Ограниченность ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 17:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы изучить природно-ресурсный потенциал в мировой экономике.

Задачи:

1) Изучить понятие природно-ресурсного потенциала,

2) Выявить роль природных ресурсов в мировой экономике,

4) Выявить проблемы сбережения и рационального использования природно-ресурсного потенциала в мировой экономике.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3-4 1. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ. 1.1. Ресурсы в экономике и их классификация…………………………………5-10 1.2 Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и проблема выбора…………………………………………………………………………….11-15 2. БЛАГА И ИХ ОГРАНИЧЕННОСТЬ. 2.1 Блага и их классификация…………………………………………………..16-18 2.2 Ограниченность благ………………………………………………………...19-20 3.Использование природных ресурсов России………………………………...21-22 3.1 Земельный ресурс……………………………………………………………23-24 3.2 Водный ресурс……………………………………………………………….25-27 3.3 Лесные ресурсы……………………………………………………………..28-31 3.4 Недра…………………………………………………………………………32-37

4. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ И БЛАГ 4.1 Современные проблемы нерационального использования ресурсов……38-41

4.2 Возможное решение проблемы ограниченности ресурсов и благ……….42-44 5.Природно-ресурсная политика России………………………………………45-48

Заключение………………………………………………………………………49-50

Список литературы……………………………………………………………...51-52

Работа содержит 1 файл

курсов .doc

— 227.00 Кб (Скачать)

Эффективность использования лесных ресурсов зависит  от уровня развития деревообрабатывающей промышленности. Несмотря на то, что  после 1998 г. наметился стабильный рост отрасли, доля перерабатываемой внутри страны древесины остается низкой. В структуре деревообрабатывающей промышленности преобладают производства начальной стадии обработки древесного сырья. На экспорт идет 37% заготавливаемой древесины. Столь значительный экспорт лесных ресурсов наносит экологический и экономический ущерб стране. Мы задешево истребляем свои леса для экспорта в другие страны, где наш лес перепродается втридорога для дальнейшей переработки, изготовления роскошной мебели из цельной древесины, высококачественных сортов бумаги.

С 1 февраля 2007 г. введен в действие новый «Лесной  Кодекс РФ», согласно которому основным принципом провозглашено устойчивое управление лесами, сохранение биологического разнообразия лесов, увеличение их потенциала /ст.П/. Кодекс достаточно полно учитывает специфику России при определении порядка владения, пользования и сохранения лесных ресурсов. В соответствии с Кодексом лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Оставаясь собственником лесных участков земельного фонда, государство имеет право передать на основе аренды функции пользования лесными ресурсами при условии соблюдения определенного Кодексом порядка их использования. Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной муниципальной собственности и прошедшие кадастровый учет. На лесных участках, предоставленных в аренду для заготовки древесины, лесовосстановление осуществляют арендаторы этих участков. Важно, что Кодекс предусматривает возможность прекращения арендных отношений при нарушении законодательства использования лесных ресурсов. Лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность и обязаны устранить выявленное нарушение и возместить причиненный вред.

Важно обеспечить контроль за исполнением  принятого законодательства. В маленькой  Финляндии контроль за порядком использования  лесных ресурсов осуществляет 2000 лиц, а в России их всего на 1000 больше1.

   Контроль  за порядком эксплуатации лесных ресурсов должен осуществляться профессиональными специалистами. Целесообразно подключение к этой работе студентов и выпускников факультетов соответствующего профиля. Речь идет о научной практике студентов в процессе обучения и обязательном распределении после окончания учебного заведения в соответствии с полученной специальностью. При этом нельзя ограничиваться административными мерами, обеспечивающими «обязаловку отработки». Важно, чтобы государство поддержало интерес работников лесного хозяйства, молодых специалистов на основе материальных и моральных стимулов, обеспечило им современную техническую оснащенность труда, включая специальные транспортные средства. Одновременно отрасли машиностроения должны быть сориентированы на удовлетворение потребностей лесного хозяйства в специальной технике и транспортных средствах. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.4 Недра 

Недра - уникальный природный ресурс России, позволяющий осуществить долгосрочную стратегию технологической переориентации экономики при одновременном решении социальных задач. В российских недрах содержится свыше 10% мировых разведанных запасов нефти, более 30% газа, 11% угля, 26% железных руд. По объему разведанных запасов никеля, платины, алмазов РФ занимает 1-3. место в мире 2. В 2005 г. Россия занимала 1 место в мире по добыче нефти и газа (соответственно 13% и 23% мировой добычи), 3 и 6 место по добыче бурого и каменного угля (5,1% мировой добычи), 5 место по добыче железной руды (5,3% мировой добычи). В 2005 г. на углеводороды приходилось 55,5% экспорта страны (в 1955 г. - 32,8%); в среднем за период 1992 - 2005 гг. - 44%)3. Отрасли ТЭК обеспечивают 54% доходов федерального бюджета.

В отличие  от других стран у России нет проблем  с обеспечением экономики топливно-сырьевыми ресурсами, но есть нерешенные проблем эффективности их использования. В настоящее время определена модель управления недропользованием со стороны государства как собственника недр в условиях рыночной экономики на основе использования Лицензионных соглашений на эксплуатацию месторождений. По данным Правительства РФ, через выданные лицензии распределено свыше 90% разведанных запасов полезных ископаемы. Главная обязанность государства -обеспечить поиск новых месторождений и контроль за выполнением компаниями обязательств в связи с правом на добычу полезных ископаемых. [21.с. 6.]

На данном этапе реальная управляемость процессами недропользования со стороны государства наталкивается на ряд трудностей, связанных со сложностью регулирования процессов на огромной территории, недостаточным потенциалом контролирующего аппарата, отсутствием полноценной информационной базы для стратегического планирования управленческих решений и контроля. Закон «О недрах» обеспечивает юридические предпосылки для разработки устойчивой модели эксплуатации недроресурсов, охватывающей весь комплекс взаимосвязанных технологических звеньев как непрерывного процесса на всей территории страны. С этой целью закон предусматривает создание единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, составление государственного баланса запасов полезных ископаемых, ведение государственного кадастра месторождений. Предусматривается также скоординированная работа Центра и субъектов федерации в области научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, связанных с использованием недр. Работа по организации информационных потоков баз данных по добыче, разведке, определению категорий запасов на основе взаимодействия федерального и регионального уровней начата. Так, при Департаменте- по нефти, газу и минеральным ресурсам создан Научно-аналитический Центр рационального недропользования им. В.И. Шпильмана. В Центре сформировано 50 баз данных по различным вопросам недропользования в регионах, сведенных в единую систему данных. Координация недропользования на региональном и страновом уровнях создает предпосылки для исключения практики выборочной эксплуатации наиболее богатых участков месторождений, ведущей к снижению коэффициента извлечения, безвозвратным потерям нефти в недрах порядка 200 млн т в год. что соизмеримо с половиной объема добычи нефти в стране.

                                           

Сейчас  в области российского недропользования чрезвычайно трудный период, связанный с приведением практики эксплуатации месторождений в соответствие с принятым законодательством. Экспертами выявлены тысячи случаев недропользования без лицензий или по лицензиям, не отвечающим требованиям законодательства, нарушения условий лицензионных соглашений. Нужен мощный контроль. Поскольку вопрос о контроле чрезвычайно остро стоит в области использования всех видов природных ресурсов, возможно, целесообразно создать Единый контролирующий Центр с сильной материально-технической базой и отлаженной системой привлечения к сотрудничеству других структур или Единый Технический Центр, скоординированно обслуживающий профильные контролирующие структуры, поскольку возникает необходимость проконтролировать на одной территории порядок эксплуатации нескольких видов природных ресурсов.

Необходимо  государственное регулирование экспортной политики в отношении топлива. Она должна быть предельно сдержанной, ограничивающей стремление компаний к обогащению при игнорировании общегосударственных интересов.

В настоящее  время значительная часть добычи основных ресурсов российских недр осуществляется для покрытия в них потребности других стран. В 2004 г. было экспортировано 56% добытой нефти, 54% дизельного топлива, 73,6% топочного мазута; по природному газу доля экспорта составила 31,5%, по углю 25,5% (экспортируется каменный уголь)1. Понятно, что экспорт топливных ресурсов необходим для получения взамен недостающих предметов производственного и личного потребления. Однако добыча недроресурсов, намного превышающая внутренние потребности в них, не отвечает провозглашенному принципу сохранения их для будущих поколений, а также обременяет страну серьёзными экологическими проблемами, в решении которых страны - импортеры не принимают участия. При определении цены на топливо экологический фактор не учитывается, хотя затраты на восстановление нарушенной поверхности площадей при его добыче и транспортировке по трубопроводной системе велики, а отчасти экологический ущерб вообще невозместим. Так, на стадии строительства трубопроводов от механического воздействия образуются зоны полного разрушения почвенно-растительного слоя земель. Происходит нарушение почв, подземных вод, растительного покрова, животного мира. Геосистема превращается в техногенную систему на всем протяжении трубопроводов. С момента начала эксплуатации трубопроводов к этим разрушительным факторам добавляется тепловое воздействие на ОС и фактор загрязнения ОС в результате утечек и возгорания транспортируемых продуктов. В РФ протяженность трубопроводов огромна, значительная часть из них преодолела гарантийный срок функционирования. Замена труб связана с большими финансовыми затратами, вложение которых часто откладывается, что ведет к авариям, пагубно влияющим на ОС.

В России разработаны законодательные и  нормативные документы относительно учета экологического фактора при строительстве и эксплуатации магистральных трубопроводов. Проблема экологической чистоты выполнения проектов большей частью упирается не в вопрос несовершенства российского экологического законодательства, а в нравствен ный уровень исполнителей проектов, как российских, так и иностранных. С течением времени осознание важности учета экологического фактора растет. Российский бизнес накапливает опыт заключения согласований, грамотных с точки зрения классификации затрат при строительстве и эксплуатации трубопроводов, предусматривающих соблюдение национальных интересов. Это подтверждает сравнение реализации проектов сахалинского и балтийского трубопроводов. Известны серьезные экологические нарушения при реализации сахалинского проекта, варварское отношение к российским природным ресурсам. Одновременно проявилось некорректное отношение к российской стороне иностранного инвестора, выразившееся в стремлении увеличить сметную величину затрат на проект российской стороны за счет включения в затраты по реализации проекта экологических расходов, которые являются по существу штрафными санкциями к иностранному инвестору

Расчёт  по данным : [19. с. 175,350.]

Особое  внимание высокому уровню экологической  безопасности уделено в проекте  «Балтийская трубопроводная система» (БТС). В проекте учитываются наиболее жесткие экологические российские и международные стандарты. В ходе проектных работ был проведен комплекс экологических исследований. Под эгидой МБРР процедура ОВОС была выполнена дважды по российским и международным стандартам. Учитывалось мнение по экологическим проблемам не только экспертных органов, но и общественности. В результате удалось минимизировать масштабы неблагоприятного воздействия на ОС и социальную сферу. Более 80% трассы проходит в технических коридорах действующих трубопроводов, строго соблюдаются нормативные расстояния от границ особо охраняемых природных территорий, водоохранных зон, населенных пунктов. Резервуары нефтеналивного терминала оснащены понтоном и плавающей крышей, позволяющими снизить выбросы загрязняющих веществ в атмосферу до 95 - 97%. В России (в Приморске) применены новые марки качественной стали (09Г2С) х: толщиной стенки труб 28 мм вместо 18. Антикоррозионная защита резервуаров выполнена по международному стандарту ИСО8501 с двадцатилетней гарантией качества. Пролив нефти в грунт предотвращается с помощью гидроизоляции Применены технологии, исключающие негативное воздействие на русло и ложе рек. Для предотвращения загрязнения прибрежных акватории введены мощные очистные сооружения. Создана аварийно - восстановительная служба, работники которой имеют сертификат Международной морской организации. Работает аккредитованная Госстандартом России лаборатория эко-аналитического контроля. Эксплуатация первой очереди Балтийской тру бопроводной системы подтверждает экологическую приемлемость воздействия на ОС введенных промышленных объектов.

Исходя  из стратегической необходимости экономного расходования отечественных недроресурсов, учитывая высокую степень воздействия  отрасли на ОС, нужно добиваться снижения экспорта недроресурсов на основе сбалансированного развития добывающих и обрабатывающих отраслей экономики. В свою очередь, строгий учет экологического фактора при определении цен на экспортируемые ресурсы способствовал бы рационализации использования наших недроресурсов в странах - импортёрах, интенсификации их поисков в области использования альтернативных энергетических ресурсов, содействовало бы снижению напряженности для России в области удовлетворения растущих потребностей стран в российских энергоресурсах.

За последние 10-15 лет в РФ немало сделано для  ориентации экономического развития с учетом экологического фактора. Наблюдается стабильная тенденция увеличения выделяемых финансовых средств на охрану природных ресурсов, хотя они все еще недостаточны. На этапе возрождения промышленного производства государство должно кардинально больше тратить средств и прилагать усилий к развитию отечественной обрабатывающей промышленности - основы рационализации использования природных ресурсов страны. Не умаляя роли предприятий в природоохранных мероприятиях, государство должно выделять больше средств на стимулирование предприятий к освоению экологически приемлемых технологий, обеспечивающих снижение техногенной нагрузки на ОС, природные ресурсы. Недостаточные затраты на предупреждающие природоохранные мероприятия вызывают высокий уровень текущих природоохранных затрат, связанных с расходами на обслуживание мощного сектора очистных сооружений в неэффективных и экологически неприемлемых производствах, на оплату штрафных санкций, расходами на ликвидацию последствий от экологических нарушений.

В области  использования природных ресурсов важно решать вопросы на основе постоянных консультаций с учеными, специалистами, владеющими фундаментальными знаниями о законах жизнедеятельности природных экосистем. Практика принятия чиновниками индивидуальных, в ряде случаев технологически необоснованных экологических нормативов, должна быть заменена системой технологических нормативов, разработанных на основе обоснований квалифицированных специалистов соответствующих отраслей. 
 
 
 

4. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ И БЛАГ.

4.1 Современные проблемы нерационального использования ресурсов.

Информация о работе Ограниченность ресурсов