Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:08, курсовая работа
Цель курсовой работы - анализ особенностей формирования, а также обоснование направлений развития земельных отношений .
Предмет исследования - общие и конкретные направления и методы разработки, анализа и внедрения механизма формирования земельных отношений между сельскохозяйственными предприятиями и государством в условиях модернизации рыночной экономики.Объектом исследования является сельское хозяйство республики как совокупность сельскохозяйственных формирований в период ее рыночной модернизации в условиях формирования многоукладной экономики.
Введение
1 Научно-методологические основы формирования земельных отношений в условиях модернизации экономики республики Казахстан
1.1 Сущность и значение земельных отношений в развитии национальной экономики
1.2 Земельные отношения основа модернизации аграрного сектора экономики республики
Заключение
Список использованной литературы
3) перераспределение
земель в случаях
4) установление
и уточнение границ сельских
населенных пунктов и их земельно-хозяйственное
устройство;
5) оформление
и переоформление документов
на право владения и право
пользования земельными участками .
В ходе проведения
преобразований земельных отношений
наблюдались не только положительные
тенденции развития, но и отрицательные.
Например, большинство фермерских и других
сельхозпредприятий создавались формально
с целью в основном получения налоговых
льгот, дешевых кредитов. Некоторые создавались
для того, чтобы сохранить земельные наделы
и отчитаться о проведение процесса приватизации
своего бывшего сельхозпредприятия. Как
правило, такие предприятия не проводили
изменения в производственно-экономическом
механизме. Но с другой стороны, в тех сельхозпредприятиях,
где реорганизация была проведена и фактически
сложилась парадоксальная ситуация. В
процессе выхода крестьяне, для создания
фермерского хозяйства, получили на свои
паи имущество и землю, но оставшиеся часть
в сельхозпредприятиях была такова, что
они не могли нормально функционировать.
И наоборот общехозяйственная производственная
инфраструктура, которая осталась за предприятием
стала недоступной для самостоятельных
землепользователей. При спешном проведении
приватизации был нанесен немалый урон
материально-технической базе сельского
хозяйства.
Все недостатки
при формировании новых земельных отношений
были учтены и ликвидация их, а также дальнейшее
развитие аграрной сферы обусловило необходимость
нового этапа этих преобразований.
Новый этап охватывал
период с 1994 по 1995 гг., когда акцент был
сделан на преобразование государственных
сельхозпредприятий в негосударственные
формы собственности. Острой проблемой
стало фактический передел земли, соответственно
юридическое оформление прав землевладения
и землепользования или аренды земли.
Предыдущий опыт реформирования показал,
что в целях формирования подлинных землевладельцев
необходимо расширить права вновь созданных
землепользователей. С этой целью был
принят Указ Президента Республики Казахстан
«О некоторых вопросах регулирования
земельных отношений» и «О дальнейшем
совершенствовании земельных отношений»,
в результате которого землепользователи
получили значительную поддержку со стороны
государства. Эти указы Президента способствовали
дальнейшему развитию земельных отношений
в части решения вопросов, которые тормозили
развитие. Отменялись мораторий на продажу
права землепользования, были подтверждены
права землевладельцев и землепользователей
по сдаче земли в аренду и использованию
ее в качестве закладной. В республике
впервые был введен институт купли-продажи
права землепользования, т.е. земля фактически
была вовлечена в рыночные отношения .
В результате
таких преобразований крестьяне
получили возможность расширить
размеры землепользования путем
купли или аренды права землепользования
у государства либо у других землепользователей.
Формирование земельного рынка в форме
аренды и купли-продажи права землепользования
способствует достижению определенных
целей: 1) в соответствии с неписанными
законами рыночной экономики земля будет
переходить от менее эффективных к более
эффективным землепользователям; 2) рынок
дает возможность использовать землю
в качестве гарантии для получения кредита.
Но, к сожалению, земельный рынок в республике
до сих пор не получил соответствующего
развития, основная причина которого отсутствие
достаточных денежных средств у землевладельцев
и землепользователей.
Одним из основных
моментов развития земельных отношений
в этот период стало то, что расширились
права по распоряжению земельных
паев, и их роль в формировании собственности
крестьян усилилась. Устранение недостатков,
отмеченных на первом этапе, привел к тому,
что труженики, которые выделились для
самостоятельного хозяйствования, стали
чувствовать себя защищенными и независимыми,
а также дали возможность сравнивать доходы
от труда в коллективном хозяйстве и от
самостоятельного хозяйствования. Самое
главное достижение это то, что в результате
реорганизации земельных отношений произошло
повышение социального статуса пенсионеров
и ветеранов села, поскольку их земельные
паи дают основание для обеспечения своего
существования и старости.
Реформирование
земельных отношений процесс
сложный и длительный, при проведении
которого возможны упущения и ошибки,
Естественно, что по итогам второго
этапа преобразований отмечены определенные
недостатки. Разрушение традиционной
системы севооборота, отсутствие необходимой
материально-технической базы у новых
землепользователей. Все это соответственно,
привело к появлению неиспользуемых и
нерационально используемых земель. Наметилась
тенденция перехода к натурально-потребительскому
хозяйству, усиленно начали развиваться
личные подсобные хозяйства, а имеющиеся
земельные паи стали использоваться для
производства кормов личному скоту и под
огороды. Кроме этого наблюдается частичное
перемещение в частный сектор общественного
животноводства. Материально-техническое
снабжение осуществляется в большей части
в порядке бартерного обмена, но также
происходит натурализация системы распределения,
т.е. зарплата, дивиденды по имущественным
и земельным паям выдается продуктами.
Наблюдается использование служебного
положения руководителей предприятий,
которые получили в собственность активную
часть техники и лучшие земли.
При проведении
преобразований земельных отношений
акцент на двух этапах был сделан на
переделе сельскохозяйственных угодий
посредством наделения крестьян соответствующими
земельными паями, включение земли в рынок,
но эти меры оказались недостаточными,
поскольку они не обеспечивают эффективного
ведение сельскохозяйственного производства.
Основная причина такого результата –
это отсутствие эффективного экономического
механизма регулирования земельных отношений.
Поэтому был принят Закон «О земле» в 2001
г., который обозначил новый этап в формировании
и развитии земельных отношений. Этот
закон нацелен на углубление земельных
преобразований и кардинальным образом
отличается от многих положений ранее
принятого земельного законодательства.
Самой важной отличительной чертой этого
Закона является признание и охрана частной
собственности наряду с государственной
.
Но уже
в 2003 г. в новом Земельном Кодексе
вводится частная собственность
на земли сельскохозяйственного
назначения. Согласно Кодексу граждане
и негосударственные
Земельный кодекс
учитывает все сложившиеся в настоящее
время земельные отношения и тем самым
обеспечивает преемственность действий
государства, что является очень важным
моментом для сохранения стабильности
в сельском хозяйстве. Внесены изменения,
в частности отменяется краткосрочная
аренда, вводится запрет на все виды сделок
с правом аренды, за исключением передачи
земли в залог.
Эти изменения
существенно исправляют прежние
недостатки, потому что, с одной стороны
крестьяне теперь будут уверены
в отношении сроков землепользования,
а с другой стороны, позволяют
воплотить принцип «арендатор работает
на земле сам». Кодекс открывает
возможность всем крестьянам выкупить
землю в частную собственность, хотя и
не требует обязательного выкупа. К тому
же государство в одностороннем порядке
не вправе расторгать арендные договоры
с крестьянами с целью продажи земли другим
покупателям. Лица, же приобретшие ранее
право постоянного землепользования у
государства для ведения сельскохозяйственного
производства, становятся собственниками
земли с момента вступления в силу настоящего
кодекса без взимания дополнительной
платы на приобретение права частной собственности.
В Казахстане в процессе проведения радикальных преобразований земельных отношений государством часть земельного фонда республики была продана в частную собственность. Всего по Казахстану было продано 102,2 тыс. земельных участков общей площадью 134,3 тыс. га на сумму 24,4 млрд. тенге. Среди «лидеров» по продаже земли в частную собственность выделяется Алматинская область, где продано 21,3 тыс. участков с общей площадью 53,8 тыс. га на сумму 2,9 млрд. тенге. В то же время в Западно-Казахстанской области было продано по сравнению со всеми остальными областями самое малое количество земельных наделов – 2,1 тыс. площадью 984 га на сумму 0,7 млрд. тенге. В Южно-Казахстанской области было продано в частную собственность – 10,5 тыс. земельных участков общей площадью 11,2 тыс. га на сумму 2,2 млрд. тенге.
Продажа земельных
участков осуществлялась либо через
аукционы или конкурсы. Несмотря на
то, что в городах Астана и Алматы
было продано 2803 и 6624 земельных надела,
причем на земельный участок в
среднем приходится 0,4 га и 0,1 га соответственно,
но при этом средняя стоимость участка
1309,1 тыс. тенге в г. Астана и 713,3 тыс. тенге
в г. Алматы. Интересный факт, стоимость
1 га в этих городах доходит в г. Алматы
до 7062,9 тыс. тенге, а в г. Астана 3152,5 тыс.
тенге. Такое положение свидетельствует,
что спрос на земельные участки в центральных
городах достаточно высок, при низком
предложении. С другой стороны это является
показателем достаточно успешного роста
экономики в целом, поскольку население
вкладывает свои сбережения в недвижимость,
в т.ч. в землю.
Вся наличная
земля в республике является государственной
собственностью, которая может предоставляться
в постоянное или временное пользование
практически всем физическим или
юридическим субъектам
Частная собственность
на землю, а также право постоянного
пользования и аренда земли по
своей сути надежны и мобильны.
Право пользования, как и частную
собственность на землю, можно продать,
подарить, завещать, заложить, обменять,
сдать в аренду или передать в качестве
доли в уставный фонд. Эти права по распоряжению
землей позволило тем крестьянам, которые
получили свой земельный пай, выбирать
форму хозяйствования по своему личному
усмотрению.
В настоящее
время актуальным вопросом остается
достижение главной цели преобразований
земельных отношений, а, в конечном
счете, реформирования аграрной экономики
– это, во-первых, организация кооперативов;
во-вторых, акционерных предприятий
без участия государства. Все эти
формы хозяйствования в сельском хозяйстве
должны функционировать в системе разветвленной
кооперации, на основе объединенных земельных
наделов и собственных средств производства
могли бы эффективно работать, а также
рационально использовать имеющиеся земельные
ресурсы, повышать продуктивность земледелия
и в целом культуру сельскохозяйственного
производства.
Республика
Казахстан характеризуется в
основном как аграрно-
Основным
условием материального развития человеческого
общества в течение всей истории
являлась земля как фактор производства,
которая способствовала формированию
определяющей роли земельной собственности
в экономике. Мировой опыт свидетельствует,
что различные варианты форм собственности
на землю доказали свою состоятельность
и право на существование, поэтому в настоящее
время важным является не смена форм собственности
на землю, а формирование и обеспечение
комплекса социально-экономических, правовых
условий для эффективного ее использования
по назначению.
Учитывая
мировые процессы глобализации
и усиления интеграционных
Реформирование
агарного сектора экономики Казахстана
основывается на преобразовании земельных
отношений. В целях создания оптимальной
структуры многоукладной экономики в
сельском хозяйстве, а также преодоления
отчуждения тружеников от земли, средств
производства и результатов их труда,
необходимо введение экономических инструментов
регулирования земельных отношений.