Негативные стороны приватизационного процесса в России: причины, последствия, возможные пути решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение негативных сторон приватизационного процесса 1991-1998 г.г., постановка основных проблем, которые возникли в экономике России в результате приватизации и формулирование основных концепций преодоления негативных сторон приватизации на современном этапе ее осуществления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...3
1. Негативные стороны приватизационного процесса на разных этапах его осуществления…………………………………………………....4
1.1.Спонтанная приватизация………………………………………...4
1.2.Массовая приватизация…………………………………………...5
1.3.Денежная приватизация…………………………………………..12
2. Последствия приватизации…………………………………………..15
2.1.Экономические последствия приватизации……………………..15
2.2.Социальные последствия приватизации…………………………19
3. Преодоление негативных сторон приватизации на современном этапе ее проведения……………………………………………………………. 22
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………….31
Приложения……………………………………………………………….34

Работа содержит 1 файл

курсач эк.теория.doc

— 205.50 Кб (Скачать)

 При  выборе  объектов  приватизации  особым  образом  должен  решаться  вопрос приватизации  оборонно-промышленного комплекса.  В настоящее время   в нашей стране существует еще достаточно большой и технологически отсталый оборонно-промышленный комплекс (ОПК), отчасти продолжающий существовать по законам административно-командной экономики и  требующий значительных бюджетных дотаций. Проводимые ранее конверсионные программы не принесли ожидаемой отдачи, поскольку, как правило, касались не предприятия в целом, а лишь его отдельных производств: прибыль, получаемая в этом случае от производства гражданской продукции,  использовались  всем  заводом.  Предлагаемый  некоторыми экономистами вывод большинства предприятий ОПК из сферы приватизации и перевод их в разряд казенных, также не является оптимальным решением проблем, а скорее наоборот их еще более усугубит. Данные обстоятельства свидетельствуют о необходимости сокращения государственного  сектора  в  сфере  ОПК  и целесообразности  разработки  специальной федеральной программы приватизации предприятий ОПК, учитывающей специфику военных заводов как объектов приватизации.     

Не менее  важным моментом  при осуществлении  приватизации  является  проблема распределения во времени подлежащих приватизации  предприятий:   одни  должны  быть  приватизированы  в  сжатые  сроки,  другие должны придерживаться в руках государства в течение довольно долгого срока. Данный  вопрос  является  совершенно  непроработанным,  поскольку   исследовательский и практический  интерес,  как правило,   фокусируется  на  методах и формах  приватизации, правовых  тонкостях  ее  механизма,  методах  оценки  эффектов  от  приватизации,  отраслевых стереотипов приватизируемых объектов и т.п. При этом очередность и последовательность приватизации  различных  государственных  объектов  либо  просто  игнорируется,  либо  на практике решается очень субъективно (политически). Однако такой подход чреват серьезными просчетами и социально-экономическими потерями.                     

Анализ  международного  опыта   позволяет   определить  критерии  и  приоритеты приватизации, нацеленные на формирование формализованной процедуры разработки программы приватизации.  В соответствии с ними приоритет при приватизации должен  отдаваться:  мелким  хозяйственным  структурам; предприятиям  с  минимальным государственным заказом; предприятиям с высокой диверсификацией производства (чем выше показатель  диверсификации  предприятия,  тем меньше  оно вовлечено в выполнение поставленных перед ним целей, тем меньше его значимость для государства); предприятиям, не отвечающим  критерию  бюджетной  эффективности (чем  выше  расходы  бюджета  на поддержание  деятельности  предприятия  и  чем  меньше  доходы  от  этой  деятельности,  тем желательнее  приватизация  предприятия)  и  т.п.  В  последнюю  очередь  должны приватизироваться  все  вертикально-интегрированные  структуры  и  структуры  холдингового типа (принцип  хозяйственной  сложности  объекта);  предприятия,  имеющие  большую социальную  значимость;  предприятия,  имеющие  большую  валютную  выручку (критерий экспортного  потенциала);  высокоприбыльные,  рентабельные  предприятия  должны приватизироваться в последнюю очередь);  хозяйственные структуры «стратегических» отраслей (принцип отраслевых приоритетов). 

 

2. Новые  подходы  к  выбору методов   осуществления приватизации 

Проведенный анализ  осуществления  этапов  приватизации показал,  что  главным  были  быстрые  темпы  ее  осуществления,  а  интересы  предприятия практически  полностью  игнорировались;  переход  госсобственности  в  частные руки не был непосредственно связан с улучшением экономического состояния предприятий. Надежды, что «автоматически» будет решена  проблема  эффективности хозяйствующих субъектов (и,  как следствие,  экономики в целом),  не оправдались. Отчасти обусловлено это было  закреплением  в государственной  собственности контрольного пакета акций в уставном капитале созданных при приватизации акционерных обществ. Акционирование само по себе не означает приватизации, так как в случае сохранения контрольного пакета в руках государства форма собственности не меняется.

Очевидно,  что  сегодня  нужна  приватизация  не  фискальная,  а  инвестиционно-реструктуризационная, с целью оздоровления предприятий, оживления и подъема производства, что предполагает внесение государством, как продавцом государственного имущества, существенных  корректив  в  действующую  модель  приватизации.  В качестве приоритетных целесообразно  применять следующие методы приватизации:

1) Приватизация  по земельно-инвестиционной схеме, которая предполагает внесение в уставный капитал вновь создаваемых акционерных обществ земельных участков, занимаемых приватизируемыми государственными и унитарными предприятиями либо продаваемых уже существующим  акционерным  обществам  по  нормативной  цене.  Это  будет  способствовать созданию единых объектов недвижимости. При этом не менее 50% средств, поступающих от продажи акций, должны направляться для целевого инвестирования на предприятие. Данная схема позволяет одновременно решать несколько задач: во-первых,  государство «разморозит» собственность  на  земельные  участки;  во-вторых,   предприятия  получат  дополнительный инвестиционный  ресурс;  в-третьих,  инвесторы  и  население  приобретут  высоколиквидные акции. 

2) Выкуп  государственной собственности  в рассрочку с предпродажной подготовкой предприятия.  Данный  метод целесообразно применять в отношении предприятий, нуждающихся в существенном  реформировании  производственно-технологической базы  и финансовом  оздоровлении.  Он  является  довольно  сложным технологически и предполагает последовательное осуществление ряда специальных процедур.  Во-первых,  это  капитализация  и  конвертация  кредиторской  задолженности,  смысл которых – обеспечить вступление предприятий в приватизацию без долговых обязательств. Механизм  капитализации  и  конвертации  кредиторской  задолженности  позволяет конвертировать одну часть задолженности в доли государства в акционерных обществах, а другую – перезачесть на соответствующие суммы дебиторской задолженности.  Во-вторых, включение процесса приватизации в экономику предприятия. Особая роль при этом  должна  отводиться  конкурсам  предпринимательских  проектов,  которые  должны проводиться  соответствующими  органами  управления  государственным  имуществом  с обязательной независимой экспертизой. Главные критерии отбора победителей - качество и реалистичность  проектов  использования имущественных комплексов (обязательное  наличие стратегического плана перестройки производства,  оживления бизнеса,  технического перевооружения и т.п., обеспечение мобилизации 20% не облагаемых налогами средств на реализацию  проекта).  С  победителем  конкурса  заключается  контракт  о  назначении  его  на должность руководителя ОАО, в котором 100% акций принадлежат государству. Все акции на период реализации проекта передаются победителю в доверительное управление, оставаясь в собственности государства (это позволяет государству, не вмешиваясь в текущую деятельность, сохранять контроль за ходом реализации предпринимательского проекта). Вследствие этого, на первый план выходит не формальная процедура смены собственника, а реальные проблемы функционирования и вывода предприятия из кризиса. 

3)  Приватизация  имущества  предприятий  в   процессе  процедур  банкротства7. Она направлена на сохранение бизнеса (части бизнеса) предприятия-должника, когда в результате проведенного  анализа  становится  очевидным,  что  иные  меры   к восстановлению платежеспособности  не  приведут. Замещения активов предприятия-должника осуществляются по следующей схеме:  

Предприятие-должник на базе своего имущества (в состав которого включаются также имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности) создает открытое акционерное общество (или несколько акционерных обществ).  В результате внесения активов унитарного предприятия в уставный капитал ОАО последнее приобретает право собственности на такое имущество (согласно п.3 ст.213 ГК РФ).  Далее  акции  ОАО   выкупаются  гражданами  и (или)  юридическими  лицами – стратегическими  инвесторами.   Таким  образом,  в  результате  приватизационных  процедур обеспечивается сохранение бизнеса должника в новом ОАО, полученные от продажи акций ОАО средства используются для расчета с кредиторами предприятия-должника, а предприятие-должник прекращает свое существование .  

Следует отметить, что какие бы методы приватизации не использовались,  действительно  эффективной  она  может  быть  только  при   реализация соответствующих  постприватизационных  мер.  Об  этом  высказывались  ряд отечественных экономистов.  Так,  В.Куликов предлагал сформировать  механизм  контроля  за  соблюдением условий приватизации в постприватизационный период8. При этом законодательно должно быть установлено, что нарушение соответствующего законодательства, равно как и невыполнение победителями  коммерческого  конкурса  его  условий,  влекут  за  собой  признание  сделок приватизации недействительными. Клейнер указывал на необходимость таких мер, как: усиление  законодательного  регулирования  внешней и внутренней  деятельности акционерных обществ; создание достаточно мощной система корпоративного законодательства, обеспечивающая  сбалансированную  взаимную  ответственность менеджмента,  коллектива работников, акционеров предприятия;  создание института лицензированных промышленных менеджеров 9

В экономической  литературе также встречается мнение о необходимости  обеспечение  государственного участия в деятельности приватизированных предприятий, предполагающего  их  поддержку  со  стороны  государства,  прежде  всего финансовую.  Однако  такая форма государственного  участия противоречит  самому  смыслу  приватизации,  одной из  задач которой является сокращение расходов государства на содержанию государственного сектора и обеспечение дополнительных  поступлений  в  государственный   бюджет.  Следовательно, государственное  участие  целесообразно  ограничивать  сферой  контроля  за  соблюдением условий приватизации и формирования надлежащей законодательной базы функционирования акционерных обществ.   

Таким  образом,  продуманная  приватизационная  политика,  ориентированная  на приоритетность использования инвестиционно-реструктуризационных методов обеспечат  возможность  превращения  приватизации  в  эффективный  инструмент  реформирования  и  оздоровления сектора государственных предприятий.

 

Заключение 

Подводя итог, можно сказать, что приватизационный процесс в российской экономике происходил с рядом ошибок, которые привели к серьезным экономическим и социальным последствиям: сокращению объемов промышленного производства, негативному изменению структуры производства, криминализации экономики, снижению уровня жизни населения, росту безработицы и другим. Главными ошибками авторов приватизации стали чрезмерная поспешность и ориентация не на создание широкого круга собственников, как это было декларировано в программе, а на передачу собственности в руки  избранных инсайдеров и приближенных к правительству аутсайдеров.

В настоящее  время перед экономистами стоит задача разработки таких концепций осуществления «точечной» приватизации, которые бы учитывали негативные стороны предыдущих этапов и особенности современной российской экономики. Данные концепции должны быть сугубо индивидуальными для разных типов предприятий, т.к. на каждом из приватизируемых предприятий необходимо разное время приватизации, создание разных форм собственности. Я считаю, что в настоящее время этот вопрос еще недостаточно проработан и отражен в литературе, поэтому в работе отражены наиболее общие подходы к приватизации на современном этапе.

  

 

Список  литературы:

Журналы и газеты

        1. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 г.г. Выводы и рекомендации. (Счетная палата РФ) //Российский экономический журнал. – 2005. - №4. – С. 5 - 14.
        2. Андрефф В. Российская приватизация: подходы и последствия // Вопросы экономики. – 2004. - № 6. – С. 57 – 78.
        3. Зырин В. Реформирование промышленности (на примере Кировской области) // Экономист. – 2004. – № 4. – С. 76– 82.
        4. Итоги и проблемы приватизации государственных и муниципальных предприятий // Вопросы экономики. – 1994. - №6. – С. 16 – 37.
        5. Кузьмин С. Оценка пореформенных последствий // Экономист. – 2004. – № 8. – С. 32 – 39.
        6. Овсиенко Ю. Российская трансформация и ее результаты // Вопросы экономики. – 2004. - № 5. – С. 59 – 72.
        7. Олейник А. «Институциональные ловушки» постприватизационного периода в России // Вопросы экономики. – 2004. - №9. – С. 79 – 94.
        8. Радыгин А. Перераспределение прав собственности в постприватизационной России // Вопросы экономики. – 1999. – С. 54 – 65.
        9. Радыгин А. Приватизация и формирование новой структуры собственности в России: инвестиционный аспект // Вопросы экономики. – 1994. - №6. – С. 38 – 45.
        10. Савицкий К. Тенденции и пути развития унитарных предприятий // Вопросы экономики. – 2004. - №9. – С. 53 – 64.

Монографии, учебники, пособия

11.  Глинкина С.П. Приватизация: концепции, реализация, эффективность . – М. : Наука, 2006. – 235 с.

12.  Курс экономической теории: Учебник. - 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. – Киров: «АСА», 2006. – 832 с.

13.  Экономика: Учебник /Под ред. А.С. Булатова. – М.: Юрист, 2002. – 850 с.

Электронные ресурсы удаленного доступа

14. Закон СССР  от 30.06.1987 г. «О государственном  предприятии (объединении)» //Консультант  Плюс: Версия Проф (Электронный ресурс) / «Консультант Плюс». – М., 2007.

15. Закон СССР  от 01.07.1991 г. № 2278-1 «Об основных  началах разгосударствления и  приватизации предприятий» //Консультант  Плюс: Версия Проф (Электронный ресурс) / «Консультант Плюс». – М., 2007.

16. Закон СССр  от 06.03.1990 г. № 1305-1 «О собственности  в СССР» //Консультант Плюс: Версия  Проф (Электронный ресурс) / «Консультант  Плюс». – М., 2007.

17. Закон РСФСР  от 14.07.1990 г. «О собственности на  территории РСФСР» //Консультант  Плюс: Версия Проф (Электронный ресурс) / «Консультант Плюс». – М., 2007.

18. Указ Президента  РФ от 24.12.1993 г. № 2284 «О государственной  программе приватизации государственных  и муниципальных предприятий  в РФ» //Консультант Плюс: Версия  Проф (Электронный ресурс) / «Консультант Плюс». – М., 2007.

19. Федеральный  закон от 26.10.2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности(  банкротстве)» //Консультант Плюс: Версия Проф (Электронный ресурс) / «Консультант Плюс». – М., 2007. 

 

Приложения

Приложение  А – Таблица 1 – Соотношение  собственности инсайдеров и аутсайдеров в России (в %).

Собственники 1994 г. 1995 г. 1996 г. По программе  приватизации
Инсайдеры 65 55 58 69
Менеджмент 25 16 18 44
Директор  и заместители 9 11 14,5 43
Рядовые работники   39 40 25
Аутсайдеры 21 32 32 24
Граждане   9 6  
Другие  предприятия   15 15,3  
Инвестиционные  фонды   6 5  
Холдинги   1 2,6  
Банки   1 1,6  
Иностранные инвесторы   1 1,6  
Государство 13 13 9 7

Информация о работе Негативные стороны приватизационного процесса в России: причины, последствия, возможные пути решения