Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть: основные реформы «Нового курса» Ф. Рузвельта.
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:
- Изучить теоретические основы государственного регулирования экономики
-Рассмотреть основные мероприятия «Нового курса»
- Определить итоги проводимой политики
Объектом исследования в данной курсовой работе является: государственное регулирование экономики США.
Введение.................................................................................................................3
1. Теоретические основы Государственного регулирования экономики.......5
1.1 Цели и задачи Государственного регулирования экономики................5
1.2 Границы вмешательства государства в экономику.................................7
1.3 Инструментарий государственного регулирования..............................10
2. Основные мероприятия «Нового курса».......................................................12
2.1 Идеология Реформ....................................................................................12
2.2 I этап «Нового курса»...............................................................................16
2.3 II этап «Нового курса»..............................................................................27
3. Итоги политики “Нового курса” и ее историческое значение.....................31
3.1 Итоги «Нового курса».............................................................................31
3.2 Значение «Нового курса».......................................................................33
Заключение........................................................................................................... 36
Список использованной литературы...................................................................38
Следует отметить Рузвельт дал Америке социальный мир внутри страны и главенствующее положение вовне, новый социальный порядок и новую международную систему. Он обновил страну, сохранив все лучшее от прежних поколений. Этот человек создал Организацию Объединенных Наций. «У него был дар делать нужное дело в нужное время.
В условиях нестабильности капиталистической экономики безработицы, прогрессирующей инфляции, необеспеченности неимущих и малоимущих слоев населения сохраняется потребность в государственном регулировании, одной из форм которого вступает деятельность буржуазного государства в социальной сфере.
Основой политики Ф. Рузвельта, стала идея активного государственного регулирования, направленного на изменения распределительного механизма американской экономики и обеспечения социальной защиты «забытого американца у подножья экономической пирамиды».
В области трудовых отношений деятельность сторонников «Нового курса» сводилась к решению трех основных проблем: безработицы, государственному регулированию условий труда, а также реформирования коллективно-договорного процесса, в частности, расширения прав профсоюзных организаций. Закон Вагнера явился основой трудового законодательства в США.
Еще одной чрезвычайно важной реформой в социальной сфере во время администрации Ф. Рузвельта стало принятие первого в истории Соединенных Штатов федерального закона о социальном страховании, По выражению отечественного исследователя С.А.Червонной, «…американцы очень долгий период своей истории пребывали в плену иллюзий о возможности невмешательства государства в экономические процессы в целом и в сферу труда и занятости в частности. За свою модель «государства над схваткой» они в 1930-е гг. заплатили сокрушительным экономическим кризисом и многолетней глубочайшей депрессией, поставившими американское общество на грань катастрофы. Узнав на себе многомиллионную безработицу, массовую нищету, произвол предпринимателей, американцы с середины 1930-х гг. начали закладывать законодательные основы государственно-правового регулирования трудовых отношений.
3.2 Значение «Нового курса»
В области экономики "Новый курс" ставил своей целью скорейшую ликвидацию кризиса и его последствий, а в отдаленной перспективе — общее оздоровление всей экономической системы. Главным средством достижения этой цели стал разработанный под влиянием идей английского экономиста Дж.М.Кейнса метод «заправки насоса», т.е. «вливания» государственных средств в частную экономику в надежде оживить и толкнуть ее вперед, ограничив и смягчив «крайности» анархии и конкурентной борьбы. По данному методу была создана целая система временных и постоянных государственных органов, на создание которых пришлось затратить огромные средства.
Кризис 1937-1938 гг. показал тщетность надежд на немедленное «оздоровление» капиталистической экономики, но "Новый курс", несомненно, повлиял на ускорение выхода страны из мирового экономического кризиса и укрепил ее позиции.
ВВП в 1930—1931 годы падает соответственно на 9,4 и 8,5 %. В 1932 году ВВП сократился на 13,4 %, всего за три кризисных года - на 31 %. Запасы промышленности в сравнении с 1930 годом потеряли 80 % своей стоимости, цены на сельскохозяйственные товары с 1929 года снизились более чем вдвое. За три года обанкротились 40 % банков, денежная масса сократилась по номиналу на 31%.Но можно проследить постепенный побьем американской экономики, база для этого была несомненно заложена «Новым курсом» Ф.Рузвельда(см. рисунок 2);
Рисунок 2 — ВВП США в 1910–60 гг, года Великой депрессии (1929–1939) выделены
В 30-е годы Америка вернулась к государственному регулированию экономики. Когда-то его вызвала война, теперь — страшный кризис. И в том и в другом случае в основе лежало резкое обострение противоречий, которые частный капитал не мог разрешить только своими силами. На помощь ему пришло государство. Опираясь на мощь монополий, оно направило свою силу на исправление ситуации, на смягчение противоречий. США вновь вернулись к государственно-
В области социальной политики "Новый курс" ставил своей основной целью успокоить народные массы, удержать их от поворота «влево», сохранить доверие к капитализму, буржуазному строю и правительству. С этой задачей "Новый курс" справился, и успешно. Во время войны Черчилль даже уверял, что Рузвельт «спас Америку от революции». Но за этот успех пришлось заплатить серьезными уступками фермерам и рабочим. Никогда еще в США не принималось такое количество законов в пользу трудящихся. Вершиной был закон Вагнера и закон 1938 г., означающие победу буржуазного реформизма во внутренней политике США. Государство твердо установило стандарты труда и его оплату в частном бизнесе. Рабочие, несомненно, выиграли от этого, а интересы предпринимателей были ущемлены.
Члены профсоюзов с благодарностью голосовали за Ф.Рузвельта, а капиталисты, приняв как должное меры в свою пользу, не могли простить Рузвельту эту уступку трудовой Америке. Рузвельт стал для них «предателем своего класса».
Важным следствием политики "Нового курса" явилось усиление влияния демократических и либеральных элементов в жизни общества. Демократы умело использовали эти силы в своих целях, но им пришлось принять и их требования. В итоге в 30-е годы демократия США заметно укрепилась. Реакционным и консервативным кругам пришлось потесниться, но это была небольшая цена за укрепление власти буржуазии. Явно преувеличивая, в 1944г. Рузвельт говорил, что народ мог обратиться к фашизму или коммунизму, но расширение демократии спасло положение. "Новый курс" помог правящему классу выбраться из экономического и политического кризиса. Более того, именно в 30-е годы были заложены основы современного регулируемого капитализма, испробованы механизмы приспособляемости и самообновления, которые полностью заработали в 70-80-е годы.
ЗАКЛЮЧЕНИЯ
Оценивая «Новый курс», мы должны прежде всего отметить, что он соответствовал исторической эпохе утверждения государственно-
Политическая активность рабочих, фермеров, городской мелкой буржуазии, негритянского народа вынудили Рузвельта при проведении политики «Нового курса» проявить гибкость, маневрирование, учесть интересы различных слоев населения и сделать уступки трудящимся.
В то же время «Новый курс» нельзя расценивать как переход к социалистическому планированию, поскольку частная собственность оставалась незыблемой, не было национализировано ни одного предприятия или банка.
В результате политики «Нового курса» в США укрепились позиции крупной буржуазии, что прослеживается во всех сферах экономики — промышленности, банковской системе, аграрном секторе. Концентрация производства и банков усилилась. Наиболее благоприятные последствия эта политика имела для ведущих групп американского монополистического капитала.
Проведение «Нового курса» не было безболезненным. Против «Нового курса» выступали приверженцы старых методов антирабочего законодательства — представители консервативных слоев финансовых монополий. Против Рузвельта были Морган, Дюпон, Рокфеллер, Мэллон. Оппозиция «Новому курсу» усилилась с ослаблением экономического кризиса, что привело к отмене законов о НИРА, ААА, а также нарушению закона Вагнера. Созданная Американская Лига свободы требовала отказа от государственного регулирования, снижения налогов на крупный капитал и перехода к жесткому курсу по отношению к трудящимся.
В политике Рузвельта воплотились черты либерально-реформистского варианта развития ГМК. Важнейшим инструментом его политического курса стал государственный бюджет, за счет средств которого осуществлялось финансирование расширенного воспроизводства и социальных программ. К такой политике Рузвельт пришел не сразу, на первых порах он не принял предложения ученого-экономиста Кейнса о практике дефицитного финансирования, так как в предвыборной кампании обещал достичь сбалансированного бюджета. В 1935 г. Рузвельт открыто заявил, что «бюджет будет оставаться несбалансированным до тех пор, пока существует армия нуждающихся».
В этот период вокруг «Нового курса» сплотилась широкая коалиция либерально-демократических сил, благодаря чему в 1936 г. Ф.Рузвельт одержал победу и был выбран на пост президента на второй срок. В 1937 г. он приступил к реформе Верховного суда — высшей судебной инстанции страны, который санкционировал закон Вагнера и другие акты социального законодательства. В 1938 г. Рузвельт начал проводить план так называемой «подкачки насоса» — увеличения спроса с помощью новых государственных вложений. Объем общественных работ расширился, численность получающих пособия увеличилась до 21,3 млн. человек. Дефицит бюджета стал быстро расти и в 1939 г. составил 2,2 млрд. долл. После этого число сторонников кейнсианской теории в США существенно возросло.
Список использованной литературы
1. Американский ежегодник[Текст]/Отв. ред. Н. Н. Болховитинов.– М.: Наука, 1970-2002/-2004.-350с.
2. Берлин И. Президент Франклин Делано Рузвельт[Текст]/И. Берлин, В. В. Сапов//Вестн. РАН.-2002.-Т.72.№4.-С.353-358.
3. Васильев В. С. Франклин Д. Рузвельт и Джон М. Кейнс: экономическая политика в годы «великой депрессии»[Текст]/В. С. Васильев//США. Канада. Экономика, политика, культура.-2001.-№10.-С.73-85;№
4. Григораш И. В. Влияние военных действий на внешнеполитический курс Франклина Рузвельта в 1939-1940 гг.[Текст]/И. В. Григораш//Вестн. Моск. ун-та.Сер.8, История.-2003.-№3.-С.94-114.
5. Иванов С. В. «Война с бедностью» Ф. Д. Рузвельта: социальные программы «нового курса» в США.[Текст]/ Учебник. Изд-во Саратовского ун-та, 1989.-148с.
6. Иванян Э. А. Белый дом: президенты и политика[Текст]/Э. А. Иванян.– 2-е изд. перераб. и доп.-М.: Политгосиздат, 1979.-383с.
7. Иванян Э. А. История США[Текст ]: Учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности. История США/ Э. А. Иванян.-М.: Дрофа, 2004.-572с.
8. История мировой экономики. Хозяйственные реформы 1920-1990 гг.[Текст]: Учеб. пособие/ А. Н. Маркова, А. С. Квасов [и др.]. – М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1995.
9. История США[Текст]: в 4т./ Отв. ред. Г. Н. Севастьянов [и др.].-М.: Наука, 1983.-347с.
10. Кредер А. А. Американская буржуазия и «новый курс», 1933-1940[Текст]/А. А. Кредер.-Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1988.-198с.
11. Государственное регулирование рыночной экономики. (Учебник) Под ред. Кушлина В.И. (2005, 2-е изд., 834с.)
12. Мальков В. Л. «Новый курс» в США. Социальные движения и социальная политика[Текст]/В. Л. Мальков.-М.: Наука, 1973.- 183с.
13. Монархи, министры, дипломаты XIX – начала ХХ века: политические портреты, выполненные профессором С.-Петербургского университета К. Б. Виноградовым и его учениками [Текст]/ К. Б. Виноградов, А. Б. Гостенников, О. А. Науменков [и др.].-СПб.:Изд-во СПбГУ, 2002.-352с.
14. Тегеран-43[Текст]//
15. Уткин А. И. Дипломатия Ф. Рузвельта[Текст]/А. И. Уткин.-Свердловск: Изд-во Урал. ун-та, 1990.-543с.
16. Цветков Г. Внутренне положение США в период мирового экономического кризиса 1929-1933[Текст]: Лекция/Г. Цветков.-Киев: Изд-во Киевского ун-та, 1953.- 234с.
2