г. в целях повышения  эффективности государственной  инновационной политики при Президенте РФ создан Совет по науке и высоким  технологиям инновационной сфере  РФ.

Информация о работе Основные черты и противоречия современного этапа НТП