Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть: основные реформы «Нового курса» Ф. Рузвельта.
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:
- Изучить теоретические основы государственного регулирования экономики
-Рассмотреть основные мероприятия «Нового курса»
- Определить итоги проводимой политики
Объектом исследования в данной курсовой работе является: государственное регулирование экономики США.
Введение.................................................................................................................3
1. Теоретические основы Государственного регулирования экономики.......5
1.1 Цели и задачи Государственного регулирования экономики................5
1.2 Границы вмешательства государства в экономику.................................7
1.3 Инструментарий государственного регулирования..............................10
2. Основные мероприятия «Нового курса».......................................................12
2.1 Идеология Реформ....................................................................................12
2.2 I этап «Нового курса»...............................................................................16
2.3 II этап «Нового курса»..............................................................................27
3. Итоги политики “Нового курса” и ее историческое значение.....................31
3.1 Итоги «Нового курса».............................................................................31
3.2 Значение «Нового курса».......................................................................33
Заключение........................................................................................................... 36
Список использованной литературы...................................................................38
Минобрнауки России
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Вятский государственный гуманитарный университет»
ФАКУЛЬТЕТ УПРАВЛЕНИЯ
Кафедра экономической теории и управления трудовыми ресурсами
Курсовая работа
по дисциплине: Государственное регулирование экономики в зарубежных странах
на тему: «Новый курс» Ф.Рузвельта
Киров
2011
СОДЕРЖАНИЕ
Введение......................
1. Теоретические основы Государственного регулирования экономики.......5
1.1 Цели и задачи Государственного регулирования экономики................5
1.2 Границы вмешательства государства в экономику.....................
2. Основные мероприятия «Нового курса»........................
2.1 Идеология Реформ........................
2.2 I этап «Нового курса»........................
2.3 II этап «Нового курса»........................
3. Итоги политики “Нового курса” и ее историческое значение.....................
3.1 Итоги «Нового курса»........................
3.2 Значение «Нового курса»........................
Заключение....................
Список использованной литературы....................
ВВЕДЕНИЕ
В течение того времени, которые отделяют нас от периода Нового курса Ф. Рузвельта, оценка его роли в истории Соединенных Штатов все время была и остается до сих пор предметом дискуссий различных социально-политических групп американского общества. Реформы, проведенные администрацией Ф. Рузвельта в 30-х годах, стали крупнейшим рубежом в истории США в XX веке, определили преобладающую тенденцию в эволюции социально-экономической и политической структуры современного общества.
Острая борьба по вопросу об оценке реформ «Нового курса» развернулась и в американской исторической науке. Многие историки того времени считают, что историческое развитие Америки идет по пути неуклонного развития и расширения либеральной традиции и прогрессивного приспособления капитализма к потребностям общественного развития. Одно из центральных мест в этом процессе они как раз и отводят «Новому курсу» Ф. Рузвельта.
Важным следствием политики "Нового курса" явилось усиление влияния демократических и либеральных элементов в жизни общества. Демократы умело использовали эти силы в своих целях, но им пришлось принять и их требования. В итоге в 30-е годы демократия США заметно укрепилась. Члены профсоюзов с благодарностью голосовали за Рузвельта, а капиталисты, приняв как должное меры в свою пользу, не могли простить Рузвельту эту уступку трудовой Америке. Рузвельт стал для них «предателем своего класса».
Новый курс» имел огромное историческое значение для развития страны. Можно сказать, что США стала ведущей мировой державой благодаря реформам проведенными Рузвельтом. Все это и определило актуальность темы исследования.
Целью данной работы является рассмотреть: основные реформы «Нового курса» Ф. Рузвельта.
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:
- Изучить теоретические основы государственного регулирования экономики
-Рассмотреть основные мероприятия «Нового курса»
- Определить итоги проводимой политики
Объектом исследования в данной курсовой работе является: государственное регулирование экономики США.
Предмет исследования же составляет: меры государственного регулирования экономики в США в период правления Рузвельта
При написании курсовой работы были использованы следующие методы: сравнительный, анализ, синтез.
1. Теоретические основы Государственного регулирования экономики
1.1 Цели и задачи Государственного регулирования экономики
Во всех экономических системах, без исключения, государство регулирует экономику. В современной рыночной экономике такое регулирование осуществляется в меньших масштабах, чем, к примеру, в административно-командной системе, но экономическая роль государства все-таки велика.
Государственное регулирование экономики (ГРЭ) - это система типовых мер законодательного, исполнительного и контролирующего характера, осуществляемых соответствующими правомочными государственными учреждениями и общественными организациями в целях стабилизации и приспособления существующей социально-экономической системы к изменяющимся условиям.
Главная задача государственного регулирования экономики – создание определенных условий для обеспечения нормального функционирования экономики. Государство во взаимодействии с рынком поддерживает и стимулирует развитие общества, отстаивая, прежде всего, его интересы. Развитие общества способствует эффективному, максимальному независимому функционированию субъектов рынка, получению им оптимальных выгод. Государство защищает право собственности, права потребителей.
Основные функции ГРЭ:
-разработка, принятие и контроль над выполнением хозяйственного законодательства;
-определение приоритетов макроэкономической политики;
-обеспечение условий эффективного функционирования рынка;
-решение тех экономических проблем, которые рыночный механизм не решает.
Государство определяет то нормативно-правовое поле и те правила игры на котором играют и которых придерживаются субъекты рынка.
Реализация этих функций обеспечивается решением конкретных задач ГРЭ, отражающих систему приоритетов экономической политики государства как на данном текущем моментом, так и на перспективу.
Задачи ГРЭ:
1. совершенствование законодательства, обеспечивающего правовую основу деятельности предпринимателей и защиту их интересов.
2. Поддержание оптимальных общеэкономических пропорций
3. Совершенствование отраслевой структуры экономики, государственная поддержка базовых и других отраслей промышленности
4. Оптимальное сочетание текущих и перспективных направлений развития экономики: структурно-инвестиционныой и научно-технической политики.
5. Создание благоприятных условий для накопления капитала.
6. Поддержание приемлемого для большинства населения уровня дифференциации и распределения доходов, социальной стабильности в обществе.
7. Регулирование занятости и качества воспроизводства рабочей силы в условиях постоянного изменения производительных сил
8. Создание условий для свободной и добросовестной конкуренции, свободного перемещения товаров на внутреннем и внешнем рынках.
9. Охрана окружающей среды, предотвращение ее заражения, недопущение гибели природы.
10. Обеспечение национальной безопасности и др.
В первую очередь, это правильная организация денежного обращения.
Не менее важным является предоставление государством различных общественных товаров. Механизм свободного рынка позволяет удовлетворять практически все потребности, которые выражаются в денежной форме, то есть, через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: оборона государства, государственное управление, система энергетики, национальные сети коммуникаций, охрана общественного порядка, контроль экологии и т. д. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.
Последствия внешних эффектов также могут быть устранены только посредством государства. В процессах рыночного производства и потребления могут возникать своеобразные дефекты, не имеющие денежного выражения и не фиксируемые рынком. Эти внешние эффекты нарушают рыночное равновесие и обусловливают неэффективное распределение ресурсов, что делает необходимым вмешательство государства в экономику.
Перечисленные выше функции, которые выполняет государство по организации денежного обращения, предоставлению общественных товаров и устранению последствий внешних эффектов, образуют максимальные границы его вмешательства в экономику свободного рынка. Вместе с тем эти функции составляют минимально необходимые границы регулирования реального рынка. Следовательно, нерегулируемого рынка вообще не может быть, поскольку в определенном воздействии со стороны государства нуждается даже самый совершенный свободный рынок.
Если рассмотреть реальный конкурентный рынок более подробно, обнаружатся новые области экономической жизни, где проявляется ограниченность механизма рынка, что делает необходимым более широкое участие государства в экономических процессах. Совокупность таких областей определяет максимально допустимые границы вмешательства в экономику. Коротко рассмотрим эти сферы:
Рынок принимает во внимание все доходы, полученные в результате деятельности свободной конкуренции на рынках факторов производства, причем размеры этих доходов зависят от эффективности вложения факторов. В обществе же есть люди, не владеющие ни землей, ни капиталом, ни трудом (нетрудоспособные, неимущие). Они не участвуют в конкуренции, не получают никаких доходов. Существуют и люди, не имеющие работу, но трудоспособные, это лица, которые не могут найти рыночное применение своему труду. Рыночное распределение доходов также неприменимо к тем, кто занят в производстве общественных товаров, содержание таких работников становится задачей государства.
Государство берет на себя обеспечение правовой базы и некоторых важнейших услуг, являющихся предпосылкой эффективного функционирования рыночной экономики. Необходимая правовая база предполагает такие меры, как предоставление законного статуса частным предприятиям, определение прав частной собственности и гарантирование соблюдения всех установленных законом правовых норм. Правительство устанавливает также законные шаблоны поведения, регулирующие отношения между предприятиями, поставщиками ресурсов и потребителями. Основные услуги, обеспечиваемые государством, включают применение полицейских сил для поддержания общественного порядка, введение стандартов измерения качества продуктов, создание денежной системы, облегчающий обмен товаров и услуг.
Конкуренция является основным регулирующим механизмом в экономике. В условиях действующей конкуренции индивидуальные производители и поставщики ресурсов могут лишь приспосабливаться к желаниям покупателей, которые рыночная система фиксирует и доводит до сведения продавцов. Конкурирующих производителей, внимательных к воле рыночной системы, ожидают прибыль и упрочение их позиций; те, кто нарушает законы рынка, обречены на убытки и в конечном счете финансовый крах и банкротство.
Однако, механизм рынка не реализует до конца право на труд для всех тех, кто может и хочет работать. При этом, обеспечение указанного права не аналогично наделению всех трудоспособных членов общества гарантированными рабочими местами. Для действительно эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. Однако, в рыночной системе неизбежна безработица, что ставит перед государством ряд сложных проблем. Обязанностью государства автоматически становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, а также материального обеспечения людей, утративших рабочие места.