Налогово-бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Работа содержит 1 файл

курсач по кожановой.docx

— 81.32 Кб (Скачать)
  • систему налоговых органов;
  • систему и принципы налогового законодательства;
  • принципы налоговой политики;
  • порядок распределения налогов по бюджетам;
  • формы и методы налогового контроля;
  • порядок и условия налогового производства;
  • подход к решению проблемы международного двойного налогообложения и др.

Поэтому можно согласиться с  мнением С. Пепеляева, определяющим налоговую систему как взаимосвязанную  совокупность действующих в данный момент в конкретном государстве  существенных условий налогообложения. Налоговая система характеризуется  экономическими и политико-правовыми  показателями.

К экономическим показателям в  первую очередь относится налоговый  гнет, определение которого было дано ранее.

Другим экономическим показателем  служит соотношение налоговых доходов  от внутренней и внешней торговли. В высокоразвитых странах, экспортирующих в основном готовую продукцию, экспортные пошлины незначительны, а основные поступления в бюджет осуществляются за счет налогообложения торговли внутри страны.

В менее развитых странах за счет таможенных пошлин на экспортируемое сырье велика доля доходов от внешнеэкономической  деятельности. Соотношение налоговых  доходов от внутренней и внешней  торговли в высокоразвитых европейских  странах составляет1/1, в современной России, в экспорте которой преобладает сырье.

Для характеристики налоговой системы  используется также соотношение  прямого и косвенного налогообложений. Данное соотношение зависит от уровня развития страны, поскольку сбор косвенных  налогов не требует развития налогового аппарата и изощренной системы расчетов. В России доля косвенных налогов  в 2001 году составила 73,46%, в настоящее время отмечается устойчивая тенденция роста косвенных налогов в структуре обязательных платежей в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды.

Структура прямых налогов также  выступает в качестве экономического показателя налоговой системы. Для  высокоразвитых стран характерна высокая  доля подоходных налогов, налогов на имущество и страховых выплат, в то время как в России, к  примеру, наиболее значимым из всех существующих прямых налогов остается налог на прибыль (37,26%), а налог с физических лиц составляет всего 8,02% налоговых  поступлений.

Одной из наиболее важных политико-правовых характеристик организации налоговой  системы является соотношение компетенций  центральных и местных органов  власти в деле регулирования налоговой  сферы. В обобщенном виде содержание данной характеристики состоит в  праве органов власти определенного  уровня устанавливать и вводить  налоги.

Существуют три варианта соотношения  компетенций

1. вариант «разные налоги» подразумевает  полное разделение прав и ответственности  в установлении налогов либо  неполное разделение, когда центральная  власть устанавливает исчерпывающий  перечень налогов и вводит  общегосударственные налоги, а местные  налоги вводят по своему усмотрению  органы на местах;

2. для соотношения «разные ставки»  характерно введение центральной  властью закрытого перечня налогов,  а в свою очередь органы  власти на местах устанавливают  конкретные ставки в пределах, установленных центральной властью;

3. соотношение «разные доходы»  состоит в том, что суммы  уже собранного налога делятся  между властными органами различных  уровней.

Обычно используются комбинации трех или двух форм.

Современная налоговая система  России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 годов, в период кардинальных экономических преобразований и  перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования  реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране – все это непосредственно  повлияло на ее становление.

Существующая российская налоговая  система создавалась на базе опыта  зарубежных стран. Благодаря этому  она по общей структуре и принципам  построения в основном соответствует  общераспространенным в мировой  экономике системам налогообложения. Но основные элементы российской налоговой  системы не копировались полностью  с западных образцов, а формировались  с учетом национальной специфики.

Важнейшим элементом налоговой  системы стал новый для России налог – налог на добавленную  стоимость (НДС), который вместе с  акцизами заменил налог с оборота  и налог с продаж. Введение НДС, широко применяемого в западноевропейских странах, предполагало начало 
интегрирования в европейский рынок. Последствием этого стало явное преобладание косвенных налогов над прямыми.

Введение в действие системы  косвенных платежей (НДС и акцизов) преследовало цель создания реальных условий для финансового оздоровления экономики за счет пропорционального  увеличения налоговых поступлений в зависимости от изменения уровня цен, а также решения задач повышения доходной части бюджета, тем более что первоначально ставка налога была установлена в 28%.

Однако в условиях либерализации  цен новый российский налог вызвал удорожание потребительских товаров  и услуг и выполнял чисто фискальные функции.

В последние несколько лет вырос удельный вес в доходах федерального бюджета акцизов, что можно в большей мере оценить как негативное явление, сдерживающее как повышение доходов населения – основного плательщика налогов, так и отрицательно сказывающееся на развитии перспективных отраслей и высокотехнологичных производств.

Если сравнивать структуру прямых налогов в России с аналогичной  структурой в зарубежных странах, то резким отличием российской налоговой  системы является низкая доля подоходного  налога с физических лиц (в странах  ОЭСР она составляет около 30% общего объема налоговых поступлений) и  высокая доля налога на прибыль предприятий (в странах ОЭСР – примерно 7% общего объема налоговых поступлений).

Поэтому одной из целей проводимой налоговой реформы становится поэтапный  перенос существующего налогового бремени с предприятий и организаций  на граждан. Однако очевидно, что мероприятия, проводимые в этом направлении должны опосредоваться мерами, направленными  на улучшение благосостояние граждан  и защиту частной собственности.

Существенным недостатком налоговой  системы России признаются ее нестабильность и неурегулированность. Законы о введении нового режима налогообложения зачастую принимаются или изменяются в течение финансового года. Отсутствие нормативного регулирования вновь возникающих отношений приводит к тому, что существующая ниша заполняется различными подзаконными актами, разъяснениями и толкованиями налоговых органов и судебной практикой.

Среди форм и методов налогового контроля преобладают камеральные, документальные и встречные проверки. Система компьютеризированного  учета и контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения на основе обмена данными государственных  органов и обязанных лиц только формируется.

Права налогоплательщиков, как при  уплате налогов, так и при применении к ним ответственности, а также  способы защиты их прав и интересов  перед государственной машиной  ограничены несовершенством нормативной  базы и отсутствием каких-либо гарантий от незаконных действий и возмещения убытков. Обязанности налогоплательщиков значительно превосходят по объему их права.

Особенностью российской налоговой  системы необходимо назвать и  жесткость, по сравнению с зарубежными  налоговыми системами, финансовых и  административных санкций за нарушения  налогового законодательства.

Повсеместно можно назвать низкий уровень культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины.

По мнению специалистов – экономистов  и правоведов, наша налоговая система  по набору налогов отвечает мировым  стандартам.

Налоги на имущество, доход и  потребление составляют костяк любой  податной системы. Других практика просто не знает. В структуре налогов  ведущее место занимают налоги с  предприятий при незначительной доле личного подоходного налога. Данное обстоятельство сложилось исторически, и дальнейшие сдвиги возможны только вместе с развитием отечественной  экономики и ее сегментов.

Организационные принципы российской налоговой системы

К организационным принципам российской налоговой системы относятся  положения, в соответствии с которыми осуществляется ее построение и структурное  взаимодействие. Кроме того, организационные  принципы налоговой системы обуславливают  основные направления ее развития и  управления.

1) Принцип единства налоговой системы. Единство финансовой 
политики, включая налоговую, и единство налоговой системы закреплены в ряде статей Конституции Российской Федерации и прежде всего в подп. «б» ст. 114, согласно которой Правительство Российской Федерации обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики. Это положение развивает одну из основ конституционного строя России – принцип единства экономического пространства (ст. 8 Конституции), означающий в том числе, что на территории России не допускается установление таможенных границ, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, работ, услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции).

2) Принцип подвижности (эластичности). Данный принцип был 
сформулирован в конце XIX века немецким экономистом А. Вагнером, отмечавшим приоритет публичных интересов в налогообложении по сравнению с частными. Принцип подвижности гласит, что налог и некоторые налоговые механизмы могут быть оперативно изменены в сторону уменьшения или увеличения налогового бремени в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства. По мере изменения общественно-политической и экономической ситуации государство должно иметь возможность адаптироваться и адекватно реагировать на новые экономические и политические условия.

Реализация данного принципа в  российской налоговой системе имеет  серьезные недостатки. В частности, по мнению многих иностранных экспертов, частые и непредсказуемые изменения  налогового законодательства являлись одной из самых серьезных причин, по которым они отказывались работать в России. Это было вызвано тем, что «налоговая нестабильность»  не позволяла произвести точный расчет экономических показателей при  инвестировании в России, что существенно  снижало ее инвестиционный рейтинг.

Положение иностранных инвесторов меняется с принятием ФЗ РФ от 9 июля 1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях  в Российской Федерации», определившим условия предпринимательской деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации, основные гарантии прав иностранных инвесторов на инвестиции и получаемые от них доходы и прибыль. Ст. 9 данного закона посвящена гарантиям от неблагоприятного изменения законодательства о налогах и сборах и таможенного законодательства.

3) Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Этот принцип обусловлен не только интересами налогоплательщика. Необходимо помнить, что смена налоговой системы объективно влечет за собой резкое сокращение налоговых поступлений в бюджет, и для восстановления равновесия требуется несколько лет.

4) Принцип множественности налогов. Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.

Другим аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном  изменении экономической или  политической ситуации доходная часть  бюджета может просто не состояться.

Множественность налогов позволяет  создать предпосылки для проведения гибкой налоговой политики государством, в большей мере уловить платежеспособность налогоплательщиков, выровнить и сделать общее налоговое бремя психологически менее заметным, отразить разнообразие форм доходов с учетом всех сторон экономической деятельности граждан и фирм, воздействовать на потребление и накопление.

5) Единое экономическое пространство  России предопределяет политику  Российского государства на унификацию  налоговых изъятий. Этой цели  служит принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов, которые могут устанавливаться органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Данное положение – проявление государственно-правовой идеи фискального федерализма как основного способа разделения налоговых полномочий между федеральными и региональными властями, а также органами местного 
самоуправления.

Информация о работе Налогово-бюджетная политика