Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:18, курсовая работа
Соответственно, цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий, методов борьбы с ней и её особенностей в России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
выявить сферы проявления теневых отношений;
изучить и оценить положение криминализации в экономике России, а также влияние, оказываемое теневым сектором на экономику в целом;
определить методы борьбы с теневой экономикой
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1 ПОНЯТИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЁ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 6
1.2 ИСТОКИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ 9
1.3 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 13
2. НЕЛЕГАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЁ СНИЖЕНИЯ 15
2.1 СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ 15
2.2 МАСШТАБЫ И СПОСОБЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕЛЕГАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 17
2.3 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24
Теневая экономика России
По своей экономической сути
сфера обслуживания всегда
Сегодня объёмы реализации
Такое направление теневой
Это лишь небольшие
Теневые процессы не отражены в статистике, поскольку нет официальных отчётов, которые Комитет по статистике РФ получает от предприятий страны, нет финансовых следов в виде уплаты налогов, нет и психологических реакций людей в виде забастовок, пикетов и демонстраций. Теневая экономика находится вне информационной доступности, для общества её как бы нет, но в то же время является весомым элементом существующей экономической системы страны.
Несмотря на терпимость общества к сложившейся ситуации в стране, уже сегодня идут процессы, направленные на сопротивление неформализации общественной жизни.
Необходима выработка эффективной политики относительно теневой экономической деятельности, которая требует комплексного социально-экономического и экономико-правового подхода. Односторонние акценты, с упором на чисто экономические или только на институциональные решения могут лишь усугубить проблему, обострить социальные последствия соответствующих мер.
Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты экономической преступности. Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует здесь лишь в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности других мер. Большинством криминологов признается, что именно социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями. Как отмечает В.В. Лунеев, "…коэффициент корреляции между углублением социально-правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим развитием и уровнем преступности"4
Государственный контроль - осуществляется государственными органами.
Контроль негосударственных организаций. В зависимости от конкретного субъекта можно выделить:
Лицензионный контроль и надзор. Лицензирование различных видов деятельности регулируется Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.)
Целью лицензирования является обеспечение защиты интересов потребителей, повышение качества обслуживания населения, соблюдение градостроительных, экологических и санитарных норм, правил торговли.
Таможенный контроль. Осуществляется Государственным таможенным комитетом РФ. Его задачами являются:
Подводя
итоги вышесказанному, хотелось бы
подчеркнуть, что в условиях той
абсурдной экономической
В
отношении теневой экономики
нужны два вида действий. С одной
стороны, предстоит с ней “бороться”,
а это функция
Итак, какую же политику и
действия проводить
Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.
Программа интеграции теневого капитала с легальным — лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической политике, суть которого — во всемерном поощрении отечественного товаропроизводителя.
В настоящее время легализация теневых капиталов, направляемых в легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.
Выработка
эффективной политики относительно
теневой экономической
Список использованных источников.
1. Архипова В.В. Теневая экономика и пути ее ограничения в России и мировой экономике//Проблемы современной экономики.2007.№ 2.- С. 17-19
2. Барсукова С.Ю. Методы оценки теневой экономики: критический анализ// Вопросы статистики. – 2003. - №5. – С. 14-24
3 .Дилигенский Г.Г. Мировая экономика и международные отношения. -2001. -№4. –с. 24 -34
4. Казанцев С.В. «ЭКО» // Теневая деятельность. – 2008. - №9. - с. 150 -165
5. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневая Россия: экономико – социологическое исследование. М.:РГТУ,2000. - с.592-299
6. Колесов В.П. Исследования влияния теневых структур в экономике//Вестник Московского Университета. – 2004. - №5. – с.69 -78
7. Латов Ю. Российская теневая экономика в контексте национальной безопасности//Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2007. - №1. – С. 16-28
8. Лунеев В.В. Углубление социального контроля преступности (Материалы круглого стола). - Государство и право, 1999, № 9. - С. 63-67
9. Проблемы теории и практики управления//Международный журнал. -2002. -№2. –с. 56 -63
10.Соколин
Б.М. Кризисная экономика России: рубеж
тысячелетий – СПб.: Издательство «Лики
России», 1997.-С.132-134
Информация о работе Нелегальная экономика и особенности её функционирования в России