Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение негативных сторон приватизационного процесса 1991-1998 г.г., постановка основных проблем, которые возникли в экономике России в результате приватизации и формулирование основных концепций преодоления негативных сторон приватизации на современном этапе ее осуществления.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Негативные стороны приватизационного процесса на разных этапах его осуществления…………………………………………………....4
1.1.Спонтанная приватизация………………………………………...4
1.2.Массовая приватизация…………………………………………...5
1.3.Денежная приватизация…………………………………………..12
2. Последствия приватизации…………………………………………..15
2.1.Экономические последствия приватизации……………………..15
2.2.Социальные последствия приватизации…………………………19
3. Преодоление негативных сторон приватизации на современном этапе ее проведения……………………………………………………………. 22
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………….31
Приложения……………………………………………………………….34
Во-вторых, применение особого вида ваучеров – на предъявителя, а не именных, и разрешение их продажи. После того, как ваучеры были розданы населению страны, начались ваучерные аукционы. Менеджеры предприятий получили возможность купить не только акции у рабочих своего предприятия, но и у любого другого человека. Здесь немалую роль сыграл менталитет российских граждан, которые в большинстве своем предпочли получить единовременную прибыль от продажи ваучера, чем стабильно получать дивиденды. К тому же прибыльными были не более 5-10 % предприятий, поэтому получение дивидендов было не всегда возможным. Формально на конец января 1993 года более 40 млн. россиян стали владельцами акций, т.е. совладельцами различных предприятий3. Однако благодаря тому, что акции могли свободно продаваться, собственность быстро перешла в руки инсайдеров. Ограниченный доступ аутсайдеров к приватизируемой собственности снизил их стимул к инвестированию; объем иностранных инвестиций сократился с 2921 млн. долларов США в 1993 году до 768 млн. долларов в 1994 году. Кроме того, инсайдеры не стремились к осуществлению преобразований внутри своих фирм, поэтому руководство убыточных предприятий вынуждено было признать их банкротство. «Малая» приватизация в сфере торговли, услуг и малых предприятий также проводилась без привлечения аутсайдеров. Практика аукционов в этой сфере была незначительной по сравнению с практикой заключения договоров аренды с последующим выкупом. Именно поэтому 70 % малых предприятий было выкуплено их работниками (см. приложение А).
В-третьих, приватизация в России была проведена чересчур ускоренными темпами, поскольку считалось, что необходимо как можно быстрее покончить с влиянием государства на экономику страны. На самом деле тормозила развитие экономики не госсобственность, а отсутствие грамотных реформ.
В-четвертых, после приватизации создавалась только такая форма собственности, как ОАО. Результатом массовой скупки акций инсайдерами стала сверхконцентрация капитала в российской экономике, т.е. создание монополий на разных уровнях – от местных (например, единственный магазин в районе) до общероссийских гигантов, таких как РАО «Газпром».
В-пятых, из процесса массовой приватизации были исключены некоторые государственные предприятия:
Такие
предприятия перешли в частную
собственность значительно
В-шестых, проведение приватизации сопровождалось нарушением закона. Законодательная база была недостаточно проработана, реальная рыночная цена приватизируемых объектов часто занижалась. Парламентский и общественный контроль за проведением приватизации отсутствовал. Это привело к формированию теневого сектора экономики, росту коррупции, криминализации экономики.
В-седьмых, номинальная стоимость большинства приватизируемых объектов была существенно занижена по сравнению с их реальной стоимостью. Предприятия федеральной и республиканской собственности были проданы по ценам, не превышающим номинальную стоимость акций; краевая и областная собственность реализована практически по номиналу акций, и только муниципальная собственность продана по цене, несущественно превышающей номинальную стоимость акций.
Основные
цели этапа массовой приватизации не были
достигнуты. Вследствие этого необходим
был переход к новому этапу – денежной
приватизации.
1.3 Денежная приватизация
С 1 июля 1994 года в соответствии с Указом Президента РФ начался новый этап в приватизационном процессе – денежная (постваучерная) приватизация. Одной из целей проведения денежной приватизации было исправление ошибок, допущенных в ходе массовой приватизации. Участниками денежной приватизации стали крупные инвесторы, т.е. была сделана попытка ограничения контроля инсайдеров над приватизированной собственностью и вовлечения большего числа аутсайдеров с целью реструктурирования предприятий. Акции продавались на специализированных денежных аукционах, механизм которых идентичен чековым, за исключением того, что оплата ценных бумаг производилась не чеками, а деньгами. Разработчики новой программы приватизации предполагали, что наличие у аутсайдеров блокирующих (25%) и контрольных (50%) пакетов акций позволит ограничить контроль инсайдеров. Однако в действительности осуществление продажи акций нередко сопровождалось дискриминацией аутсайдеров со стороны менеджеров. Менеджеры могли угрожать увольнением тем работникам, которые согласились продать свои акции аутсайдерам. Бывшие руководители активно скупали акции своих предприятий. Таким образом, этап денежной приватизации не привел к быстрому перераспределению прав собственности. Напротив, многим менеджерам удалось усилить свой контроль над приватизированными фирмами. Единственными субъектами денежной приватизации, сумевшими противостоять инсайдарам, стали теневые бизнесмены, сотрудники госорганов и немногочисленные иностранцы. Несмотря на множество нарушений, цель денежной приватизации была достигнута – доля собственности инсайдеров в период 1994 – 1996 г.г. снизилась. Это произошло за счет увеличения доли физических лиц, других фирм и ЧИФов (чековых инвестиционных фондов) (см. приложение Б).
С осени 1995 года на первый план вышла приватизационная схема «кредиты в обмен на акции». И если до 1995 года от приватизации выигрывали в основном менеджеры, то в результате этой схемы самые прибыльные российские компании перешли в собственность влиятельных аутсайдеров. За первые 9 месяцев 1995 года намечалось продать оставшиеся в собственности государства акции 7000 фирм, что принесло бы в бюджет страны около 2 млрд. долларов. Но к ноябрю удалось продать акции всего на сумму 500 млн.долларов, что было следствием неразвитости фондового рынка и сопротивлением со стороны менеджеров. Денежная приватизация стала буксовать. В этой ситуации российские банки предложили правительству большие займы в залог крупных пакетов акций неприватизированных компаний, которые переходили в управление банков.
В августе 1995 года президент Б.Н. Ельцин принял план схемы «кредиты в обмен на акции», предложенный главой «ОНЭКСИМбанка» В. Потаниным. В качестве залога по кредитам правительство согласилось использовать пакеты акций 29 крупных предприятий. На закрытом аукционе выигрывал тот банк, который предлагал наибольший кредит. Если до сентября 1996 года правительство не возвращало кредит, то акции переходили в собственность банка. Изначально эта схема была очень выгодна для банков, поскольку перспективы возращения кредитов были минимальными. Таким образом в собственность банков, принадлежавших в основном финансовым олигархам, приближенным к правительству, перешли 11 крупнейших предприятий (см. приложение В). Залоговые аукционы привели к массовой критике приватизации, т.к. первоначальный принцип приватизации о передаче госсобственности широким слоям населения был нарушен. Приватизационный процесс в России значительно замедлился. На последующем этапе приватизации в 1996 – 1997 г.г. правительство выставляло на аукцион оставшиеся немногочисленные пакеты акций, что привело к началу «войны банкиров», которые боролись между собой за обладание этими пакетами. В конце концов, приватизация в России с 1998 года превратилась в «точечную», которая продолжается и в настоящее время.
2. Последствия приватизации
2.1. Экономические последствия приватизации
Негативные последствия приватизации связаны с тем, что цели приватизации фактически не были выполнены:
Таким
образом, можно сказать, что экономические
цели приватизации не были выполнены.
Особенно негативно приватизация повлияла
на такие отрасли, как легкая промышленность,
сельское хозяйство и пищевая промышленность,
химико-фармацевтическая промышленность,
а также все наукоемкие отрасли.
2.2. Социальные последствия приватизации
К социальным последствиям приватизации относятся:
3. Преодоление негативных сторон приватизации на современном этапе
Проведение официальной приватизации в 1992–1998, а также спонтанной приватизации в 1988-1991 сопровождалось различными недочетами и нарушениями и привело к серьезным негативным последствиям. В связи с этим на современном этапе «точечной» приватизации необходимо учесть недостатки первых этапов и проводить приватизацию по принципиально новой программе.
Современный
этап приватизации, происходящей
в России, характеризуется
1. Новые подходы к планированию приватизации. С одной стороны, они должны касаться выбора объектов приватизации, с другой – распределения подлежащих приватизации объектов во времени.
Механизм выбора объектов приватизации предполагает разделение всей совокупности государственных хозяйственных структур на две группы. Первую группу должны составлять предприятия, не подлежащие приватизации (такие предприятия должны по-прежнему входить в состав госсектора и обеспечивать выполнение стратегических интересов государства), вторую группу – все остальные структуры, которые подпадают под приватизацию. Возникает вопрос определения критериев, которыми следует руководствоваться при отнесении конкретного предприятия к той или иной группе.
Однозначного мнения по этому поводу нет, так как решение о приватизации госпредприятия является многоаспектным, может приниматься с разных, порой противоположных точек зрения. Так, решение о приватизации может приниматься с точки зрения целесообразности ее в целом для государства (макроэкономический уровень) – в данном случае учитывается сегодняшняя и будущая цена продаваемого объекта, прогнозируется динамика доходов от его деятельности и т.п. При принятии решение о приватизации на мезоуровне, т.е. на уровне крупного экономического образования (отрасли, территории, большой корпорации), могут использоваться другие критерии. Как правило, это социально-экономическая мотивировка процесса приватизации. Данный критерий имеет огромное значение, если изменение формы собственности крупного госпредприятия в местности с низкой диверсификацией экономической деятельности грозит масштабной хронической безработицей.