Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 14:47, курсовая работа
В данной работе я хотела бы подробнее рассмотреть сущность государственного регулирования в области внешних эффектов и общественных благ. А это невозможно без раскрытия последних. Я попытаюсь раскрыть понятие общественных товаров, исходя из классификации экономических благ, затем необходимо будет осветить проблему внешних эффектов и их государственное регулирование.
Введение
Классификация экономических благ. Особенности общественных благ.
Внешние эффекты.
Экономические функции правительства.
Заключение.
Список используемой литературы.
P2
0
Q2
Q1
Q
Без очистных сооружений количество выпускаемой продукции составляет Q1 т бумаги при цене P1. Рыночное равновесие устанавливается в точке Е1, в которой предложение, равное предельным частным издержкам МРС, пересекается с кривой спроса, равной предельным общественным выгодам MSB, т. е. МРС = MSB.
Между тем предельные социальные издержки равны сумме предельных частных издержек плюс предельные внешние издержки. Следовательно, если бы удалось превратить внешние издержки во внутренние, эффективный объем выпуска сократился бы до Q2 при росте цены до Р2. В точке Е2 предельные общественные выгоды равнялись бы предельным общественным издержкам MSB = MSC.
Обратим внимание на то, что и в точке Е2 не устраняются полностью последствия загрязнения окружающей среды (ведь в нашем случае выпуск сточных вод пропорционален объему производства, а объем производства целлюлозно-бумажного комбината в точке Q2 отнюдь не равен нулю). Однако ущерб от загрязнения существенно уменьшается. Площадь треугольника AE1E2 показывает потери эффективности, связанные с тем, что предельные частные издержки оказались ниже предельных социальных издержек. Таким образом, при наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным объеме, т. е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
Положительный внешний эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоды другим.
MSB=MPB+MEB
P2
P1
E1
0 Q1 Q2 Q
MSB = МРВ + МЕВ, (рис. 10)
где MSB - предельные общественные выгоды (marginal social benefit);
MPB - предельные частные выгоды (marginal private benefit);
МЕВ - предельные внешние выгоды
(marginal external benefit).
Развитие образования дает прекрасный пример достижения положительного внешнего эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Однако каждый из нас, принимая решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Принимая решение, рациональный потребитель соотносит затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Не удивительно, что инвестиции в человеческий капитал могут быть ниже оптимальных для общества (рис. 10). Рыночное равновесие E1 устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: МРВ = MSC.
Между тем предельные социальные выгоды больше предельных частных выгод на величину предельных внешних выгод. Поэтому эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т. е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площади треугольника AE1E2.
Таким
образом, при наличии положительного
внешнего эффекта экономическое благо
продается и покупается в меньшем по сравнению
с эффективным объеме, т. е. имеет место
недопроизводство товаров и услуг с положительными
внешними эффектами.
Сущность проблемы внешних эффектов заключается в неэффективном размещении и использовании ресурсов и продуктов в экономике вследствие расхождения частных и социальных издержек либо частной и общественной выгоды.
Принцип
решения проблемы внешних эффектов
заключается поэтому в
Поскольку MSC = MPC + MEC, a MSB = MPB + MEB, то
MPC + MEC=MPB + MEB
При отрицательных внешних эффектах МЕВ=0 и МРВ = MSB, тогда решение проблемы негативных экстерналий в принципе выглядит так:
МРС + МЕС =MSB.
При положительных внешних эффектах МЕС=0 и МРС = MSС, то решение проблемы позитивных экстерналий в принципе таково:
MSC = MPB + MEB.
Важно подчеркнуть, что при решении проблемы экстерналий такие внешние эффекты получают выражение в виде соответствующих издержек и выгод уже для непосредственных участников сделок, и тогда работа рыночного механизма меняет цены и объемы производства соответствующих благ, а это вносит коррективы в распределение ресурсов и продуктов, которое становится эффективным. Это в то же время означает, что соответствующие внешние эффекты трансформируются во внутренние. Тем самым осуществляется интернализация внешних эффектов.
Теорема Коуза гласит, что при нулевых трансакционных издержках и четком установлении прав собственности, независимо от того, как эти права распределены между экономическими субъектами, частные и социальные издержки будут равны. Другими словами, эффективное размещение ресурсов будет достигаться независимо от распределения прав собственности на эти ресурсы; достаточно только, чтобы издержки на установление и защиту прав собственности, ведение переговоров и достижение соглашения по перераспределению этих прав были бы незначительны. В результате таких переговоров все неучтенные ранее в экономических расчетах ресурсы получают денежную оценку, и их собственником становится тот экономический субъект, которому это наиболее выгодно.
Действительно,
если права собственности
Если
же права собственности
Итогом же переговоров в любом случае окажется социально оптимальное количество данного блага Qs, что и следует из теоремы Коуза.
В
частном секторе экономики
Решению проблемы могут способствовать, например, слияния, то есть объединения производителей и получателей внешних эффектов в одно целое, - например, фирму, общество потребителей и т.д. Тем самым бывшие внешние эффекты автоматически становятся внутренними, и происходит необходимая корректировка объемов и технологий производства соответствующих благ.
Индивидуальное соглашение строится по следующему принципу: Согласно теореме Коуза, названной так по имени ее автора Рональда Коуза, положительные и отрицательные побочные результаты не требуют государственного вмешательства в тех ситуациях, когда: 1) четко определены права собственности; 2) вовлечено небольшое число людей и 3) стоимость сделки слишком мала. В таких обстоятельствах роль государства должна сводится к поощрению соглашения между заинтересованными лицами или группами. Поскольку на карту поставлены экономические интересы сторон, то соглашение между ними дает им возможность найти приемлемое решение проблемы побочных результатов путем переговоров. Право собственности устанавливает цену побочного результата, создавая вмененные издержки для обеих сторон. Поэтому у них возникает насущная необходимость найти пути для решения проблемы побочных результатов.
Распространенный пример. Предположим, что владелец большого участка леса собирается заключить контракт с лесозаготовительной компанией на полную очистку тысячи акров земли от старых хвойных деревьев. Сложность состоит в том, что лесу есть озеро, на берегу которого находится известный всей стране курорт. Курорт расположен на земле, принадлежащей его владельцу. Первозданная красота этого места привлекает туристов со всей страны. Должно ли правительство штата или муниципалитет каким-то образом вмешаться в эту ситуацию?
По
теореме Коуза, владельцы леса и
курорта могут решить эту проблему
без вмешательства
Информация о работе Общественные блага. Внешние эффекты и их государственное регулирование