Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Августа 2011 в 10:09, курсовая работа
Цель работы - исследование природы и специфики сохранения, развития научно – технического прогресса, научно – технического потенциала стран мировой экономики.
Реализация данной цели предполагает решение следующих задач:
рассмотреть научно-технический прогресс, его сущность и проблемы воспроизводства экономической системой;
проанализировать особенности современного этапа научно – технического прогресса;
рассмотреть экономический потенциал стран, который предусматривает его развитие и сохранение;
рассмотреть основные элементы политики в области поддержки научно – технического инновационного потенциала и др.
Введение. 3
Анализ научно-технического прогресса.
Экономическое содержание и функции НТП. 5
Истоки и периодизация НТП. 8
Основные черты современного этапа НТП. 10
Перспективные инновационные контуры. 14
2. Экономический потенциал государств мирового хозяйства.
Масштабы и глобальные тенденции ресурсного обеспечения
мировых НИОКР. 21
Российская наука и инновации. 29
Государственная инновационная политика в РФ. 33
Заключение. 39
Библиография. 42
Приложения. 44
Несколько
неопределенными выглядят перспективы
ресурсного обеспечения НИОКР в
ЕС. Как известно, регион ЕС в целом
отстает от США и Японии по уровню
и динамике наукоемкости, инновационное
развитие замедленно. Еще в 2000 г. в
Лиссабоне было принято решение
более широко использовать этот резерв
экономического и социального развития,
ускорить темпы роста финансового
и кадрового обеспечения НИОКР
и к 2010 г. довести их до уровня лидеров.
Однако уже в 2005 г. стало ясно, что
эти решения выполнить не удастся,
и их реализация была перенесена на
2013 г. При этом текущие показатели
свидетельствуют о том, что разрыв
в инновационной сфере
Формирование инновационного облика будущего - комплексный процесс, который включает, прежде всего, совокупность новейших тенденций научно-технического развития, масштабы финансирования, разработки и освоения принципиально новых технологий в компаниях частного сектора и в государственных научных центрах. Другая составляющая этого процесса - "инновационные планы", т.е. разнообразные элементы научной и инновационной политики, нацеленные на подготовку инновационной сферы к будущему, технологическое и социально-экономическое прогнозирование, выбор и финансирование долгосрочных приоритетов фундаментальной науки и образования в контексте стоящих перед каждой страной проблем.
В настоящее время основной объем научно-технических ресурсов мира сосредоточен в Индии, Китае, странах Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) и России. В 2004 г. на долю США приходилось около 30% мировых расходов на НИОКР, ЕС - около 25, Японии - 13% (табл. 2). Сложившаяся триада основных научно-технических центров (США, ЕС, Япония) будет расширяться в сторону динамичных стран Азии, прежде всего Китая и Индии.
В прогнозном периоде возрастет наукоемкость производства как отношение затрат на НИОКР к стоимости производимой продукции, капитальным вложениям в расчете на одного исследователя.
Большой
разрыв отмечается в объеме средств,
приходящихся на одного исследователя
и инженера, занятых в НИОКР
в западных и развивающихся странах,
— почти в 4 раза. Подобные различия
характерны не только для основных
подсистем мирового хозяйства, но и
внутри них, среди национальных хозяйств.
Семь крупнейших стран сосредоточивают
свыше 90% расходов на научные исследования
и разработки в странах ОЭСР (США
— 40%). Развитие НИОКР тесно связано с развитием
высшего образования, с наличием высококвалифицированной
рабочей силы. Помимо ведущих развитых
стран одна развивающаяся страна входит
в 10 крупнейших по масштабам расходов
на исследования – КНР (2,3% мирового объема
НИОКР в долларовом выражении).
Таблица 2.
Доля стран и регионов в финансировании НИОКР, %
2004 г. | 2005 г. | 2000 г. (оценка) | |
Европа | 24,6 | 23,8 | 23,4 |
Северная и Южная Америка | 37,8 | 37.5 | 37,1 |
США | 32,7 | 32,0 | 31.3 |
Азия | 37.6 | 38,7 | 39,5 |
Китай | 11,8 | 12,8 | 13,6 |
Япония | 13,0 | 12,6 | 12,4 |
Наибольшими показателями наукоемкости (отношение расходов на НИОКР к продажам) сейчас характеризуются компании, представляющие фармацевтическую промышленность, производство средств связи и услуги в этой области, приборостроение, программное обеспечение.
Рейтинг стран по абсолютным размерам расходов на НИОКР (2003г.), млн. долл. (прил.3).
Основные тенденции ресурсного обеспечения НИОКР начала XXI века в развитых странах будут, вероятно, продолжать действовать без кардинальных изменений в последующие 10-15 лет, а именно: рост расходов преимущественно за счет предпринимательского сектора, расширение кооперации частного бизнеса с университетами и государственными исследовательскими центрами, снижение прямого государственного финансирования частной промышленности и усиление косвенного стимулирования. Соотношение частного и государственного секторов в финансировании НИОКР будет стремиться к пропорции 70:30, но с колебаниями, отражающими специфику отдельных стран.
Государственные программы и приоритеты. Постепенная смена государственных приоритетов научно-технологического развития растянулась на несколько десятилетий. В Великобритании, США, Франции ее основными чертами являются:
В странах ОЭСР в целом возможно дальнейшее сокращение относительной доли государственного сектора в общенациональном финансировании НИОКР. За период 1992-2002 гг. величина этого показателя по странам ОЭСР сократилась с 35 до 29,9%, по странам ЕС - с 40 до 34%. Этот процесс затронул даже такую страну, как Франция, где очень сильны традиции дирижизма. За 1990-2001 гг. величина этого показателя здесь сократилась с 55 до 37%. Среди важнейших факторов, вызвавших относительное снижение доли государства в финансировании НИОКР, можно назвать сокращение военных расходов и отход от национальных крупномасштабных государственных научно-технологических программ. Что касается крупных государственных программ, мобилизующих национальные ресурсы для решения тех или иных научно-технологических задач стратегического характера, то на современном этапе развития они становятся все более неэффективными.
Впервые десятилетия XXI века продолжится переход (начатый в 90-х годах XX века) большинства развитых индустриальных стран к новой фазе государственной научно-технологической политики, генеральной направленностью которой становится решение социально-экономических задач. На первый план выходят требования решения наиболее насущных проблем, связанных с безработицей, здравоохранением и качеством жизни. Центром новой государственной научно-технической политики становятся нововведения как приоритетное средство социально-экономических изменений. Государство все больше играет роль партнера предпринимательского сектора, причем не в целях помощи предприятиям в деле максимизации прибыли, а для содействия коммерциализации наиболее эффективных в социальном плане нововведений.
В этих условиях первоочередными при выборе направлений развития становятся следующие соображения:
На
основе указанных критериев будет
происходить выбор основных приоритетных
направлений государственного финансирования.
Специфика каждой страны будет заключаться
в той комбинации различных дисциплин,
методов, подходов, а также различных
организационных, институциональных,
финансовых и прочих механизмов, которая
позволяет реализовать
Приоритетность
инновационной политики среди средств
и инструментов государственного регулирования
характерна для всех развитых стран.
На самом высоком политическом уровне
провозглашается и затем
В
феврале 2006 г. Президент США объявил
о новом комплексе мер
Во-вторых,
пересматривается система налоговых
льгот предпринимательскому сектору.
Действие современной системы налоговых
скидок на НИОКР не было перманентным,
система часто
В прогнозном периоде эти тенденции будут затрагивать все большее число стран.
Приоритеты частного сектора. За период 1995-2003 гг. доля предпринимательского сектора в общенациональных расходах на НИОКР увеличилась в Великобритании - с 65,0 до 66,0%; в Германии - с 66,5 до 71,3; в Китае - с 18 до 39 (период 1985- 2000 гг.); в США - с 71,8 до 75; во Франции - с 61,0 до 67; в Швеции - с 74,3 до 76,1; в Южной Корее - с 73,7 до 74,5; в Японии - с 70,3 до 72,7%. В прогнозный период эта тенденция будет только усиливаться.
Крупнейшие корпорации мира, как правило, входят в число лидеров по затратам на научные исследования. В конце прошлого века наиболее масштабные по объемам затрат научные и инновационные проекты осуществляли автомобилестроительные компании. За ними в США долго следовал информационно-компьютерный гигант IBM, а в 2003 г. впервые за историю своего существования выдвинулся Microsoft. Сейчас в группе лидеров научного развития несколько фармацевтических компаний. К характеристике лидеров инновационного развития следует добавить то важное обстоятельство, что концентрация ресурсов в этой сфере очень высока и, несмотря на бурный рост малых, и средних наукоемких компаний, большую часть национальных научных проектов ведут крупные компании. Так, в 2003 г. на долю 10 крупнейших корпораций пришлось 30% всех затрат на НИОКР американского бизнеса, а на 100 крупнейших - уже 90%.
В
большинстве новейших отраслей высоких
технологий размер фирмы по-прежнему
остается важнейшим фактором конкурентоспособности,
и лидером современной
Главный
ключ к успешной деятельности крупной
компании - непрерывные нововведения
по самому широкому фронту. Одинаково
важными становятся и производство
нового продукта, и внедрение новых
технологий, и разработка новых моделей
организации производства и управления,
и новые подходы к маркетингу,
и поиск новых сегментов рынка.
Долгосрочным структурным сдвигом
в деятельности крупных компаний
становится рост доли сферы услуг, куда
направляется значительная часть инновационных
проектов и торгового оборота.
Российская
наука сохраняет свои позиции
по некоторым результатам научной
деятельности, по вкладу в мировую
научную продукцию, но отстает в
реализации результатов, в уровнях
технологического развития, в эффективности
государственной научной и
Информация о работе Основные черты и противоречия современного этапа НТП