Налогово-бюджетная политика

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Ноября 2012 в 21:23, курсовая работа

Описание работы

В данной курсовой работе мне хотелось бы раскрыть роль бюджетно-налоговой политики в государственной экономике и рассмотреть её цели и структуру. Эта тема очень актуальна сегодня, так как наша экономика, бюджет и налоговая сфера, в частности, находятся ещё в неустойчивой стадии формирования, и от того, как правительство будет осуществлять бюджетно-налоговую политику, зависит судьба каждого человека, живущего в нашей стране и судьба всей страны в целом.

Работа содержит 1 файл

курсач по кожановой.docx

— 81.32 Кб (Скачать)

Налоги  по их использованию подразделяются на общие, они поступают в единую кассу государства, и специальные (целевые) (например, налог на продажу бензина, топлива, смазочных масел в США направляется в дорожный фонд).

В зависимости  от характера взимания налоговых  ставок налоги подразделяются на: пропорциональные, прогрессивные и регрессивные.

Пропорциональный  налог - это налог, ставка которого одинакова для всех облагаемых сумм. Налог, средняя ставка которого повышается по мере роста суммы, называется прогрессивным. Регрессивный налог предполагает уменьшение процента изъятия из суммы по мере ее роста. 
К последнему виду налогов относятся, как правило, косвенные налоги.

Соотношение различных видов налогов на различных  ступенях развития общества менялось. В ХIХ -начале XX веков главную роль играли косвенные налоги, после Второй мировой войны ведущую роль стали играть прямые налоги. Для современной налоговой системы характерен рост взносов в фонд социального страхования, который по темпам роста опережает как прямые, так и косвенные налоги.

Можно выделить три ступени развития взглядов на роль налогов в реализации государственных  интересов:

  • на начальных этапах рыночной экономики налоги рассматривались исключительно в фискальных интересах как средство пополнения государственной казны;
  • затем пришли к выводу о необходимости ввести ограничения в фискальную функцию налогообложения. Таким ограничением стало требование не подрывать воспроизводительный процесс в микроэкономике;
  • для настоящего времени стало характерным стремление все в большей использовать налоги для корректировки хозяйственных пропорций в обществе. [4. стр.178-182]

 

1.3. Бюджетная составляющая  фискальной политики.

Государственные расходы представляют собой конкретные суммы затрат государства, произведенных им в целях выполнения своих функций и задач.

Классификация государственных расходов. Государственные расходы представляют собой в своей совокупности определенную систему. Прежде всего они подразделяются на государственные, в том числе расходы центральных и региональных властей, и муниципальные.

В зависимости от источников получения  расходных средств, а также порядка  их планирования и использования  расходы подразделяются на: централизованные, осуществляемые за счет бюджета и  государственных (муниципальных) внебюджетных фондов; децентрализованные, осуществляемые государственными и муниципальными предприятиями за счет тех средств, которые получены ими самими в  результате их собственной деятельности и остаются в их распоряжении.

Выделяются также расходы на финансирование оборотных средств (текущих расходов), основных фондов (капитальных вложений), создание резервов.

Существует также классификация  государственных расходов в зависимости  от направления финансирования:

• социально-культурная сфера и наука;

• охрана окружающей природной среды;

• оборона;

• правоохранительная деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;

• международная деятельность;

• государственное управление и местное самоуправление;

• создание запасов и резервов;

• отрасли хозяйства, например промышленность, строительство, сельское хозяйство;

• прочие расходы.

Основными задачами в области государственных  расходов являются:

• обеспечение концентрации средств бюджета на наиболее эффективных и социально значимых проектах;

• снижение расходов на содержание государственного аппарата;

 

Это дает возможность сделать следующие  выводы:

1. Чем выше дополнительные расходы на потребление, тем больше величина мультипликатора, а следовательно, приращение ВНП при данном уровне увеличения инвестиций.

2. Чем больше дополнительные сбережения, тем меньше величина мультипликатора, а следовательно, тем меньше приращение ВНП при данном объеме увеличения инвестиций.

• повышение эффективности инвестиционного процесса, расширение практики совместного государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов;

• повышение эффективности использования средств на национальную оборону и оборонный комплекс, концентрация их на решении социальных проблем, конверсии и перспективных научно-исследовательских работах;

• снижение финансирования отдельных отраслей и предприятий сферы материального производства;

• усиление контроля за использованием бюджетных средств;

• обеспечение приоритетного финансирования расходов на науку, культуру, медицинское обслуживание, образование.

Государственный бюджет — часть финансовой системы страны, канал перераспределения ВВП и национального дохода, он представляет собой смету государственных расходов и доходов для их покрытия.

В области государственных расходов в нашей стране до сих пор имеют  место существенные недостатки: бюджетные  средства используются недостаточно эффективно, широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств, не организовано на должном уровне перераспределение  расходов в пользу социально незащищенных слоев населения.

Объем государственных расходов находится  в прямой зависимости от объема государственных  доходов. Превышение расходов над доходами — бюджетный дефицит — влечет за собой инфляцию национальной валюты, использование внутренних и внешних  займов в больших размерах, чем  может выдержать экономика, что  может привести к финансовому  кризису.

В то же время бюджетный дефицит  нельзя однозначно относить к разряду  кризисных явлений, так как различными могут быть качество, природа дефицита. Он может быть невелик и связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в развитие экономики, и тогда дефицит не является отражением кризисного течения общественных процессов, а скорее становится следствием стремления государства обеспечить прогрессивные сдвиги в структуре общественного воспроизводства.

Превышение доходов над расходами  — бюджетный профицит — позволяет финансировать решение новых задач, накапливать резервы. В отличие от дефицита он не влечет за собой рисков финансовых потрясений. [6.cтр.76-79]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Методы проведения и показатели эффективности проведения фискальной политики.

 

2.1. Методы проведения  фискальной политики

Современная фискальная политика определяет основные направления использования  финансовых ресурсов государства, методы финансирования и главные источники  пополнения казны. В зависимости  от конкретно-исторических условий  в отдельных странах такая  политика имеет свои особенности. Вместе с тем используется общий набор  мер. Он включает прямые и косвенные  финансовые методы регулирования экономики.

К прямым методам относятся способы  бюджетного регулирования. 
Средствами государственного бюджета финансируются:

- затраты на расширенное воспроизводство;

- непроизводительные расходы государства;

- развитие инфраструктуры, научных  исследований и т.п.;

- проведение структурной политики;

- содержание военно-промышленного  комплекса и т.п.

С помощью косвенных методов  государство воздействует на финансовые возможности производителей товаров  и услуг и на размеры потребительского спроса.

Важную роль здесь играет система  налогообложения. Изменяя ставки налогов  на различные виды доходов, предоставляя налоговые льготы, снижая необлагаемый минимум доходов и т.п., государство  стремится добиться возможно более устойчивых темпов экономического роста и избежать резких взлетов и падений производства.

К числу важных косвенных методов, содействующих накоплению капитала, относится политика ускоренной амортизации. По существу, государство освобождает  предпринимателей от уплаты налогов  с части прибыли, искусственно перераспределяемой в амортизационный фонд.

2.2.инструменты фискальной  политики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи  и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности  фискальной политики является государственный  бюджет, объединяющий налоги и расходы  в единый механизм.

Различные инструменты по-разному  воздействуют на экономику. Государственные  закупки, образуют один из компонентов  совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают  уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется  еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются  в личном доходе и располагаемом  доходе. Объем частного потребления  скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.

Фискальная политика как  способ  финансового регулирования  экономики  осуществляется с помощью  мощных рычагов  - налогообложения  и государственных  расходов. В  связи с этим проводятся  два  вида фискальной политики: дискреционная  и встроенных стабилизаторов.

Налоги  и государственные расходы являются основными инструментами фискальной политики, поэтому далее мы рассмотрим их более детально. [6. стр. 355-358]

2.3.Показатели эффективности проведения фискальной политики.

Налоги  составляют основную долю доходной части  государственного бюджета стран  с рыночной экономикой. Первым общим  показателем, характеризующим их роль в экономике той или иной страны, служит доля всех налоговых поступлений  в валовом национальном продукте (ВНП). В России в начале 90-х гг. она составляла 40-45%, в 1993-1995 гг. - снизилась до 30-35%. Следовательно, после реформирования налоговой системы Россия по доле налогов в ВНП оказалась в ряду стран с развитой рыночной экономикой, имеющих умеренный уровень налогообложения. Сокращение этой доли в России к середине 90-х гг. в основном вызвано двумя причинами - уменьшением относительного объема налогов из-за заметного снижения в 1993 году ставки налога на добавленную стоимость и большими масштабами укрытия доходов от налогов.

Второй  обобщающий показатель налоговой системы  характеризует распределение налоговых  поступлений по различным бюджетным  уровням. В современной России налоговые поступления делятся примерно поровну между федеральным уровнем и уровнем субъектов Федерации (с тенденцией к увеличению доли последних) при явном преобладании косвенных налогов на федеральном и прямых налогов на уровне субъектов Федерации. Распределение по бюджетным уровням у нас базируется на сочетании долевого участия всех уровней в основных налоговых поступлениях и субсидирование нижестоящих уровней вышестоящими (прежде всего со стороны федерального уровня). На практике такое распределение стало объектом острой борьбы, проявляющейся в частности, в стремлении ограничить власть центра при определении долей участия в налоговых поступлениях, вырвать льготы для одних субъектов Федерации за счет других, в неудовлетворительном покрытии социальных и иных нужд многих субъектов Федерации при распределении центром налоговых поступлений. Вместе взятые, эти противоречия заметно дестабилизируют весь бюджетный процесс.

Третий  показатель - данные о структуре  налогообложения. Для России они  выглядят следующим образом:

индивидуальный  подоходный налог 7,8%

налоги  на прибыль 31,3%

взносы  на социальное страхование 22,4%

налоги  на потребление 21,1%

акцизы 3,9%

прочие  налоги 14,0%

Сформировавшаяся  в России система налогообложения  резко, если не принципиально, отличается от принятой в западных странах. Наиболее разительно это отличие проявляется в гораздо большем удельном весе налоговых поступлений, изъятий из прибыли предпринимательства и такого налога на потребление, как НДС. В то же время в России крайне невелика доля индивидуального подоходного налога.[9.стр.124-126]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Налоговая система в Российской  Федерации

 

Общая характеристика и структура  налоговой системы

Действующим налоговым законодательством  не предусмотрено нормативное определение  понятия «налоговая система». Глава 2 НК РФ определяет лишь понятие системы  налогов и сборов в Российской Федерации, которая является лишь частью налоговой системы.

Действовавшая ранее ст. 2 Закона об основах налоговой системы устанавливала  следующее определение: «совокупность  налогов, сборов, пошлин и других платежей (далее – налогов)», взимаемых  в установленном порядке, образует налоговую систему. Однако оно не включало ряд важных составляющих, характеризующих любую налоговую  систему, а именно:

Информация о работе Налогово-бюджетная политика