Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является анализ олигополистической конкуренции на примере нефтяного рынка и его особенностей в России. Для решения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
Изучить теорию олигополии,
Изучить рынок нефти, формирования спроса и предложения,
Рассмотреть ценообразование на рынке нефти;
Исследовать особенности функционирования нефтяных компаний;
Сделать основные выводы по теме.
ведение 3
1. Теоретические аспекты олигополии 5
1.1 Понятие олигополии, основные признаки 5
1.2.Олигополия и рыночная концентрация 6
1.3 Проблемы эффективности крупных предприятий в современной российской экономике. 9
2.Нефтяной рынок 12
2.1Нефть как сырье 2
2.2 Рынок нефти и его структура 13
2.3 Цены на нефть и их экономическое значение 13
3.Вертикально-интегрированные нефтяные компании 16
3.1 Вертикально-интегрированные нефтяные компании - определение, основные признаки, особенности функционирования 16
3.2 Малые и средние нефтяные компании 18
3.3 Проблемы нефтеперерабатывающей промышленности 19
Заключение 21
Приложение А 23
Приложение Б 24
Список используемой литературы 26
Страны ОПЕК сумели договориться о сокращении добычи нефти и к середине 2000 года цены достигли $30 за баррель. С конца 2003 до 2005 включительно произошёл новый резкий скачок цен, в мае 2008 была достигнута цена $135, и удерживается на уровне выше $100. 19 апреля 2011 года цена на нефть составляет 119,99 $. Некоторые считают причиной этого скачка цен предполагаемое вторжение США в Иран, по мнению других, он знаменует начало давно ожидаемого нефтяного кризиса, когда истощающимся месторождениям всё труднее удовлетворить растущий спрос на нефть. Большинство аналитиков считают, что эта цена будет снижена. Одни называют цифру 40, другие 75 долларов за баррель.
Цена нефти в феврале 2008-го уже превышала психологически важную отметку в 100 долларов за баррель, в марте высокие темпы роста цен продолжились(110$). Максимальная цена нефти сорта WTI (Light Sweet) была достигнута 11 июля 2008 года, превысив $147 за баррель.
В октябре 2008 цена на нефть опустилась ниже 67 долларов за баррель в результате глобального экономического кризиса и достигла своего 12 месячного минимума. 9 апреля 2011 года была зарегистрирована максимально-высокая за последние полгода цена на баррель нефти, равная 129 долларам.
Следует отметить, что рост мировых цен на нефть всегда разгоняет долларовую инфляцию, так как США крупнейший потребитель нефти. [3]
3 Вертикально – интегрированные нефтяные компании
3.1 Вертикально
– интегрированные нефтяные
Начиная с 90-х годов прошлого столетия, происходило формирование нового состояния российского нефтяного сектора. Был создан новый нефтяной комплекс (НК), представляющий собой совокупность отраслей по геологоразведке, добыче, транспортировке, переработке нефти и распределению продукции переработки, и содержащий в себе все элементы производственно-коммерческой деятельности, обеспечивающей прохождение полного жизненного цикла нефти и нефтепродуктов.
Нефтяной комплекс является одним из ключевых элементов экономики России, от эффективности его функционирования на современном этапе зависит успех решения множества государственных социальных и экономических проблем. Важным в этой связи, является формирование новых и уточнение существующих теоретических подходов к содержанию и оценке бизнеса предприятий нефтегазовой отрасли.
Анализируя
корпоративные структуры такие
как вертикально-
Различают следующие типы слияний: горизонтальные – между корпорациями, работающими на одном сегменте рынка (в одной отрасли); цель слияния – расширения доли рынка компании покупателя, устранение конкурентов, укрупнение бизнеса для повышения его эффективности. Пример – объединение в 1999г. ЛУКОЙЛа и КомиТЭКа, СБС и Агропромбанка; вертикальные – слияние компаний в рамках единой технологической цепочки. Возможно несколько вариантов: первый вариант, когда компания - покупатель расширяет свой бизнес на стадию вверх (слияние с поставщиком сырья); второй вариант – бизнес расширяется на стадию вниз (слияние с конечным потребителем). В первом случае цель – получение доступа к относительно дешевым источником сырья, во втором случае – обеспечение рынка сбыта для своей продукции.
Указом Президента Российской Федерации
о приватизации российской
нефтяной промышленности № 1403 от 17 ноября
1992 года устанавливалось три типа организации
в данной отрасли:
1. Предприятия, вовлеченные в производство,
переработку и распределение;
2. Интегрированные компании («ЛУКойл»,
«Роснефть» и «Сургутнефтегаз»);
3. Транспортные компании - одна для сырой
нефти («Транснефть») и одна
для нефтепродуктов («Транснефтепродукт»),
таким образом ликвидировалась прежняя
жесткая структура нефтяного экспорта.
Три
крупнейшие интегрированные компании,
образованные в соответствии с Указом,
представляли собой вертикальную структуру
региональных производственных объединений
с единым руководящим центром, при
этом сами объединения - дочерние компании
являлись самостоятельными юридическими
лицами и вели собственный учет движения
своих средств. Как самостоятельные
в юридическом отношении
Особенности функционирования ВИНК в России заключается в
3.2 Малые и средние
Малые и средние нефтедобывающие компании в России испытывают ряд трудностей. Остановимся на трех основных проблемах, непосредственно связанных с совершенствованием законодательства.
3.3
Проблемы
Вертикальная
интеграция нефтеперерабатывающих
заводов России с нефтедобывающими
компаниями позволила улучшить положение
с поставками сырья на НПЗ и
реализовать планы по модернизации
этих заводов с целью улучшения
качества и ассортимента продукции.
В стратегическом плане создание
вертикально интегрированных
Недостаточная
эффективность отечественной
Отечественную нефтепереработку можно и необходимо увеличить путем создания сети мини-НПЗ в местах добычи сырья или вдоль действующих нефтепроводов, что позволит найти комплексное решение многих проблем – от становления малого и среднего бизнеса до производства и обеспечения регионов горюче-смазочными материалами. Это особенно актуально для удаленных от транспортных путей мелких и средних месторождений.
Однако
в России ситуация осложняется тем,
что крупные нефтедобывающие
компании, не заинтересованные в нефтепереработке
на месте, уже вышли на постоянные
рынки сбыта, и им невыгодно менять
сложившиеся схемы реализации сырья.
Небольшие компании, как правило,
не располагают средствами для приобретения
мини-НПЗ. Следует отметить, что многие
российские НИИ выполняют исследования
по международным грантам в
Наряду
с широким развитием
Дальнейшее развитие нефтехимической промышленности – это создание собственных производств синтетических каучуков для резинотехнической и шинной промышленности, химических волокон, различных композитов и целой гаммы полимерных материалов. Создание такого комплекса технологически увязанных производств позволит выпускать высокотехнологичные и наукоемкие виды продукции, которые в свою очередь вызовут ускоренное развитие других отраслей реального сектора экономики страны. Кроме этого, создание Национальной компании позволяет сформировать единую технологическую цепочку: разведка – добыча – транспортировка – переработка – нефтехимия – сбыт.
С
развитием
Заключение
В заключении хотелось бы еще раз указать на то, что в нефтедобывающих странах, к которым относится Россия, нефтяные компании играют большую роль в социально-экономическом развитии. Нефтяной комплекс является одним из ключевых элементов экономики России, от эффективности его функционирования на современном этапе зависит успех решения множества государственных социальных и экономических проблем. Однако неэффективное управление нефтяным комплексом не позволит добиться существенных изменений в развитии экономики в перспективе. Создание в 90-х годах ВИНК - объединений на финансово-экономической основе различных технологически-взаимосвязанных производств значительно улучшило ситуацию в экономике страны, была ликвидирована прежняя жесткая структура нефтяного экспорта. Однако все-таки существует ряд проблем: малые и средние нефтедобывающие компании в России испытывают ряд трудностей, непосредственно связанных с совершенствованием законодательства, также до сих пор существует большой разрыв между нефтедобывающими и нефтеперерабатывающими отраслями в экономике страны.
Отечественную нефтепереработку можно и необходимо увеличить путем создания сети мини-НПЗ в местах добычи сырья или вдоль действующих нефтепроводов, что позволит найти комплексное решение многих проблем – от становления малого и среднего бизнеса до производства и обеспечения регионов горюче-смазочными материалами. Это особенно актуально для удаленных от транспортных путей мелких и средних месторождений.
Однако в России ситуация осложняется тем, что крупные нефтедобывающие компании, не заинтересованные в нефтепереработке на месте, уже вышли на постоянные рынки сбыта, и им невыгодно менять сложившиеся схемы реализации сырья. Небольшие компании, как правило, не располагают средствами для приобретения мини-НПЗ. Следует отметить, что многие российские НИИ выполняют исследования по международным грантам в области технических наук.
От нефтяного бизнеса в российской экономике, к сожалению, зависит очень многое. Добываемую нефть в принципе можно продавать только на внутреннем рынке, но это требует смены политического режима и переориентации на авторитарном путь развития страны. Здесь возможные плюсы и минусы такой переориентации, так как считается такое развитие событий для России маловероятным на ближайшие десятилетия. Поэтому следует обратить на международном положении России в свете ее нефтяного бизнеса. Наша страна, являясь одним из крупных экспортеров нефти, во многом зависит от уровня мировых цен на нефть: в первую очередь от продаж нефти в Европу. Европейские страны также зависят от российской нефти. В каком-то отношении их зависимость сильнее, так как стран-покупателей больше, чем стран-продавцов нефти. Но тут нужно учитывать, что теперь почти все европейские страны входят в Евросоюз и им при некоторых обстоятельствах проще организовать протест российской нефти, чем прежде.
Информация о работе Олигополистическая конкуренция (на примере нефтяного рынка)