Несовершенная конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2012 в 13:47, реферат

Описание работы

Цель данной работы – подробно изучить основные виды рыночных структур несовершенной конкуренции.
Исходя из поставленной цели, вытекают следующие задачи:
- рассмотреть понятие конкуренции, ее влияние на поведение фирмы и на экономику в целом;
- охарактеризовать различные модели рынков в зависимости от уровня конкуренции на них.

Содержание

Введение 3
1.Понятие конкуренции 5
2.Несовершенная конкуренция как форма рыночной структуры 6
2.1.Причины возникновения несовершенной конкуренции 11
2.2.Монополистическая конкуренция (условия возникновения, характерные черты) 11
2.3Олигополия 20
2.4.Монополия 23
3.Используемые средства и потери от несовершенной конкуренции 26
Заключение 28
Список используемой литературы 30
Приложение 31

Работа содержит 1 файл

Реферат по эк.теории.doc

— 132.00 Кб (Скачать)

              Рис.1. Виды несовершенной конкуренции

   

 

 

                                                                                       11

2.1.Причины возникновения несовершенной конкуренции

Большинство случаев несовершенной конкуренции можно объяснить двумя основными причинами.

Во-первых, есть тенденция к уменьшению количества продавцов в тех отраслях, для которых характерны значительные экономии от масштаба и уменьшении издержки. В этих условиях крупным фирмам производство обходится дешевле, и они могут продавать свои продукты по более низкой цене, чем мелкие, что приводит к «вытеснению» последних из отрасли.

Во-вторых, рынки имеют тенденцию к несовершенной конкуренции, когда существуют трудности для вступления новых конкурентов в отрасль. Так называемые «барьеры входа» могут возникать в результате государственного регулирования, ограничивающего количество фирм. В других случаях может быть слишком дорого для новых конкурентов «прорваться» в отрасль.

В теории выделяют различные виды рынков с несовершенной конкуренцией (по степени убывания конкурентности): монополистичесая конкуренция, олигополия, монополия.

 

2.2.Монополистическая конкуренция.

Монополистическая конкуренция предполагает смешение монополии и конкуренции: точнее, монополистическая конкуренция включает в себя очень значительный объем

 

12

конкуренции, смешанной с небольшой дозой монопольной власти.

Монополия – это такой тип рыночной структуры, где:

1)Весь отраслевой выпуск поставляет одна фирма, частица каждого потребителя, (которых на рынке очень много) в общем объеме рыночная продукция незначительна;

2)продукция однородная и не имеет близких заменителей;

3)вхождения на рынок блокировано;

4)потребители не взаимодействуют  между собою;

5) существует полная осведомленность относительно рыночных цен, объемов и спроса покупателей.

 

Условия возникновения

Монополистическая конкуренция возникает там, где хозяйствуют десятки фирм, тайный сговор между которыми практически невозможен. Каждая фирма действует на свой страх и риск, сама определяет свою ценовую политику. Предсказать и учесть действия всех остальных участников конкуренции практически невозможно.

Монополистическая конкуренция развивается там. Где необходима дифференциация продукта, где в большей мере приходится учитывать вкусы потребителя для сбыта своей продукции. Монополистическая конкуренция широко представлена в отраслях, производящих предметы потребления. Легкая и пищевая промышленность, сфера услуг дают нам многочисленные примеры: платья, блузы, костюмы, пальто, меховые изделия, кафе, театры, эстрада и т.д. Дифференциация продуктов может основываться не только на различиях в качестве товара, но и на тех услугах, которые

13

связаны с его обслуживанием. Причиной выбора покупателя могут стать привлекательная упаковка, более удобное расположение и время работы магазина, лучшее обслуживание

посетителя, наличие купона, обеспечивающего скидку с цены. Это в полной мере относится к мелким магазинам, парикмахерским, химчисткам, бензозаправочным станциям и т.д.

В условиях дифференциации экономических благ трудно найти две фирмы, которые производили бы один и тот же продукт или услугу. Границы отрасли размываются, строго выделить отрасль бывает довольно трудно, а иногда и невозможно, так как наблюдается нечто вроде континуума продуктов и услуг.

Важное значение приобретает не только цена, но и неценовые факторы: реклама, условия продажи, возможность покупки товара в рассрочку, наличие или отсутствие гарантийного ремонта и др.

В условиях монополистической конкуренции нет высоких барьеров для вступления в отрасль. Эффект масштаба не имеет большого значения, а капитал, требующий для начала дела, как правило, невелик.

Легкое вступление в отрасль не означает, что отсутствуют какие-либо ограничения для вступления в отрасль. Ими могут быть патенты на продукцию, лицензии, фабричные клейма или торговые марки. Однако, в отличие от чистой монополии, патенты не носят исключительного характера, поскольку патентуются (лицензируются) товары-субституты.

 

14

Характерные черты

1)относительно большое число фирм. Монополистическая конкуренция подразумевает такую рыночную ситуацию, при которой относительно большое число небольших производителей предлагает похожую, но не идентичную продукцию. Различая между монополистической и чистой конкуренцией весьма значительные. Для монополистической конкуренции не требуется присутствие сотен или тысяч фирм, достаточно сравнительно больших их числа 25,35,60 или 70. из наличия такого числа фирм вытекает несколько важных признаков монополистической конкуренции.

Во-первых, каждая фирма  обладает небольшой долей всего рынка, поэтому она имеет очень ограниченный контроль над рыночной ценой. Наличие сравнительно большого числа фирм к тому же гарантирует, что тайный сговор, согласованные действия фирм с целью ограничения объема производства и искусственного повышения цен, почти невозможен. При многочисленности фирм в отрасли нет ощущения взаимной зависимости между ними; каждая фирма определяет свою политику, не учитывая возможную реакцию со стороны конкурирующих с ней фирм.

Реакцию конкурентов можно не учитывать, так как влияние действия одной фирмы на каждого из ее многочисленных соперников настолько мало, что у этих конкурентов не будет причины реагировать на действия фирмы.

2)Дифференциация продукта. Противоположность чистой конкуренции  одним из основных признаков монополистической конкуренции является также

15

дифференциация продукта. Фирмы в условиях чистой конкуренции производят стандартизированную продукцию: производители  условиях монополистической конкуренции выпускают разновидности данного продукта. При этом дифференциация продукта может принимать ряд различных форм.

-Качество продукта. Продукты могут различаться по своим физическим, или качественным, параметрам «Реальные» различия, включающие функциональные особенности, материалы, дизайн и качество работы, являются крайне важными сторонами дифференциации продукта.

-Услуги. Услуги и условия, связанные с продажей продукта, являются важными аспектами дифференциации продукта.

-Размещение. Продукты могут также различаться на основе размещении и доступности. Например, небольшие мини-бакалеи или продовольственные магазины самообслуживания успешно конкурируют крупным супермаркетам, несмотря на то, что последние имеют намного более широкий ассортимент товаров и назначают более низкие цены. Владельцы маленьких магазинов располагают их вблизи от покупателей, на более оживленных улицах.

-Стимулирование сбыта и упаковка. Дифференциации продукта может также являться результатом- в значительной степени – мнимых различий, созданных посредством рекламы, упаковки и использовании торговых марок и торговых знаков.

Одним из важнейших значений дифференциации продукта является то, что, несмотря на наличие, относительно большого числа фирм, производители в условиях монополистической

16

конкуренции обладают ограниченной степенью контроля над ценами на свою продукцию. Потребители отдают предпочтенье продукции определенных продавцов и в известных пределах платят более высокую цену за эту продукцию, чтобы удовлетворить свои предпочтения. Продавцы и покупатель больше не связаны стихийно, как на рынке чистой конкуренции.

3) Неценовая конкуренция. Как явствует из выше приведенного обсуждения, в условиях монополистической конкуренции экономическое соперничество сосредотачивается не только на цене, но также и на таких неценовых факторах, как качество продукта, реклама и условия, связные с продажей продукта. Так как продукты дифференцированы, можно предположить, что со временем они могут быть изменены и что черты различия продукт каждой фирмы будут восприимчивы к рекламе и другим формам стимулирования сбыта.

4) Легкое вступление в отрасль. Вступить  отрасль с монополистической конкуренцией относительно легко. То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются типично небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и в относительном выражении, предполагает, что эффект масштаба требующий капитал невелики. С другой стороны, по сравнению с чистой конкуренцией могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры, порожденные потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурентов, и обязательством рекламировать этот продукт. Существующие фирмы могут владеть патентами на свою продукцию и авторскими правами

17

на свои фабричные клейма и торговые знаки, что увеличивает трудности и издержки их успешного копирования.

Кривая спроса, с которым сталкивается продавец в условиях монополистической конкуренции, является эластичной, но лишь до известных пределов. Он намного более эластична, чем кривая спрос производителя при чистой монополии, потому что продавец в условиях монополистической конкуренции сталкивается с относительно большим числом конкурентов, производящие взаимозаменяемые товары.

Что касается кривой продаж продавца, то она при монополистической конкуренции также не является совершенно эластичной (как, например, кривая производителя в условиях чистой конкуренции). Во-первых, фирма в условиях монополистической конкуренции имеет меньше конкурентов, и, во-вторых, продукты этих конкурентов представляют собой близкие, но несовершенные заменители.

Вообще говоря, степень эластичности кривой спроса фирмы в условиях монополистической конкуренции будет зависеть от числа конкурентов и степени дифференциации продукта. Чем больше число конкурентов и слабее дифференциация продукта, тем больше будет эластичность кривой спроса каждого продавца, то есть тем больше ситуация будет приближаться к чистой конкуренции.

 

Основными признаками монополистической конкуренции являются:

 

 

18

1)относительно небольшая доля всего рынка, приходящаяся на одну фирму, а, следовательно, ограниченный контроль над ценой;

       2)сравнительно большое число фирм гарантирует, что тайный уговор с целью ограничения объема выпуска и искусственного повышения (понижения) цены практически невозможен;

       3)фирмы самостоятельны в выборе производственных решений и не учитывают возможную реакцию со стороны конкурентов;

       4)дифференциация продукта в различных фирмах:

- по качеству - долговечность, дизайн, мощность и т.п.;

- по услугам и условиям, связанным с реализацией продукта- сервис, послепродажное обслуживание, доставка, сроки гарантии и т.п.;

- по размещению и доступности продукта - супермаркеты с более  низкими ценами и небольшие магазины на оживленных улицах с более высокими ценами;

- по рекламе, упаковке, фирменным знакам, престижу.

        5)экономическое соперничество сосредоточивается не только на цене, но и на неценовых факторах;

       6)относительно легкое вступление в отрасль, так как необходимый для этого капитал невелик. Возможные финансовые барьеры связаны с необходимостью производства  продукта, который отличается от продукта конкурента рекламой.

 

            Эффективность монополистической конкуренции

 

19

Оценка монополистической конкуренции с точки зрения общества предполагает рассмотрение следующих аспектов:

1) В долгосрочном периоде равновесие при монополистической конкуренции достигается в точке, находящейся на участке убывания кривой средних общих издержек. Свободный вход и выход на конкурентных рынках приводит к тому, что фирмы находятся в точке минимума средних совокупных издержек. Следовательно,  в долгосрочном периоде при совершенной конкуренции производство фирм находится на уровне эффективного, в то время как объем выпуска монопольно конкурентных фирм ниже этого уровня;

2) Для конкурентной фирмы ценна товара равна предельным издержкам; для монопольно конкурентной – цена превышает предельные издержки так как фирма обладает некоторой властью над рынком. Это приводит к тому, что некоторые потребители воздерживаются от приобретения данного товара. Таким образом, при монополистической конкуренции, как и при монополии, существует безвозвратная потеря части продукта и недораспределение ресурсов с точки зрения общества;

3) С учетом эластичности спроса на продукт можно сделать вывод о том, что объем производства при монополистической конкуренции меньше, чем у конкурентной фирмы, но больше, чем у монополии. При монополистической конкуренции потребители платят более высокие цены за дифференцированный продукт по сравнению с совершенной конкуренцией, когда продукт стандартизирован, и более

 

20

низкие цены по сравнению с монополией и ее уникальным продуктом;

4) Вступление новых фирм на рынок при монополистической конкуренции связано с двумя внешними эффектами:

а) Внешний эффект увеличения разнообразия продукции, который является положительным, так как при росте числа фирм и появлении новой  продукции возникает дополнительный потребительский излишек;

б) Внешний эффект “перехвата” покупателей, который можно отнести к отрицательным эффектам, так как появление конкурентов означает утрату фирмами отрасли части потребителей и снижение прибыли. В зависимости от суммарного воздействия этих двух эффектов на рынках монополистической конкуренции предлагается либо слишком мало, либо слишком много видов товаров.

 

 

2.3.Олигополия

         Олигополией называют тип рынка, на котором несколько фирм контролируют его основную часть. При этом номенклатура продукции может быть как небольшой (нефть), так и достаточно обширной (автомобили, химическая продукция).

Информация о работе Несовершенная конкуренция