Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа
Основной целью курсовой работы является анализ олигополистической конкуренции на примере нефтяного рынка и его особенностей в России. Для решения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
Изучить теорию олигополии,
Изучить рынок нефти, формирования спроса и предложения,
Рассмотреть ценообразование на рынке нефти;
Исследовать особенности функционирования нефтяных компаний;
Сделать основные выводы по теме.
ведение 3
1. Теоретические аспекты олигополии 5
1.1 Понятие олигополии, основные признаки 5
1.2.Олигополия и рыночная концентрация 6
1.3 Проблемы эффективности крупных предприятий в современной российской экономике. 9
2.Нефтяной рынок 12
2.1Нефть как сырье 2
2.2 Рынок нефти и его структура 13
2.3 Цены на нефть и их экономическое значение 13
3.Вертикально-интегрированные нефтяные компании 16
3.1 Вертикально-интегрированные нефтяные компании - определение, основные признаки, особенности функционирования 16
3.2 Малые и средние нефтяные компании 18
3.3 Проблемы нефтеперерабатывающей промышленности 19
Заключение 21
Приложение А 23
Приложение Б 24
Список используемой литературы 26
Федеральное агенство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
"Томский политехнический университет"
______________________________
Инженерно-экономический факультет
Кафедра менеджмента
Олигополистическая конкуренция (на примере нефтяного рынка)
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студентка группы
3А01
Руководитель
Томск 2011
Содержание
Введение 3
1. Теоретические аспекты олигополии 5
1.1 Понятие олигополии, основные признаки 5
1.2.Олигополия и рыночная концентрация 6
1.3 Проблемы эффективности
2.Нефтяной рынок 12
2.1Нефть как сырье 2
2.2 Рынок нефти и его структура 13
2.3 Цены на нефть и их экономическое значение 13
3.Вертикально-интегрированные нефтяные компании 16
3.1 Вертикально-интегрированные нефтяные компании - определение, основные признаки, особенности функционирования 16
3.2 Малые и средние нефтяные компании 18
3.3 Проблемы нефтеперерабатывающей промышленности 19
Заключение 21
Приложение А 23
Приложение Б 24
Список используемой литературы 26
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной темы заключается в том, что одними из самых распространенных рыночных структур в нынешней экономике России являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой в современной рыночной структуре является олигополия.
Важную роль в
экономической и социальной сферах
нашей страны играет добывающая промышленность.
Сегодня трудно переоценить то исключительно
важное значение, которое имеет
нефтедобывающая отрасль в
Развитие нефтяного сектора экономики России в 2010 г. характеризуется сохранением тенденции роста производства нефти, нефтепродуктов. У Правительства РФ стоят проблемы эффективности регулирования ТЭК, в котором нефть занимает ведущее место. Чтоб решить эти проблемы нужно поставить следующие задачи: увеличить вложения в окружающую среду, т. е сохранить экологию, применять высокотехнологичную технику и оборудование и.т. д.
Изучая современную экономику можно сказать, что путь развития выбран неправильно. Нельзя без предварительного разрушения монополии технологий путем создания конкурентной среды продвинуться по пути построения рыночной экономики. Таким образом, главной задачей реформирования нефтегазового сектора, как и всей экономики страны, в настоящее время является целенаправленное создание конкурентной среды путем прямого инвестирования, разделения крупных предприятий, выдачи целевых кредитов, налоговых льгот, привлечение иностранных продавцов и инвесторов и др.
В начале 90-х годов
существовала возможность реализации
различных стратегий
Последствием этих факторов было следующее: не учитывалось в действительности, что монополия госсобственности ограничивает монополию технологий. Кроме приватизации, стратегией реформирования стало создание крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, включающих предприятия всей технологической цепочки: от добычи нефти и газа до поставки конечной продукции потребителям. Вертикально-интегрированные нефтяные компании позволили реализовать планируемую стратегию государства по показателям рынка нефти: добычу, экспорт и потребление. Как результат национализации собственности это создание крупной вертикально-интегрированной нефтяной компании «ЛУКОЙЛ».
Объектом исследования в данной курсовой является нефтяной рынок РФ.
Предметом исследования является олигополистическая конкуренция в России.
Основной целью курсовой работы является анализ олигополистической конкуренции на примере нефтяного рынка и его особенностей в России. Для решения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЛИГОПОЛИИ
1.1. Понятие олигополии. Основные признаки
Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру. Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Принято считать, что на олигополистическом рынке конкурируют между собой от 2 до 10 крупных фирм. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских товаров (автомобили).
Существование олигополии связано с ограничениями входа на данный рынок. Один из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи с крупномасштабным производством олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тысяч легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее 2,5 миллиона тонн стали и т.д. Дело в том, что крупных фирм в отрасли никогда может быть много. Уже многомиллиардная стоимость их заводов служит надежным барьером на пути, проникновения новых компаний в отрасль. Но даже если бы нашлись средства на сооружение большого числа гигантов, те не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать. Ведь емкость рынка ограничена. Потребительского спроса вполне хватает, чтобы поглотить продукцию тысяч мелких пекарен или авторемонтных мастерских. Однако никому не нужен металл в тех количествах, которые могли бы выплавить тысячи домен-гигантов.[4]
Немногочисленность фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители знают, что если они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна в условиях современной конкуренции, “олигополисты” используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж. [5]
1.2. Олигополия и рыночная концентрация
Можно выделить три принципиальные возможности поведения фирмы на олигополистическом рынке.
1.
Нескоординированная
2. Картель или сговор фирм, ориентирующихся на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли (более высокой, чем прибыли олигополистические) между участниками.
3.
"Игра по правилам", при которой
фирмы сознательно делают свое
поведение понятным и
Характерная
особенность
Картель
представляет собой соглашение нескольких
предприятий, устанавливающее для
всех участников объем производства,
цены на товар, условия найма рабочей
силы, обмена патентами, разграничения
рынков сбыта и долю каждого участника
в общем объеме производства и
сбыта. Его целью является повышение
цен (сверхконкурентного уровня), но не
ограничение производственной и
снабженческо-сбытовой деятельности участников.
Участники картеля имеют
Часто, фирмы устраивают сговор с целью стабилизировать неустойчивый рынок, или чтобы "уменьшить рискованность инвестиций, присущих для этого рынка". Вот список некоторых других форм соглашения о дележе рынка:
· Синдикат – форма объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, организует коллективный сбыт через единую торговую сеть;
· Трест – форма объединения, в которой участники теряют свою производственную и финансовую самостоятельность.
· Консорциум – временное объединение предприятий на основе общего соглашения для осуществления какого-либо проекта;
· Конгломерат – объединение разнопрофильных фирм. Обычно сохраняется высокая степень самостоятельности и децентрализация управления;
· Холдинг – головная компания, контролирующая деятельность других компаний, может не заниматься производственной деятельностью;
· Концерн – объединение предприятий, связанное общностью интересов.
В подавляющем большинстве стран мира процессы объединения предприятий контролируются антимонопольным законодательством.[8]
Антимонопольное
По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.[5]
Понятие рыночной концентрации тесно связано с количеством фирм-участников рынка, то есть компаний, выпускающих сходный продукт и конкурирующих между собой в борьбе за потребителя. Существуют различные показатели, измеряющие рыночную концентрацию. Отраслевой показатель рыночной концентрации чаще всего рассчитывается как доля продаж 4 или 8 крупнейших фирм в общем объеме отраслевого выпуска (в процентах). В отечественной статистике до недавнего времени использовался только один показатель рыночной концентрации — доля отдельного предприятия на рынке. Это явно недостаточно для объективной оценки. Использование зарубежного опыта позволяет обеспечить объективность при определении уровня концентрации, оценить структуру рынка и в конечном итоге повысить эффективность антимонопольной политики.
Информация о работе Олигополистическая конкуренция (на примере нефтяного рынка)