Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Мая 2013 в 23:34, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение теоретических и практических основ и характеристик риска и неопределенности, a также разработка практических рекомендаций по их снижению. Для достижения поставленной цели необходимо решить задачи:
-рассмотреть сущность и причины неопределенности и риска;
-определить особенности рисков в переходной экономике;
-изучить асимметричность информации
Введение……………………………………………………………………......5
1. Неопределенность и риск в экономической теории….......7
1.1. Сущность и причины неопределенности и риска…………………….7
1.2. Асимметричность информации…………………………………………8
1.3. Особенности рисков в переходной экономике………………………..10
2. Страхование и распределение риска В МИРОВОЙ ПРАКТИКЕ………………………………………………………………………12
2.1. Расчет и оценка риска…………………………………………………..12
2.2. Методы распределения риска…………………………………………..14
2.3. Информационная несостоятельность рынка страхования………….15
3. Особенности И ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ рынка страхования Республики Беларусь………………………………..17
Заключение…………………………………………………………………..22
Список ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………24
ПриложениЯ………………………………………………………………….26
Моральный риск – поведение индивида, сознательно увеличивающего вероятность возможного ущерба в надежде, что убытки будут полностью (или даже с избытком) покрыты страховой компанией.
Человек, застраховавший жизнь и имущество, чувствует себя увереннее. Однако эта уверенность на некоторых действует расслабляюще: они перестают выполнять те меры предосторожности, которые были для них обязательными до страхования. Это повышает риск и делает более вероятным то событие, от которого человек застрахован. Если человек, застраховавшийся от кражи, начинает пренебрегать обычными для него мерами предосторожности, то, естественно, вероятность кражи значительно возрастет. Такое халатное поведение приносит прибыль недобросовестным и нечестным людям за счет порядочных.
3. Особенности И
ПРЕСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ рынка
Страховой рынок Республики Беларусь начал свое развитие с начала девяностых, в период бурного развития предпринимательской деятельности, когда в нашей стране впервые появились рыночные отношения, конкуренция и свобода выбора.
Желание многих заработать на неразвитом рынке привело к созданию более 40 страховых организаций, вступивших в борьбу за выживание. Единственным, кому эта деятельность явилась не в новинку, был Белгосстрах, организация, основанная ещё в 1921 году. [8]
Полученный на протяжении десятков лет опыт и разветвленная сеть продаж позволяют Белгосстраху и сейчас удерживать лидирующие позиции по сумме полученной страховой премии, ежегодно покрывая страхованием более половины страхового рынка Республики Беларусь.
По данным Министерства финансов Республики Беларусь Белгосстрах из года в год занимает лидирующие позиции на рынке страховых услуг в Республике Беларусь, что видно из рисунка 3.1
Рисунок 3.1 - Доля Белгосстраха на рынке страховых услуг Республики Беларусь по собранным взносам в 2012 г.
В условиях развивающейся экономики многие страховые компании не выдержали конкуренции, отдельные организации не смогли удовлетворить требования лицензирующего органа и обеспечить полноценную защиту своих страхователей. В итоге в настоящее время на страховом рынке республики осуществляют страховую деятельность 24 страховые организации.
РУП «Белорусская национальная перестраховочная
организация» создана по решению
Правительства РБ. Данная организация
является первой и единственной в
Беларуси, осуществляющей деятельность
исключительно по перестрахованию.
Правительство, создавая данную организацию,
ставило перед собой
Лидером на рынке страхования экспорта
и импорта в РБ является созданное
Правительством РБ в 2001 году Белорусское
республиканское унитарное
Основная цель, которую ставит Правительство перед Белэксимгарантом в краткосрочной перспективе – уменьшение экспортных рисков при поддержке государства. Организация входит в состав клуба Международного союза страховщиков кредитов и инвестиций (Бернский союз). На данный момент компании обмениваются информацией о действующих в их странах нормах законодательства, что позволяет адекватно оценить финансовое состояние контрагентов по экспортным контрактам, возможность взыскания долгов при наступлении страховых случаев и другие факторы, влияющие на уровень риска по экспортным контрактам. Исходя из своего опыта, члены Пражского клуба дают комментарии в отношении конкретных контрагентов либо регионов, уровне страхового риска.
Что касается международного опыта на страховом рынке, рассмотрим особенности страховых компаний на примере нижеприведенных стран.
Функции органа государственного страхового надзора в Великобритании возложены на Департамент торговли и промышленности (Department of Trade and Industry, DTI), который возглавляется Государственным секретарем по торговле и промышленности. На практике повседневный страховой надзор осуществляет Страховой отдел Департамента торговли и промышленности. Страховые компании и физические лица не вправе заниматься страховым бизнесом в Великобритании до тех пор пока, не получат лицензию DTI. Исключение из общего правила применяется в отношении членов страховой корпорации "Ллойд", дружеских обществ и профсоюзов, осуществляющих страхование своих членов на время забастовок. В отношении членов страховой корпорации "Ллойд" вопросы лицензирования переданы в компетенцию высшего органа этой организации (Council of Lloydis).
Германия. Стержнем системы социального
обеспечения в Германии является
обязательное социальное страхование.
Согласно немецкому трудовому
1.Государственное медицинское
страхование, представляемое
2.Государственное
3.пенсионное страхование,
4.страхование на случай
5.государственное
Социальное страхование в
США. Американский страховой бизнес отличается огромным размахом и не имеет себе равных в мире. Американские страховые монополии контролируют примерно 50% всего страхового рынка индустриально развитых стран мира. В США работает свыше 8000 компаний имущественного страхования и около 2000 компаний по страхованию жизни.
Каждый штат имеет свое страховое законодательство и свой регулирующий орган (надзор). Единого федерального Закона о страховании и единого федерального органа по надзору за страховой деятельностью нет. Каждый штат выдвигает свои требования к минимальному уровню капитала, видам предлагаемого страхования, проводит ревизию подконтрольных страховых компаний, осуществляет общее регулирование страховой деятельности путем выдачи лицензии брокерам, агентам и самим страховым компаниям. Страховая индустрия в США является единственной, которая не подпадает под антимонопольное законодательство.
В зарубежных странах страхование возникло раньше, и поэтому оно быстрее развивалось именно там. В каждой стране можно выделить свои плюсы и минусы социально страхования: у кого то оно акцентировано на своих граждан, у кого то на привлечение средств других государств
В развитых странах система социального страхования продумана, и каждый раз в нее вносятся дополнения в связи с различными изменениями (например, меняется сам рынок или происходят какие-то социально-политические процессы в обществе). Другое дело обстоит, например, в таком регионе как Африка. Здесь конечно тоже есть развитые страны, такие как ЮАР или Египет, но их единицы. В основном здесь беднейшие страны по своему развитию и социальному статусу, и, конечно же, здесь не до развития страхования. В таких странах применяется опыт взаимного страхования, который уже давно прошли развитые страны. [14]
Зарубежный опыт развитых стран с развитой социальной системой, безусловно, будет полезен белорусскому рынку страхования, но набираться его нужно осторожно, учитывая все отрицательные стороны и последствия.
Не стоит также забывать и о том, что наша социальная система не так хорошо развита и что наше общество, практически всегда опасается чего-то нового. Учитывая все эти факторы белорусским страховщикам по силам стать в один ряд с ведущими лидерами, но на это, безусловно, понадобится время.
На страховом рынке Беларуси доминируют государственные страховые компании и страховые организации с долей собственности государства. Последние, в основном, это бывшие частные компании, которые не желали терять своих клиентов по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств и безвозмездно передали часть своих акций государству.
Проанализируем основные показатели деятельности страховых организаций за прошлый год и за период январь-февраль 2013года.
За 2012 год страховыми организациями
республики получено страховых взносов
по прямому страхованию и
По добровольным видам страхования за январь-декабрь 2012 года получено страховых взносов в размере 2 123,6 млрд рублей, что на 980,7 млрд. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года, а за январь – февраль 2013 года - 826,2 млрд рублей.
По обязательным видам страхования за 2012 год получено страховых взносов в размере 2 207,0 млрд. рублей, что на 984,3 млрд. рублей больше по сравнению с аналогичным периодом 2011 года. В 2013 году данный показатель составил – 414,9 млрд. рублей.
Удельный вес добровольных видов страхования в общей сумме поступлений за 2012 составляет 49,0% (за январь-декабрь 2011 года – 48,3%). За январь-февраль 2013 года удельный вес добровольных видов страхования составляет 66,6% (за январь-февраль 2012 года – 50,1%).
За 2012 год выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике составили 2 052,7 млрд рублей и превысили данный показатель за аналогичный период 2011 года на 714,0 млрд рублей. Уровень страховых выплат в общей сумме полученных страховых взносов за 2012 год составил 47,4% (за аналогичный период 2011 года – 56,6%).
За январь-февраль 2013 года выплаты страхового возмещения и страхового обеспечения в целом по республике составили 379,6 млрд рублей и превысили данный показатель за аналогичный период 2012 года на 80,3 млрд рублей. Уровень страховых выплат в общей сумме страховых взносов за январь-февраль 2013 года составил 30,6% (за аналогичный период 2012 года – 53,1%).
В 2012 году страховыми организациями перечислено в бюджет и внебюджетные фонды 452,1 млрд. рублей (за 2011 год – 223,2 млрд. рублей), из них 242,8 млрд. рублей – налоги и неналоговые платежи в бюджет, 209,3 млрд. рублей – платежи во внебюджетные фонды (за 2011 год 109,4 млрд. рублей и 113,8 млрд. рублей соответственно). За январь-февраль 2013 года страховыми организациями перечислено в бюджет и внебюджетные фонды 84,7 млрд. рублей, из них 39,7 млрд рублей – налоги и неналоговые платежи в бюджет, 45,0 млрд. рублей – платежи во внебюджетные фонды. [15-17]
Данный анализ позволяет сделать вывод, что страховые организации вполне могут пойти на сокращение величины страховых взносов по данным видам страхования, вследствие чего способно привлечь на данный рынок дополнительных клиентов, увеличить страховые фонды организаций.
Вместе с тем, стоит отметить, что совокупный страховой фонд белорусских страховых организаций еще не достиг нормативов, принятых в индустриально развитых странах. Значительные размеры прибыли страховых организаций позволяют сделать вывод о завышенной оценке риска страховщиками.
Увеличение поступления средств в страховые фонды организаций Республики Беларусь позволяет сделать вывод о том, что интерес к страховым услугам со стороны субъектов хозяйствования Республики Беларусь и населения растет, что свидетельствует о правильном понимании места риска в хозяйственной деятельности.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В курсовой работе рассмотрены риски и неопределенность, причины их возникновения, а также страхование и распределение риска, из каждого раздела вытекает вывод, что риск объективно составляет неизбежный элемент принятия любого хозяйственного решения в силу того, что неопределенность – неизбежная характеристика условий хозяйствования. В момент принятия решения не всегда невозможно получить полные и точные знания об отдаленной во времени среде реализации решения, обо всех действующих или потенциально могущих проявиться внутренних и внешних факторах.
Объективно существует и неустранимая неопределенность, имеющая место при принятии решений, приводящая к тому, что риск никогда не бывает нулевым. Следствием этого является неуверенность в достижимости поставленной цели, и в результате реализации выбранного решения намеченная цель в большей или меньшей степени не достигается.
Источником неопределенности в
условиях переходной экономики является
само государство, действия которого,
как правило, непредсказуемы. В большинстве
случаев у государственных
Информация о работе Неопределенность и риск в экономической теории