Олигополистическая конкуренция (на примере нефтяного рынка)

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Февраля 2013 в 21:24, курсовая работа

Описание работы

Основной целью курсовой работы является анализ олигополистической конкуренции на примере нефтяного рынка и его особенностей в России. Для решения поставленной цели предполагалось решить следующие задачи:
Изучить теорию олигополии,
Изучить рынок нефти, формирования спроса и предложения,
Рассмотреть ценообразование на рынке нефти;
Исследовать особенности функционирования нефтяных компаний;
Сделать основные выводы по теме.

Содержание

ведение 3
1. Теоретические аспекты олигополии 5
1.1 Понятие олигополии, основные признаки 5
1.2.Олигополия и рыночная концентрация 6
1.3 Проблемы эффективности крупных предприятий в современной российской экономике. 9
2.Нефтяной рынок 12
2.1Нефть как сырье 2
2.2 Рынок нефти и его структура 13
2.3 Цены на нефть и их экономическое значение 13
3.Вертикально-интегрированные нефтяные компании 16
3.1 Вертикально-интегрированные нефтяные компании - определение, основные признаки, особенности функционирования 16
3.2 Малые и средние нефтяные компании 18
3.3 Проблемы нефтеперерабатывающей промышленности 19

Заключение 21
Приложение А 23
Приложение Б 24
Список используемой литературы 26

Работа содержит 1 файл

kursovaya_alyona.docx

— 96.90 Кб (Скачать)

Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования

"Томский политехнический  университет"

__________________________________________________________________

 

 

                                                                                                                                 

 

 

 Инженерно-экономический факультет 

                                                                                                                      

Кафедра менеджмента                                                                                  

                                                                                         

                                                                                                                                                                    

 

 

 

 

Олигополистическая  конкуренция (на примере нефтяного  рынка)

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

 

 

   Студентка группы 3А01                                                                       Колесова А.А.

                                                                                       

 

 

   Руководитель                                                                                             Лившиц В.И.

                                                                                       

                                                                                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Томск 2011

 

 

 

Содержание

Введение 3

1. Теоретические аспекты олигополии 5

1.1 Понятие олигополии, основные  признаки 5

1.2.Олигополия и рыночная концентрация 6

1.3 Проблемы эффективности крупных  предприятий в современной российской  экономике. 9

2.Нефтяной рынок 12

2.1Нефть как сырье 2

2.2 Рынок нефти и его структура 13

    2.3 Цены на нефть и  их экономическое значение 13

3.Вертикально-интегрированные нефтяные компании 16

3.1 Вертикально-интегрированные нефтяные компании - определение, основные признаки, особенности функционирования 16

3.2 Малые и средние нефтяные компании 18

    3.3 Проблемы нефтеперерабатывающей промышленности 19

 

Заключение 21

Приложение А 23

Приложение Б 24

Список используемой литературы 26

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность  данной темы заключается в том, что  одними из самых распространенных рыночных структур в нынешней экономике России являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились  лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой в  современной рыночной структуре  является олигополия.

Важную роль в  экономической и социальной сферах нашей страны играет добывающая промышленность. Сегодня трудно переоценить то исключительно  важное  значение, которое имеет  нефтедобывающая отрасль в общей  структуре экономики современной  России.  Нефтяной комплекс является базовым сектором экономики нашей страны, играющим ведущую роль в формировании доходов государственного бюджета и активного платежного баланса страны. Поэтому рассмотрение вопроса олигополистической конкуренции на примере нефтяного рынка весьма актуально в настоящее время.

Развитие нефтяного сектора экономики России в 2010 г. характеризуется сохранением тенденции роста производства нефти, нефтепродуктов. У Правительства РФ стоят проблемы эффективности регулирования ТЭК, в котором нефть занимает ведущее место. Чтоб решить эти проблемы нужно поставить следующие задачи: увеличить вложения в окружающую среду, т. е сохранить экологию, применять высокотехнологичную технику и оборудование и.т. д.

Изучая современную  экономику можно сказать, что  путь развития выбран неправильно. Нельзя без предварительного разрушения монополии  технологий путем создания конкурентной среды продвинуться по пути построения рыночной экономики. Таким образом,  главной задачей реформирования нефтегазового сектора, как и всей экономики страны, в настоящее время является целенаправленное  создание конкурентной среды путем прямого инвестирования, разделения крупных предприятий, выдачи целевых кредитов, налоговых льгот, привлечение иностранных продавцов и инвесторов и др.

В начале 90-х годов  существовала возможность реализации различных стратегий реформирования нефтегазового комплекса России. Основными из них явились:

    • Сохранение государственного контроля за деятельностью предприятий топливно-энергетического сектора;
    • Приватизация предприятий и проведение политики, направленной на формирование самостоятельных нефтегазовых компаний, создание конкурентного рынка углеводородов, повышение эффективности использования материальных и трудовых ресурсов, продвижение международных инвестиционных проектов.

Последствием этих факторов было следующее: не учитывалось в действительности, что монополия госсобственности ограничивает монополию технологий. Кроме приватизации, стратегией реформирования стало создание крупных вертикально-интегрированных нефтяных компаний, включающих предприятия всей технологической цепочки: от добычи нефти и газа до поставки конечной продукции потребителям. Вертикально-интегрированные нефтяные компании позволили реализовать планируемую стратегию государства по показателям рынка нефти: добычу, экспорт и потребление. Как результат национализации собственности это создание крупной вертикально-интегрированной нефтяной компании «ЛУКОЙЛ».

Объектом  исследования в данной курсовой является нефтяной рынок  РФ.

Предметом исследования является олигополистическая конкуренция в России.

Основной целью  курсовой  работы является анализ олигополистической конкуренции на примере нефтяного  рынка и его особенностей в  России. Для решения поставленной цели предполагалось решить следующие  задачи:

    1. Изучить теорию олигополии,
    2. Изучить рынок нефти, формирования спроса и предложения,
    3. Рассмотреть ценообразование на рынке нефти;
    4. Исследовать особенности функционирования нефтяных компаний;
    5. Сделать основные выводы по теме.

 

 

 

 

 

 

 

1   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОЛИГОПОЛИИ

1.1. Понятие олигополии. Основные признаки

Термин “олигополия” применяется  в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько  фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. Почти все технически сложные отрасли промышленности: металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо- и самолетостроение и др., имеют именно такую структуру. Наиболее заметная черта олигополии состоит в немногочисленности действующих на рынке фирм. Принято считать, что на олигополистическом рынке конкурируют между собой от 2 до 10 крупных фирм. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Продукция, производимая фирмами, может быть как однородна, так и дифференцирована. Однородность преобладает на рынках сырья и полуфабрикатов: руды, нефти, стали, цемента; дифференциация - на рынках потребительских товаров (автомобили).

Существование олигополии связано с ограничениями  входа на данный рынок. Один из них - необходимость значительных капиталовложений для создания предприятия в связи  с крупномасштабным производством  олигополистических фирм. Сегодня общепризнано, что эффективным может быть предприятие, производящее не менее 500 тысяч легковых автомобилей в год, выплавляющее не менее  2,5  миллиона тонн стали  и т.д. Дело в том, что крупных фирм в отрасли никогда может быть много. Уже многомиллиардная стоимость их заводов служит надежным барьером на пути, проникновения новых компаний в отрасль. Но даже если бы нашлись средства на сооружение большого числа гигантов, те не смогли бы в дальнейшем прибыльно работать. Ведь емкость рынка ограничена. Потребительского спроса вполне хватает, чтобы поглотить продукцию тысяч мелких пекарен или авторемонтных мастерских. Однако никому не нужен металл в тех количествах, которые могли бы выплавить тысячи домен-гигантов.[4]

Немногочисленность  фирм на олигополистическом рынке заставляет эти фирмы использовать не только ценовую, но и неценовую конкуренцию, ибо последняя в таких условиях является более эффективной. Производители  знают, что если они понизят цену, то их конкуренты сделают то же самое, что приведет к падению доходов. Поэтому вместо ценовой конкуренции, которая более результативна  в условиях современной конкуренции, “олигополисты” используют неценовые методы борьбы: техническое превосходство, качество и надежность изделия, методы сбыта, характер предоставляемых услуг и гарантий, дифференциацию условий оплаты, рекламу, экономический шпионаж. [5]

1.2. Олигополия и рыночная  концентрация 

Можно выделить три принципиальные возможности  поведения фирмы на олигополистическом рынке.

1. Нескоординированная олигополия, при  которой фирмы не вступают  ни в какие контакты друг  с другом и не пытаются сознательно  найти точку устраивающего всех  равновесия.

2. Картель или сговор фирм, ориентирующихся на долгосрочное монополистическое равновесие с последующим разделом монополистической прибыли (более высокой, чем прибыли олигополистические) между участниками.

3. "Игра по правилам", при которой  фирмы сознательно делают свое  поведение понятным и предсказуемым  для конкурентов, чем облегчают  достижение равновесия в отрасли. 

Характерная особенность олигополистического  рынка - зависимость поведения каждой фирмы от реакции и поведения  конкурентов. Крупные размеры и  значительный капитал фирм крайне немобильны на рынке, и в этих условиях наибольшие выгоды обещает именно сговор между  олигополистическими фирмами в  целях поддержания цен и максимизации прибыли. Производители договариваются о сотрудничестве и заключают (иногда открытое и даже оформленное)  соглашение о дележе рынка  - “картельное  соглашение”.

Картель представляет собой соглашение нескольких предприятий, устанавливающее для  всех участников объем производства, цены на товар, условия найма рабочей  силы, обмена патентами, разграничения  рынков сбыта и долю каждого участника  в общем объеме производства и  сбыта. Его целью является повышение  цен (сверхконкурентного уровня), но не ограничение производственной и  снабженческо-сбытовой деятельности участников. Участники картеля имеют довольно мощный соблазн обмануть своих партнеров, снижая цены или активно рекламируя свой товар, что создает условия  для захвата части рынка. Вследствие этого многие картели представляют собой временную структуру рынка  и встречаются редко. Невозможность  полностью и постоянно использовать картель для взаимодействия олигополистических фирм вынуждает их идти на негласные  экономические соглашения, тайную экономическую  политику в области изменения  цен и разграничения сфер влияния. Поэтому законодательство многих стран  считает картельную практику незаконной и противодействует ей различными методами.  Классическим примером образования и существования до сих пор картельного соглашения является, например, Организация Стран Экспортеров Нефти (ОПЕК), которая в разные периоды своей истории контролировала от 25% до 60% производства нефти индустриальных стран. 

Часто, фирмы устраивают сговор с целью  стабилизировать неустойчивый рынок, или чтобы "уменьшить рискованность  инвестиций, присущих для этого рынка". Вот список некоторых других форм соглашения о дележе рынка:

               Организационно-экономические формы концентрации

· Синдикат – форма объединения предприятий, выпускающих однородную продукцию, организует коллективный сбыт через единую торговую сеть;

· Трест – форма объединения, в которой участники теряют свою производственную и финансовую самостоятельность.

· Консорциум – временное объединение предприятий на основе общего соглашения для осуществления какого-либо проекта;

· Конгломерат – объединение разнопрофильных фирм. Обычно сохраняется высокая степень самостоятельности и децентрализация управления;

· Холдинг – головная компания, контролирующая деятельность других компаний, может не заниматься производственной деятельностью;

· Концерн – объединение предприятий, связанное общностью интересов.

 

В подавляющем большинстве  стран мира процессы объединения  предприятий контролируются антимонопольным законодательством.[8]

   Антимонопольное законодательство  – совокупность нормативных актов,  направленных на ограничение  свободы предпринимательской деятельности  и свободы договора экономически-влиятельных  компаний. Наиболее часто ограничения  затрагивают создание картелей  или других механизмов поддержания  цен и раздела рынков; крупные  слияния и действия, которые могут  существенно увеличить возможность  продавца влиять на цену. На  данный момент антимонопольные  законы существуют в большинстве  стран мира.

  

 По мнению сторонников антимонопольного законодательства, оно защищает экономические интересы потребителей и способствует экономическому развитию. По мнению противников, антимонопольное законодательство является системой нарушения прав собственности и нередко или даже обычно приводит к негативным последствиям для потребителей и экономики в целом.[5]

  Понятие рыночной концентрации тесно связано с количеством фирм-участников рынка, то есть компаний, выпускающих сходный продукт и конкурирующих между собой в борьбе за потребителя. Существуют различные показатели, измеряющие рыночную концентрацию. Отраслевой показатель рыночной концентрации чаще всего рассчитывается как доля продаж 4 или 8 крупнейших фирм в общем объеме отраслевого выпуска (в процентах). В отечественной статистике до недавнего времени использовался только один показатель рыночной концентрации — доля отдельного предприятия на рынке. Это явно недостаточно для объективной оценки. Использование зарубежного опыта позволяет обеспечить объективность при определении уровня концентрации, оценить структуру рынка и в конечном итоге повысить эффективность антимонопольной политики.

Информация о работе Олигополистическая конкуренция (на примере нефтяного рынка)