Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 23:31, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение негативных сторон приватизационного процесса 1991-1998 г.г., постановка основных проблем, которые возникли в экономике России в результате приватизации и формулирование основных концепций преодоления негативных сторон приватизации на современном этапе ее осуществления.
Введение…………………………………………………………………...3
1. Негативные стороны приватизационного процесса на разных этапах его осуществления…………………………………………………....4
1.1.Спонтанная приватизация………………………………………...4
1.2.Массовая приватизация…………………………………………...5
1.3.Денежная приватизация…………………………………………..12
2. Последствия приватизации…………………………………………..15
2.1.Экономические последствия приватизации……………………..15
2.2.Социальные последствия приватизации…………………………19
3. Преодоление негативных сторон приватизации на современном этапе ее проведения……………………………………………………………. 22
Заключение………………………………………………………………..30
Список литературы……………………………………………………….31
Приложения……………………………………………………………….34
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации
ФГОУ
ВПО «Вятская государственная
Экономический факультет
Кафедра
экономической теории
КУРСОВАЯ РАБОТА
по экономической
теории
«Негативные
стороны приватизационного процесса
в России: причины, последствия, возможные
пути решения»
Выполнила: Макарова О.Э.
Киров 2007
Оглавление
Введение…………………………………………………………
1.1.Спонтанная
приватизация………………………………………...
1.2.Массовая
приватизация…………………………………………..
1.3.Денежная
приватизация…………………………………………..
2.1.Экономические последствия приватизации……………………..15
2.2.Социальные последствия приватизации…………………………19
3. Преодоление
негативных сторон приватизации на
современном этапе ее проведения……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список
литературы……………………………………………………
Приложения……………………………………………………
Введение
Приватизация является одним из основных путей преобразования форм собственности. Приватизация государственной собственности неоднократно проводилась в различных странах, в частности в странах Западной Европы. Однако приватизационный процесс в каждой конкретной стране проходит по-разному. Особенности российского приватизационного процесса связаны с рядом особенностей экономики России, многие из которых не были учтены на первых этапах приватизации, что привело к негативным последствиям для экономики и социальной сферы.
Целью данной курсовой работы является изучение негативных сторон приватизационного процесса 1991-1998 г.г., постановка основных проблем, которые возникли в экономике России в результате приватизации и формулирование основных концепций преодоления негативных сторон приватизации на современном этапе ее осуществления. Данная тема является достаточно актуальной на сегодняшний день для экономики России, поскольку анализ предшествующих этапов необходим для более грамотного проведения приватизации сегодня.
1. Негативные стороны приватизационного
процесса на разных этапах его осуществления
1.1 Спонтанная приватизация
Спонтанная приватизация началась задолго до принятия закона о приватизации в июле 1991 года. Она заключалась в присвоении прибыли руководителями предприятий, переводе активов в организованные на предприятиях кооперативы, создании новых предприятий внутри старых, учреждении холдингов и системы перекрестного участия в собственности между предприятиями. Спонтанная приватизация сопровождалась официальным выкупом руководством и работниками предприятий их активов по балансовой стоимости, которая была гораздо ниже рыночной, к тому же не учитывала скрытой инфляции. Большое число предприятий легкой промышленности и сферы услуг фактически стали частными еще до начала официальной приватизации. Главной причиной спонтанной приватизации стало несовершенство действующего в тот период законодательства. В 1987-1988 г.г. был принят ряд законов, которые способствовали росту самостоятельности предприятий и усилению контроля над ними директоров и представителей местных властей. В законе о собственности СССР было закреплено 3 самостоятельных вида государственной собственности: общесоюзная; собственность союзных республик, автономных республик, автономных областей и округов; коммунальная собственность. Однако союзные и автономные республики стали устанавливать иные формы собственности, не предусмотренные общесоюзным законом. В Прибалтике была введена частная собственность и началась приватизация госимущества. В РСФСР 24 декабря 1990 года был принят закон, который наряду с 3 основными видами госсобственности предусматривал муниципальную собственность, которая была выведена за рамки государственной. 30 июня 1987 года был принят закон «О государственном предприятии (объединении)», согласно которому трудовые коллективы стали полноправными хозяевами на предприятиях. Начался процесс перехода прав собственности от партийно-хозяйственного аппарата к администрации предприятий. За предприятиями было закреплено право владения, т.е. администрация предприятия могла продавать, обменивать, сдавать в аренду, списывать с баланса здания, оборудования, сырье, инвентарь и т.п. Кроме того, согласно этого закона трудовой коллектив мог самостоятельно избирать руководителя предприятия. Таким образом инсайдеры (прежде всего руководители предприятий) получили право контроля над своими предприятиями. Это стало первым шагом к спонтанной приватизации. Второй шаг – разрешение создания кооперативов с правом аренды и последующего выкупа предприятий. Широкое распространение аренды началось в 1988 году, но наибольшего размаха достигло в 1989 году после принятия закона «О предприятиях и предпринимательской деятельности». По этому закону трудовой коллектив мог создавать товарищество, брать в аренду и выкупать в собственность государственное имущество. Вскоре инфляция привела к тому, что арендованные предприятия выкупались по символической цене.
Таким
образом, в результате спонтанной приватизации
часть государственных
В 1992 г. была проведена денежная или «малая» приватизация, которая предшествовала чековой приватизации. Она касалась объектов торговли, автотранспорта, сферы услуг и т.п. Менее чем за полугодие 1992 г. в ходе «малой» приватизации было реализовано 46 815 объектов госсобственности. А уже к концу 1993 года было приватизировано 70% предприятий торговли, бытового обслуживания и общественного питания. В пищевой и мясной промышленности приватизировано до 10% предприятий, в промышленности строительных материалов, сельском и автомобильном хозяйстве – до 30%. На октябрь 1993 года было приватизировано 57720 малых предприятий (61% от общего числа предприятий, подлежащих «малой» приватизации), в том числе 18,6 в 1992 г. и 14,9 тыс. в 1993 г. предприятий розничной торговли, 4,9 и 3,0 тыс. предприятий общественного питания, 12,0 и 7,6 тыс. предприятий бытового обслуживания. По итогам 1993 г. за каждый рубль государственного имущества было получено не более 42 копеек, что дало бюджету 39,9 млн. рублей1. Тем не менее, подобная экономическая невыгодность мотивировалась реформаторами необходимостью скорейшего создания эффективного собственника. Кроме того, муниципальные власти, отстаивая свои интересы, стали предлагать для приватизации объекты убыточные, требующие ремонта или не имеющие инфраструктуры, которые и после приватизации не стали выгодными для своих новых владельцев.
В отношении масштабной приватизации госсобственности первоначально имелось несколько ее программ с принципиально разными подходами. Так, Г.Явлинский выдвинул разработанный проект по формуле:
Реформаторы возражали этому варианту приватизации, аргументируя это тем, что ни денег, ни собственников в переходной экономике нет.
С
другим проектом выступил М.
Приватизация должна была затронуть 70% основных производственных фондов промышленности и сельского хозяйства. Все граждане страны должны были получить безвозмездно государственное имущество общей балансовой стоимостью 2 200 млрд. рублей. Каждый гражданин при реализации этого проекта должен был бы получить свою долю, при этом доля оценивалась в «условных единицах», а не в инфляционных рублях. Размер каждой доли составил бы 14 тыс. условных балансовых рублей (по расчетам Госкомитета по управлению государственным имуществом СССР).Основной идеей такого механизма являлось наделение граждан приватизационным именным счетом, покупательная способность которого не подвержена инфляции, и она должны была возрастать по ходу выявления рыночной стоимости приватизируемого имущества. Плюсом этого проекта было то, что каждый владелец именного счета имел возможность приобрести на него или акции приватизируемого объекта, или акции инвестиционного фонда, аккумулирующего акции многих предприятий. Последнее снижало неизбежные риски покупателя. Предложение М.Малея позволяло не допустить вовлечения именных счетов в рыночный оборот, что не способствовало росту инфляции. Однако реформаторы предложили идти по другому пути, и, хотя они согласились и на денежную, и на чековую (ваучерную) приватизацию, но при этом отменили основной принцип народной приватизации — передача государственного имущества в собственность граждан в равных долях.
Таким образом, к 1992 г. были сформулированы общие цели и принципы приватизационной политики российского правительства. К основным из них можно отнести следующие:
Массовый (ваучерный) этап приватизации начался в России в 1992 году. В соответствии с Указом Президента РФ, принятым в августе 1992 года, государственная собственность передавалась гражданам бесплатно на основе внедрения приватизационных чеков – ваучеров. Номинал каждого ваучера составлял 10 тыс. рублей. Ваучер являлся документом на предъявителя и участвовал однократно в качестве средства платежа в процессе приватизации. Еще до начала приватизации все предприятия, подлежащие приватизированию, были разделены на 3 группы:
Весь
производственный потенциал страны
оценивался по балансовой стоимости
основных фондов. Плановые задания
приватизации по регионам страны имели
специфическую черту: составленные
по 12 отраслям производства, они не совпадали
со структурой отраслевой отчетности
российских органов статистики. А предприятия
наиболее привлекательных отраслей: машиностроение,
приборостроение, ресурсодобывающие и
перерабатывающие были отнесены к категории
«прочие объекты». По определенным реформаторами
отраслям средняя стоимость объекта в
сфере бытового обслуживания составляла
2 млрд. рублей, в легкой промышленности
— 24 млрд. рублей, в то время как средняя
стоимость объекта в категории «прочие»
— 32 млрд. рублей. По состоянию на 1 января
1992 г. в Госкомстате России были учтены
270 000 государственных предприятий, находящихся
на самостоятельном балансе, из них к обязательной
чековой приватизации было предложено
155 638 предприятий с совокупным уставным
капиталом 1 520 млрд. рублей. В ходе чековой
приватизации было продано 48 172 предприятия
с совокупным уставным капиталом 958 млрд.
рублей, из них в доход федерального бюджета
в денежной форме поступило 149 млрд. рублей2.
Негативные стороны ваучерного этапа приватизации связаны с рядом особенностей его проведения:
Во-первых, приватизация в РФ проводилась в условиях экономического кризиса и адаптации к рыночной экономике, тогда как мировая практика показала, что успешное проведение приватизации возможно только в стабильной экономике давно приспособившейся к рынку. Организаторы приватизации настаивали на том, что частные предприятия эффективнее государственных. Это спорное утверждение, поскольку предприятия, которые были убыточными до приватизации, не стали прибыльными после нее. Приватизация показала, что сначала необходимо реформирование предприятий для их эффективной работы в рыночной экономике, а затем преобразование формы собственности. К тому же мировой опыт доказывает, что прибыльность хозяйственного субъекта не зависит от формы собственности.