Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:47, курсовая работа
В данной работе я хотела бы подробнее рассмотреть сущность государственного регулирования в области внешних эффектов и общественных благ. А это невозможно без раскрытия последних. Я попытаюсь раскрыть понятие общественных товаров, исходя из классификации экономических благ, затем необходимо будет осветить проблему внешних эффектов и их государственное регулирование.
Введение
Классификация экономических благ. Особенности общественных благ.
Внешние эффекты.
Экономические функции правительства.
Заключение.
Список используемой литературы.
2)
Название «чисто общественный
товар» вряд ли вполне
Каждый производитель
Т = МЕС,
где Т - размер корректирующего налога.
Тогда
MPC + T = MSC, и кривая предельных частных издержек
с учетом налога Пигу совпадает с кривой
предельных социальных издержек. Это ведет
к сокращению производства продукции
с отрицательными внешними эффектами
до оптимального уровня Qt = Qs (рис. 11).
P
PT
PS
QT
QS
Корректирующая субсидия устанавливается в размере, равном предельной внешней выгоде на каждую единицу выпускаемой продукции с позитивными экстерналиями :
G = MEB,
где G - размер корректирующей субсидии.
Тогда MPB + G = MSB, и кривая предельной частной выгоды с учетом такой субсидии будет совпадать с кривой предельной общественной выгоды. Это приведет к росту производства продукции с положительными внешними эффектами до эффективного с точки зрения размещения ресурсов уровня Qg = Qs (рис. 12).
P
G=MEB
S
Qs Qg
Q
Рисунок 12
Однако
практические проблемы установления корректирующих
налогов и субсидий также значительны.
Это тоже связано с высокими административными
и трансакционными издержками сбора
необходимой информации, в том
числе установления конкретных субъектов
и объектов налогообложения и субсидирования,
оценки конкретных размеров налогов и
субсидий, практических измерений (например,
выбросов в атмосферу) и т.д. Свою роль
играет и противоречие интересов вовлеченных
в такие проблемы сторон - производителей
и потребителей продукции и получателей
внешних эффектов. Корректирующие налоги
и субсидии не могут решить полностью
проблемы, возникающие благодаря существованию
внешних
эффектов. Во-первых, в реальной практике
довольно трудно точно исчислить предельные
издержки и выгоды. Во-вторых, размеры
ущерба определяются в ходе юридических
и политических дискуссий весьма приблизительно.
И наконец, отнюдь не последнюю роль играет
то обстоятельство, что корректирующие
налоги, которые платят производители
благ, характеризующихся отрицательными
внешними эффектами, отнюдь не всегда
достигают поставленной цели. Все это
предопределило критику корректирующих
налогов и субсидий и попытки нахождения
принципиально новых путей решения проблемы.
Тем не менее некоторые налоги и субсидии
уже используются в практике отдельных
стран.
Одним из самых распространенных отрицательных внешних эффектов является загрязнение окружающей среды. В основном загрязнения связаны с производственной деятельностью фирм и предприятий. Оно возникает потому, что ядовитые газы, токсичные элементы и груды твердого вещества являются побочными продуктами многих производственных и технологических процессов. Здесь важную роль играет формирование рынка прав на побочные эффекты:
Один из самых новых подходов, предложенных для ликвидации негативных побочных эффектов, связан с теоремой Коуза. Суть этого подхода заключается в формировании рынка прав на побочные эффекты. Давайте ограничим наши рассуждения проблемой загрязнения окружающей среды, хотя такой подход применим и к другим побочным результатам. Основная причина для формирования рынка прав на загрязнение окружающей среды состоит в том, что воздух, реки, озера, океаны и гocyдарственные земельные участки, такие, как парки и улицы, являются первичными объектами загрязнения, поскольку права пользования этими ресурсами либо принадлежат всему обществу, либо не регулируются законом. В результате ни у частных лиц, ни у ведомств нет стимулов ограничивать использование этих ресурсов, сохранять их чистоту или качество, потому что ни у кого нет прав на денежное возмещение расходов на подобную деятельность. Мы сохраняем свою собственность - периодически красим и ремонтируем свой дом отчасти потому, что получим назад стоимость этих улучшений, когда будем ее продавать. Но пока "права" на воздух, воду и некоторые земельные ресурсы принадлежат всем, и все ими свободно пользуются, не будет стимулов, чтобы их сохранять или ограничивать их использование. Вследствие этого природные ресурсы "чрезмерно потребляются" и тем самым загрязняются. Поэтому вносится предложение, чтобы соответствующее ведомство, контролирующее загрязнение окружающей среды, определяло количество загрязняющих веществ, которое может быть выброшено в воду или в воздух в данном районе в течение года при сохранении качества воды или воздуха на определенном приемлемом уровне. Загрязнение окружающей среды должно контролироваться государственным органом, устанавливающим количество загрязняющих веществ, которое атмосфера или водоем могут «переработать», и подающим это ограниченное количество прав тем, кто загрязняет окружающую среду. Цель этой меры состоит в том, чтобы превратить окружающую среду в редкий ресурс, имеющий определенную цену.
В будущем с развитием
P
D(2000) S
D(1990)
200
100
Информация о работе Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование