Недобросовестная конкуренция на примере деятельности Московского завода плавленых сыров ЗАО «Карат»

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 09:15, курсовая работа

Описание работы

В условиях стремительного развития рыночных отношений, как на внутригосударственном, так и на межгосударственном уровнях с каждым годом все более значимой становится проблема соперничества различных субъектов рынка. Борьба конкурентов обостряется, так как все они стремятся к достижению одной главной цели: любыми средствами сбыть свой товар или услуги и получить как можно большую прибыль. П

Содержание

Введение
3
1. Анализ нормативно-правовых актов о конкуренции
5
1.1. Основные понятия
5
1.2. Запрет на недобросовестную конкуренцию. Формы недобросовестной конкуренции.
6
2. Недобросовестная конкуренция на примере деятельности Московского завода плавленых сыров ЗАО «Карат»
11
Заключение
14
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 33.58 Кб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«СИБИРСКАЯ  АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ»

 

КАФЕДРА

Экономической теории

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

Антимонопольная политика государства

 

Тема:

Недобросовестная  конкуренция на примере деятельности Московского завода плавленых сыров ЗАО «Карат»

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

НОВОСИБИРСК

2011

СОДЕРЖАНИЕ:

Введение

3

1. Анализ нормативно-правовых  актов о конкуренции

5

1.1. Основные понятия

5

1.2. Запрет на недобросовестную  конкуренцию. Формы недобросовестной конкуренции.

6

2. Недобросовестная конкуренция на примере деятельности Московского завода плавленых сыров ЗАО «Карат»

11

Заключение

14

Список использованной литературы

15


 

Введение

 

В условиях стремительного развития рыночных отношений, как на внутригосударственном, так и на межгосударственном уровнях с каждым годом все более значимой становится проблема соперничества различных субъектов рынка. Борьба конкурентов обостряется, так как все они стремятся к достижению одной главной цели: любыми средствами сбыть свой товар или услуги и получить как можно большую прибыль. При этом порой не только игнорируются интересы государства и контрагентов, но и нарушаются права самого уязвимого и слабого субъекта рынка - потребителя. Перед законодателями различных стран рано или поздно встает задача определения рамок, которыми необходимо ограничить деятельность хозяйствующих субъектов, чтобы такая деятельность наносила как можно меньший ущерб обществу в целом и его отдельным членам. При этом требуется найти равновесие между субъективными правами данного хозяйствующего субъекта и окружающих его лиц. Данную проблему призвано решать законодательство о недобросовестной конкуренции.

Актуальность темы обусловлена динамично развивающейся экономикой Российской Федерации. Увеличение количества хозяйствующих субъектов, усложнение хозяйственных связей между ними, динамично усложняющаяся структура рынка порождают все новые споры и проблемные моменты в сфере конкуренции, конкурентной борьбы между хозяйствующими субъектами.

Целью настоящей работы является изучение понятия, видов недобросовестной конкуренции как формы нарушения действующего законодательства о конкуренции и ограничении антимонопольной деятельности.

Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:

1. Анализ  нормативно-правовых актов о конкуренции  и ограничении монополистической деятельности и специальной литературы в сфере недобросовестной конкуренции.

2. Комплексное  исследование проблемы недобросовестной  конкуренции как формы нарушения  законодательства о конкуренции  и ограничении монополистической деятельности.

3. Анализ  судебного разбирательства по  делу о недобросовестной конкуренции на товарном рынке на примере деятельности Московского завода плавленых сыров ЗАО «Карат».

 

1. Анализ нормативно-правовых  актов о конкуренции

1.1. Основные понятия

 

Словосочетание  «недобросовестная конкуренция» за последние два десятилетия прочно вошло в лексикон россиян, но не все  руководители знают, как определяет данное понятие законодатель, какие  способы защиты прав предусмотрены, какие действия необходимо предпринять, если на товарном рынке появился конкурент, использующий аналогичное фирменное наименование или схожее название продукта.

Согласно Ст. 4 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» конкуренция - это соперничество хозяйствующих субъектов, при котором самостоятельными действиями каждого из них исключается, или ограничивается возможность каждого из них в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарном рынке.

Недобросовестной  конкуренцией являются любые действия хозяйствующих субъектов, направленные на получение преимуществ при  осуществлении предпринимательской деятельности и противоречащие законодательству РФ, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и которые причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам-конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации.

Под обычаем  делового оборота ст. 5 ГК РФ признает сложившееся и широко применяемое  в какой-либо области предпринимательской  деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе.

Под деловой  репутацией понимается создавшееся  общее мнение о деловых, профессиональных качествах, оценка производственно-хозяйственной деятельности юридического лица. Термины «добропорядочность», «разумность», «справедливость» действующим законодательством не определены. Антимонопольное ведомство считает, что эти термины следует применять в соответствии с их общим значением в русском языке. В частности, «добропорядочный» толкуется как приличный, достойный одобрения, порядочный, а термин «порядочный», в свою очередь, как честный и соответствующий принятым правилам поведения. Категории «разумность» и «справедливость» отражают различные моральные принципы, которые должны распространяться на предпринимательскую деятельность (правила поведения обычного человека, например, по отношению к родственникам и друзьям, могут расходиться с принятыми правилами осуществления предпринимательской деятельности). В качестве добропорядочных не рассматриваются действия, противоречащие законодательству или обычаям делового оборота.

Под товарным рынком законодатель понимает сферу  обращения товара (в т.ч. товара иностранного производства), который не может  быть заменен другим товаром, или  взаимозаменяемых товаров, в границах которой (в т.ч. географических) исходя из экономической, технической или иной возможности либо целесообразности покупатель может приобрести товар, и такая возможность либо целесообразность отсутствует за ее пределами.

1.2. Запрет  на недобросовестную конкуренцию.

Формы недобросовестной конкуренции.

 

Согласно Ст. 14 закона № 135-ФЗ «Запрет на недобросовестную конкуренцию»

1. Не допускается недобросовестная  конкуренция, в том числе:

1) распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

2) введение в заблуждение  в отношении характера, способа  и места производства, потребительских свойств, качества и количества товара или в отношении его производителей.

3) некорректное сравнение  хозяйствующим субъектом производимых  или реализуемых им товаров  с товарами, производимыми или  реализуемыми другими хозяйствующими  субъектами.

4) продажа, обмен или  иное введение в оборот товара, если при этом незаконно использовались  результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ, услуг.

5) незаконное получение,  использование, разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную или иную охраняемую законом тайну.

2. Не допускается недобросовестная  конкуренция, связанная с приобретением  и использованием исключительного  права на средства индивидуализации юридического лица, средства индивидуализации продукции, работ или услуг.

3. Решение федерального  антимонопольного органа о нарушении  положений части 2 настоящей статьи  в отношении приобретения и  использования исключительного права на товарный знак направляется заинтересованным лицом в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности для признания недействительным предоставления правовой охраны товарному знаку.

Итак, рассмотрим основные определения.

Под распространением сведений, порочащих честь и достоинство  граждан или деловую репутацию  граждан и юридических лиц, понимается опубликование таких сведений в  печати, трансляция по радио и телевидению, демонстрация в кинохроникальных программах и других средствах массовой информации, распространение в сети Интернет, а также с использование иных средств телекоммуникационной связи, изложение в служебных характеристиках, публичных выступлениях, заявлениях, адресованных должностным лицам, или сообщение в той или иной, в том числе устной форме, хотя бы одному лицу.

Порочащие сведения – сведения, содержащие утверждения  о нарушении гражданином или юридическим лицом действующего законодательства, совершении нечестного поступка, неправильном, неэтичном поведении в личной, общественной или политической жизни, недобросовестности при осуществлении производственно-хозяйственной и предпринимательской деятельности, нарушении деловой этики или обычаев делового оборота, которые умаляют честь и достоинство гражданина или деловую репутацию гражданина либо юридического лица.

Не соответствующие  действительности сведения – утверждения  о фактах или событиях, которые  не имели места в реальности во время, к которому относятся оспариваемые сведения.

Распространение ложных, неточных или искаженных сведений, которые могут причинить убытки хозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации.

Распространением  не соответствующих действительности сведений является публичное сообщение  о фактах или событиях, которые  не имели места в реальности (в т.ч. в сети Интернет). Так, антимонопольные органы и судебная практика признают актами недобросовестной конкуренции и потуги компаний улучшить свой имидж, указав, например, на сайте ложную информацию о себе, а также имена известных людей и названия солидных компаний, которые якобы являются постоянными клиентами/покупателями.

Существуют  и обратные примеры, когда производитель  товара, работ, услуг в рекламных материалах, на сайтах и иными способами распространяет негативные сведения о конкурентах. Например, отзывается об их продукции как о безнадежно устаревшей или опасной для потребителей или обслуживающего персонала. В таких ситуациях конкуренты вправе защищать свои права. Они могут обратиться в антимонопольный орган/суд с заявлением, к которому прилагаются документы об отсутствии указанных недостатков. По итогам рассмотрения дела недобросовестного конкурента могут обязать опровергнуть не соответствующую действительности информацию. Так, если порочащие деловую репутацию конкурентов и не соответствующие действительности сведения публиковались на собственном сайте компании в Интернете, нарушителя могут обязать разместить опровержение на том же сайте. Для возмещения репутационного вреда и убытков пострадавшему от недобросовестной конкуренции придется обращаться в суд.

Распространяя отрицательную информацию о конкуренте, его продукции, услугах, работах, фирмы и предприниматели нередко преследуют цель сформировать у потребителей неуверенность в надежности и добросовестности производителя, поставщика, а также негативное восприятие производственной деятельности и продукции конкурента. Последнему подобные действия могут причинить убытки.

Антимонопольный орган (ФАС  России и ее территориальные управления) выявляя нарушения антимонопольного законодательства, принимает меры по прекращению нарушения и привлекает к ответственности за такие нарушения, предупреждает монополистическую деятельность, недобросовестную конкуренцию, другие нарушения антимонопольного законодательства.

Согласно Ст.25 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции» коммерческие организации и некоммерческие организации (их должностные лица), федеральные органы исполнительной власти (их должностные лица), органы государственной власти субъектов Российской Федерации (их должностные лица), органы местного самоуправления (их должностные лица), иные осуществляющие функции указанных органов органы или организации (их должностные лица), а также государственные внебюджетные фонды (их должностные лица), физические лица, в том числе индивидуальные предприниматели, обязаны представлять в антимонопольный орган по его мотивированному требованию документы, объяснения в письменной или устной форме, информацию (в том числе информацию, составляющую коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну), необходимые антимонопольному органу в соответствии с возложенными на него полномочиями для рассмотрения заявлений и материалов о нарушении антимонопольного законодательства, дел о нарушении антимонопольного законодательства, осуществления контроля за экономической концентрацией или определения состояния конкуренции.

Факт  признания действий хозяйствующего субъекта недобропорядочными, неразумными или несправедливыми по отношению к другим субъектам на рынке устанавливает комиссия антимонопольного органа, решение которой может быть обжаловано в судебном порядке.

Прежде  чем установить факт недобросовестной конкуренции, антимонопольный орган или суд при рассмотрении дела обязаны установить наличие конкурентных отношений между хозяйствующими субъектами (заявителем жалобы (истцом) и ответчиком).

Если  же факт конкуренции не установлен, привлечение лица к ответственности за нарушение закона № 135-ФЗ становится невозможным.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Недобросовестная конкуренция  на примере деятельности Московского завода плавленых сыров ЗАО «Карат»

 

Словесные обозначения «Янтарь» и «Дружба» с 60-х гг. ХХ века использовались при  производстве и реализации плавленых  сыров различными предприятиями Советского Союза и России. Название сыров, вид этикетки (упаковки) строго увязывались с ГОСТами, ТУ, санитарными и другими нормативами. За несколько десятилетий у населения сложилось устойчивое представление о высоком качестве данных сыров.

Информация о работе Недобросовестная конкуренция на примере деятельности Московского завода плавленых сыров ЗАО «Карат»