Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:05, реферат

Описание работы

Экономику любого государства на различных стадиях развития, будь то Римская империя, Россия в XIX веке или Испания в эпоху Великих географических открытий, сложно представить без такой важной составляющей, как налоги. Налоги в экономике отражают состояние всех социально экономических сфер жизни общества и конкретные историко-экономические условия жизни граждан и государства в целом. Взимая законно установленные налоги с организаций и физических лиц, государство мобилизует денежные средства в казну, а затем распределяет их в соответствии с направлениями внешней и внутренней политики. Налоги, пожалуй, единственный наиболее безболезненный инструмент пополнения бюджета, в отличие от внешних и внутренних займов, по которым необходимо выплачивать проценты.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...2
1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА………..............3
1.1. Сущность налогов и основные элементы налогообложения……………3-6
1.2.Роль налогов в формировании финансов государства…………………...6-8
2.ФУНКЦИИ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………8
2.1.Функции налогов……………………………………………………………8-9
2.2. Принципы современного налогообложения…………………………….9-11
3.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………...11
3.1. Разновидности налогов………………………………………………….11-14
3.2.Совершенствование российской налоговой системы………………14-16 Заключение…………………………………………………………………...17-18 Список использованных источников…………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

налогообложение.docx

— 41.44 Кб (Скачать)

Наряду  с усилением косвенного налогообложения  большое значение приобрели прямые налоги, прежде всего налоги на доходы. Большая часть государственных  доходов развитых стран сосредоточена  в государственных бюджетах, куда поступают наиболее крупные доходы. К важнейшим налогам центральных  правительств (федеральным налогам) относятся: подоходный налог, корпорационный налог, НДС, акцизы и таможенные пошлины. В местные бюджеты поступают  доходы от местного хозяйства, доходы от займов местных органов власти, субсидии центрального правительства. К основным региональным и местным  налогам относятся поимущественные  и поземельные налоги, а также в некоторых странах - акцизы.

Налоги - это объективно принудительное изъятие части доходов, так как органы власти вынуждены ограничивать возможные величины доходов большинства граждан, перераспределяя их часть между членами общества, его группами, а также отчасти присваивая их. Это основные средства, поступающие в государственную казну. Налог используется государством как способ перераспределения национального дохода. Посредством него часть выручки, прибыли или дохода юридических и физических лиц направляется в бюджетные либо внебюджетные денежные фонды, а затем используется на решение общественных задач. Налог следует рассматривать прежде всего как особый экономический институт, совокупность экономических отношений, а уже затем как обязательный денежный взнос или платеж, уплачиваемый юридическими и физическими лицами в определенном размере и в определенный срок.

Налог считается установленным лишь в  том случае, когда определены налогоплательщики  и элементы налогообложения. Элементами налогообложения являются: - объект налогообложения; - налоговая база; - налоговая ставка; - налоговый период; - порядок исчисления налога; - порядок  и сроки уплаты налога. Кроме того, при установлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут также  предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования  налогоплательщиком. Налоги выступают  главной формой мобилизации государственных  доходов в странах с рыночной экономикой. В бюджетах центральных  правительств они составляют от 70 до 90% всех доходов, в местных бюджетах доля налоговых доходов обычно составляет около половины.

  II. ФУНКЦИИ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ

 2.1. Функции налогов. 

      Каждый налог в отдельности и вся их совокупность выполняют фискальную, регулирующую, распределительную и стимулирующую функции. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения и перераспределения доходов. Фискальная функция исходит к общественному существу налогов - изъятию части доходов от хозяйствующих субъектов, получающих их, передаче ее тем организациям, отраслям, которые не получают доходов или получают их в недостаточном количестве (медицина, образование, фундаментальная наука, оборона и др.), направление собранных средств на финансирование социальных программ и на другие цели.    Реализация этой основной функции налогов направлена на формирование доходных частей бюджетов различных уровней - государственного, региональных и местных, а также на пополнение внебюджетных фондов, необходимых для осуществления обособленных общественных функций (социальных, природоохранных и др.) Регулирующая функция заключается в установлении и поддержании эффективности действия системы налогообложения; - определении налоговых ставок, их дифференциации; - предоставлении налоговых льгот. Регулирующая функция налогов широко применяется для стимулирования конкурентоспособности отраслей и поощрения социально полезной деятельности хозяйствующих субъектов. С этой целью им предоставляются различные налоговые льготы. С их помощью органами власти оказывается влияние на структурную политику и размещение производительных сил. Изменяя налоговые ставки на доходы, можно увеличить или уменьшить стимулы для капиталовложений, а маневрируя косвенными налогами - регулировать фонд потребления и уровень цен.

Российская  практика налогообложения основывается на трех подходах к распределению налогов в федеративном государстве: 1) разграничение полномочий по взиманию налогов и закрепление последних за определенным уровнем власти, т. е. каждый уровень власти получает полное право и несет ответственность за установление и сбор своих налогов - федеральных, налогов субъектов федерации и местных. Взимаемые налоги в пределах соответствующей территории должны поступать в бюджет данного уровня, а орган власти получает исключительные права не только на взимание и использование названного налога, но и на решение организационных вопросов - установление ставок налога, определение его базы, льгот и др.; 2)    совместное использование базы налогообложения. Это означает, что хозяйствующие субъекты могут платить один и тот же налог одновременно в различные бюджеты по установленным нормативам. Такими сквозными налогами являются налоги на доходы организаций и физических лиц и др.; 3) в бюджет каждого уровня подлежит отчислению законодательно предписанная доля той суммы конкретного налога, которая должна быть собрана на соответствующей территории, исходя из установленной налоговой ставки. Количество взимаемых налогов и величины их ставок должны если и не стимулировать, то и не снижать естественное разумное желание хозяйствующих субъектов систематически уменьшать затраты на производство товаров, услуг и повышать (совершенствовать) результаты своей деятельности.  

2.2 Принципы современного  налогообложения.

   Принципы налогообложения были  сформулированы еще в 1776 г.  А.Смитом в книге «Исследование  о природе и причинах богатства  народов». К ним относятся принципы  всеобщности, справедливости, определенности  и удобности.

В действующем  Налоговом кодексе Российской Федерации  принципы построения налоговой системы  представлены тремя группами. Первая группа - этические принципы: - принципы всеобщности и равенства налогообложения - они означают, что все дееспособные граждане должны уплачивать налоги в  установленных законами размерах; - принцип   справедливости заключается  в том, что: 1) учитывается фактическая  способность налогоплательщиков к  уплате налогов; 2) налоги не могут носить дискриминационный характер, их нельзя применять, исходя из политических, этнических и иных различий между налогоплательщиками. Вторая группа - это принципы управления налогами: - принцип целесообразности предполагает тщательное обоснование  каждого налога, надлежащий выбор  налоговой базы, планирование, организацию, контроль и мотивацию исполнения всей налоговой процедуры, а также  обеспечение ее экономичности: чтобы  затраты на все работы по налоговым  поступлениям как минимум не превышали  доходов от него. В оценку экономичности  системы налогообложения включаются также расходы государства на содержание налоговых органов (современные  налоговые инспекции - это внушительные офисы с многочисленными работниками) и растущие расходы в связи  с усложнением налогового законодательства, с применением современных дорогих  технических средств. Прежде в России на сбор налогов тратилось до 30 % собранных сумм (а при откупах  эта величина доходила до 50-100 %).

В настоящее  время затраты на сбор налогов  составляют около 7-10 % суммы поступлений; - принцип определенности предусматривает  заблаговременность и гласность  объявления каждого налога и такую  проработанность налогового законодательства, из которого исходила бы ясность по следующим обязательным параметрам: а) наименование (определение) плательщиков данного налога (кто именно платит); б) хозяйствующий субъект, которому налог должен быть внесен (кому именно платят); в) размер налога (конкретные суммы  платежей); г) периодичность и срок уплаты налога (сроки уплаты); принцип удобства подразумевает создание удобных условий для налогоплательщиков при осуществлении ими данной конституционной обязанности (способ платежа, срок уплаты и др.). Этот принцип для налогоплательщика означает минимизацию затрат труда и времени в связи с уплатой налога, т. е. речь идет о рациональном подходе в отношении налогоплательщика - касательно времени уплаты, места, периодичности, условий уплаты (через посредников или напрямую - организации, концентрирующей налоговые поступления и др.).

Современная реализация данного принципа связана  с дополнительными налоговыми повинностями - ведением налогового учета, оформлением  налоговых деклараций и др. Третья группа - финансово-политические принципы: - принцип   достаточности налоговой  системы, которая обеспечила бы необходимые  поступления налоговых средств  для осуществления социально-политических целей общества; принцип соответствия всего процедурного механизма налога сложившимся социально-политическим условиям в стране, регионе, муниципалитете; Кроме названных принципов - требований, ставших классическими, современность наработала несколько не менее важных принципов - особых запретов: а) запрет на введение налога без закона. Обязательность подтверждения налога исходит из того, что в законе в той или иной мере отражается сложившаяся ситуация: проект закона разрабатывается, вносится, обсуждается и принимается с одобрения представителей (депутатов) в органах законодательной власти различных уровней; б) запрет двойного взимания налога: ситуация, когда один объект за один и тот же период времени может облагаться идентичным налогом более одного раза; в) запрет налоговой дискриминации иностранцев. В объединенной Европе (особенно в приграничных районах, что присуще и России) миллионы граждан живут, занимаются бизнесом и получают доходы в разных странах.

Принципы  современного налогообложения вобрали  в себя многовековой интернациональный  опыт и представлены несколькими  группами: а) этические (всеобщности, равенства  и справедливости); б) управления (целесообразности, определенности, удобства); в) финансово-политические (достаточности, соответствия налоговой  системы) и др.   

      III. НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

3.1. Разновидности налогов.  

Совокупность  налогов и сборов в нашей стране имеет более 50 вариантов. Так по масштабу действия, налоги классифицируются на федеральные, региональные, местные. По субъекту налогообложения: физические лица, организации. Рассмотрим более  подробно некоторые из них.

По способу  налогообложения различают прямые и косвенные налоги: - прямые налоги взимаются непосредственно с  доходов и имущества. К ним  относятся налоги: на доходы организаций  и физических лиц, на землю, другую недвижимость и т.д.; - косвенные налоги - это  налоги на потребление товаров и  услуг, устанавливаемые в виде надбавок к цене или тарифу, а также налоги на финансовые операции. Плательщиком этих налогов становится покупатель (потребитель), а собственник товара или лицо, оказывающее услуги, является в действительности только сборщиком  налога. К ним относятся налоги: на добавленную стоимость, акцизы, на сделки с недвижимостью, таможенные пошлины и др. По назначению использования  налоговых средств выделяют общие  налоги и специальные: - общие налоги заранее не конкретизированы, сборы  от них поступают в бюджеты  различных уровней и далее  распределяются по многим расходным  статьям. Так происходит с прямыми  и косвенными налогами; - специальные  налоги имеют конкретную целевую  ориентацию, например доходы от транспортного  налога идут на строительство, реконструкцию  и текущий ремонт дорог. Основную массу поступлений в бюджеты (более 90 %) обеспечивают пять видов налогов: 1) на добавленную стоимость; 2) добычу полезных ископаемых; 3) доходы организаций; 4) доходы физических лиц; 5) акцизы.

Налог на добавленную стоимость (НДС) взимается  с разницы между ценой товара, услуги и издержками производства. НДС в наибольшей мере отвечает условиям рыночной экономики, в России он начал  применяться с начала 1992 г. В целом  более 40 стран, в том числе, 17 европейских, используют такой налог свыше 40 лет. В России первоначально была утверждена основная ставка 28 % на все товары, работы, услуги, но с 1 июля 1992 г. по некоторым  продовольственным товарам она  была снижена до 15 %.

В декабре 1992 г. были установлены иные ставки НДС: 10% - по продовольственным товарам  и товарам детского ассортимента, по остальным товарам - 20 % (с 2004 г. ставка была снижена до 18 %, среднеевропейский  уровень - 15 %). При реализации услуг  по тарифам и ценам, включающим НДС, применяются так называемые расчетные  ставки, выраженные в процентах. При  расчете налога на добавленную стоимость  его ставки определяются в зависимости  от налоговой базы.

С 2001 г. сборы от этого налога полностью  перечисляются в федеральный  бюджет, составляя в настоящее  время около половины всех его  поступлений. Претерпели изменения  и льготы по данному виду налога: часть их была ликвидирована, часть - конкретизирована. НДС имеет очень  устойчивую базу обложения, которая  к тому же мало зависит от текущих  материальных затрат. Средства в бюджет начинают поступать раньше окончательной  реализации готовой продукции (работ, услуг).

Они продолжают поступать и при любой перепродаже  готового изделия. Плательщик налога не несет налогового бремени, связанного с взиманием НДС при покупке  сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих  изделий, поскольку компенсирует свои затраты, перекладывая их на покупателя. Лишь на конечном потребителе продукции  процесс переложения налога завершается. Налог на добычу полезных ископаемых (НДПИ) был установлен в нашей  стране с 1 января 2002 г. С его введением  были отменены отчисления на воспроизводство  минерально-сырьевой базы и акциз  на нефть.

НДПИ - специальный прогрессивный налог, направленный на изъятие части ренты, образующейся при разработке месторождений  полезных ископаемых, в обратной зависимости  от их рентабельности, т. е. чем выше рентабельность разработки месторождения, тем ниже нагрузка по налогу. НДПИ возрастает с ростом мировых цен, в частности  на нефть. Изъятия, связанные с добычей  полезных ископаемых, в консолидированном  бюджете РФ в 2002 г. составили около 17%, в том числе почти 4/5 пришлось на налоги на добычу углеводородного сырья, остальное - акциз на природный газ и др. Налог на доходы организаций обязано уплатить каждое юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность. Обложению налогом подлежит чистая прибыль (валовая выручка за вычетом всех расходов и убытков) и все другие доходы. Его ставка и налогооблагаемая база определяют, в какой мере данный налог сочетает в себе стимулирующую и фискальную функции. В промышленно развитых странах ставка такого налога сориентирована прежде всего на развитие производства.

В Российской Федерации объектом обложения являются личные доходы граждан, получаемые ими  от работы по найму, от ценных бумаг, от индивидуальной трудовой и предпринимательской  деятельности и другие доходы. Не облагаются налогом минимальный размер оплаты труда, который в России в настоящее  время почти в 3 раза ниже минимального прожиточного уровня. Не включаются в  облагаемую сумму: пенсии, стипендии, алименты для лиц, их получающих, и некоторые  другие доходы. Кроме того, граждане имеют право на вычеты из налогооблагаемого  дохода, фактически произведенные через  бухгалтерию расходы на благотворительные  цели, на приобретение или строительство  жилья и др. С 1 января 2001 г.

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации