Несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:47, реферат

Описание работы

Цель данной работы – подробно изучить основные виды рыночных структур несовершенной конкуренции.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом;
- охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Содержание

Введение 3
1.Понятие конкуренции 5
2.Несовершенная конкуренция как форма рыночной структуры 6
2.1.Причины возникновения несовершенной конкуренции 11
2.2.Монополистическая конкуренция (условия возникновения, характерные черты) 11
2.3Олигополия 20
2.4.Монополия 23
3.Используемые средства и потери от несовершенной конкуренции 26
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

Реферат по эк.теории.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

Для олигополии характерны ограничения по вхождению новых фирм в отрасль; они связаны с эффектом масштаба, большими расходами на рекламу, существующими патентами и лицензиями. Высокие барьеры для входа являются и

 

                                                                                          21

следствием предпринимаемых ведущими фирмами отрасли действий, с тем чтобы не допустить в нее новых конкурентов.

Особенностью олигополии является взаимозависимость решений фирм по ценам и объему производства. Ни одно подобное решение не может быть принято фирмой без учета и оценки возможных ответных действий со стороны конкурентов.

Действия фирм-конкурентов — это дополнительное ограничение, которое фирмы должны учитывать при определении оптимальных цены и объема производства. Не только издержки и спрос, но и ответная реакция конкурентов обусловливают принятие решений. Поэтому модель олигополии должна отражать все эти три момента.

Олигополия — это структура рынка, на котором действуют немногочисленные продавцы. Весьма существенные барьеры препятствуют проникновению в отрасль новых фирм. На рынке реализуются как стандартизированные, так и дифференцированные продукты.

Отношения между фирмами характеризуются как взаимозависимость. Фирмы, знающие, что их действия затронут конкурентов в отрасли, принимают решения только после того, как выяснят характер реакции соперников.

Олигополистические фирмы используют в основном методы неценовой конкуренции.

Существуют доказательства, что во многих олигополистических отраслях цены оставались стабильными в течение длительного периода, времени. В отличие от других структур рынка универсальной теории олигополии не существует. Вместо этого теория олигополии состоит из

22

довольно значительного количества различных моделей, каждая из которых описывает специальный случай, который имеет место только при определенных условиях. Олигополия является одной из самых распространенных структур рынка в современной экономике. В большинстве стран почти все отрасли тяжелой промышленности (металлургия, химия, автомобилестроение, электроника, судо - и самолетостроение и др.) имеют именно такую структуру.

Олигополия представляет собой рыночную структуру, при которой на рынке какого-либо продукта присутствует небольшое число фирм-продавцов, каждая из которых занимает существенную долю рынка и обладает значительным контролем над ценами. Не следует, впрочем, думать, что компании можно в буквальном смысле пересчитать по пальцам. В олигополистической отрасли, как и при монополистической конкуренции, наряду с крупными часто действует немало мелких фирм. Однако на несколько ведущих компаний приходится столь большая часть суммарного оборота отрасли, что именно их деятельность определяет развитие событий.

Формально к олигополистическим обычно относят те отрасли, где несколько крупнейших фирм (в разных странах за точку отсчета принято от 3 до 8 фирм) производят более половины всей выпускаемой продукции. Если же концентрация производства оказывается ниже, то отрасль считают действующей в условиях монополистической конкуренции.

Главной же причиной формирования олигополии является экономия на масштабах производства. Отрасль приобретает

23

олигополистическую структуру в том случае, если крупный размер фирмы обеспечивает существенную экономию издержек и, следовательно, если крупные фирмы в ней имеют значительные преимущества над мелкими.

 

              2.4. Монополия

              Монополия — наиболее яркое проявление несовершенной конкуренции. Собственно говоря, в условиях монополизации рынка само существование конкуренции может быть признано лишь с большими оговорками. Ведь конкуренция предполагает разделение экономической власти, наличие у потребителя выбора. Именно поэтому начинается состязание между производителями за спрос потребителя, возникает стремление наилучшим образом удовлетворить его запросы. В условиях же монополии потребителям противостоит единый производитель-гигант. Хочет или не хочет того потребитель, он вынужден пользоваться продукцией монополиста, соглашаться на его ценовые условия и т.д.

Укрепляет власть монополиста над рынком и полнота имеющейся у него информации. Обслуживая всех потребителей отрасли, он точно знает объем рынка, может оперативно и с абсолютной точностью отслеживать изменения объемов продаж и, уж конечно, в деталях осведомлен о ценах, которые сам же и устанавливает.

Именно поэтому монополистическая структура рынка там, где она существует, защищена целой системой практически непреодолимых барьеров на пути вторжения в

 

24

отрасль независимых конкурентов. Основными барьерами, существующими в монополистической отрасли, являются:

1.преимущества крупного производства (вплоть до естественной монополии);

2.легальные барьеры (монопольное владение источниками сырья, землей, правами на научно-технические достижения, санкционированные государством исключительные права);

3.нечестная конкуренция.

В монополизированной отрасли эффективны лишь крупные предприятия. Шансы на возникновение монополии существуют лишь там, где размеры создают крупные преимущества в издержках. Это положение теории многократно проверено практическим опытом.

Дело в том, что высокие прибыли монополистов всегда были предметом зависти мелких компаний. В истории многих стран зафиксированы попытки мелких фирм под тем или иным названием создать картель (ассоциацию, объединение, комиссию по стандартам и т.п., т. к. официально картели запрещены в большинстве стран) и объединенными усилиями диктовать свои условия поставщикам и потребителям.

В современной России, например, такие шаги предпринимали импортеры чая и производители соков. Исход этих попыток, однако, всегда был неутешителен для их организаторов. Поскольку издержки у этой организации не были ниже, чем у мелких производителей, ничто не мешало новым, независимым фирмам вступать в отрасль и успешно конкурировать с картелем, а недовольным участникам самого объединения (такие обязательно появлялись) спокойно и безнаказанно покидать его.

25

Понятие чистой монополии также обычно является абстракцией. Даже полное отсутствие конкурентов внутри страны не исключает их наличия за рубежом. Поэтому можно представить чистую, абсолютную монополию скорее теоретически.

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой-либо продукции, не имеющей аналогов. При этом покупатели не имеют возможности выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы-монополиста. Не следует отождествлять чистую монополию и монопольную (рыночную) власть. Последняя означает возможность для фирмы влиять на цену и повышать экономическую прибыль, ограничивая объем производства и сбыта. Когда говорят о степени монополизации рынка, обычно имеют в виду силу рыночной власти отдельных фирм, присутствующих на этом рынке.

Как ведет себя монополист на рынке?

Он полностью контролирует весь объем выпуска товара; если он принимает решение о повышении цены, то не боится потерять часть рынка, отдать его конкурентам, устанавливающим более низкие цены. Но это не означает, что он бесконечно будет повышать цену своей продукции.

Поскольку фирма-монополист, так же, как и любая другая фирма, стремится к получению высокой прибыли, в ходе принятия решения о цене продажи она учитывает рыночный спрос и свои издержки. Так как монополист является единственным производителем данной продукции, кривая спроса на его продукцию будет совпадать с кривой рыночного спроса.

                                                                                  26

3.Используемые средства и потери от несовершенной конкуренции.


 

Экономический смысл этой закономерности состоит в том, что большие объемы продукции при несовершенной конкуренции фирма может реализовывать, только снижая цены. Или по-другому: поведение фирмы значимо в масштабах отрасли.

         Зависимость между объемом выпуска и уровнем цен наблюдается всегда, если это действительно рынок несовершенной конкуренции.

Используемые средства

1.                 демпинговые  цены

2.                 создание входных барьеров на рынок каких-либо товаров

3.                 ценовая дискриминация (продажа одного и того же товара по разным ценам)

 

27

4.                 использование или разглашение конфиденциальной научно-технической, производственной и торговой информации

5.                 распространение ложных сведений в рекламной или иной информации касаемо способа и места изготовления или количества товаров

6.                 замалчивание важной для потребителя информации

Потери от несовершенной конкуренции

1.      неоправданный рост цен

2.      увеличение издержек производства и обращения

3.      замедление научно-технического прогресса

4.      снижение конкурентоспособности на мировых рынках

5.      падение эффективности экономики

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

28

Заключение

Подводя итог по вышесказанному, можно сделать следующие выводы:

1. Конкуренция – это сложное многогранное явление. Существует множество ее видов и методов. Этот элемент экономики следует оценивать как жизненно важную и наиболее мощную силу развития экономики.

Роль конкуренции на рынке:

- конкуренция способствует установлению равновесной цены, уравнению спроса и предложения;

- конкуренция поддерживает общественно нормальные условия производства и реализации  товаров и услуг;

- конкуренция стимулирует научно – технический прогресс и повышение эффективности производства.

2. Несовершенная конкуренция обладает следующими чертами:

- основной чертой является наличие одной фирмы – продавца и множества покупателей;

- фирмы производят стандартизированную, однородную продукцию;

- для входа (выхода) на рынок несовершенной конкуренции существуют барьеры;

- существует полная информация и мобильность.

3. Можно выделить две основные причины возникновения несовершенной конкуренции:

- есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшаются издержки;

 

29

- рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

30

Список используемой литературы

1. Экономическая теория: Ключевые вопросы: Учеб. пособие: 3-е изд./ Под ред. А.И.Добрынина.-М.: ИНФРА-М,2001.206с.

2. Ивашевский С.Н.Экономика: микро- и макроанализ: Учеб. пособие.-2-е изд., исправ.и доп.- М.: Дело, 2001.-424 с.

3.Экономическая теория: Учеб. для студентов вузов/ Под ред. В.Д.Камаева. 8-е изд., перераб и доп.М:Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС,2002. -496 с.

4.Кураков Л.П.,Яковлев Г.Е. Курс экономической теории: учеб. пособие.- 2-е изд., доп. и перераб.- Чебоксары: Изд-во Чуваш ун-та,2003.-496 с.

5.Райзберг Б.А. основы экономики: Учеб. пособие.-М.: ИНФРА

6.Носова С. Экономическая теория / СС.Носова. – М.: Владос, 2000.- с. 97

7.Нуриев Р.М. курс микроэкономики: учебник для вузов / Р.М. Нуриев.-М.: НОРМА, 2005.- с. 221

8.Сажина М.А. экономическая теория: учебник для вузов/М.А.Сажина, Г.Г. Чибриков- М.: НОРМА,2002.-с.144

 

 

Ссылки

1.www.BestReferat.ru/referat-63981.html

2.www.otherreferats.allbest.ru

3.aetelien.ru/Collection/13/13_00016.html

4/www.seinstitute.ru

 

 

 

31

                  Приложение

                            Таблица 2

 

Чистая конкуренция

Монополистическая конкуренция

Олигополия

Монополия

Число фирм

Очень много

Много

Несколько

Одна

Характер продукции

Стандартная

Дифференцированная

Стандартная или дифференцированная

Уникальная,нет близких заменителей

Условия вступления

Очень легкие, препятствия отсутствуют

Сравнительно легкие

Наличие существенных препятствий

Блокировано

Доступность экономической информации

Полная доступность

 

Некоторые ограничения

 

 

Существенные ограничения

 

 

Недоступна

 

Контроль над ценой

Отсутствует

Некоторый, но в довольно узких рамках

Ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре

Значительный

Примеры

Сельское хозяйство

Розничная торговля, производство одежды, обуви и т.д.

Производство стали, автомобилей, многих бытовых электроприборов

Местные предприятия общественного пользования

Информация о работе Несовершенная конкуренция