Налоговая система Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:05, реферат

Описание работы

Экономику любого государства на различных стадиях развития, будь то Римская империя, Россия в XIX веке или Испания в эпоху Великих географических открытий, сложно представить без такой важной составляющей, как налоги. Налоги в экономике отражают состояние всех социально экономических сфер жизни общества и конкретные историко-экономические условия жизни граждан и государства в целом. Взимая законно установленные налоги с организаций и физических лиц, государство мобилизует денежные средства в казну, а затем распределяет их в соответствии с направлениями внешней и внутренней политики. Налоги, пожалуй, единственный наиболее безболезненный инструмент пополнения бюджета, в отличие от внешних и внутренних займов, по которым необходимо выплачивать проценты.

Содержание

СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...2
1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА………..............3
1.1. Сущность налогов и основные элементы налогообложения……………3-6
1.2.Роль налогов в формировании финансов государства…………………...6-8
2.ФУНКЦИИ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………8
2.1.Функции налогов……………………………………………………………8-9
2.2. Принципы современного налогообложения…………………………….9-11
3.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………...11
3.1. Разновидности налогов………………………………………………….11-14
3.2.Совершенствование российской налоговой системы………………14-16 Заключение…………………………………………………………………...17-18 Список использованных источников…………………………………………..19

Работа содержит 1 файл

налогообложение.docx

— 41.44 Кб (Скачать)

СОДЕРЖАНИЕ   Введение…………………………………………………………………………...2

1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА………..............3

1.1. Сущность  налогов и основные элементы налогообложения……………3-6

1.2.Роль налогов в формировании финансов государства…………………...6-8

2.ФУНКЦИИ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………8

2.1.Функции  налогов……………………………………………………………8-9

2.2. Принципы  современного налогообложения…………………………….9-11

3.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………...11

3.1. Разновидности налогов………………………………………………….11-14

3.2.Совершенствование российской налоговой системы………………14-16 Заключение…………………………………………………………………...17-18 Список использованных источников…………………………………………..19             
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

      Экономику любого государства на различных стадиях развития, будь то Римская империя, Россия в XIX веке или Испания в эпоху Великих географических открытий, сложно представить без такой важной составляющей, как налоги. Налоги в экономике отражают состояние всех социально экономических сфер жизни общества и конкретные историко-экономические условия жизни граждан и государства в целом. Взимая законно установленные налоги с организаций и физических лиц, государство мобилизует денежные средства в казну, а затем распределяет их в соответствии с направлениями внешней и внутренней политики. Налоги, пожалуй, единственный наиболее безболезненный инструмент пополнения бюджета, в отличие от внешних и внутренних займов, по которым необходимо выплачивать проценты.

     В представленной работе рассматриваются вопросы теории и практики налогообложения. В частности: определяются место налогов в экономической системе общества, их сущность и основные элементы; выявляются основные функции и принципы современного налогообложения в РФ; анализируется состояние налоговой системы РФ на данном этапе: разновидности налогов, их исчисление. Также необходимость модернизации отечественной налоговой системы. В изучении темы использовались различные источники – Налоговый кодекс РФ; учебная литература по экономической теории, налогообложению. 

  
 
 
 
 
 
 
 
 

I. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА.

1.1. Сущность налогов  и основные элементы  налогообложения.

Налоги - объективно принудительное изъятие  части доходов, так как органы власти вынуждены ограничивать возможные  величины доходов большинства граждан, перераспределяя их часть между  членами общества, его группами, а также отчасти присваивая их. Это основные средства, поступающие  в государственную казну. Начальной  формой налогообложения в древности  выступали жертвоприношения. Они  были частью неписанных законов и  постепенно становились принудительными.

Проблемы  теории и практики налогообложения  явились предметом исследования многих экономистов, философов, государственных  деятелей различных эпох и стран. В 1625 г. была опубликована работа «Опыты или наставления нравственные и политические» английского философа Френсиса Бэкона (1581-1626). Свой вклад в развитие системы налогообложения внес Адам Смит (1723-1790). Серьезные исследования имелись и в России: «Опыт теории налогов» (1818) основоположника российской финансовой науки Н.И.Тургенева (1789-1871), «Теория финансов» (1845) И.Горелова и др.  В наступившем XXI в., как и сотни лет назад, хозяйствующие субъекты всех стран платят налоги для финансирования расходов на обороноспособность государства, содержание властных органов, обеспечение правопорядка, на здравоохранение, образование и другие публичные блага.

В соответствии с действующим Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 8) под налогом  понимается «обязательный безвозмездный  платеж, взимаемый с организаций  и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях  финансового обеспечения деятельности государства, региональных и местных органов управления». Тем не менее в современной литературе о налогах приводится большое количество различного рода определений налогов. При этом во всех определениях неизменно подчеркивается, что налог – платеж обязательный. Другими словами, платежи, которые не являются для плательщиков обязательными, не относятся к налоговым.

К налогам  не относятся любые добровольные выплаты, взносы, отчисления. Налоги являются теми платежами, которые осуществляются безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает  каких-либо конкретных обязанностей государства  по отношению к лицу, вносящему  эти платежи. Таким образом, к  налогам не следует относить платежи, обязанность по уплате которых возникает  в связи с заключением плательщиками  с государством, государственными органами либо иными представителями государства  каких-либо договоров. К налогам также не относятся платежи обязательного характера, взимаемые в качестве каких-либо санкций, например штрафы, а также различного рода компенсационные выплаты (например, выплаты по возмещению нанесенного ущерба).

До XX в. налоги часто взимались не только с отдельных лиц, но и с таких  объединений физических лиц, как  общины и гильдии. Кроме того, существовали налоги, плательщиками которых выступали  отдельные административно-территориальные  единицы. Часто отмечается, что налоги - денежные платежи (взимаются в денежной форме). Разумеется, в современных  условиях большинство налоговых  выплат осуществляется в денежной форме.

Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления  налоговых выплат в натуральной  форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы  в определенных случаях допускают  уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов  наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х гг. стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов  и сборов заменяется разделом произведенной  продукции между государством и  инвестором. Необходимость уплаты законно  установленных налогов является конституционной нормой России (ст. 57 Конституции Российской Федерации). Процедурные вопросы прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации - систематизированном своде законодательных актов о налогообложении. От налога следует отличать сбор - обязательный взнос, уплата которого является условием свершения (в интересах плательщиков) значимых для них действий органами власти, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий. Основными видами сборов являются: административный - за действия администрации в интересах плательщиков; бандерольный - за операции с бандеролями, включая акцизный сбор; гербовый - за регистрацию документов (государственная пошлина); грузовой - за услуги по обслуживанию грузов; клиринговый (система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств) - за регистрацию фьючерсного контракта (сделка с отсрочкой поставки товара и окончательного платежа); комиссионный - за посреднические услуги; консульский - за услуги консульств; лицензионный - за получение лицензий на экспорт и импорт; патентный - с доходов от промыслов и т.д.

Налоги  и сборы исчисляются, исходя из налоговой  базы, ставки и налоговых льгот. Налоговая  база - фиксированная величина, подлежащая налогообложению. Ею являются вещественные, ресурсные факторы (земля, имущество, капитал и др.), доходные статьи (фонд оплаты труда), стоимость некоторых  потребляемых товаров и услуг  и др. Источниками налогов и  сборов являются доходы - заработная плата, прибыль, выручка и др. Каждый налог  имеет самостоятельный объект налогообложения, выраженный в натуральной или  стоимостной форме. Например, для  транспортного налога - это транспортные средства; по налогу на доходы - это  прибыль, доходы, полученные в отчетном периоде, и т.п.

Законодательно  установленными объектами налогообложения  являются: - доходы организаций и  физических лиц; - добавленная стоимость; - ресурсы, имущество юридических  и физических лиц и операции с  ними - продажа, дарение, наследование и др.; - стоимость определенных товаров  и услуг; - операции с ценными бумагами; - отдельные виды деятельности; - другие объекты, установленные законом. Налоговая  ставка - величина налога в расчете  на единицу налогообложения, т.е. стоимостная  доля налоговой базы, которую надлежит уплатить в виде налога.

Среди субъектов налоговых отношений выделяются: налогоплательщики - организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения и др. Для упорядочения работы с налогоплательщиками, учета и контроля за уплатой налогов ведется единый государственный реестр налогоплательщиков, в котором все население и организации имеют идентификационный налоговый номер (ИНН) - это номер дела каждого налогоплательщика в налоговой службе; налоговые агенты - лица, на которых Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщиков и перечислению в бюджеты налогов; сборщиками налогов выступают: государственные органы; органы местного самоуправления; уполномоченные должностные лица. Сборщики налогов осуществляют прием налогов и перечисление их в бюджеты. В отличие от налоговых агентов, сборщики не начисляют налоги, в их обязанности входит контроль по их уплате. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, платежей, сопровождающие их законодательные регламенты, а также работники, технологии, средства, каналы информации и другое образуют налоговую систему.

Ныне  действующая в России налоговая  система начала складываться с 1992 г. и основывается на более чем 20 законах, которые охватывают, по сути, все  сферы жизни государства. Структура  и принципы построения российской налоговой  системы в основном отражают национальные традиции и распространенные в мировой  практике положения. Принятие Налогового кодекса Российской Федерации позволило  систематизировать действующие  нормы и положения, регулирующие налогообложение, устранив отсутствие его единой законодательной и  нормативной основы, многочисленность и противоречивость нормативных  документов и недостаток правовых гарантий для участников налоговых отношений. Налоговый кодекс регулирует: - порядок  установления и ввода в действие налогов; - совокупность налогов; - права  и обязанности налогоплательщиков; - ответственность участников налоговых  отношений; - порядок распределения  налогов между бюджетами различных  уровней; - формы и методы налогового контроля.

В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации, установлены три  группы налогов и сборов: 1) федеральные  налоги и сборы являются обязательными  для всей территории Российской Федерации  и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части  федерального бюджета; 2)  региональные налоги и сборы, обязательные на территории соответствующих субъектов РФ, устанавливаются  представительными органами субъектов  федерации и общероссийским законодательством; 3) местные налоги и сборы, которые  вводятся нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Трехуровневая  система налогообложения дает возможность  соответствующим органам управления обособленно формировать доходные части бюджетов, исходя из собственных  налогов, их частей, неналоговых поступлений  от различных видов деятельности (аренды, продажи, недвижимости, внешнеэкономической  деятельности, займов и др.).    

1.2. Роль налогов в  формировании финансов  государства.

   Отмечая значимую роль в формировании  государственных финансов, следует  отметить, что «для каждой общественно-экономической  формации характерна присущая  ей система государственных доходов,  обусловленная уровнем развития  товарно-денежных отношений, способом  производства, природой и функциями государства». С момента своего возникновения государственные доходы претерпели значительную эволюцию.

Различного  рода натуральные повинности и сборы  существовали с древнейших времен, а с развитием товарно-денежных отношений постепенно уступали место  денежным налогам и сборам. Наряду с налоговыми доходами к государственным  доходам относятся государственный  кредит (государственные займы), доходы различного рода государственных фискальных монополий, а также доходы от использования  государственного имущества и от его продажи.

По мере развития промышленности и торговли происходит расширение сферы косвенного налогообложения товаров местного производства. Важную роль играют таможенные пошлины. Наиболее значительна доля поступлений по таможенным пошлинам в бюджетах наименее развитых и небольших  странах, а также в странах - экспортерах  сырья. «В промышленно развитых странах  доля поступлений от таможенных пошлин составляет в среднем около 5% бюджетных  поступлений. У нефтедобывающих  стран вывозные таможенные пошлины  являются одним из основных источников государственных доходов».

Информация о работе Налоговая система Российской Федерации