Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 12:04, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотреть: основные реформы «Нового курса» Ф. Рузвельта.
Для достижения цели необходимо выполнение следующих задач:
- Изучить теоретические основы государственного регулирования экономики
-Рассмотреть основные мероприятия «Нового курса»
- Определить итоги проводимой политики
Объектом исследования в данной курсовой работе является: государственное регулирование экономики США.
Введение.................................................................................................................3
1. Теоретические основы Государственного регулирования экономики.......5
1.1 Цели и задачи Государственного регулирования экономики................5
1.2 Границы вмешательства государства в экономику.................................7
1.3 Инструментарий государственного регулирования..............................10
2. Основные мероприятия «Нового курса».......................................................12
2.1 Идеология Реформ....................................................................................12
2.2 I этап «Нового курса»...............................................................................16
2.3 II этап «Нового курса»..............................................................................27
3. Итоги политики “Нового курса” и ее историческое значение.....................31
3.1 Итоги «Нового курса».............................................................................31
3.2 Значение «Нового курса».......................................................................33
Заключение........................................................................................................... 36
Список использованной литературы...................................................................38
К числу мер по борьбе с безработицей относился закон о создании Управления долины Теннеси (ТВА), принятый в 1933г. Он предусматривал строительство ряда плотин и гидроэлектростанций на территории семи южных штатов. К недовольству местных энергетических компаний регион получил средства борьбы с наводнениями и дешевую электроэнергию. Возрос его экономический потенциал и были заняты многие безработные. Наконец, Конгресс принял закон о Федеральной администрации экстренной помощи (ФЕРА), по которому отпускалось 500 млн. дол. на организацию общественных работ местным властям и помощь продовольствием, одеждой одиноким старикам,, больным и инвалидам. Но меры по борьбе с безработицей заработали гораздо позже. Мы можем проследить что, пик безработицы пришел на середину 30-ых годов, он был на достаточно высоком уровне более 20%. Далее идет постепенное снижение и постепенно количество безработных стабилизируется и принимает значения в районе 5-6%. (см рисунок 1)
Рисунок 1 — Безработица в США в 1910–60 гг, года Великой депрессии (1929–1939) выделены
В 1933 г. и позже были приняты законы о других видах помощи. В частности, созданы органы по защите мелких домовладельцев, по электрификации ферм, государственному строительству жилья и др. Все они означали косвенное вмешательство государства в социально-экономические отношения, а частично — и прямое, создавая в ряде случаев открытый вызов частному бизнесу. Одновременно эти виды бизнеса, особенно тресты и крупные банки, получали от государства огромные средства на активизацию своей деятельности. Это потребовало больших денежных затрат, и Конгресс под энергичным нажимом президента отошел от давней традиции демократов не увеличивать, а сокращать государственные расходы. Естественно, поднимать налоги и пошлины, чтобы получить эти средства, в условиях кризиса было невозможно, и тогда, следуя примеру Европы, правительство сознательно пошло на увеличение государственного долга. В 1932 г. он составлял 18,7 млрд.дол., а в 1938 г. — уже 34 млрд.
Мероприятия «Нового курса» потребовали увеличения государственного аппарата, и его численность к концу 30-х годов удвоилось.
2.3 II этап «Нового курса».
Усилия правительства Рузвельта принесли первые плоды. Были заметны признаки оживления экономики, разрядилась напряженность в обществе, ослабло давление народных масс. Этим воспользовались консервативные силы — те элементы буржуазии разных слоев, которые испугались вмешательства государства в «частную жизнь бизнеса». Оказалось, что настроения «твердого индивидуализма» очень живучи. Их подогревал страх, вызванный успехами планового хозяйства в СССР. Всякие попытки организации экономики казались в этих кругах «социалистическим экспериментом». Пережив испуг во время кризиса, эти элементы при первом же улучшении ситуации в стране перешли в атаку. Их орудием стал Верховный суд США. Его члены в большинстве своем были назначены еще республиканскими президентами. Их средний возраст составлял 72 года. Они охотно подвергли ревизии новое законодательство.
В мае 1935 г. суд решил, что закон о НИРА противоречит Конституции страны на том основании, что он нарушает права штатов и ограничивает междуштатную торговлю. Закон был отменен в январе 1936 г. Верховный суд признал неконституционным ААА, так как Конгресс, приняв его, якобы вышел за рамки своих полномочий. Всего за период 1933-1936 гг. Верховный суд отверг таким способом 12 решений Конгресса и правительства, тогда как за все предыдущее свое существование с 1787 г. — не более 60. Возмущенный Рузвельт начал «войну» с судом. Он попытался ослабить его, предложив дополнить его состав 6-ю новыми членами. Это было еще не виданное покушение на Конституцию, и даже многие сторонники президента не одобрили такого предложения. Конгресс отклонил его. В прессе усилились разговоры о «диктаторстве» президента. Рузвельт отступил. Правда, к 1945 г. ему удалось заменить все-таки 7 из 9 судей. Их средний возраст снизился до 57 лет. Президент, казалось, вообще охладел к новому законодательству, но вскоре предложил ряд новых мер. Инициатором их был рабочий класс.
В 1935 г. в политике «Нового курса» обозначился поворот влево. Этого добились трудящиеся своей борьбой. За 1933—1939 гг. бастовало более 8 млн. человек. Наиболее активной формой классовой борьбы стали «сидячие стачки», когда часть рабочих оставалась внутри заводов, а остальные круглосуточно пикетировали. Такие стачки оказались эффективными и способствовали юнионизации (образованию профсоюзов) даже в тех отраслях, где произвол предпринимателей был особенно ощутим. Рабочие добивались введения федеральной системы социального страхования. В 1936 г. произошло сплочение всех рабочих организаций, и они влились в единый Рабочий альянс Америки. Были созданы Лига объединенных фермеров и Союз издольщиков.
В результате широкого движения трудящихся правительство Рузвельта на втором этапе осуществления «Нового курса» в значительно большей степени вынуждено было учитывать интересы рабочих и фермеров. Важнейшим завоеванием рабочего класса США следует признать принятие закона Вагнера (по имени сенатора Р.Вагнера), билль которого был вынесен на рассмотрение Конгресса после отмены НИРА. В билле признавались необходимость коллективной защиты рабочими своих интересов через профессиональные союзы и путем заключения с предпринимателями коллективных договоров. За рабочими признавалось право на стачки. Администрация не могла применять репрессии за принадлежность к профсоюзу и вмешиваться во внутренние дела рабочих организаций. Судам вменялось в обязанность рассматривать жалобы профсоюзов за нарушение закона. Закон Вагнера — «Национальный акт о трудовых отношениях» был подписан Рузвельтом 5 июля 1935 г., что представляло серьезный шаг навстречу рабочему движению.
Не менее важное значение имел закон о социальном обеспечении, принятый несколько недель спустя после закона Вагнера. Им вводилась система пенсий по старости и пособий по безработице. Пенсии устанавливались с 65 лет; оказывалась помощь больным и инвалидам. Пенсионные фонды формировались из взносов трудящихся и предприятий. Нормы пенсионного обеспечения устанавливались едиными для всей страны. Круг получателей пособий, размеры и сроки выплат определялись законодательством штатов. Однако закон распространялся на рабочих крупных промышленных предприятий и не охватывал рабочих и служащих торговли, сферы обслуживания.
Рабочее законодательство 30-х гг. — серьезный успех борьбы американских рабочих.
На втором этапе проведения «Нового курса» увеличились масштабы общественных работ. Если на первом этапе на эти цели выделялось 3,3 млрд. долл., то в 1935 г. — 4,9, а в 1938 г. — еще 5 млрд. долл. Создана новая Администрация по реализации общественных работ, возглавляемая Г.Гопкинсом. К началу 1936 г. общественными работами было занято 3,5 млн. человек.
В 1938 г. был принят закон о справедливых условиях труда, которым запрещалось использование детского труда, на предприятиях федерального значения устанавливались единые нормы заработной платы, ее минимальный и максимальный уровень, максимальные пределы продолжительности рабочей недели — 44 часа.
На этом этапе правительство оказывало помощь не только крупному фермерству, но и низкодоходным хозяйствам. Рабочие-мигранты могли проживать в лагерях, арендаторы для покупки ферм получали займы, могли объединиться в кооперативы. Несмотря на то, что продолжались меры по сокращению посевных площадей, началась кампания по восстановлению плодородия почв, что вызывалось негативными последствиями ряда засух и пыльных бурь, наблюдавшихся в 30-е годы.
Все меры, проведенные «Новым курсом», сделали его одной из самых прогрессивных страниц истории США.
«Обвал» 1936 г. Положение самого президента к этому времени было нелегким. Борьба с Верховным судом не только не принесла ему лавров, а, напротив, увеличила число его врагов. Верховный суд занял гибкую позицию, подтвердив конституционность закона Вагнера и других мер «Второго нового курса». Ошибкой Ф.Рузвельта было проявление открытой враждебности к усиливающимся выступлениям рабочих. Он осудил «сидячие забастовки».
Между тем выросла серьезная угроза «справа», со стороны консервативных сил, которые решили дать президенту и его политике решительный отпор на выборах. Центром оппозиции стала республиканская партия. Она выдвинула кандидатом в президенты способного политика губернатора Канзаса А.Лендона, прозванного «канзасским Кулиджем». Его поддерживали многие богатые люди — Р.Херст, Э.Меллон и др. Республиканцы вели избирательную кампанию под лозунгами:»Америка в опасности, спасем ее институты!» и «Против диктаторства Рузвельта!». Программа республиканцев критиковала "Новый курс" как нарушение американских традиций и предлагала ослабить государственное вмешательство в социально-экономическую сферу.
Против президента образовалась оппозиция даже в рядах его родной демократической партии. Ее представляла Лига свободы. Среди членов лиги были люди, обладавшие капиталами в миллионы долларов. Политическими вождями оппозиции стали Дж.Дэвис и «Ал»Смит. За ними шли многие бизнесмены, политики и часть населения, мало что получившая от «Нового курса».
Критики Рузвельта не стеснялись в выражениях. Они называли его пособником коммунистов и евреев, шарлатаном и т.п., обвинили во всех смертных грехах, вплоть до воровства марок из коллекций (ФДР всю жизнь увлекался коллекционированием марок). Распространялись грязные слухи о президенте, его семье и окружении. В антирузвельтовскую кампанию включилось большинство буржуазных газет.
3. Итоги политики “Нового курса” и ее историческое значение
3.1 Итоги «Нового курса».
Говоря об этом периоде экономической истории США в целом, следует отметить решительную позицию Ф. Рузвельта, которая привела к тому, что правительство страны впервые в условиях мирного времени стало играть значительную роль в экономике. Реформы 1930-х годов подтвердили тезис о необходимости гибкого и умеренного регулирования рыночного хозяйства со стороны государства. Однако, несмотря на огромные усилия, предпринятые администрацией Ф. Рузвельта, первые два года реализации «Нового курса» не дали заметных результатов – обстановка в стране оставалась напряженной, оздоровление в экономике не наступало. В преддверии новых выборов 1936 года рабочее движение угрожало лишить президента поддержки.
В 1935 году, когда самые тяжелые кризисные годы остались позади, Верховный суд по предложению крупнейших монополий признал неправомерными и отменил законы о восстановлении промышленности и аграрного сектора, одновременно правительство отказалось от попытки регулировать уровень заработной платы, различные условия труда. Бюро труда во многих отраслях были распущены. В полном смысле слова они действительно были лишь подзаконными актами президентской администрации. И понадобилась долгая борьба, чтобы провести их снова через Конгресс уже в качестве законов.
В 1934–1937 годах американской экономике удалось достигнуть уровня 1929 года, но в 1937–1938 годах разразился новый кризис, ударивший по экономике США сильнее, чем в других странах. За эти два года она оказалась отброшенной примерно на 15 лет. В 1938 году Ф. Рузвельт начал проводить план так называемой подкачки насоса, т.е. увеличения совокупного спроса путем осуществления государственных вложений в экономику, что позволило заметно оживить ее, а число сторонников экономической программы Дж. Кейнса в стране существенно возросло.
В целом же в 1930-е годы в американской промышленности усилилась концентрация производства, что было реакцией на кризисные явления, поскольку крупным корпорациям легче выжить в таких условиях. Например, в конце 1930-х годов на самых крупных предприятиях (с производством продукции не менее 1 млн. долл.), которые составляли всего 5,2% от общего количества предприятий США, было занято 55% всех рабочих и выпускалось 67,5% валового промышленного продукта страны.
Можно проследить динамику выздоровления экономики США (см. рисунок 1). Рузвельту хватило два срока для построения фундамента новой экономики. Несмотря на окончательное восстановление во время второй мировой войны, скорость проводимых преобразований и динамика экономических результатов выглядит исключительно впечатляюще.
Таблица 1-Динамика выздоровления экономики США 1929-1940г
Показатель | 1929 г. | 1933 г. | 1940 г. |
ВНП. млрд.долл | 103,9 | 56 | 100,4 |
Уровень от 1929 г., % | 100 | 53,9 | 96,6 |
Промышленное производство, уровень от 1929 г. | 100 | 64.1 | 114.3 |
Объем частных инвестиций, млрд.долл. | 16,7 | 1,6 | 13,4 |