Олигополистическая конкуренция (на примере нефтяного рынка)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является анализ олигополистической конкуренции на примере нефтяного рынка и его особенностей в России. Для решения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
Изучить теорию олигополии,
Изучить рынок нефти, формирования спроса и предложения,
Рассмотреть ценообразование на рынке нефти;
Исследовать особенности функционирования нефтяных компаний;
Сделать основные выводы по теме.

Содержание

ведение 3
1. Теоретические аспекты олигополии 5
1.1 Понятие олигополии, основные признаки 5
1.2.Олигополия и рыночная концентрация 6
1.3 Проблемы эффективности крупных предприятий в современной российской экономике. 9
2.Нефтяной рынок 12
2.1Нефть как сырье 2
2.2 Рынок нефти и его структура 13
2.3 Цены на нефть и их экономическое значение 13
3.Вертикально-интегрированные нефтяные компании 16
3.1 Вертикально-интегрированные нефтяные компании - определение, основные признаки, особенности функционирования 16
3.2 Малые и средние нефтяные компании 18
3.3 Проблемы нефтеперерабатывающей промышленности 19

Заключение 21
Приложение А 23
Приложение Б 24
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

kursovaya_alyona.docx

— 96.90 Кб (Скачать)

Олигополия, значительно отличается от монополии. При монополистической конкуренции  решающей причиной несовершенства конкуренции  является дифференциация продукта. В  условиях олигополии этот фактор тоже имеет значение. Есть олигополистические отрасли, в которых дифференциация продукта значительна (например, автомобилестроение). Но существуют и отрасли, где продукт  является стандартизированным (цементная, нефтяная промышленность, большинство  подотраслей металлургии). Суть олигополии в сплаве координации и конкуренции. Однако главной причиной формирования олигополии является экономия от масштаба производства. Отрасль приобретает олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию на затратах и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими. Действует общее правило: чем меньше фирм в отрасли и чем крупнее каждая из них, тем легче им координировать свои действия и добиваться максимально высоких прибылей, регулируя цены на выпускаемую продукцию. И в этом смысле мы можем говорить о потенциальной опасности монополизации тех или иных отраслей экономики. Кроме того, чем меньше фирм, тем менее эластичен по цене спрос потребителя на данном рынке. Вследствие этого фирма может повышать цены на свою продукцию, не неся больших потерь в объеме продаж.

В соответствии с Законом РСФСР  «О конкуренции и ограничении  монополистической деятельности на товарных рынках», ключевое для антимонопольного законодательства определение доминирующего  положения хозяйствующего субъекта претерпело существенное изменение. Прежде всего уточнены критерии, по которым  выявляются монополисты на российских рынках. Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более  половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается  ниже, то отрасль считают действующей  в условиях монополистической конкуренции. Безусловным монополистом может  считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка, вместо 35% и более как это было раньше. Предприятие,  контролирующее от 35 до 65% рынка тоже может быть признано монополистом если имеет место «доминирующее  положение» хозяйствующего субъекта на рынке в конкретной рыночной ситуации.

Таким образом, в отечественной экономике  наряду со статистическими данными  о доле на рынке уделяется большое  внимание экономическому анализу, учитывающему факторы поведения, возможности  замещения и выхода на рынок новых  фирм.

Прежние 35 % доли рынка оставлены в качестве нижней границы, поэтому если субъект  имеет долю на рынке менее 35%, то его  положение не признается доминирующим. Сам факт доминирующего положения  ненаказуем. Антимонопольные органы следят не за доминирующим положением, а за злоупотребление им.

В настоящее время в отечественной  экономике ныне проводят оценку состояния  концентрации на товарных рынках по методике, используемой в развитых странах.

Для этого определяют: коэффициенты концентрации – доля на товарном рынке или  в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов СRЗ; индекс Херфиндаля—Хиршмана (НН1), который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка. (см. Приложение А)[7]

1.3.  Проблема эффективности  крупных предприятий в современной  российской экономике

Проблема эффективности  крупных предприятий, которые неизбежно  придают рынку олигополистический характер, особенно важна для экономики  России. Дело в том, что исторически  российская промышленность развивалась  в первую очередь как крупная  промышленность. Такое положение  сложилось еще в царской России.

Для советской экономики  также была свойственна непропорционально  высокая доля крупных предприятий  при явно заниженной по сравнению  с развитыми рыночными экономиками  доле мелких и средних предприятий (с числом занятых свыше 500 чел.), которая  достигала  почти 16 % и была в пять с лишнем раз выше, чем в ФРГ. Причем на этом процесс концентрации не остановился. К концу советской  эпохи (1987г.) доля крупных предприятий  дошла до 29,5 %, а трудились на них 85,1% всех занятых, т.е. чуть ли не все  работники промышленности.[11, с.17]

В новой рыночной экономике России возникло много мелких предприятий, что частично покрыло их дефицит. Поэтому доля крупных заводов  в общей численности предприятий  резко упала. Но фактически весь производственный потенциал по-прежнему сосредоточен на предприятиях-гигантах. Иначе говоря, крупные предприятия – это все что у нас есть. Другой промышленности Россия просто не имеет. И от эффективности их использования зависит судьба экономики страны.

Проблема  современной российской экономики, таким образом, состоит не столько  в том, чтобы не допустить ее развития по олигополистическому сценарию  (в силу преобладания крупных предприятий  это вряд ли осуществимо), сколько в том, чтобы фирмы-олигополисты действовали эффективно и были конкурентноспособными

по международным  стандартам.

Давайте рассмотрим олигополистическую конкуренцию  на примере нефтяного рынка. Поскольку находящиеся в условиях несовершенной конкуренции фирмы нефтяного рынка представляют собой такую рыночную структуру как олигополия.

Во-первых, на данном рынке конкурирует между  собой небольшое количество фирм, что соответствует первому признаку олигополии: от 2 до 10.

Во-вторых, нефтяной рынок является рынком сырья, поэтому преобладает однородность и тип продукции слабо дифференцирован.

В-третьих, существует наличие входных барьеров. Вход затруднен, поскольку существует необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи  с крупномасштабным производством  нефтяных фирм.

В-четвертых, немногочисленность фирм на рынке нефти  заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую  конкуренцию, ибо последняя в  таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они  понизят цену, то их конкуренты сделают  то же самое, что приведет к падению  доходов. Поэтому вместо ценовой  конкуренции, которая более результативна  в условиях современной конкуренции, “олигополисты” используют неценовые  методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Нефтяной рынок

 

2.1 Нефть как сырье

Сырая нефть - самое продаваемое  сырье в мире. Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом хозяйстве. Её доля в общем потреблении энергоресурсов непрерывно растет. Нефть относится к невозобновляемым ресурсам. Разведанные запасы нефти составляют (на 2004) 210 млрд т (1200 млрд баррелей), неразведанные — оцениваются в 52—260 млрд т (300—1500 млрд баррелей). Мировые разведанные запасы нефти оценивались к началу 1973 года в 100 млрд т (570 млрд баррелей). Таким образом, в прошлом разведанные запасы росли. В настоящее время, однако, они сокращаются.

За последние 35 лет потребление  нефти выросло с 20 до 30 млрд баррелей в год. Мировая добыча нефти на 2006 составляла около 3,8 млрд т, или 30 млрд баррелей. Текущая мировая добыча (в феврале 2011 года) была на уровне 89 млн. баррелей в сутки..Таким образом, при нынешних темпах потребления, разведанной нефти хватит примерно на 40 лет, неразведанной — ещё на 10—50 лет.

С 2000 г. по 2004 г. Россия обеспечила самый высокий прирост добычи нефти в мире. Прирост добычи нефти  в России был в три раза выше, чем у Организации стран экспортеров  нефти (ОПЕК). В настоящее время  Россия является одним из главных  факторов стабилизации мирового рынка  нефти. (см. Приложение Б) В 2010 году добыча нефти в России составляет 495 млн. тонн нефти.[2]

Нефть и газ являются одной из основ российской экономики, важнейшим  источником экспортных поступлений  страны, существенным источником доходов  бюджета.  Сырая нефть и нефтепродукты  составляют примерно 40% суммарного экспорта России. Российская Федерация выступает  как один из ведущих операторов в  международном нефтяном бизнесе, являясь  крупнейшим чистым экспортером нефти  после Саудовской Аравии. Россия, Норвегия и Мексика – единственные страны, не входящие в ОПЕК, среди 10 крупнейших чистых экспортеров мира. В 2010 году Россия экспортировала 233.9 млн. т. Нефти.  По сравнению с 2009 годом он вырос на 3.6%, однако был ниже на 1.9%, чем в 2007 году. За период с 1996 г. экспорт нефти фактически удвоился. [1,c.114-118]

 Рост экспорта сырой нефти  сдерживается транспортными «узкими  местами», поэтому российские нефтяные  корпорации надеются на увеличение  экспорта нефтепродуктов в будущем.  Но в настоящее время главный  вопрос экспорта российских нефтепродуктов  – их низкое качество.

2.2 Рынок нефти и его структура

 Изучая рынок отрасли страны нужно дать ограниченное понятие рынка отрасли. Рынок нефти – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (инвесторов) т.е. предъявителей спроса, и продавцов (поставщиков) т.е. производителей, тех, кто обеспечивает предложение нефти и нефтепродуктов. Что касается рынка нефти России то покупателей (потребителей) нефти и нефтепродуктов можно разделить на внутренних и внешних. К внутренним потребителям  относятся внутригосударственные подразделения, использующие данный вид сырья в производственных процессах, а также как топливо. К внешним потребителям относятся иностранные компании и инвесторы, которым из-за неимения своих нефтяных ресурсов приходиться приобретать нефтяное сырьё у России. Предъявителями спроса являются содружества, союзы, отдельные страны и мировой рынок - место, где встречаются совокупности стран и отдельно страны. Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 10 вертикально интегрированных компаний, их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России.

Сегодня  рынок нефти, являющейся частью топливно-энергетического  комплекса, является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично  развивающихся производственных комплексов российской экономики. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети объема промышленного производства, около  половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений  страны.  [1, с.118-119]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3 Цены на нефть и их экономическое значение

 

 

 

Цены на нефть с 1996 по 2010 года.

Источник: www.wikipedia.ru

Цены на нефть, как и  на любой другой товар, определяются соотношением спроса и предложения.

Каковы же основные факторы, влияющие на спрос и предложение?

  • Позиция стран-экспортеров нефти. ОПЕК может назначить ту или иную квоту для добычи. Очевидно, что волевое решение ОПЕК о снижении квоты сильно уменьшает предложение и толкает цену вверх.
  • Политическая нестабильность в богатых нефтью регионах – как фактор, затрудняющих поставки и транспортировку энергоносителя.
  • Аналогично – предложение могут снизить разнообразные (не относящиеся к политике) условия, препятствующие свободной торговле – например, природные катаклизмы, плохие погодные условия, аварии на трубопроводах и так далее.
  • Политические решения о увеличении или уменьшении запасов нефти в США. Небольшой уровень запасов может подтолкнуть спрос – работает беспокойство покупателей.
  • Общий рост/деградация мировой экономики: ведь чем больше мировое хозяйство, тем больше ему требуется энергии.
  • Научные разработки, принятие тех или иных законопроектов: например, к некоторому ослаблению позиций нефти привело увеличение в Европе доли автомобилей с двигателями, работающими на спирту.

Помимо этих, достаточно очевидных факторов, следует  отметить также следующее: во-первых, колебания курса могут быть вызваны попросту «крупной игрой» богатых инвесторов. Спекулятивный элемент на товарных рынках ничуть не меньше, чем на чисто финансовых. Во-вторых, необходимо принимать во внимание еще и курс американской валюты. Ведь товары (и черное золото в том числе) оцениваются по отношению именно к доллару – пара так и выглядит: USD/баррель.  А потому ослабление доллара означает подорожание нефти и наоборот.

 Если предложение  падает, цены растут до тех  пор, пока спрос не сравняется  с предложением. Особенность нефти,  однако, в том, что в краткосрочной  перспективе спрос малоэластичен:  рост цен мало влияет на  спрос. Редкий владелец автомобиля  начнёт ездить в автобусе из-за  роста цен на бензин. Поэтому  даже небольшое падение предложения нефти приводит к резкому росту цен. 

В среднесрочной перспективе (5—10 лет), однако, ситуация иная. Рост цен  на нефть заставляет потребителей покупать более экономичные автомобили, а  компании — вкладывать деньги в  создание более экономичных двигателей. Новые дома строятся с улучшенной теплоизоляцией, так что на их обогрев  тратится меньше топлива. Благодаря  этому, сокращение добычи нефти приводит к росту цен лишь в первые годы, а затем цены на нефть опять  падают.

В долгосрочной перспективе (десятилетия) спрос непрерывно увеличивается  за счет увеличения количества автомобилей  и им подобной техники. Относительно недавно в число крупнейших мировых  потребителей нефти вошли Китай и Индия. В XX веке рост спроса на нефти уравновешивался нахождением новых месторождений, позволявшим увеличить и добычу нефти. Однако многие считают, что в XXI веке нефтяные месторождения исчерпают себя, и диспропорция между спросом на нефть и её предложением приведёт к резкому росту цен — наступит нефтяной кризис. Некоторые считают, что нефтяной кризис уже начался, и рост цен в 2003—2008 годах является его признаком. Однако кризис прекратился, поскольку в 2009 году цены упали.

Так, потерпев поражение  в Войне Судного дня, арабские страны решили в 1973—1974 годах сократить добычу нефти на 5 млн баррелей в день, чтобы «наказать» Запад. Другие страны сумели увеличить добычу на 1 млн баррелей в день. Общая добыча нефти сократилась на 7 %, но цены выросли в 4 раза. Цены на нефть сохранялись на высоком уровне (хотя и не таком высоком, как во время бойкота) и в середине 1970-х годов, дальнейший толчок им дала иранская революция и ирано-иракская война. Своего пика цены достигли в начале 1980-х годов. После этого, по причинам, описанным выше, цены начали падать. За несколько лет они упали более чем втрое. После вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году цены выросли, но быстро упали опять, после того как стало ясно, что другие страны легко могут увеличить добычу нефти. После разгрома Ирака в 1991 году цены продолжали падать и достигли своего минимума $11 за баррель в 1998 году, что с учётом инфляции соответствует уровню начала 1970-х годов. В России это привело, в частности, к упадку нефтяной промышленности и стало одной из причин дефолта.

Информация о работе Олигополистическая конкуренция (на примере нефтяного рынка)