Научно-методологические основы формирования земельных отношений в условиях модернизации экономики республики Казахстан

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2011 в 17:08, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - анализ особенностей формирования, а также обоснование направлений развития земельных отношений .

Предмет исследования - общие и конкретные направления и методы разработки, анализа и внедрения механизма формирования земельных отношений между сельскохозяйственными предприятиями и государством в условиях модернизации рыночной экономики.Объектом исследования является сельское хозяйство республики как совокупность сельскохозяйственных формирований в период ее рыночной модернизации в условиях формирования многоукладной экономики.

Содержание

Введение

1 Научно-методологические основы формирования земельных отношений в условиях модернизации экономики республики Казахстан

1.1 Сущность и значение земельных отношений в развитии национальной экономики

1.2 Земельные отношения основа модернизации аграрного сектора экономики республики


Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

3) перераспределение  земель в случаях преобразования  колхозов, разгосударствления и  приватизации совхозов и других  государственных сельскохозяйственных  предприятий; 

4) установление  и уточнение границ сельских  населенных пунктов и их земельно-хозяйственное устройство; 

5) оформление  и переоформление документов  на право владения и право  пользования земельными участками . 

В ходе проведения преобразований земельных отношений  наблюдались не только положительные  тенденции развития, но и отрицательные. Например, большинство фермерских и других сельхозпредприятий создавались формально с целью в основном получения налоговых льгот, дешевых кредитов. Некоторые создавались для того, чтобы сохранить земельные наделы и отчитаться о проведение процесса приватизации своего бывшего сельхозпредприятия. Как правило, такие предприятия не проводили изменения в производственно-экономическом механизме. Но с другой стороны, в тех сельхозпредприятиях, где реорганизация была проведена и фактически сложилась парадоксальная ситуация. В процессе выхода крестьяне, для создания фермерского хозяйства, получили на свои паи имущество и землю, но оставшиеся часть в сельхозпредприятиях была такова, что они не могли нормально функционировать. И наоборот общехозяйственная производственная инфраструктура, которая осталась за предприятием стала недоступной для самостоятельных землепользователей. При спешном проведении приватизации был нанесен немалый урон материально-технической базе сельского хозяйства. 

Все недостатки при формировании новых земельных отношений были учтены и ликвидация их, а также дальнейшее развитие аграрной сферы обусловило необходимость нового этапа этих преобразований. 

Новый этап охватывал  период с 1994 по 1995 гг., когда акцент был  сделан на преобразование государственных сельхозпредприятий в негосударственные формы собственности. Острой проблемой стало фактический передел земли, соответственно юридическое оформление прав землевладения и землепользования или аренды земли. Предыдущий опыт реформирования показал, что в целях формирования подлинных землевладельцев необходимо расширить права вновь созданных землепользователей. С этой целью был принят Указ Президента Республики Казахстан «О некоторых вопросах регулирования земельных отношений» и «О дальнейшем совершенствовании земельных отношений», в результате которого землепользователи получили значительную поддержку со стороны государства. Эти указы Президента способствовали дальнейшему развитию земельных отношений в части решения вопросов, которые тормозили развитие. Отменялись мораторий на продажу права землепользования, были подтверждены права землевладельцев и землепользователей по сдаче земли в аренду и использованию ее в качестве закладной. В республике впервые был введен институт купли-продажи права землепользования, т.е. земля фактически была вовлечена в рыночные отношения . 

В результате таких преобразований крестьяне  получили возможность расширить  размеры землепользования путем  купли или аренды права землепользования у государства либо у других землепользователей. Формирование земельного рынка в форме аренды и купли-продажи права землепользования способствует достижению определенных целей: 1) в соответствии с неписанными законами рыночной экономики земля будет переходить от менее эффективных к более эффективным землепользователям; 2) рынок дает возможность использовать землю в качестве гарантии для получения кредита. Но, к сожалению, земельный рынок в республике до сих пор не получил соответствующего развития, основная причина которого отсутствие достаточных денежных средств у землевладельцев и землепользователей. 

Одним из основных моментов развития земельных отношений  в этот период стало то, что расширились  права по распоряжению земельных  паев, и их роль в формировании собственности  крестьян усилилась. Устранение недостатков, отмеченных на первом этапе, привел к тому, что труженики, которые выделились для самостоятельного хозяйствования, стали чувствовать себя защищенными и независимыми, а также дали возможность сравнивать доходы от труда в коллективном хозяйстве и от самостоятельного хозяйствования. Самое главное достижение это то, что в результате реорганизации земельных отношений произошло повышение социального статуса пенсионеров и ветеранов села, поскольку их земельные паи дают основание для обеспечения своего существования и старости. 

Реформирование  земельных отношений процесс  сложный и длительный, при проведении которого возможны упущения и ошибки, Естественно, что по итогам второго  этапа преобразований отмечены определенные недостатки. Разрушение традиционной системы севооборота, отсутствие необходимой материально-технической базы у новых землепользователей. Все это соответственно, привело к появлению неиспользуемых и нерационально используемых земель. Наметилась тенденция перехода к натурально-потребительскому хозяйству, усиленно начали развиваться личные подсобные хозяйства, а имеющиеся земельные паи стали использоваться для производства кормов личному скоту и под огороды. Кроме этого наблюдается частичное перемещение в частный сектор общественного животноводства. Материально-техническое снабжение осуществляется в большей части в порядке бартерного обмена, но также происходит натурализация системы распределения, т.е. зарплата, дивиденды по имущественным и земельным паям выдается продуктами. Наблюдается использование служебного положения руководителей предприятий, которые получили в собственность активную часть техники и лучшие земли.  

При проведении преобразований земельных отношений  акцент на двух этапах был сделан на переделе сельскохозяйственных угодий посредством наделения крестьян соответствующими земельными паями, включение земли в рынок, но эти меры оказались недостаточными, поскольку они не обеспечивают эффективного ведение сельскохозяйственного производства. Основная причина такого результата – это отсутствие эффективного экономического механизма регулирования земельных отношений. Поэтому был принят Закон «О земле» в 2001 г., который обозначил новый этап в формировании и развитии земельных отношений. Этот закон нацелен на углубление земельных преобразований и кардинальным образом отличается от многих положений ранее принятого земельного законодательства. Самой важной отличительной чертой этого Закона является признание и охрана частной собственности наряду с государственной . 

Но уже  в 2003 г. в новом Земельном Кодексе  вводится частная собственность  на земли сельскохозяйственного  назначения. Согласно Кодексу граждане и негосударственные юридические  лица Республики Казахстан имеют  право приобретать земельные  участки сельскохозяйственного назначения на правах частной собственности и на правах землепользования на срок до 49 лет. Иностранцам же и лицам без гражданства на сельскохозяйственные участки предоставляются только на праве аренды сроком до 10 лет. 

Земельный кодекс учитывает все сложившиеся в настоящее время земельные отношения и тем самым обеспечивает преемственность действий государства, что является очень важным моментом для сохранения стабильности в сельском хозяйстве. Внесены изменения, в частности отменяется краткосрочная аренда, вводится запрет на все виды сделок с правом аренды, за исключением передачи земли в залог.  

Эти изменения  существенно исправляют прежние  недостатки, потому что, с одной стороны  крестьяне теперь будут уверены  в отношении сроков землепользования, а с другой стороны, позволяют  воплотить принцип «арендатор работает на земле сам». Кодекс открывает  возможность всем крестьянам выкупить землю в частную собственность, хотя и не требует обязательного выкупа. К тому же государство в одностороннем порядке не вправе расторгать арендные договоры с крестьянами с целью продажи земли другим покупателям. Лица, же приобретшие ранее право постоянного землепользования у государства для ведения сельскохозяйственного производства, становятся собственниками земли с момента вступления в силу настоящего кодекса без взимания дополнительной платы на приобретение права частной собственности. 

В Казахстане в процессе проведения радикальных  преобразований земельных отношений  государством часть земельного фонда  республики была продана в частную  собственность. Всего по Казахстану было продано 102,2 тыс. земельных участков общей площадью 134,3 тыс. га на сумму 24,4 млрд. тенге. Среди «лидеров» по продаже земли в частную собственность выделяется Алматинская область, где продано 21,3 тыс. участков с общей площадью 53,8 тыс. га на сумму 2,9 млрд. тенге. В то же время в Западно-Казахстанской области было продано по сравнению со всеми остальными областями самое малое количество земельных наделов – 2,1 тыс. площадью 984 га на сумму 0,7 млрд. тенге. В Южно-Казахстанской области было продано в частную собственность – 10,5 тыс. земельных участков общей площадью 11,2 тыс. га на сумму 2,2 млрд. тенге.

Продажа земельных  участков осуществлялась либо через  аукционы или конкурсы. Несмотря на то, что в городах Астана и Алматы было продано 2803 и 6624 земельных надела, причем на земельный участок в  среднем приходится 0,4 га и 0,1 га соответственно, но при этом средняя стоимость участка 1309,1 тыс. тенге в г. Астана и 713,3 тыс. тенге в г. Алматы. Интересный факт, стоимость 1 га в этих городах доходит в г. Алматы до 7062,9 тыс. тенге, а в г. Астана 3152,5 тыс. тенге. Такое положение свидетельствует, что спрос на земельные участки в центральных городах достаточно высок, при низком предложении. С другой стороны это является показателем достаточно успешного роста экономики в целом, поскольку население вкладывает свои сбережения в недвижимость, в т.ч. в землю.  
 

Вся наличная земля в республике является государственной  собственностью, которая может предоставляться  в постоянное или временное пользование  практически всем физическим или  юридическим субъектам хозяйствования Республики Казахстан. Наряду с государственной собственностью имеет место частная собственность соответственно Закону, которая гарантирует неприкосновенность собственности. На основе Закона иностранные граждане имеет право получить землю во временное землепользование на условиях аренды сроком до 99 лет.  

Частная собственность  на землю, а также право постоянного  пользования и аренда земли по своей сути надежны и мобильны. Право пользования, как и частную  собственность на землю, можно продать, подарить, завещать, заложить, обменять, сдать в аренду или передать в качестве доли в уставный фонд. Эти права по распоряжению землей позволило тем крестьянам, которые получили свой земельный пай, выбирать форму хозяйствования по своему личному усмотрению.  

В настоящее  время актуальным вопросом остается достижение главной цели преобразований земельных отношений, а, в конечном счете, реформирования аграрной экономики  – это, во-первых, организация кооперативов; во-вторых, акционерных предприятий  без участия государства. Все эти формы хозяйствования в сельском хозяйстве должны функционировать в системе разветвленной кооперации, на основе объединенных земельных наделов и собственных средств производства могли бы эффективно работать, а также рационально использовать имеющиеся земельные ресурсы, повышать продуктивность земледелия и в целом культуру сельскохозяйственного производства.  
 
 
 

                                              ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

 Республика  Казахстан характеризуется в  основном как аграрно-индустриальная страна, поэтому сельское хозяйство составляет важную часть экономики страны. Земельные отношения являются одним из основных условий развития национального хозяйства, от которого зависит не только развитие сельского хозяйства, но социальная стабильность общества в целом.  

Основным  условием материального развития человеческого  общества в течение всей истории  являлась земля как фактор производства, которая способствовала формированию определяющей роли земельной собственности  в экономике. Мировой опыт свидетельствует, что различные варианты форм собственности на землю доказали свою состоятельность и право на существование, поэтому в настоящее время важным является не смена форм собственности на землю, а формирование и обеспечение комплекса социально-экономических, правовых условий для эффективного ее использования по назначению. 

 Учитывая  мировые процессы глобализации  и усиления интеграционных процессов,  государственная поддержка сельхозпредприятий  многократно возросла. Такая поддержка  должна стимулировать сельскохозяйственное производство, создавать рамочные условия для его развития, формировать эффективную нормативно-правовой систему. В республике были разработаны свои подходы и варианты в решении данных проблем. С целью осуществления политики в области создания нового аграрного строя был создан Госкомитет Республики Казахстан по земельным отношениям и землеустройству с соответствующими структурами на областном и районном уровнях в 1991 г. 

Реформирование  агарного сектора экономики Казахстана основывается на преобразовании земельных отношений. В целях создания оптимальной структуры многоукладной экономики в сельском хозяйстве, а также преодоления отчуждения тружеников от земли, средств производства и результатов их труда, необходимо введение экономических инструментов регулирования земельных отношений.  

Информация о работе Научно-методологические основы формирования земельных отношений в условиях модернизации экономики республики Казахстан