Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:47, курсовая работа

Описание работы

В данной работе я хотела бы подробнее рассмотреть сущность государственного регулирования в области внешних эффектов и общественных благ. А это невозможно без раскрытия последних. Я попытаюсь раскрыть понятие общественных товаров, исходя из классификации экономических благ, затем необходимо будет осветить проблему внешних эффектов и их государственное регулирование.

Содержание

Введение
Классификация экономических благ. Особенности общественных благ.
Внешние эффекты.
Экономические функции правительства.
Заключение.
Список используемой литературы.

Работа содержит 1 файл

Общественные блага.doc

— 271.00 Кб (Скачать)

   2) Название «чисто общественный  товар» вряд ли вполне корректно  – хотя бы по тому, что явно небезупречен тезис о бесплатности общественных благ. Так, расходы на оборону составляют, не секрет, существенную часть бюджетных расходов, формируемых главным образом за счет налоговых поступлений от предприятий и населения (прямых и косвенных). В данном отношении услуги оборонного комплекса для каждого потребителя вовсе не бесплатны. Что касается маяков, то во многих странах (в том числе и России) государством утверждаются ставки «маячного сбора», который платят владельцы судов за каждый кубометр условного объема судна при каждом входе в порт или транзитном проходе. Большинство общественных благ требуют весьма значительных затрат на производство и распределение, которые поэтому обычно не вписываются в критерии рыночной эффективности. Тот факт, что частные рынки не поставляют (или поставляют слишком мало) общественных товаров, служит основным мотивом для многих действий государства. Сколько должно тратить государство на производство и распределение общественных благ – предмет не только концептуальных дискуссий, но и жарких бюджетных баталий парламентариев.

     Каждый производитель негативной  экстерналии обязан платить корректирующие  налоги и субсидии. Корректирующий  налог (налог Пигу) устанавливается  в размере, равном предельным  внешним издержкам на каждую единицу выпускаемой продукции :

   Т = МЕС,

   где Т - размер корректирующего налога.

   Тогда MPC + T = MSC, и кривая предельных частных издержек с учетом налога Пигу совпадает с кривой предельных социальных издержек. Это ведет к сокращению производства продукции с отрицательными внешними эффектами до оптимального уровня Qt = Qs (рис. 11).  
 

          P                                     ST                                                    

                                                                                                             

                                                                                                               

                                                                                                               

                                        T=MEC     S1                                          

         PT                                                                                          

                                                                                                             

                                                                                                           

         PS                                                                                        

                                                                                                             

                                                                                                            

                                                                                                            

                                                                                                             

                                   QT     QS                                                                  Рисунок 11                                        

                                                                          Q                                 

   Корректирующая  субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции с позитивными экстерналиями :

   G = MEB,

   где G - размер корректирующей субсидии.

   Тогда MPB + G = MSB, и кривая предельной частной выгоды с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной выгоды. Это приведет к росту производства продукции с положительными внешними эффектами до эффективного с точки зрения размещения ресурсов уровня Qg = Qs (рис. 12).

          P                                                                                         

                                                                                                             

                                                                                                               

             G=MEB                               S                                                     

                                                                                                               

                                                                                                              

                                                                                                             

                                                                                                           

                                                                                                            

                                                         Dg                                         

                                                                                                            

                                             D1                                                    

                                                                                                              

                               Qs     Qg                             Q                                  Рисунок 12                                      

                                                                                                                                         

   Однако  практические проблемы установления корректирующих налогов и субсидий также значительны. Это тоже связано с высокими административными  и трансакционными издержками сбора  необходимой информации, в том  числе установления конкретных субъектов и объектов налогообложения и субсидирования, оценки конкретных размеров налогов и субсидий, практических измерений (например, выбросов в атмосферу) и т.д. Свою роль играет и противоречие интересов вовлеченных в такие проблемы сторон - производителей и потребителей продукции и получателей внешних эффектов. Корректирующие налоги и субсидии не могут решить полностью проблемы, возникающие благодаря существованию внешних 
эффектов. Во-первых, в реальной практике довольно трудно точно исчислить предельные издержки и выгоды. Во-вторых, размеры ущерба определяются в ходе юридических и политических дискуссий весьма приблизительно. И наконец, отнюдь не последнюю роль играет то обстоятельство, что корректирующие налоги, которые платят производители благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, отнюдь не всегда достигают поставленной цели. Все это предопределило критику корректирующих налогов и субсидий и попытки нахождения принципиально новых путей решения проблемы. Тем не менее некоторые налоги и субсидии уже используются в практике отдельных стран.
 

    Одним из самых распространенных отрицательных внешних эффектов является загрязнение окружающей среды. В основном загрязнения связаны с производственной деятельностью фирм и предприятий. Оно возникает потому, что ядовитые газы, токсичные элементы и груды твердого вещества являются побочными продуктами многих производственных и технологических процессов. Здесь важную роль играет формирование рынка прав на побочные эффекты:

   Один из самых новых подходов, предложенных для ликвидации негативных побочных эффектов, связан с теоремой Коуза. Суть этого подхода заключается в формировании рынка прав на побочные эффекты. Давайте ограничим наши рассуждения проблемой загрязнения окружающей среды, хотя такой подход применим и к другим побочным результатам. Основная причина для формирования рынка прав на загрязнение окружающей среды состоит в том, что воздух, реки, озера, океаны и гocyдарственные земельные участки, такие, как парки и улицы, являются первичными объектами загрязнения, поскольку права пользования этими ресурсами либо принадлежат всему обществу, либо не регулируются законом. В результате ни у частных лиц, ни у ведомств нет стимулов ограничивать использование этих ресурсов, сохранять их чистоту или качество, потому что ни у кого нет прав на денежное возмещение расходов на подобную деятельность. Мы сохраняем свою собственность - периодически красим и ремонтируем свой дом отчасти потому, что получим назад стоимость этих улучшений, когда будем ее продавать. Но пока "права" на воздух, воду и некоторые земельные ресурсы принадлежат всем, и все ими свободно пользуются, не будет стимулов, чтобы их сохранять или ограничивать их использование. Вследствие этого природные ресурсы "чрезмерно потребляются" и тем самым загрязняются. Поэтому вносится предложение, чтобы соответствующее ведомство, контролирующее загрязнение окружающей среды, определяло количество загрязняющих веществ, которое может быть выброшено в воду или в воздух в данном районе в течение года при сохранении качества воды или воздуха на определенном приемлемом уровне. Загрязнение окружающей среды должно контролироваться государственным органом, устанавливающим количество загрязняющих веществ, которое атмосфера или водоем могут «переработать», и подающим это ограниченное количество прав тем, кто загрязняет окружающую среду. Цель этой меры состоит в том, чтобы превратить окружающую среду в редкий ресурс, имеющий определенную цену.

     В будущем с развитием экономики  и ростом населения спрос на права загрязнения возрастет, но это приведет не к увеличению загрязнения, а повышению цен на права загрязнения. Например, ведомство определяет, что 500 т загрязняющих веществ может быть сброшено в столичное озеро и "переработано" природой. Следовательно, 500 прав на загрязнение, каждое из которых позволяет их владельцу в данном году сбрасывать в озеро 1 т загрязнителей, ежегодно предлагаются для продажи. Суммарное предложение прав на загрязнение не изменяется, поэтому оно абсолютно неэластично, как показано на рисунке 13.  

                                                                                                          

          P                                                                                         

                                                                                                             

                        D(2000)      S                                                                      

                 D(1990)                                                                                    

                                                                                                                

        200                                                                                            

                                                                                                            

                                                                                                           

                                                                                                            

                                                                                                             

        100                                                                                          

                                                                                                            

                                                                                                             

                                                                                                        

                                   500        750            100   Q                        

                                                                                                Рисунок 13                         

Информация о работе Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование