Нелегальная экономика и особенности её функционирования в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2012 в 17:18, курсовая работа

Описание работы

Соответственно, цель исследования — это изучение теневой экономики как явления, определение ее макроэкономических последствий, методов борьбы с ней и её особенностей в России.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
определить сущность, понятие, формы и виды теневой экономики;
выявить сферы проявления теневых отношений;
изучить и оценить положение криминализации в экономике России, а также влияние, оказываемое теневым сектором на экономику в целом;
определить методы борьбы с теневой экономикой

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АНАЛИЗА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 6
1.1 ПОНЯТИЕ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ЕЁ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 6
1.2 ИСТОКИ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ И ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ ЕЁ РЕАЛИЗАЦИИ 9
1.3 МЕХАНИЗМ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 13
2. НЕЛЕГАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ЕЁ СНИЖЕНИЯ 15
2.1 СТРУКТУРА ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ 15
2.2 МАСШТАБЫ И СПОСОБЫ ПРОЯВЛЕНИЯ НЕЛЕГАЛЬНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 17
2.3 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ 19
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 24

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ (2).doc

— 120.50 Кб (Скачать)

     Теневая экономика России неравномерно  представлена в различных отраслях. Так, по оценкам Росстата, если  в строительстве на теневой сектор приходится около 8% деятельности, то в системе платных услуг, одним из важнейших компонентов которого является бытовое обслуживание населения, этот показатель превышает 63%.

     По своей экономической сути  сфера обслуживания всегда оставалась отраслью, где в большей степени действовали рыночные механизмы и регуляторы, так как производство труда связаны напрямую.

     Сегодня объёмы реализации бытовых  услуг населения в рамках теневой  экономики составляют примерно 60% от объёмов, констатируемых официальной статистикой, особенно в сфере ремонта и технического обслуживания автотранспортных средств. Это классический вариант подпольной экономики, когда заказы оплачиваются без оформления квитанций и кассовых чеков, т.е. предприятие не желает декларировать часть или весь свой доход в целях избежания прямого или косвенного налогообложения.

     Такое направление теневой деятельности, как завышение затрат на оказание  услуги посредством приписок  или  формирования дополнительной  ресурсной и трудовой базы  в себестоимости оказываемой услуги, тоже очень распространённо. Например, при ремонте и строительстве жилья населению основная доля теневого сектора формируется за счёт использования «чёрной» рабочей силы. В данном случае наряду с прочими налогами и отчислениями не попадает в бюджет большая сумма подоходного налога.

     Это лишь небольшие практические  примеры. Теневая экономика многолика:  это бартер, уход от налогов,  завышенная оценка натуральных  продуктов, выдаваемых вместо  зарплаты, и необходимость реализации этой продукции, поиск дополнительных заработков, обналичивание, коррупция и т.д.

     Теневые процессы не отражены  в статистике, поскольку нет официальных  отчётов, которые Комитет по  статистике РФ получает от  предприятий страны, нет финансовых  следов в виде уплаты налогов, нет и психологических реакций людей в виде забастовок, пикетов и демонстраций. Теневая экономика находится вне информационной доступности, для общества её как бы нет, но в то же время является весомым элементом существующей экономической системы страны.

2.3 ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ  ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ

     Несмотря  на терпимость общества к сложившейся  ситуации в стране, уже сегодня  идут процессы, направленные на сопротивление  неформализации общественной жизни.

     Необходима  выработка эффективной политики относительно теневой экономической деятельности, которая требует комплексного социально-экономического и экономико-правового подхода. Односторонние акценты, с упором на чисто экономические или только на институциональные решения могут лишь усугубить проблему, обострить социальные последствия соответствующих мер.

     Социально-правовой контроль представляет собой деятельность по контролю над противоправным поведением в сфере экономики, осуществляемую государственными органами и институтами гражданского общества, преследующую цель эффективного воздействия на криминогенные факторы, детерминанты экономической преступности. Сущностью социально-правового контроля над экономической преступностью в самом общем виде является установление правового порядка в жизни и деятельности общества. Он не связан, как правило, с применением уголовно-правовых норм. Уголовно-правовая составляющая присутствует здесь лишь в той мере, в какой выполняет предупредительную функцию при неэффективности других мер. Большинством криминологов признается, что именно социально-правовой контроль является основным в общей системе контроля над экономической преступностью. Его антикриминогенная роль подтверждается международными исследованиями. Как отмечает В.В. Лунеев, "…коэффициент корреляции между углублением социально-правового контроля и удержанием преступности на терпимом уровне выше, чем между социально-экономическим развитием и уровнем преступности"4

     Государственный контроль - осуществляется государственными органами.

     Контроль негосударственных организаций. В зависимости от конкретного субъекта можно выделить:

  • банковский контроль - его субъектами выступают коммерческие банки;
  • страховой контроль - осуществляется страховыми организациями при страховании ответственности, а также при некоторых видах имущественного страхования и страхования предпринимательских рисков;
  • потребительский контроль - осуществляется потребителями и обществами защиты прав потребителей.
  • аудиторский (независимый) контроль - осуществляется специализированными негосударственными аудиторскими организациями;
  • контроль, осуществляемый специализированными негосударственными организациями на договорной основе (частные охранные, консалтинговые и другие организации на рынке услуг безопасности экономической деятельности).
  • Внутренний контроль - осуществляется подразделениями внутреннего контроля хозяйствующих субъектов: подразделения внутреннего аудита, ревизионные комиссии, службы экономической безопасности организаций.

     Лицензионный контроль и надзор. Лицензирование различных видов деятельности регулируется Федеральным законом РФ от 25 сентября 1998 года N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (с изменениями от 26 ноября 1998 г., 22 декабря 1999 г.)

     Целью лицензирования является обеспечение защиты интересов потребителей, повышение качества обслуживания населения, соблюдение градостроительных, экологических и санитарных норм, правил торговли.

     Таможенный контроль. Осуществляется Государственным таможенным комитетом РФ. Его задачами являются:

  • обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности РФ;
  • защита экономических интересов РФ;
  • организация применения и совершенствование средств таможенного регулирования хозяйственной деятельности исходя из приоритетов развития экономики РФ и необходимости создания благоприятных условий для участия России в мирохозяйственных связях;
  • организация и совершенствование таможенного дела в РФ;
  • обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и иного законодательства, контроль за исполнением которого возложен на таможенные органы РФ; обеспечение участия РФ в международном сотрудничестве по таможенным вопросам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Подводя итоги вышесказанному, хотелось бы подчеркнуть, что в условиях той  абсурдной экономической системы, которая сложилась в нашей  стране, теневая экономика просто не могла не возникнуть.

    В отношении теневой экономики  нужны два вида действий. С одной  стороны, предстоит с ней “бороться”, а это функция правоохранительных органов, которую они должны выполнить  как можно лучше. С другой - вводить  “тень” в стандартные размеры  посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.

        Итак, какую же политику и   действия проводить государству?  Следует учесть, что основа теневого  оборота и роста преступности  – неучтенные доходы экономических  агентов и неисполнение ими же своих обязательств. Поэтому необходимо сделать налично-денежный оборот и неуплату налогов экономически невыгодными и юридически наказуемыми.

    Нет нужды доказывать, что криминальное общество не в силах обеспечить внедрение  инноваций и экономический рост; хуже того, разрушая систему снабжения населения социальными благами (прежде всего образования, здравоохранения, социального обеспечения), оно обрекает себя на деградацию. В то же время такая система может быть относительно устойчива только при задействовании внешних источников со всеми вытекающими негативными последствиями.

    Программа интеграции теневого капитала с легальным  — лишь одна, но обязательная составляющая нового курса в экономической  политике, суть которого — во всемерном  поощрении отечественного товаропроизводителя.

    В настоящее время легализация  теневых капиталов, направляемых в  легальную экономику — едва ли не единственный (в смысле реальной возможности мобилизации) источник крупномасштабного инвестирования в народное хозяйство. Правительство загнало предпринимателя «в тень», и теперь обязано предоставить последнему возможность из нее выйти. Карательные меры к теневикам-предпринимателям приведут к безвозвратной потере для страны огромных капиталов, в создание которых тем или иным путем вложен труд практически каждого россиянина. Заставить эти средства работать для общего дела — задача, достойная истинных реформаторов.

    Выработка эффективной политики относительно теневой экономической деятельности требует комплексного социально  экономического и экономико-правового подхода. Прежде всего, здесь нужны два типа действий. С одной стороны, предстоит с ней бороться, и это — функция правоохранительная органон. С другой стороны, придется вводить теневую деятельность и стандартные размеры (согласно мировой практика ее стандарты — 5%) посредством легализации, причем так, чтобы это пошло на пользу отечественному производству.  
 
 
 
 

 
 
 
 
 
 

Список  использованных источников.

    1. Архипова В.В. Теневая экономика и пути ее ограничения в России и мировой экономике//Проблемы современной экономики.2007.№ 2.- С. 17-19

    2. Барсукова С.Ю. Методы оценки теневой экономики: критический анализ// Вопросы статистики. – 2003. - №5. – С. 14-24

    3 .Дилигенский Г.Г. Мировая экономика и международные отношения. -2001. -№4. –с. 24 -34

    4.  Казанцев С.В. «ЭКО» // Теневая деятельность. – 2008. - №9. - с. 150 -165

    5. Клямкин И.М., Тимофеев Л.М. Теневая Россия: экономико – социологическое исследование. М.:РГТУ,2000. - с.592-299

    6. Колесов В.П. Исследования влияния теневых структур в экономике//Вестник Московского Университета. – 2004. - №5. – с.69 -78

    7. Латов Ю. Российская теневая экономика в контексте национальной безопасности//Экономический вестник Ростовского государственного университета. – 2007. - №1. – С. 16-28

    8. Лунеев В.В. Углубление социального контроля преступности (Материалы круглого стола). - Государство и право, 1999, № 9. - С. 63-67

    9. Проблемы теории и практики управления//Международный журнал. -2002. -№2. –с. 56 -63

    10.Соколин Б.М. Кризисная экономика России: рубеж тысячелетий – СПб.: Издательство «Лики России», 1997.-С.132-134 
     
     

Информация о работе Нелегальная экономика и особенности её функционирования в России