Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 08:59, доклад
Приоритетное развитие социальной сферы является объективной закономерностью развития современной мировой цивилизации. С одной стороны, уровень развития этой сферы является показателем экономического роста любой страны, уровня производительности труда и эффективности функционирования хозяйственной системы в целом.
На практике не соотнесение бесплатного предоставления чистых общественных услуг с их финансовыми затратами приводит к тому, что население охотно поддерживает все программы по развитию чистых общественных услуг, и у него формируется нерациональный подход к их использованию как ничейным благам, но оно решительно выступает против повышения налогообложения, которое необходимо для производства такого рода благ.
Услуги как чистое общественное благо (чистые общественные услуги) характеризуются следующими свойствами (признаками):
- совместный характер их потребления, неделимость и не избирательность;
- объективная техническая и экономическая невозможность исключения
из потребления и возможность потреблять блага не оплачивая,
- отсутствие конкурентности (состязательности) и перегружаемости
(уменьшения потребления с появлением новых лиц).
Все указанные свойства взаимосвязаны и взаимно дополняют друг друга: совместный характер потребления, неделимость и неизбирательность услуг как чистых общественных благ тесно связаны с неисключаемостью из потребления одних лиц по отношению к другим. К чистым общественным услугам относятся услуги государственного управления, обороны и внутренней безопасности. Существуют производства некоторых услуг (например, производство коммунальных услуг, системы связи и коммуникации, транспортные услуги и так далее), неделимость которых обусловлена единой природой технической системы, где дублирование технически нецелесообразно, и производство таких услуг представляет собой естественную монополию. Экономически невозможно с помощью института частной собственности и с помощью включения внешнего эффекта в цену исключить такие услуги из потребления других лиц и сделать их объектами исключительно индивидуального пользования. Неисключаемость из потребления таких услуг по техническим или экономическим соображениям порождает возможность индивидам потреблять эти услуги не оплачивая.
Возникает проблема «безбилетного пассажира». Естественно, в этих условиях отсутствует заинтересованность частных лиц производить чистые общественные услуги.
Совместный характер потребления и неисключаемость сопряжены с таким свойством, как неконкурентность, поскольку отсутствует свобода выбора, и чистые общественные услуги предлагаются в одинаковом объеме всем потребителям. Они не перегружаемы. Следовательно, неконкурентность чистых общественных услуг не приводит к тому, как это происходит в условиях конкуренции, на рынке частных благ, когда улучшение положения одного осуществляется за счет ухудшения положения другого.
Все вышеуказанные свойства чистых общественных услуг делают невозможным их включение в рыночные отношения.
Что касается частных услуг в чистом виде (как чистых частных благ), то они обладают, в отличие от чистых общественных услуг, следующими свойствами:
- индивидуальный характер потребления, делимость и избирательность;
- исключаемость и конкурентность, отсутствие монопольного положения
кого-либо из участников отношения по поводу данного вида услуг.
Благодаря указанным свойствам чистые частные услуги, производимые на продажу, полностью включатся в рыночные отношения.
К рыночному, платному сектору услуг относятся многие производственные и деловые услуги, услуги личного характера и услуги по обслуживанию домашнего хозяйства.
Немало услуг занимают промежуточное положение между общественным (государственным) и частным (рыночным) секторами услуг. Одни смешанные услуги обладают большими свойствами общественных благ (например, многие социально-культурные услуги) и тяготеют к общественному сектору услуг, их называют социально-значимыми, смешанными услугами, поскольку они ориентированы в большей степени на интересы общества и общественного производства, чем на интересы отдельной личности. Велика их роль в социальной интеграции и в обеспечении социального равенства, социальной защиты людей.
Другие смешанные услуги обладают большими свойствами частных благ и в большей степени тяготеют к частному (рыночному) сектору экономики. Так, культурно-развлекательные и досугово-рекреационные, туристические, спортивно-оздоровительные, жилищно-коммунальные и некоторые бытовые услуги, несмотря на их определенную социальную ориентированность, ближе всего к частному, платному сектору услуг.
Соотношение рыночного (платного) и общественного (государственного) секторов услуг не является постоянным. Следовательно, уровень и масштабы развития рынка услуг меняются в зависимости от действия разных факторов.
Во-первых, на соотношение рыночных и государственных начал в сфере услуг влияет изменение технических условий производства.
Во-вторых, рост материального благосостояния и процесс выравнивания уровней платежеспособного спроса граждан при одновременном повышении социальной ответственности и гражданской зрелости каждого члена общества привел к тому, что стало возможным постепенно снимать нагрузку расходов на смешанные услуги с государственного бюджета и перекладывать финансирование этих услуг на семейный бюджет.
В-третьих, на соотношение рыночных и государственных начал в сфере услуг оказывают сильное влияние конкретно-исторические условия развития страны, в том числе история развития государственности, продолжительность и глубина переживаемых страной общественных катаклизмов.
Специфика социально-культурной сферы состоит в том, что вследствие ряда объективных причин в ней частный сектор в развитой рыночной экономике занимает незначительное место. Следовательно, в социально-культурных отраслях сфера действия конкурентно-рыночного механизма и принцип платности ограничены. Социально-культурные услуги представляют собой смешанные блага, им присуща двойственная природа. С одной стороны, они обладают такими чертами частного индивидуального блага, как делимость, состязательность и исключаемость, перегружаем ость. С другой стороны, им присущи свойства чистого общественного блага - значительный внешний эффект, невозможность и нежелательность исключения отдельных граждан от пользования внешним эффектом и монопольные тенденции.
По сравнению с другими услугами социально-культурные отрасли отличаются ярко выраженным внешним эффектом. Благодаря этому принято относить социально-культурные услуги к социально-значимым благам, то есть к благам, обладающим особыми достоинствами. Общее, что объединяет образование, культуру и здравоохранение - это особая их социальная значимость для развития человека. Затраты на социально-культурные услуги рассматриваются как вложения в «человеческий капитал». Но внешний эффект социально-культурных отраслей не ограничивается только повышением дееспособности людей как рабочей силы, как фактора производства. Он включает и социальную составляющую - развитие социально-культурных услуг представляет собой сферу самореализации человеческой личности, как средство удовлетворения ее потребностей в нематериальных ценностях. Внешний аспект эффекта по отношению к личности проявляется в том, что всестороннее развитие каждого становится условием всестороннего развития общества в целом. Повышая свой образовательный, культурный уровень и укрепляя свое здоровье, каждый гражданин способствует в конечном счете приумножению образовательного, культурного и здравоохраненческого потенциала всего общества. Внешний эффект проявляется в эффекте мультипликативного воздействия, то есть в эффекте цепной реакции воздействия на все сферы жизни общества. Кроме того, он проявляется в воздействии социально-культурных услуг на будущее поколение людей через преемственность культурно-национальных традиций воспроизводства генофонда.
Существует примат внешнего аспекта эффекта по отношению к внутреннему эффекту организаций и учреждений, оказывающих социально-культурные услуги. Мотивы увеличения прибыли в социально-культурной сфере за счет экономии от масштаба, рационализации производства услуг и применения индустриальной массовой технологии не являются решающими, определяющими перспективу развития данной сферы. Они подчинены интересам достижения внешнего эффекта - удовлетворению социально-культурных потребностей людей. Государство обязано создавать и содержать определенные общественные учреждения, создание и содержание которых не может осуществляться в интересах никаких отдельных лиц или небольших групп, ибо прибыль от них никогда не сможет окупить затраты любого отдельного лица или небольшой группы лиц, хотя зачастую они и смогут с лихвой окупиться большому обществу.
Социально-культурные услуги как важнейшие социальные ценности требуют равного доступа всех членов общества к ним независимо от платежеспособного спроса на эти блага и диктуют необходимость соблюдения принципа социальной справедливости в социально-культурной сфере, гарантий равенства социальных прав на образование, здравоохранение и культурные ценности.
Тенденция к социальному равенству людей в сфере социально-культурных услуг обеспечивается путем:
- преобладания государственного сектора в социально-культурной сфере
и общественного финансирования на основе обязательного налогообложения и
обязательных социальных платежей;
- бесплатного предоставления важнейших социально-культурных услуг;
- установления обязательного порядка потребления ряда социально-
значимых услуг образования и здравоохранения;
- введения социальных нормативов обеспечения населения социально-
культурными услугами;
- установления государственных социальных заказов на услуги
социально-культурных отраслей;
- гарантирования в законодательном порядке объема финансирования из
государственного бюджета (в процентах от национального дохода, от
расходной части бюджета или путем норматива социальных платежей от
заработной платы и прибыли предприятий).
Государственный сектор социально-культурных услуг предполагает приоритет прямого административного управления над косвенным управлением. Финансирование государственных организаций социально-культурной сферы непосредственно зависит от состояния государственного и местного бюджета. В связи с этим социально-культурную сферу принято называть бюджетной сферой, где рынок практически не действует. Финансовые нормы определяют государственный стандарт потребности в бюджетных средствах, а, следовательно, норматив стоимости обучения в расчете на одного учащегося, студента, слушателя не является рыночной ценой. Он определяется расчетным путем на основе агрегирования натуральных норм и нормативов с помощью денежных оценок.
Вместе с тем существование социально-культурной сферы в рыночной среде приводит к тому, что некоторые виды социально-культурных услуг, которые по своей природе ближе к частному благу и внешние эффекты их не такие большие, что дает возможность их интернализировать в цены и реализовать принцип исключаемости с помощью частной собственности.
Так, в сфере образования узкопрофессиональные образовательные услуги, услуги по изучению иностранного языка, услуги краткосрочных курсов повышения квалификации, услуги подготовительных курсов для поступления в вуз, консультационные услуги и т. д. могут быть платными. В сфере здравоохранения платный коммерческий сектор включает дома сестринского ухода, хосписы, услуги стоматологических поликлиник и т. д. В сфере культуры и средств массовой информации значительно больше коммерческих зон, ориентированных на платежеспособный спрос населения.
В отличие от рынка обычных товаров на рынках медицинских и образовательных услуг существует тенденция установления высоких монопольных цен и постоянного их роста. Это требует от государства принятия особых мер по регулированию рынка медицинских и образовательных услуг. А, следовательно, коммерческие зоны в сфере образования и здравоохранения находятся в развитой рыночной экономике под жестким государственным контролем. Порой это вызывает сильную оппозицию со стороны медицинских и педагогических работников. Существует объективная причина протеста против усиления бюрократизации и формализации в социально-культурной сфере. Она связана с усилением противоречия между массовым характером производства социально-культурных услуг и творческим характером труда работников. Но природа медицинских и образовательных услуг такова, что без сильного общественного сектора, без жесткого государственного регулирования сферы этих услуг обойтись нельзя.
Социально-культурная сфера в силу специфики медицинских, образовательных и культурных услуг представляет собой сочетание противоречивых по своей экономической природе общественного и рыночного секторов, границы которых подвижны, и идет процесс их взаимного проникновения. Появляются смешанные зоны, включающие как коммерческие, так и некоммерческие начала. Речь идет о негосударственных некоммерческих организациях, которые отличаются как от государственных бюджетных, так и от коммерческих структур. Одной из важнейших закономерностей современного развития социально-культурной сферы является тенденция конвергенции общественного и рыночного сектора, то есть тенденция развития смешанных зон на стыке двух указанных секторов. Конвергенционный процесс в социально-культурных отраслях идет с двух концов, как со стороны государственного, общественного, так и со стороны частного сектора. В России и в странах Европы, где исторически была сильно развита государственность и общественный сектор занимал доминирующие позиции в социальнокультурных отраслях, тенденция к конвергенции идет путем коммерциализации государственного сектора.
В США, где велика была роль частного сектора и рынка в социально-культурной сфере, процесс конвергенции идет путем социализации частного сектора и развития негосударственных некоммерческих форм хозяйствования. Эти процессы не свободны от социальных издержек, так как речь идет о соединении несоединимых начал. То, что в теории представляется несовместимым, в реальной жизни может оказаться совместимым.
Произведенные исследования особенностей социальных услуг позволяют нам дать определение социальной сферы в узком смысле, с позиции государственных финансов.
Информация о работе Необходимость расходов государства на социальную сферу и её обоснование