Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:05, реферат
Экономику любого государства на различных стадиях развития, будь то Римская империя, Россия в XIX веке или Испания в эпоху Великих географических открытий, сложно представить без такой важной составляющей, как налоги. Налоги в экономике отражают состояние всех социально экономических сфер жизни общества и конкретные историко-экономические условия жизни граждан и государства в целом. Взимая законно установленные налоги с организаций и физических лиц, государство мобилизует денежные средства в казну, а затем распределяет их в соответствии с направлениями внешней и внутренней политики. Налоги, пожалуй, единственный наиболее безболезненный инструмент пополнения бюджета, в отличие от внешних и внутренних займов, по которым необходимо выплачивать проценты.
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...2
1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА………..............3
1.1. Сущность налогов и основные элементы налогообложения……………3-6
1.2.Роль налогов в формировании финансов государства…………………...6-8
2.ФУНКЦИИ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………8
2.1.Функции налогов……………………………………………………………8-9
2.2. Принципы современного налогообложения…………………………….9-11
3.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………...11
3.1. Разновидности налогов………………………………………………….11-14
3.2.Совершенствование российской налоговой системы………………14-16 Заключение…………………………………………………………………...17-18 Список использованных источников…………………………………………..19
Наряду
с усилением косвенного налогообложения
большое значение приобрели прямые
налоги, прежде всего налоги на доходы.
Большая часть государственных
доходов развитых стран сосредоточена
в государственных бюджетах, куда
поступают наиболее крупные доходы.
К важнейшим налогам
Налоги - это объективно принудительное изъятие части доходов, так как органы власти вынуждены ограничивать возможные величины доходов большинства граждан, перераспределяя их часть между членами общества, его группами, а также отчасти присваивая их. Это основные средства, поступающие в государственную казну. Налог используется государством как способ перераспределения национального дохода. Посредством него часть выручки, прибыли или дохода юридических и физических лиц направляется в бюджетные либо внебюджетные денежные фонды, а затем используется на решение общественных задач. Налог следует рассматривать прежде всего как особый экономический институт, совокупность экономических отношений, а уже затем как обязательный денежный взнос или платеж, уплачиваемый юридическими и физическими лицами в определенном размере и в определенный срок.
Налог
считается установленным лишь в
том случае, когда определены налогоплательщики
и элементы налогообложения. Элементами
налогообложения являются: - объект
налогообложения; - налоговая база;
- налоговая ставка; - налоговый период;
- порядок исчисления налога; - порядок
и сроки уплаты налога. Кроме того,
при установлении налога в акте законодательства
о налогах и сборах могут также
предусматриваться налоговые
II. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ
2.1. Функции налогов.
Каждый налог в отдельности и вся их совокупность выполняют фискальную, регулирующую, распределительную и стимулирующую функции. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Фискальная функция исходит к общественному существу налогов - изъятию части доходов от хозяйствующих субъектов, получающих их, передаче ее тем организациям, отраслям, которые не получают доходов или получают их в недостаточном количестве (медицина, образование, фундаментальная наука, оборона и др.), направление собранных средств на финансирование социальных программ и на другие цели. Реализация этой основной функции налогов направлена на формирование доходных частей бюджетов различных уровней - государственного, региональных и местных, а также на пополнение внебюджетных фондов, необходимых для осуществления обособленных общественных функций (социальных, природоохранных и др.) Регулирующая функция заключается в установлении и поддержании эффективности действия системы налогообложения; - определении налоговых ставок, их дифференциации; - предоставлении налоговых льгот. Регулирующая функция налогов широко применяется для стимулирования конкурентоспособности отраслей и поощрения социально полезной деятельности хозяйствующих субъектов. С этой целью им предоставляются различные налоговые льготы. С их помощью органами власти оказывается влияние на структурную политику и размещение производительных сил. Изменяя налоговые ставки на доходы, можно увеличить или уменьшить стимулы для капиталовложений, а маневрируя косвенными налогами - регулировать фонд потребления и уровень цен.
Российская практика налогообложения основывается на трех подходах к распределению налогов в федеративном государстве: 1) разграничение полномочий по взиманию налогов и закрепление последних за определенным уровнем власти, т. е. каждый уровень власти получает полное право и несет ответственность за установление и сбор своих налогов - федеральных, налогов субъектов федерации и местных. Взимаемые налоги в пределах соответствующей территории должны поступать в бюджет данного уровня, а орган власти получает исключительные права не только на взимание и использование названного налога, но и на решение организационных вопросов - установление ставок налога, определение его базы, льгот и др.; 2) совместное использование базы налогообложения. Это означает, что хозяйствующие субъекты могут платить один и тот же налог одновременно в различные бюджеты по установленным нормативам. Такими сквозными налогами являются налоги на доходы организаций и физических лиц и др.; 3) в бюджет каждого уровня подлежит отчислению законодательно предписанная доля той суммы конкретного налога, которая должна быть собрана на соответствующей территории, исходя из установленной налоговой ставки. Количество взимаемых налогов и величины их ставок должны если и не стимулировать, то и не снижать естественное разумное желание хозяйствующих субъектов систематически уменьшать затраты на производство товаров, услуг и повышать (совершенствовать) результаты своей деятельности.
2.2 Принципы современного налогообложения.
Принципы налогообложения были
сформулированы еще в 1776 г.
А.Смитом в книге «
В действующем
Налоговом кодексе Российской Федерации
принципы построения налоговой системы
представлены тремя группами. Первая
группа - этические принципы: - принципы
всеобщности и равенства
В настоящее время затраты на сбор налогов составляют около 7-10 % суммы поступлений; - принцип определенности предусматривает заблаговременность и гласность объявления каждого налога и такую проработанность налогового законодательства, из которого исходила бы ясность по следующим обязательным параметрам: а) наименование (определение) плательщиков данного налога (кто именно платит); б) хозяйствующий субъект, которому налог должен быть внесен (кому именно платят); в) размер налога (конкретные суммы платежей); г) периодичность и срок уплаты налога (сроки уплаты); принцип удобства подразумевает создание удобных условий для налогоплательщиков при осуществлении ими данной конституционной обязанности (способ платежа, срок уплаты и др.). Этот принцип для налогоплательщика означает минимизацию затрат труда и времени в связи с уплатой налога, т. е. речь идет о рациональном подходе в отношении налогоплательщика - касательно времени уплаты, места, периодичности, условий уплаты (через посредников или напрямую - организации, концентрирующей налоговые поступления и др.).
Современная
реализация данного принципа связана
с дополнительными налоговыми повинностями
- ведением налогового учета, оформлением
налоговых деклараций и др. Третья
группа - финансово-политические принципы:
- принцип достаточности налоговой
системы, которая обеспечила бы необходимые
поступления налоговых средств
для осуществления социально-
Принципы современного налогообложения вобрали в себя многовековой интернациональный опыт и представлены несколькими группами: а) этические (всеобщности, равенства и справедливости); б) управления (целесообразности, определенности, удобства); в) финансово-политические (достаточности, соответствия налоговой системы) и др.
III. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
3.1. Разновидности налогов.
Совокупность налогов и сборов в нашей стране имеет более 50 вариантов. Так по масштабу действия, налоги классифицируются на федеральные, региональные, местные. По субъекту налогообложения: физические лица, организации. Рассмотрим более подробно некоторые из них.
По способу
налогообложения различают
Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается с разницы между ценой товара, услуги и издержками производства. НДС в наибольшей мере отвечает условиям рыночной экономики, в России он начал применяться с начала 1992 г. В целом более 40 стран, в том числе, 17 европейских, используют такой налог свыше 40 лет. В России первоначально была утверждена основная ставка 28 % на все товары, работы, услуги, но с 1 июля 1992 г. по некоторым продовольственным товарам она была снижена до 15 %.
В декабре 1992 г. были установлены иные ставки НДС: 10% - по продовольственным товарам и товарам детского ассортимента, по остальным товарам - 20 % (с 2004 г. ставка была снижена до 18 %, среднеевропейский уровень - 15 %). При реализации услуг по тарифам и ценам, включающим НДС, применяются так называемые расчетные ставки, выраженные в процентах. При расчете налога на добавленную стоимость его ставки определяются в зависимости от налоговой базы.
С 2001 г. сборы от этого налога полностью перечисляются в федеральный бюджет, составляя в настоящее время около половины всех его поступлений. Претерпели изменения и льготы по данному виду налога: часть их была ликвидирована, часть - конкретизирована. НДС имеет очень устойчивую базу обложения, которая к тому же мало зависит от текущих материальных затрат. Средства в бюджет начинают поступать раньше окончательной реализации готовой продукции (работ, услуг).
Они продолжают
поступать и при любой
НДПИ -
специальный прогрессивный
В Российской Федерации объектом обложения являются личные доходы граждан, получаемые ими от работы по найму, от ценных бумаг, от индивидуальной трудовой и предпринимательской деятельности и другие доходы. Не облагаются налогом минимальный размер оплаты труда, который в России в настоящее время почти в 3 раза ниже минимального прожиточного уровня. Не включаются в облагаемую сумму: пенсии, стипендии, алименты для лиц, их получающих, и некоторые другие доходы. Кроме того, граждане имеют право на вычеты из налогооблагаемого дохода, фактически произведенные через бухгалтерию расходы на благотворительные цели, на приобретение или строительство жилья и др. С 1 января 2001 г.