Опыт зарубежных стран в осуществлении приватизации и разгосударствления

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 21:42, курсовая работа

Описание работы

Приватизация – процесс разгосударствления собственности на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Основной причиной приватизации отдельных отраслей или предприятий является необходимость значительного повышения их экономической эффективности. В обобщенном понимании приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, ведущий к увеличению вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В более узком понимании приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия, акционерному обществу или частному лицу.

Содержание

Введение………………………………………………………….....2
1.Экономическое содержание приватизации и разгосударствления…………………………….......................4
2.Итоги и перспективы приватизации………………………15
3.Опыт зарубежных стран в осуществлении приватизации и разгосударствления…………………………………………..18
Заключение…………………………………………………………30 Литература………………………………………………………….32

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ +СОДЕРЖАНИЕ+ ТИТУЛЬНЫЙ ЛИСТ ГЛАВНАЯ.doc

— 161.50 Кб (Скачать)

Содержание

Введение………………………………………………………….....2

    1.Экономическое  содержание приватизации и разгосударствления…………………………….......................4

    2.Итоги и  перспективы приватизации………………………15

    3.Опыт зарубежных  стран в осуществлении приватизации  и разгосударствления…………………………………………..18

Заключение…………………………………………………………30 Литература………………………………………………………….32

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.

Приватизация  – процесс разгосударствления собственности  на средства производства, имущество, жилье, землю, природные ресурсы. Основной причиной приватизации отдельных отраслей или предприятий является необходимость значительного повышения их экономической эффективности. В обобщенном понимании  приватизация представляется как составной элемент государственной политики дерегулирования экономики, ведущий к увеличению вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В более узком понимании приватизация означает полную или частичную передачу права собственности на капитал определенного государственного предприятия, акционерному обществу или частному лицу. Приватизация предприятия не сводится к простой продаже имущества – она является инструментом дерегулирования экономики и означает продажу государством физическим и юридическим лицам прав собственности на имущество, а также прав распоряжения и пользования имуществом при одновременном снятии административных ограничений на деятельности предприятия.

Как правило, в пользу приватизации выдвигаются, две группы аргументов:

1) Идеологические: рыночная экономика должна базироваться  на частной  собственности.

2) Экономические:  государственные предприятия недостаточно  реагируют на изменения рыночной  ситуации, бюрократизированы, содержат  лишний персонал, экономически неэффективны.

Таким образом, можно сформулировать главную  цель приватизации – повышение эффективности использования объектов хозяйствования.

Отметим, что существует практика возвращения  имущества из государственной собственности их бывшим владельцам, которая  называется реприватизацией.

В России приватизация проводилась еще Петром I. По его указу на льготных условиях были отданы в частные руки около трех десятков промышленных предприятий. Основные мотивы — развитие предпринимательского духа в обществе и привлечение частного капитала к производительному использованию. Как своеобразную приватизацию можно рассматривать наделение крестьян землей при осуществлении Великой реформы 1861 г. за счет ранее не разделенных пахотных земель и угодий поместий. И еще наши современники были свидетелями и участниками самой массовой приватизации в истории человечества — передачи государственного имущества в бывших европейских социалистических странах и республиках бывшего СССР в частные руки.

Отечественные и зарубежные исследователи и  аналитики отмечают, что практике приватизации в России сопутствовали серьезные ошибки.

Приватизация  происходила в условиях отсутствия мощных гражданских институтов —  независимых профсоюзов, партий, имеющих  постоянный электорат, эффективных  органов местного самоуправления. В  стране за годы советской власти была разрушена духовно-нравственная среда и господствовало атеистическое мировоззрение.

Специфическая особенность России состоит в  том, что ей пришлось не просто проводить приватизацию каких-то отраслей, но почти с нуля создавать систему новых экономических отношений, что породило глубокую трансформацию социальных отношений и самого государственного устройства. Рассмотрение проблемы приватизации, а шире — построения рыночного (капиталистического) хозяйства в России требует некоторого обращения к недавней истории, в связи, с чем тема подведения итогов приватизации актуальна для России. Первые достаточно робкие попытки анализа и обобщения в нашей стране начались еще в 1990-е годы, продолжаются они и до сих пор. Несомненно, что анализ проблем приватизации собственности и осмысление последствий приватизации в России целесообразно делать, сопоставляя понимание функций, принципов и практики проведения приватизации в зрелой рыночной экономике и в экономике переходного периода с этапами и механизмами проведения приватизации в нашей стране.  

I.Экономическое содержание приватизации и разгосударствления.

Приватизация  является одним из важнейших преобразований при переходе к рынку и представляет особую систему экономических отношений, возникающих в связи с изменением формы собственности на средства производства: с «государственной» на «частную». Наиболее короткое определение приватизации формулируется как переход государственного имущества в частый сектор экономики. Связь понятия приватизации и разгосударствления заключатся в том, что приватизация является разгосударствлением собственности. Иногда эти процессы воспринимаются как возврат государственной собственности её истинным владельцам. Но до сих пор нет единого определения приватизации. В западных странах можно встретить множество определений, такие как:

- переход  прав собственности государства  в пользу частных лиц (частного  сектора) или смена государственной  собственности на частную;

- полная  продажа государственных предприятий  частным лицам;

продажа части активов;

 - передача функций государственной собственности частному сектору народного хозяйства с тем, чтобы распределение и взаимодействие ресурсов осуществлялось через рынок.

Несмотря  на разнообразие определений можно  выделить две основные модели приватизации: платная и бесплатная. Каждая из которых опирается на определенные доводы и аргументы.

Бесплатная  приватизация. Основные доводы в её пользу сводятся к следующему: так как при государственной монополии каждый гражданин являлся совладельцем собственности, то его надо превратить из формального в реального собственника наделив его частью государственного имущества. Таким образом должны возникнуть стимулы к производительному труду, к экономии затрат и более рациональному использованию ограниченных ресурсов. Практически реализация связана с наделением всех граждан приватизационными чеками - ваучерами.

Платная приватизация. В этом случае государственная собственность подлежит продаже по различным схемам. Основная идея этого процесса продажа на аукционах за деньги. Предполагается, что предварительно предприятие акционируется, а затем его акции продаются на фондовом рынке. Её сторонники указывают, что только в этом случае появится эффективный собственник. Кроме того, она приводит к увеличению доходной части бюджета.

Один из серьезных вопросов касающийся приватизации это сроки её проведения: или она должна быть растянутой на несколько десятилетий, или быстрой. Реальное её осуществление должно быть медленным по трем основным причинам:

1. сбережения, необходимые для приобретения в частную собственность объектов промышленности, накапливаются медленно;

2. требуется время, чтобы рынок стал хорошо функционировать и определил рыночную стоимость предприятий;

3. монополизированную социалистическую промышленность необходимо реструктурировать, прежде чем производственные предприятия можно было бы выставить на продажу;

Приватизация  с одной стороны, должна стать  элементом экономической реформы, ядром радикальных преобразований, а с другой, - инструментом государственного регулирования долговременного характера.

Основными критериями выбора способа приватизации являются отраслевая принадлежность и  размер предприятия, учет принципов  социальной справедливости и приоритета трудового коллектива, демонополизация, необходимость сохранения профиля предприятия и его производственного потенциала, рентабельность предприятия, привлечение инвестиций. Названные критерии обусловили следующие основные способы приватизации

  • акционирование (с закрытой подпиской или продажей акций);
  • продажа предприятий и имущества по коммерческому или инвестиционному конкурсу (на аукционе);
  • выкуп арендованного имущества;
  • банкротство.

На  основе опыта приватизации в странах с  рыночной экономикой и с экономикой переходного периода  можно сформулировать ряд принципов:

- приватизация не должна являться догмой или капризом моды, государственная собственность необходима как дополнение к рыночному механизму;

- приватизации  должны предшествовать реструктуризация  и разрушение неоправданных монополий;

- изменения  структуры собственности должны носить постепенный характер;

- обязательными  условиями приватизации должны  быть новые, инвестиции, совершенствование  управления, сохранение определенного  уровня занятости и социального  обеспечения, формирование и поддержка  средних слоев;

- приватизация должна проводится с учетом национальной безопасности;

- каждый  шаг приватизации должен быть  обоснованным, публичным и доступным  народному контролю.

Основные  концепции приватизации.

В условиях рыночной трансформации российской экономики в центре дискуссий чаще всего оказываются понятия «частная собственность», «приватизация», «разгосударствление», «коммерциализация».

В соответствии с «традиционным» подходом общественная и частная собственность рассматриваются  как два антагонистических типа собственности. Именно этот подход имел наибольшее распространение и обоснование в экономической литературе советского периода. В его рамках даже мелкая частная собственность, основанная на собственном труде, считалась антагонистичной общественной.

Второй  подход — «трудовой» - на первый план выдвигает такой критерий, как «трудовой» и «эксплуататорский» характер собственности. Понятие «трудовая собственность» может включать в себя, помимо общественной, и частную трудовую, и коллективную, и акционерную собственность.

Третий  подход, который по его собственному критерию можно назвать «субъектным», тяготеет к отождествлению частной  и индивидуальной собственности  безотносительно к типу и способу  производства.

Четвертый подход условно можно назвать  «западным»: в соответствии с ним негосударственная собственность является частной (хотя и не вся - отдельно выделяется кооперативная собственность). Поэтому и приватизация понимается как разгосударствление, т.е. переход средств производства из собственности государства в собственность пайщиков, акционеров, коллективов, индивидуальных владельцев, как сокращение государственного сектора.

Однако  приватизация не сводится к общей  политике дерегулирования экономики, ее государственного и негосударственного секторов. Напротив, она представляет собой элемент государственного регулирования долговременного характера. Коммерциализация предприятий федеральной и других видов государственной собственности, не подлежащих приватизации, проявляется в том, что в условиях рынка они функционируют на общественных началах как субъекты предпринимательской деятельности.

Массовый  характер приватизация может принять  только при использовании разных методов (в частности, акционирования и конкурсной продажи). Приватизация важна не сама по себе, а как взаимозависимость приватизации и деприватизации - двух возможных методов государственного воздействия на формирование экономической структуры общества, границ приватизации, взаимоотношений приватизированных и государственных предприятий.

а)Формы и методы приватизации

Формальная  приватизация. Данная форма приватизации предполагает перевод государственного предприятия в частноправовую форму. Это может происходить в порядке общего или частного правопреемства. Формальная приватизация ничего не меняет ни в отношениях собственности, ни в капиталовооруженности предприятия, ни в доступе к техническим знаниям или управленческим ресурсам. В процессе проведения формальной приватизации задачи государства не определяются заново. Для реализации этих задач государство использует инструменты частного права.

Информация о работе Опыт зарубежных стран в осуществлении приватизации и разгосударствления