Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является анализ олигополистической конкуренции на примере нефтяного рынка и его особенностей в России. Для решения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
Изучить теорию олигополии,
Изучить рынок нефти, формирования спроса и предложения,
Рассмотреть ценообразование на рынке нефти;
Исследовать особенности функционирования нефтяных компаний;
Сделать основные выводы по теме.
ведение 3
1. Теоретические аспекты олигополии 5
1.1 Понятие олигополии, основные признаки 5
1.2.Олигополия и рыночная концентрация 6
1.3 Проблемы эффективности крупных предприятий в современной российской экономике. 9
2.Нефтяной рынок 12
2.1Нефть как сырье 2
2.2 Рынок нефти и его структура 13
2.3 Цены на нефть и их экономическое значение 13
3.Вертикально-интегрированные нефтяные компании 16
3.1 Вертикально-интегрированные нефтяные компании - определение, основные признаки, особенности функционирования 16
3.2 Малые и средние нефтяные компании 18
3.3 Проблемы нефтеперерабатывающей промышленности 19
Заключение 21
Приложение А 23
Приложение Б 24
Список используемой литературы 26
Олигополия,
значительно отличается от монополии.
При монополистической
В соответствии с Законом РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», ключевое для антимонопольного законодательства определение доминирующего положения хозяйствующего субъекта претерпело существенное изменение. Прежде всего уточнены критерии, по которым выявляются монополисты на российских рынках. Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где четыре крупнейшие фирмы производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции. Безусловным монополистом может считаться предприятие, контролирующее 65% и более товарного рынка, вместо 35% и более как это было раньше. Предприятие, контролирующее от 35 до 65% рынка тоже может быть признано монополистом если имеет место «доминирующее положение» хозяйствующего субъекта на рынке в конкретной рыночной ситуации.
Таким образом, в отечественной экономике наряду со статистическими данными о доле на рынке уделяется большое внимание экономическому анализу, учитывающему факторы поведения, возможности замещения и выхода на рынок новых фирм.
Прежние 35 % доли рынка оставлены в качестве нижней границы, поэтому если субъект имеет долю на рынке менее 35%, то его положение не признается доминирующим. Сам факт доминирующего положения ненаказуем. Антимонопольные органы следят не за доминирующим положением, а за злоупотребление им.
В
настоящее время в
Для этого определяют: коэффициенты концентрации – доля на товарном рынке или в отрасли трех крупнейших хозяйствующих субъектов СRЗ; индекс Херфиндаля—Хиршмана (НН1), который показывает влияние крупных компаний на состояние рынка. (см. Приложение А)[7]
1.3. Проблема эффективности
крупных предприятий в
Проблема эффективности
крупных предприятий, которые неизбежно
придают рынку
Для советской экономики
также была свойственна непропорционально
высокая доля крупных предприятий
при явно заниженной по сравнению
с развитыми рыночными
В
новой рыночной экономике России
возникло много мелких предприятий,
что частично покрыло их дефицит.
Поэтому доля крупных заводов
в общей численности
Проблема современной российской экономики, таким образом, состоит не столько в том, чтобы не допустить ее развития по олигополистическому сценарию (в силу преобладания крупных предприятий это вряд ли осуществимо), сколько в том, чтобы фирмы-олигополисты действовали эффективно и были конкурентноспособными
по международным стандартам.
Давайте рассмотрим олигополистическую конкуренцию на примере нефтяного рынка. Поскольку находящиеся в условиях несовершенной конкуренции фирмы нефтяного рынка представляют собой такую рыночную структуру как олигополия.
Во-первых,
на данном рынке конкурирует между
собой небольшое количество фирм,
что соответствует первому
Во-вторых,
нефтяной рынок является рынком сырья,
поэтому преобладает
В-третьих, существует наличие входных барьеров. Вход затруднен, поскольку существует необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством нефтяных фирм.
В-четвертых, немногочисленность фирм на рынке нефти заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях современной конкуренции, “олигополисты” используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж.
2 Нефтяной рынок
2.1 Нефть как сырье
Сырая нефть - самое продаваемое сырье в мире. Нефть занимает ведущее место в мировом топливно-энергетическом хозяйстве. Её доля в общем потреблении энергоресурсов непрерывно растет. Нефть относится к невозобновляемым ресурсам. Разведанные запасы нефти составляют (на 2004) 210 млрд т (1200 млрд баррелей), неразведанные — оцениваются в 52—260 млрд т (300—1500 млрд баррелей). Мировые разведанные запасы нефти оценивались к началу 1973 года в 100 млрд т (570 млрд баррелей). Таким образом, в прошлом разведанные запасы росли. В настоящее время, однако, они сокращаются.
За последние 35 лет потребление нефти выросло с 20 до 30 млрд баррелей в год. Мировая добыча нефти на 2006 составляла около 3,8 млрд т, или 30 млрд баррелей. Текущая мировая добыча (в феврале 2011 года) была на уровне 89 млн. баррелей в сутки..Таким образом, при нынешних темпах потребления, разведанной нефти хватит примерно на 40 лет, неразведанной — ещё на 10—50 лет.
С 2000 г. по 2004 г. Россия обеспечила
самый высокий прирост добычи
нефти в мире. Прирост добычи нефти
в России был в три раза выше,
чем у Организации стран
Нефть и газ являются одной из основ российской экономики, важнейшим источником экспортных поступлений страны, существенным источником доходов бюджета. Сырая нефть и нефтепродукты составляют примерно 40% суммарного экспорта России. Российская Федерация выступает как один из ведущих операторов в международном нефтяном бизнесе, являясь крупнейшим чистым экспортером нефти после Саудовской Аравии. Россия, Норвегия и Мексика – единственные страны, не входящие в ОПЕК, среди 10 крупнейших чистых экспортеров мира. В 2010 году Россия экспортировала 233.9 млн. т. Нефти. По сравнению с 2009 годом он вырос на 3.6%, однако был ниже на 1.9%, чем в 2007 году. За период с 1996 г. экспорт нефти фактически удвоился. [1,c.114-118]
Рост экспорта сырой нефти
сдерживается транспортными «
2.2 Рынок нефти и его структура
Изучая рынок отрасли страны нужно дать ограниченное понятие рынка отрасли. Рынок нефти – это институт или механизм, сводящий вместе покупателей (инвесторов) т.е. предъявителей спроса, и продавцов (поставщиков) т.е. производителей, тех, кто обеспечивает предложение нефти и нефтепродуктов. Что касается рынка нефти России то покупателей (потребителей) нефти и нефтепродуктов можно разделить на внутренних и внешних. К внутренним потребителям относятся внутригосударственные подразделения, использующие данный вид сырья в производственных процессах, а также как топливо. К внешним потребителям относятся иностранные компании и инвесторы, которым из-за неимения своих нефтяных ресурсов приходиться приобретать нефтяное сырьё у России. Предъявителями спроса являются содружества, союзы, отдельные страны и мировой рынок - место, где встречаются совокупности стран и отдельно страны. Более чем 100 компаний добывают нефть в России, но подавляющая часть добычи фактически находится в руках 10 вертикально интегрированных компаний, их объем производства составляет приблизительно 350 млн. т – 90% производства нефти в России.
Сегодня рынок нефти, являющейся частью топливно-энергетического комплекса, является одним из важнейших, устойчиво работающих и динамично развивающихся производственных комплексов российской экономики. На его долю приходится около четверти производства валового внутреннего продукта, трети объема промышленного производства, около половины доходов федерального бюджета, экспорта и валютных поступлений страны. [1, с.118-119]
2.3 Цены на нефть и их экономическое значение
Цены на нефть с 1996 по 2010 года.
Источник: www.wikipedia.ru
Цены на нефть, как и на любой другой товар, определяются соотношением спроса и предложения.
Каковы же основные факторы, влияющие на спрос и предложение?
Помимо этих, достаточно очевидных факторов, следует отметить также следующее: во-первых, колебания курса могут быть вызваны попросту «крупной игрой» богатых инвесторов. Спекулятивный элемент на товарных рынках ничуть не меньше, чем на чисто финансовых. Во-вторых, необходимо принимать во внимание еще и курс американской валюты. Ведь товары (и черное золото в том числе) оцениваются по отношению именно к доллару – пара так и выглядит: USD/баррель. А потому ослабление доллара означает подорожание нефти и наоборот.
Если предложение
падает, цены растут до тех
пор, пока спрос не сравняется
с предложением. Особенность нефти,
однако, в том, что в краткосрочной
перспективе спрос
В среднесрочной перспективе (5—10 лет), однако, ситуация иная. Рост цен на нефть заставляет потребителей покупать более экономичные автомобили, а компании — вкладывать деньги в создание более экономичных двигателей. Новые дома строятся с улучшенной теплоизоляцией, так что на их обогрев тратится меньше топлива. Благодаря этому, сокращение добычи нефти приводит к росту цен лишь в первые годы, а затем цены на нефть опять падают.
В долгосрочной перспективе (десятилетия) спрос непрерывно увеличивается за счет увеличения количества автомобилей и им подобной техники. Относительно недавно в число крупнейших мировых потребителей нефти вошли Китай и Индия. В XX веке рост спроса на нефти уравновешивался нахождением новых месторождений, позволявшим увеличить и добычу нефти. Однако многие считают, что в XXI веке нефтяные месторождения исчерпают себя, и диспропорция между спросом на нефть и её предложением приведёт к резкому росту цен — наступит нефтяной кризис. Некоторые считают, что нефтяной кризис уже начался, и рост цен в 2003—2008 годах является его признаком. Однако кризис прекратился, поскольку в 2009 году цены упали.
Так, потерпев поражение в Войне Судного дня, арабские страны решили в 1973—1974 годах сократить добычу нефти на 5 млн баррелей в день, чтобы «наказать» Запад. Другие страны сумели увеличить добычу на 1 млн баррелей в день. Общая добыча нефти сократилась на 7 %, но цены выросли в 4 раза. Цены на нефть сохранялись на высоком уровне (хотя и не таком высоком, как во время бойкота) и в середине 1970-х годов, дальнейший толчок им дала иранская революция и ирано-иракская война. Своего пика цены достигли в начале 1980-х годов. После этого, по причинам, описанным выше, цены начали падать. За несколько лет они упали более чем втрое. После вторжения Ирака в Кувейт в 1990 году цены выросли, но быстро упали опять, после того как стало ясно, что другие страны легко могут увеличить добычу нефти. После разгрома Ирака в 1991 году цены продолжали падать и достигли своего минимума $11 за баррель в 1998 году, что с учётом инфляции соответствует уровню начала 1970-х годов. В России это привело, в частности, к упадку нефтяной промышленности и стало одной из причин дефолта.
Информация о работе Олигополистическая конкуренция (на примере нефтяного рынка)