Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2010 в 17:15, курсовая работа
Цель курсовой работы изучить природно-ресурсный потенциал в мировой экономике.
Задачи:
1) Изучить понятие природно-ресурсного потенциала,
2) Выявить роль природных ресурсов в мировой экономике,
4) Выявить проблемы сбережения и рационального использования природно-ресурсного потенциала в мировой экономике.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………...3-4 1. ОГРАНИЧЕННОСТЬ ЭКОНОМИЧЕСКИХ РЕСУРСОВ. 1.1. Ресурсы в экономике и их классификация…………………………………5-10 1.2 Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и проблема выбора…………………………………………………………………………….11-15 2. БЛАГА И ИХ ОГРАНИЧЕННОСТЬ. 2.1 Блага и их классификация…………………………………………………..16-18 2.2 Ограниченность благ………………………………………………………...19-20 3.Использование природных ресурсов России………………………………...21-22 3.1 Земельный ресурс……………………………………………………………23-24 3.2 Водный ресурс……………………………………………………………….25-27 3.3 Лесные ресурсы……………………………………………………………..28-31 3.4 Недра…………………………………………………………………………32-37
4. ПУТИ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ ОГРАНИЧЕННОСТИ РЕСУРСОВ И БЛАГ 4.1 Современные проблемы нерационального использования ресурсов……38-41
4.2 Возможное решение проблемы ограниченности ресурсов и благ……….42-44 5.Природно-ресурсная политика России………………………………………45-48
Заключение………………………………………………………………………49-50
Список литературы……………………………………………………………...51-52
2.2
Ограниченность благ.
Как уже
было сказано, для получения недостающих
потребительских благ, нужны косвенные
экономические блага – ресурсы.
Если бы ресурсы имелись в
Понятно, что блага не могут служить вечно, ведь если бы не нужно было заменять вышедшие из строя блага на новые, то не вставала так остро проблема ограниченности благ. Замена старых благ, на новые происходит в процессе общественного воспроизводства. Это процесс постоянного повторения и возобновления производства. В любом обществе процесс воспроизводства включает в себя следующие основные моменты:
1. Воспроизводство материальных благ.
Средства труда в процессе производства изнашиваются, предметы труда потребляются, предметы потребления тоже потребляются. Поэтому одна часть общественного продукта направляется на возобновление и расширение средств производства, другая — на восстановление потребленных предметов потребления.
2. Воспроизводство рабочей силы.
Чтобы участвовать в процессе производства, работник должен постоянно восстанавливать свою способность к труду. Воспроизводство рабочей силы в широком смысле означает подготовку нового поколения работников, которые обладают профессиональными качествами. Воспроизводство рабочей силы необходимо для воспроизводства благ.
3. Воспроизводство природных ресурсов и среды обитания человека.
Речь
идет о постоянном восстановлении плодородия
почвы, лесных массивов, поддержании
чистоты воздушного бассейна, тех
ресурсов, без которых невозможен
или затруднен процесс
4. Воспроизводство
отношений между людьми, возникающих
в производстве, распределении, обмене
и потреблении.
3.
Использование природных
ресурсов России
Принятая
международным сообществом
Сохранение и рациональное, бережное использование природных ресурсов формируют важный фактор перехода к экологически приемлемому способу развития. Отношение к природным ресурсам, характер их использования свидетельствуют о реальном отношении к проблемам экологии и одновременно выявляют технологический уровень экономики, эффективность хозяйствования, гражданственность общества.
Россия располагает несметными природными ресурсами, потенциально являющимися базой для развития многоотраслевой экономики. обеспечивающими национальную независимость и комфортные условия проживания. Земля, недра, богатые полезными ископаемыми, лесные и водные ресурсы образуют по разным оценкам от 40 до 60% национального богатства страны. Рациональное, экономное их использование важно для живущего и будущих поколений страны
3.1
Земельный ресурс.
Земельный ресурс. Согласно Земельному Кодексу РФ /Гл.1, ст. 12/ пользователи обязаны проводить мероприятия по сохранению почв и их плодородия. Закон предусматривает необходимость рекультивации нарушенных земель, снятие плодородного почвенного слоя при строительных работах и использование его для улучшения малопродуктивных земель. В целях своевременного выявления изменения состояния земель предусматривается государственный мониторинг земель, выработка рекомендаций для предупреждения и устранения последствий негативных процессов при их эксплуатации. На основе мониторинга составляется государственный кадастр в виде систематизированного свода документальных сведений о земельном ресурсе. Земельный кодекс предусматривает административную и уголовную ответственность за правонарушения при пользовании земельными площадями; одновременно правонарушитель обязан возместить и устранить причинённый вред /Гл.ХШ, ст.74/.
Принятый
Земельный Кодекс соблюдается пока
очень слабо. Не создана организационно-техническая
база для реализации контроля за предусмотренным
порядком пользования земельным ресурсом.
Вследствие необъятных земельных площадей
у населения исторически не выработалось
бережное отношение к этому жизнеобеспечивающему
ресурсу. В деятельность по сохранению
качества почв было втянуто только сельское
население, заинтересованное в их плодородии,
в то время как строители, работники добывающей
промышленности о сборе и сохранении нарушаемого
ими почвенного слоя не заботились. Сейчас
плодородный слой почвы с нарушенных земель
частично собирается и используется для
рекультивации и улучшения малопродуктивных
земель. В 2005 г. Было снято 10 млн куб. м плодородного
слоя почвы, которые были использованы
для рекультивации и улучшения земель;
на конец года было заскладиро-вано 151
млн куб. м плодородного слоя почв1
. Работа в этой области ведётся неравномерно,
сбор плодородного слоя почв неадекватен
количеству нарушаемых земель. Ежегодно
в России нарушается свыше 1 млн га земель
в связи с несельскохозяйственной деятельностью.
Снижается доля рекультивируемых земель.
Если в 1995 г. Было рекультивировано 160 тыс.
га, то в 2006 г. в 5 раз меньше, несмотря на
принятие Земельного Кодекса и увеличение
инвестиций в основной капитал на цели
рекультивации с 527 до 2041 млн руб. (в 3,8 раза).
[18. с. 45]
3.2
Водный ресурс
Водный ресурс - важнейший стратегический ресурс, обеспечивающий жизнь всему живому на Земле. При всём обилии воды на Земле, только 3% её относятся к пресным водам, из них всего 0,003% пригодны к потреблению. В России пресной воды на душу населения (29678 куб. м) приходится в 3 раза больше по сравнению с США, в 8 раз по сравнению с Японией, в 9 раз по сравнению с Италией и Францией, в 12 раз по сравнению с Великобританией, в 22 раза по сравнению с Германией. [1. с. 8] Большая часть водных ресурсов, рек РФ приходится на её азиатскую часть. Водный ресурс четырёх крупнейших рек азиатской части РФ (Лена, Енисей, Обь, Амур) в 3,9 раза превосходит водный ресурс четырех крупнейших европейских рек (Волга, Дон, Северная Двина, Печёра).
Естественное очищение воды в природе происходит до тех пор, пока интенсивность потребления воды не превышает интенсивность естественного восполнения ее запасов и пока не превышается «допустимое» количество загрязняющих выбросов в водоёмы. Поэтому прилагаются усилия к рационализации потребления водных ресурсов и снижению загрязняющих выбросов в водоёмы. Согласно Водному Кодексу использование водных ресурсов должно осуществляться в соответствии с принципами устойчивого развития с минимально возможными негативными последствиями для них /Гл.11, ст. 94/ Запрещается сброс в водные объекты и захоронение в них производственных, бытовых и других отходов. Устанавливаются нормы предельно допустимых вредных воздействий на водные объекты, которые не приведут к изменению экосистемы водного объекта. Введена система экономического регулирования использования, восстановления и охраны водных объектов. Основным его принципом является платность водопользования, предусматривающая платность за пользование, финансирование их восстановления и охраны, экономическое стимулирование рационального и бережного использования водных ресурсов. Платежи, связанные с пользованием водными объектами, поступают в виде регулярных взносов. За сверхлимитное изъятие воды устанавливается повышенная плата. Средства от платежей направляются на восстановление и охрану водных объектов. Платежи, взимаемые за сброс сточных вод с превышенным по сравнению с нормативами содержанием вредных веществ, поступают в Федеральный бюджет (10%), бюджет субъекта РФ (30%), местный бюджет (60%), /Гл.12, ст. 125/. За счет этих платежей образуются целевые экологические фонды на уровне бюджета РФ, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов, которые используются не менее, чем на 80% для финансирования мероприятий по восстановлению и охране водных объектов. [1. с. 8]
По данным Росстата, забор воды из природных водных источников в 1995-2000 гг., когда происходил спад производства, снизился на 12%. С ростом производства в 2004-2006 гг. забор воды увеличился с 69,2 до 70,1 млрд куб. м. Смена тенденции снижения показателя забора воды на противоположную в условиях наращивания темпов развития производства в определенных пределах естественно. Однако рост расхода водных ресурсов в России в значительной степени связан с низкой эффективностью их использования. Среднегодовой расход пресной воды на единицу произведенного ВВП в РФ (49 куб. м)/1000дол. ВВП) в 2,1 раза выше, чем во Франции, в 2,3 раза - чем в Германии, в 9,8 раза - чем в Великобритании. При возрастающей антропогенной нагрузке на водные источники естественное их восполнение в большей мере зависит от уровня загрязняющих выбросов в водоемы. За 1995-2005 гг. сброс загрязняющих сточных вод в водоемы снизился на 28%. Уменьшение загрязняющих выбросов в значительной степени обеспечено вводом в эксплуатацию станций для очистки сточных вод. Только в 1995 г. их мощность возросла на 1,4 млн куб. м в сутки, к 2005 г. мощность очистных сооружений была увеличена еще на 3,2 млн куб. м в сутки.
Одной из серьезных проблем, связанных с состоянием российских водных ресурсов, является интенсивное загрязнение азиатских рек. Мощность промышленного потенциала азиатской части РФ значительно уступает мощности промышленного потенциала европейской части РФ, тем не менее на азиатскую промышленность приходится 36% токсичных отходов, образуемых российской промышленностью. Неизбежное развитие промышленности в азиатской части РФ при медленных темпах замены загрязняющих ОС технологий экологически приемлемыми, может сравнительно быстро довести загрязнение азиатских рек до уровня загрязнения европейских рек РФ. [18. с. 110-111,36]
Представляются необоснованными рассуждения об использовании ресурсов пресной воды в качестве существенного источника пополнения бюджета страны. По оценкам ученых, в 2035-2043 гг. объем потребляемой пресной воды сравняется с ее доступными сохранившимися ресурсами. [10.с. 101]
Нам
надо думать не о том, как
продать воду, чтобы пополнить
бюджет за счет еще одного
природного ресурса, а как
3.3
Лесные ресурсы
Лесные ресурсы РФ самые большие и разнообразные в мире. Являясь богатейшим народнохозяйственным ресурсом, российские леса выполняют важную функцию мирового очистителя воздуха. Это налагает на Россию большую ответственность за сбалансированное пользование лесными ресурсами, обеспечение устойчивости в этом секторе экономики. На лесные земли приходится 51,6% общей площади земель, в 2003 г. они составили 882,9 млн га1. Государственный учет лесного фонда проводится раз в 5 лет Рослесхозом. В 2003 г. общая площадь земель лесного фонда составила1179 млн га по сравнению с 1182, млн га в 1988 г. (в том числе земли не занятые лесом, но предназначенные для нужд лесного хозяйства). Произошло уменьшение земель лесного фонда на 0,04%. Казалось бы, фонд сократился на небольшую величину, но в условиях России эти 0,04% равны общей площади земель лесного фонда Дании. Уменьшение площадей лесного фонда произошло за счет лесов третьей группы лесов многолесных районов, имеющих эксплуатационное значение. Это свидетельствует о недостаточной эффективности эксплуатации лесных ресурсов, невыполнении положения Лесного Кодекса относительно воспроизводства лесов и лесоразведения /Гл. 4/. В то же время увеличилась площадь лесов, выполняющих водоохранные, защитные, санитарно-гигиенические и оздоровительные функции, площади заповедников (леса 1-й группы), а также лесов малолесных районов, имеющих ограниченное эксплуатационное значение (2-я группа). В итоге запас древесины на корню удалось увеличить с 81,6 млрд куб. м в 1988 г. до 82,1 млрд куб. м. в 2003 г В целях сохранения лесных ресурсов федеральной целевой программой «Леса России» были предусмотрены меры по лесовосстановле-нию, лесоразведению, реконструкции лесных насаждений. На основе новых технологий заготовок леса предполагалось снизить потери древесины, которые составляют 20-30%; повысить уровень сохранения самосева и подроста на лесосеках до 70% на основе повышения уровня механизации лесозаготовительных работ. Однако принятые программы выполняются не полностью В целом по стране в период с 1995 г. роста эффективности ведения лесного хозяйства добиться не удалось. Коэффициент восстановления лесов снизился с 1,56 до 0,46. Если в 1995 г. лесовосстанов-ление было осуществлено на 1454 тыс. га, то в 2005 г. - лишь на 812 тыс. га, при этом наблюдается неуклонная тенденция снижения в течение всего периода. Посадка и посев лесов сократились с 265 тыс. га в 2001 г. до 194 тыс. га в 2006 г. Произошло некоторое повышение эффективности процессов заготовления древесины. Так, снизился показатель остатка невывезенной древесины, подлежащей реализации, с 769,7 тыс. куб. м в период 2000-2005 гг. до 447,3 тыс. куб. м, остаток неочищенных площадей уменьшился за это время с 67 тыс. га до 51 тыс. га. Невыполнение программ по лесовосстановлению привело к росту гибели лесов. Значительная часть утрачиваемых лесов (47%) гибнет от пожаров. 78% лесных пожаров происходит по вине населения. Хотя число пожаров сократилось с 26 в 1995 до 19 в 2005 г., площадь охвата лесных земель одним пожаром увеличилась с 13,8 тыс. га до 44 тыс. га, что говорит о нарушениях в планировке лесов, слабом реагировании соответствующих служб на пожары вследствие недостаточной технической оснащенности пожарных служб и несоответствия их количества площади лесных массивов РФ. [18.с. 231,63.]