Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:23, курсовая работа
В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.
Поэтому можно согласиться с
мнением С. Пепеляева, определяющим
налоговую систему как
К экономическим показателям в первую очередь относится налоговый гнет, определение которого было дано ранее.
Другим экономическим
В менее развитых странах за счет таможенных пошлин на экспортируемое сырье велика доля доходов от внешнеэкономической деятельности. Соотношение налоговых доходов от внутренней и внешней торговли в высокоразвитых европейских странах составляет1/1, в современной России, в экспорте которой преобладает сырье.
Для характеристики налоговой системы используется также соотношение прямого и косвенного налогообложений. Данное соотношение зависит от уровня развития страны, поскольку сбор косвенных налогов не требует развития налогового аппарата и изощренной системы расчетов. В России доля косвенных налогов в 2001 году составила 73,46%, в настоящее время отмечается устойчивая тенденция роста косвенных налогов в структуре обязательных платежей в бюджеты различных уровней и во внебюджетные фонды.
Структура прямых налогов также выступает в качестве экономического показателя налоговой системы. Для высокоразвитых стран характерна высокая доля подоходных налогов, налогов на имущество и страховых выплат, в то время как в России, к примеру, наиболее значимым из всех существующих прямых налогов остается налог на прибыль (37,26%), а налог с физических лиц составляет всего 8,02% налоговых поступлений.
Одной из наиболее важных политико-правовых
характеристик организации
Существуют три варианта соотношения компетенций
1. вариант «разные налоги»
2. для соотношения «разные
3. соотношение «разные доходы»
состоит в том, что суммы
уже собранного налога делятся
между властными органами
Обычно используются комбинации трех или двух форм.
Современная налоговая система России сложилась в основном на рубеже 1991-1992 годов, в период кардинальных экономических преобразований и перехода к рыночным отношениям. Отсутствие опыта правового регулирования реальных налоговых отношений, сжатые сроки, отпущенные на разработку законодательства, экономический и социальный кризис в стране – все это непосредственно повлияло на ее становление.
Существующая российская налоговая система создавалась на базе опыта зарубежных стран. Благодаря этому она по общей структуре и принципам построения в основном соответствует общераспространенным в мировой экономике системам налогообложения. Но основные элементы российской налоговой системы не копировались полностью с западных образцов, а формировались с учетом национальной специфики.
Важнейшим элементом налоговой
системы стал новый для России
налог – налог на добавленную
стоимость (НДС), который вместе с
акцизами заменил налог с оборота
и налог с продаж. Введение НДС,
широко применяемого в западноевропейских
странах, предполагало начало
интегрирования в европейский рынок. Последствием
этого стало явное преобладание косвенных
налогов над прямыми.
Введение в действие системы
косвенных платежей (НДС и акцизов)
преследовало цель создания реальных
условий для финансового
Однако в условиях либерализации цен новый российский налог вызвал удорожание потребительских товаров и услуг и выполнял чисто фискальные функции.
В последние несколько лет вырос удельный вес в доходах федерального бюджета акцизов, что можно в большей мере оценить как негативное явление, сдерживающее как повышение доходов населения – основного плательщика налогов, так и отрицательно сказывающееся на развитии перспективных отраслей и высокотехнологичных производств.
Если сравнивать структуру прямых налогов в России с аналогичной структурой в зарубежных странах, то резким отличием российской налоговой системы является низкая доля подоходного налога с физических лиц (в странах ОЭСР она составляет около 30% общего объема налоговых поступлений) и высокая доля налога на прибыль предприятий (в странах ОЭСР – примерно 7% общего объема налоговых поступлений).
Поэтому одной из целей проводимой
налоговой реформы становится поэтапный
перенос существующего
Существенным недостатком
Среди форм и методов налогового контроля преобладают камеральные, документальные и встречные проверки. Система компьютеризированного учета и контроля налогоплательщиков и объектов налогообложения на основе обмена данными государственных органов и обязанных лиц только формируется.
Права налогоплательщиков, как при уплате налогов, так и при применении к ним ответственности, а также способы защиты их прав и интересов перед государственной машиной ограничены несовершенством нормативной базы и отсутствием каких-либо гарантий от незаконных действий и возмещения убытков. Обязанности налогоплательщиков значительно превосходят по объему их права.
Особенностью российской налоговой системы необходимо назвать и жесткость, по сравнению с зарубежными налоговыми системами, финансовых и административных санкций за нарушения налогового законодательства.
Повсеместно можно назвать низкий уровень культуры налогоплательщиков и налоговой дисциплины.
По мнению специалистов – экономистов и правоведов, наша налоговая система по набору налогов отвечает мировым стандартам.
Налоги на имущество, доход и потребление составляют костяк любой податной системы. Других практика просто не знает. В структуре налогов ведущее место занимают налоги с предприятий при незначительной доле личного подоходного налога. Данное обстоятельство сложилось исторически, и дальнейшие сдвиги возможны только вместе с развитием отечественной экономики и ее сегментов.
К организационным принципам
1) Принцип единства налоговой
системы. Единство финансовой
политики, включая налоговую, и единство
налоговой системы закреплены в ряде статей
Конституции Российской Федерации и прежде
всего в подп. «б» ст. 114, согласно которой
Правительство Российской Федерации обеспечивает
проведение единой финансовой, кредитной
и денежной политики. Это положение развивает
одну из основ конституционного строя
России – принцип единства экономического
пространства (ст. 8 Конституции), означающий
в том числе, что на территории России
не допускается установление таможенных
границ, сборов и каких-либо иных препятствий
для свободного перемещения товаров, работ,
услуг и финансовых средств (ст. 74 Конституции).
2) Принцип подвижности (эластичности). Данный
принцип был
сформулирован в конце XIX века немецким
экономистом А. Вагнером, отмечавшим приоритет
публичных интересов в налогообложении
по сравнению с частными. Принцип подвижности
гласит, что налог и некоторые налоговые
механизмы могут быть оперативно изменены
в сторону уменьшения или увеличения налогового
бремени в соответствии с объективными
нуждами и возможностями государства.
По мере изменения общественно-политической
и экономической ситуации государство
должно иметь возможность адаптироваться
и адекватно реагировать на новые экономические
и политические условия.
Реализация данного принципа в российской налоговой системе имеет серьезные недостатки. В частности, по мнению многих иностранных экспертов, частые и непредсказуемые изменения налогового законодательства являлись одной из самых серьезных причин, по которым они отказывались работать в России. Это было вызвано тем, что «налоговая нестабильность» не позволяла произвести точный расчет экономических показателей при инвестировании в России, что существенно снижало ее инвестиционный рейтинг.
Положение иностранных инвесторов
меняется с принятием ФЗ РФ от 9 июля
1999 года № 160-ФЗ «Об иностранных инвестициях
в Российской Федерации», определившим
условия предпринимательской
3) Принцип стабильности. Согласно принципу стабильности, налоговая система должна действовать в течение ряда лет вплоть до налоговой реформы. При этом налоговая реформа должна проводиться только в исключительных случаях и в строго определенном порядке. Этот принцип обусловлен не только интересами налогоплательщика. Необходимо помнить, что смена налоговой системы объективно влечет за собой резкое сокращение налоговых поступлений в бюджет, и для восстановления равновесия требуется несколько лет.
4) Принцип множественности налогов. Данный принцип включает в себя несколько аспектов, важнейшим из которых выступает то, что налоговая система государства должна быть основана на совокупности дифференцированных налогов и объектов обложения. Комбинации различных налогов и облагаемых объектов должны образовывать такую систему, которая отвечала бы требованию перераспределения налогового бремени по плательщикам.
Другим аспектом этого принципа выступает недопустимость «бюджета одного налога», поскольку при неожиданном изменении экономической или политической ситуации доходная часть бюджета может просто не состояться.
Множественность налогов позволяет
создать предпосылки для
5) Единое экономическое
самоуправления.