Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:05, реферат

Описание работы

Экономику любого государства на различных стадиях развития, будь то Римская империя, Россия в XIX веке или Испания в эпоху Великих географических открытий, сложно представить без такой важной составляющей, как налоги. Налоги в экономике отражают состояние всех социально экономических сфер жизни общества и конкретные историко-экономические условия жизни граждан и государства в целом. Взимая законно установленные налоги с организаций и физических лиц, государство мобилизует денежные средства в казну, а затем распределяет их в соответствии с направлениями внешней и внутренней политики. Налоги, пожалуй, единственный наиболее безболезненный инструмент пополнения бюджета, в отличие от внешних и внутренних займов, по которым необходимо выплачивать проценты.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...2
1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА………..............3
1.1. Сущность налогов и основные элементы налогообложения……………3-6
1.2.Роль налогов в формировании финансов государства…………………...6-8
2.ФУНКЦИИ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………8
2.1.Функции налогов……………………………………………………………8-9
2.2. Принципы современного налогообложения…………………………….9-11
3.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………...11
3.1. Разновидности налогов………………………………………………….11-14
3.2.Совершенствование российской налоговой системы………………14-16 Заключение…………………………………………………………………...17-18 Список использованных источников…………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

налогообложение.docx

— 41.44 Кб (Скачать)

Основная ставка налога на доходы физических лиц установлена в 13 %, а в отношении доходов в виде разнообразных выигрышей - 35 %. Доходы в виде дивидендов и доходы, получаемые физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, облагаются по ставке 30%. Обложение доходов физических лиц по ставке 13 % вместо прежних прогрессивных ставок от 12 до 30 % - это способ защиты фискальных интересов государства и попытка вывести на «свет» теневые доходы. Только за первый год (начиная с 2001 г.) осуществления указанных изменений сборы от него возросли на 49,7%, за второй был отмечен рост в полтора раза.

Единый  социальный налог (ЕСН) был введен в 2001 г. и объединил три платежа: а) в Пенсионный фонд (28 % + 1 % фонда  оплаты труда); б) Фонд социального страхования (5,4 %); в) Фонд обязательного медицинского страхования (3,6 %). Таким образом, с  введением ЕСН упразднились законодательные  акты и инструкции трех федеральных  ведомств. Это позволило не только сократить налоговую нагрузку с 38 % (29 % + 5,4 % + 3,6%) до 35,6%, но и упростить  процедуру налогообложения и  контроля. По этому налогу установлена  регрессионная ставка налогообложения  с выделением трех категорий: если работник получил больше 100 тыс.р. в год, то организация перечислит за него не 35,6, а только 20%, если заработная плата  составляет более 300 тыс. р. в год, то ставка снижается до 10 %. При доходе свыше 600 тыс.р. она падает до 2 %. Иными  словами, чем больше заработная плата  работников, тем меньше сама ставка налога, но не сборы по нему. Такая  процедура взимания социального  налога способствует тому, чтобы организации  не утаивали фактически выплачиваемую  заработную плату, чтобы вся ее масса  облагалась налогом.

С января 2005 г.единый социальный налог был  снижен до 26 %. Это позволяет оставить у хозяйствующих субъектов около 280 млрд. р. в расчете на год, активнее финансировать развитие экономики, социальной сферы и увеличить  заработную плату работникам.

3.2. Совершенствование  российской налоговой  системы. 

Наиболее  значимыми направлениями совершенствования  современной российской налоговой  системы на ближайшую перспективу являются:

1. Современной российской экономике остро не хватает собственных научных сил, научных школ по вопросам налогообложения, ученых-экономистов, способных не только рационально усовершенствовать действующую налоговую систему, но и просчитать, спрогнозировать все возможные экономические и социальные последствия от проведения в жизнь тех или иных мероприятий в этой области.   Такое положение вынуждает вводить новые, часто - не рыночные виды изъятий, способные, по мнению властей, нивелировать негативные последствия, связанные с произвольностью ставок по отдельным налогам.

2. По  расчетам, выполненным в Центральном  экономико-математическом институте  РАН, «в России чистый народнохозяйственный  доход (не распределенная прибыль)  образуется: на 5 % - за счет труда,  на 20 % - за счет основного капитала  и на 75% за счет природного капитала, т.е. на основе природной ренты». Однако в действующую налоговую систему заложены иные приоритеты: 70 % фискальной нагрузки приходится на труд, 20 % - на основной капитал и только 10 % - на ренту. По оценкам экономистов «недополучаемый рентный доход в России ежегодно составляет 40-45 млрд долл., а с учетом неэффективного использования государственных производственных активов реальные потери достигают 50 - 52 млрд долл». Иными словами, главным наполнителем казны должен стать не фонд оплаты труда, а именно природная рента, следовательно, необходимо вводить увеличение налога на добычу полезных ископаемых, нефти, газа, леса, рыбы и других ресурсов и ослабление налогов на труд.

Налогообложение фонда оплаты труда с учетом единого  социального налога достигает 40 %, что  является излишней нагрузкой. Задача переноса тяжести налогообложения на рентные  доходы, получаемые недропользователями  в результате эксплуатации принадлежащих  Российской Федерации природных  ресурсов, была официально сформулирована еще в 2000 г. Однако существенных сдвигов  в ее решении не произошло, хозяйственная  практика по-прежнему усиливает налоговый  прессинг на доходы от трудовой деятельности и от использования капитала. Изъятие  большей части ренты в бюджет с помощью налогов и не налоговых  платежей затрудняется не только противостоянием недобропользователей, но и отсутствием механизма реалистичной оценки природной ренты, зависящей как от стоимости добываемого сырья, так от объективно необходимых затрат. Это основное стратегическое направление, от реализации которого зависит эффективность локальных мер по совершенствованию налоговой системы, приведение ее принципиальных основ к научно обоснованным положениям и международным параметрам.

3. По официальным статистическим данным, «износ основных производственных фондов в среднем по стране составляет почти 50%, в нефтедобывающей промышленности и электроэнергетике - 55, в угольной - 60, машиностроении и нефтепереработке - 75, в газопереработке - 80 % и т.п. Особенно высока степень старения активной части основных фондов - машин и оборудования. Они находятся на грани физического выбытия с возрастающей опасностью техногенных катастроф».

4. Комплексным  проблемным направлением модернизации  российской налоговой системы  является собираемость налогов.  В его реализации просматривается  как минимум два подхода.

С одной  стороны, должно быть продолжено постепенное  снижение общей налоговой нагрузки на хозяйствующие субъекты и доведение  ее до среднеевропейской. С другой стороны, необходимо усилить налоговую дисциплину. По-прежнему чрезмерно высокой остается доля теневого оборота: почти 50 % зарегистрированных организаций сдают нулевые бухгалтерские  балансы. Среди них имеются формально  существующие, но неработающие предприятия, а также неэффективные. Но основная часть организаций скрывает доходы и, следовательно, не платит налоги.

«Недоплаченный  единый социальный налог от скрытой  заработной платы оценивается в 4 % ВВП (по условиям 2003 г.), уклонения  от уплаты налога на доходы физических лиц составляет 3%, от уплаты налога на доходы организаций, соответственно, равняется 2 % ВВП. По данным налогам  уклонения оцениваются примерно в 9 % ВВП или 1/3 их фактических поступлений». Таким образом, в РФ в настоящее время сложилась действенная современная налоговая система. Разнообразие и многочисленность национальных налогов и сборов можно сгруппировать по ряду классификационных признаков: по объекту налогообложения; по субъекту обложения; по масштабу действия  и т.д. Однако, несмотря на общую эффективность налогообложения, остро стоит вопрос о модернизации российской налоговой системы. 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Налоги  и сборы являются неотъемлемой частью нормального функционирования и  дальнейшего развития любой экономической  системы. Полученные от них средства расходуются на обеспечение достаточной  обороноспособности страны, поддержание  правопорядка, на содержание государственных  органов управления, на здравоохранение, образование и другие общественные цели. Налоги и сборы имеют давнишнюю  историю и широкое разнообразие проявления.

Функционирование  налоговой системы в конечном итоге должно быть нацелено на максимальное стимулирование предпринимательской  активности населения, повышение экономической  эффективности и достижение (на этой основе) экономического роста.  Налог  считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения. Элементами налогообложения являются: объект налогообложения; налоговая база; налоговая ставка; налоговый период; порядок исчисления налога; порядок и сроки уплаты налога. Налоги и сборы выполняют  ряд функций, основными из которых  являются фискальная, регулирующая, распределительная  и стимулирующая. Принципы современного налогообложения вобрали в себя многовековой интернациональный опыт и представлены несколькими группами: а) этические (всеобщности, равенства  и справедливости); б) управления (целесообразности, определенности, удобства); в) финансово-политические (достаточности, соответствия налоговой  системы) и др.

Разнообразие  и многочисленность национальных налогов  и сборов можно сгруппировать  по ряду классификационных признаков: по объекту налогообложения (земля, имущество, рента, средства потребления  и др.); по субъекту обложения (физические лица, организации); по масштабу действия (федеральные, субъектов федерации, местные); по способу налогообложения (прямые и косвенные); по источнику  уплаты (заработная плата, доходы, себестоимость); по назначению (общие, специальные); по виду налоговых ставок (прогрессивные, регрессивные, пропорциональные, линейные, ступенчатые, твердые); по форме нало­гообложения (налично-денежные, безналичные, кадастровые, декларационные); по полноте прав использования  налоговых сумм (закрепленные, регулируемые). Модернизация российской налоговой  системы связана прежде всего  с повышением научной обоснованности ее параметров, со сменой приоритетов  основных бюджетообразующих налогов, с увеличением стимулирующего воздействия налогов на активизацию обновления производственных фондов, с внедрением прогрессивных технологий, методов труда, форм организации и управления, с повышением собираемости налогов, с более справедливым и рациональным распределением налоговых поступлений между центром, субъектами федерации и муниципалитетами, с осуществлением мер, направленных на комплексное совершенствование налоговых органов, широким внедрением в них современных средств и способов обработки налоговой информации и обслуживания налогоплательщиков и др.                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы:

1. Налоговый кодекс Российской Федерации: Части первая и вторая.- М.: Юрайт-Издат, 2007.- 576 с.

2. Миляков Н.В. Налоги и налогообложение: Учебник.- М.: ИНФРА-М, 2009.- 520 с.

3. Носова С.С. Экономическая теория: Учебник.- М.: «Дашков и Ко», 2005.- 868 с.

4. Перов А.В., Толкушкин А.В.Налоги и налогообложение: Учеб. пособие.- М.: Юрайт-Издат, 2005.- 720 с.

5. Столяров В.И. Экономика: Учебник.- М.: «Академия», 2008.- 512 с.

6. Толкушкин А.В. Налоги в экономической системе общества //Социально-гуманитарные знания.- 2003.- № 4.- С.38-42.

7. Юрзинова И.Л. Налогообложение юридических и физических лиц.- М.: «Экзамен», 2006.- 653 с.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации