Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:59, доклад
Приоритетное развитие социальной сферы является объективной закономерностью развития современной мировой цивилизации. С одной стороны, уровень развития этой сферы является показателем экономического роста любой страны, уровня производительности труда и эффективности функционирования хозяйственной системы в целом.
Социальная сфера в узком смысле - это совокупность отраслей образования, культуры и искусства, средств массовой информации, здравоохранения и физической культуры, социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства.
Из определения социальной сферы вытекает, по нашему мнению, определение расходов государства на социальную сферу.
Расходы государства на социальную сферу - это система расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов на финансирование образования, культуры и искусства, средств массовой информации, здравоохранения и физической культуры, социальной защиты населения и жилищно-коммунального хозяйства, осуществляемые в целях реализации конституционных прав граждан.
Отсутствие единой методологии бюджетного планирования сводит на нет все мероприятия по совершенствованию бюджетного регулирования, поскольку последнее касается только бюджетных доходов, размеров и форм предоставления финансовой помощи. Унифицированный подход к планированию расходов, большая часть которых относится к социальным, позволил бы лучше сбалансировать бюджеты регионов, упорядочить процесс предоставления бюджетных ссуд и, возможно, изменить направления и размеры финансовых потоков.
Конституция РФ очерчивает очень узкий круг услуг, предоставление которых гарантируется в государственных или муниципальных учреждениях бесплатно: медицинская помощь (ст. 41), дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование, а также высшее образование на конкурсной основе (ст. 43). Тем не менее, большое количество потребителей названных услуг требует значительных расходов на их оказание. Помимо этого Конституция РФ гарантирует социальную защиту различным категориям населения, демонстрируя не только преемственность социальной политики советского периода, но и соответствие общечеловеческим ценностям. Поэтому вопрос о количественной определенности объема принятых на себя государством социальных обязательств требует точной оценки, величина которой не в последнюю очередь зависит от возможности мобилизации достаточного размера бюджетных доходов.
Тем не менее, попытки найти компромисс между социальной нормой и финансовым нормативом были предприняты рядом регионов России. Так, в Свердловской области разработанные социальные нормы финансировались с учетом понижающего коэффициента, величина которого зависела от объема бюджетных ресурсов региона. Их увеличение позволяло ежегодно повышать коэффициент, величина которого утверждалась законодательно.
Недостаток такого подхода очевиден: чем выше бюджетная обеспеченность региона, тем лучше исполняются конституционные социальные гарантии, тем выше могут быть установлены социальные нормы и финансовые нормативы, действующие на территории отдельного субъекта Федерации.
Существующий порядок планирования социальных расходов региональных бюджетов, как правило, исходит из фактически сложившегося их уровня в регионе, корректируемого на индекс инфляции. В последние годы отраслевые министерства рассчитывают средний норматив текущих бюджетных расходов на предоставление ряда социальных услуг, а Минфин России рекомендует его использовать при формировании бюджетов регионов.
Безусловно, при разработке государственных социальных стандартов целесообразно ориентироваться не на величину бюджетных доходов как ограничителя расходов бюджета, а на социальные нормы, которые должны соответствовать современному представлению о минимально допустимом уровне и качестве социальных услуг и быть едиными для всей территории Российской Федерации.
Разработкой социальных норм, исходя из рациональной потребности в продовольственных и непродовольственных товарах в расчете на одного потребителя бюджетных услуг, занимаются отраслевые научно-исследовательские институты, министерства и ведомства. Однако их предложения и расчеты могут быть востребованы и исполнены лишь в будущем, когда средний уровень жизни граждан России поднимется до такого состояния, чтобы соответствовать рациональным нормам потребления в бюджетной сфере. Бюджетные учреждения не могут быть островом благополучия в небогатой стране.
К сожалению, сегодняшнему финансовому состоянию страны соответствуют те социальные нормы, которые установлены Федеральным законом от 20:11.99 г. № 201-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации». Рассчитанный на ее основе прожиточный минимум в среднем по России за 2002 г. составил, по оценке, 1800 руб.
Регионы, в свою очередь, в соответствии со ст. 3 Федерального закона от 24.10.97 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» вправе определять и утверждать при наличии заключения экспертизы Минтруда России состав потребительской корзины, учитывающий природно-климатические условия, национальные традиции и местные особенности потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения.
На сегодняшний день потребительская корзина и рассчитываемый на ее основе прожиточный минимум представляют единственно детально разработанные социальные нормы потребления и финансовый норматив соответственно. Более того, состав потребительской корзины для Российской Федерации в целом и ее регионов разрабатывается на единой методической основе и устанавливается законами соответствующих уровней власти.
Вступивший в силу в настоящее время федеральный закон «О минимальных государственных социальных стандартах» не содержит положений о какой-либо связи их с величиной прожиточного минимума, полностью относя тем самым разработку стандартов к сфере компетенции министерств и ведомств. Очевидно, что планирование расходов возможно только в пределах одного вида предоставляемых бюджетных услуг в разрезе статей экономической классификации расходов. Но единый подход к планированию на основе прожиточного минимума может стать основой методологии разработки государственных минимальных социальных стандартов и проведения единой социальной политики в стране. Регионы при наличии достаточных бюджетных доходов могут увеличивать финансирование социальных расходов сверх федеральной части государственных гарантий.
Кроме того, определение государственных минимальных социальных стандартов на основе прожиточного минимума делает ненужной корректировку удорожания расходов, которая сейчас проводится с помощью индекса бюджетных расходов, используемого для расчета трансфертов регионам. Как известно, индекс бюджетных расходов учитывает структуру населения субъектов Российской Федерации и стоимость единицы бюджетных услуг. Он показывает, насколько больше или меньше необходимо затратить бюджетных средств в расчете на душу населения в субъекте Российской Федерации с учетом объективных региональных факторов и условий по сравнению со средним для России значением для предоставления одного и того же объема бюджетных услуг. В прожиточном минимуме учтены те же самые факторы: он рассчитывается на основе сложившегося в регионе уровня цен в разрезе основных социально-демографических групп населения.
Не подвергая сомнению саму методику расчета индекса бюджетных расходов, можно предположить, что использование прожиточного минимума, рассчитываемого для каждого региона на основе потребительской корзины, учитывающей природно-климатические условия, национальные традиции и местные особенности потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения, позволило бы сделать расчеты более точными и менее трудоемкими. В связи с этим величина прожиточного минимума, рассчитываемого в каждом субъекте Российской Федерации, могла бы использоваться в качестве инструмента выравнивания доходов региональных бюджетов. Причем, один и тот же инструмент применялся бы как для расчета расходов, так и для перераспределения доходов через механизм трансфертов.
Нормативный метод планирования, предполагающий увязку социальных норм с экономической классификацией расходов бюджета, должен сопровождаться финансированием без указания конкретного назначения использования бюджетных средств. Исключением применительно к образовательным учреждениям могут быть только расходы на оплату труда, стипендии, продукты питания. Распорядителям бюджетных ассигнований должно быть предоставлено право перераспределения средств между статьями экономической классификации расходов в размере 5-10% с последующим отражением в отчете об исполнении сметы доходов и расходов. Все остальные процедуры казначейской системы исполнения бюджета по расходам остаются неизменными.
При таком способе финансирования повышается самостоятельность коллективных органов управления и руководителей бюджетных учреждений, иначе должна определяться их ответственность; нецелевому использованию бюджетных средств как норме Бюджетного кодекса Российской Федерации должны соответствовать другие основания и наказание; контроль переориентируется на оценку эффективности и экономности использования бюджетных средств, а, значит, на оценку достижения результата.
[1] Якобсон Л.И. Экономические методы управления в социально-культурной сфере.-М.: Экономика,1991.-176с. (с.7)
[2] см. Якобсон Л.И. Эффективность и качество работы в
непроизводственной сфере. - М.: Экономика, 1984. - 136 с.; Жильцов Е.Н. Экономика общественного сектора и некоммерческих организаций. - М: МГУ, 1995.-182 с.;
Бабич A.M., Жильцов Е.Н., Егоров ЕВ. Социальная сфера в условиях перехода к рынку. - М.: Российская академия управления. Центр проблем рыночной экономики, 1993. - 170 с.
[3] Бабич A.M., Жильцов Е.Н., Егоров ЕВ. Социальная сфера в условиях
перехода к рынку. - М.: Российская академия управления. Центр проблем
рыночной экономики, 1993. с. 30
[4] Бабич A.M., Жильцов Е.Н., Егоров ЕВ. Социальная сфера в условиях
перехода к рынку. - М.: Российская академия управления. Центр проблем
рыночной экономики, 1993,с.31
[5] там же, с. 32
[6] Поляк Г.Б. Финансовое обеспечение социальной сферы. - М.: Финансы и статистика, 1988. с.8
[7] Бюджетная система России: Учебник для вузов /Под ред. проф. Г.Б.Поляка. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 550 с.
[8] Словарь русского языка /Под ред. Н.Ю. Шведовой. - М.: Рус.яз.,1984. с. 519
[9] Большой экономический словарь /Под ред. А.Н. Азриляна. - М.:Институт новой политики, 1997. - с.690
Информация о работе Необходимость расходов государства на социальную сферу и её обоснование