Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2011 в 19:05, реферат
Экономику любого государства на различных стадиях развития, будь то Римская империя, Россия в XIX веке или Испания в эпоху Великих географических открытий, сложно представить без такой важной составляющей, как налоги. Налоги в экономике отражают состояние всех социально экономических сфер жизни общества и конкретные историко-экономические условия жизни граждан и государства в целом. Взимая законно установленные налоги с организаций и физических лиц, государство мобилизует денежные средства в казну, а затем распределяет их в соответствии с направлениями внешней и внутренней политики. Налоги, пожалуй, единственный наиболее безболезненный инструмент пополнения бюджета, в отличие от внешних и внутренних займов, по которым необходимо выплачивать проценты.
СОДЕРЖАНИЕ Введение…………………………………………………………………………...2
1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА………..............3
1.1. Сущность налогов и основные элементы налогообложения……………3-6
1.2.Роль налогов в формировании финансов государства…………………...6-8
2.ФУНКЦИИ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………8
2.1.Функции налогов……………………………………………………………8-9
2.2. Принципы современного налогообложения…………………………….9-11
3.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………...11
3.1. Разновидности налогов………………………………………………….11-14
3.2.Совершенствование российской налоговой системы………………14-16 Заключение…………………………………………………………………...17-18 Список использованных источников…………………………………………..19
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………
1. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА………..............3
1.1. Сущность налогов и основные элементы налогообложения……………3-6
1.2.Роль налогов в формировании финансов государства…………………...6-8
2.ФУНКЦИИ НАЛОГОВ И ПРИНЦИПЫ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ…………8
2.1.Функции
налогов……………………………………………………………
2.2. Принципы
современного налогообложения……
3.НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ………………...11
3.1. Разновидности
налогов………………………………………………….11-
3.2.Совершенствование
российской налоговой системы………………14-16
Заключение……………………………………………………
Введение
Экономику любого государства на различных стадиях развития, будь то Римская империя, Россия в XIX веке или Испания в эпоху Великих географических открытий, сложно представить без такой важной составляющей, как налоги. Налоги в экономике отражают состояние всех социально экономических сфер жизни общества и конкретные историко-экономические условия жизни граждан и государства в целом. Взимая законно установленные налоги с организаций и физических лиц, государство мобилизует денежные средства в казну, а затем распределяет их в соответствии с направлениями внешней и внутренней политики. Налоги, пожалуй, единственный наиболее безболезненный инструмент пополнения бюджета, в отличие от внешних и внутренних займов, по которым необходимо выплачивать проценты.
В представленной работе рассматриваются вопросы теории и практики налогообложения. В частности: определяются место налогов в экономической системе общества, их сущность и основные элементы; выявляются основные функции и принципы современного налогообложения в РФ; анализируется состояние налоговой системы РФ на данном этапе: разновидности налогов, их исчисление. Также необходимость модернизации отечественной налоговой системы. В изучении темы использовались различные источники – Налоговый кодекс РФ; учебная литература по экономической теории, налогообложению.
I. НАЛОГИ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ ОБЩЕСТВА.
1.1. Сущность налогов и основные элементы налогообложения.
Налоги - объективно принудительное изъятие части доходов, так как органы власти вынуждены ограничивать возможные величины доходов большинства граждан, перераспределяя их часть между членами общества, его группами, а также отчасти присваивая их. Это основные средства, поступающие в государственную казну. Начальной формой налогообложения в древности выступали жертвоприношения. Они были частью неписанных законов и постепенно становились принудительными.
Проблемы теории и практики налогообложения явились предметом исследования многих экономистов, философов, государственных деятелей различных эпох и стран. В 1625 г. была опубликована работа «Опыты или наставления нравственные и политические» английского философа Френсиса Бэкона (1581-1626). Свой вклад в развитие системы налогообложения внес Адам Смит (1723-1790). Серьезные исследования имелись и в России: «Опыт теории налогов» (1818) основоположника российской финансовой науки Н.И.Тургенева (1789-1871), «Теория финансов» (1845) И.Горелова и др. В наступившем XXI в., как и сотни лет назад, хозяйствующие субъекты всех стран платят налоги для финансирования расходов на обороноспособность государства, содержание властных органов, обеспечение правопорядка, на здравоохранение, образование и другие публичные блага.
В соответствии
с действующим Налоговым
К налогам
не относятся любые добровольные
выплаты, взносы, отчисления. Налоги являются
теми платежами, которые осуществляются
безвозмездно, т.е. их уплата не устанавливает
каких-либо конкретных обязанностей государства
по отношению к лицу, вносящему
эти платежи. Таким образом, к
налогам не следует относить платежи,
обязанность по уплате которых возникает
в связи с заключением
До XX в.
налоги часто взимались не только
с отдельных лиц, но и с таких
объединений физических лиц, как
общины и гильдии. Кроме того, существовали
налоги, плательщиками которых
Однако, с одной стороны, история содержит многочисленные примеры осуществления налоговых выплат в натуральной форме, а с другой стороны, многие современные налоговые системы в определенных случаях допускают уплату налогов путем предоставления государству товаров или услуг. Натуральная форма уплаты налогов наиболее характерна для отраслей добывающей промышленности. В России в конце 1990-х гг. стали использоваться соглашения о разделе продукции, в соответствии с которыми взимание ряда федеральных, региональных и местных налогов и сборов заменяется разделом произведенной продукции между государством и инвестором. Необходимость уплаты законно установленных налогов является конституционной нормой России (ст. 57 Конституции Российской Федерации). Процедурные вопросы прописаны в Налоговом кодексе Российской Федерации - систематизированном своде законодательных актов о налогообложении. От налога следует отличать сбор - обязательный взнос, уплата которого является условием свершения (в интересах плательщиков) значимых для них действий органами власти, включая предоставление определенных прав или выдачу лицензий. Основными видами сборов являются: административный - за действия администрации в интересах плательщиков; бандерольный - за операции с бандеролями, включая акцизный сбор; гербовый - за регистрацию документов (государственная пошлина); грузовой - за услуги по обслуживанию грузов; клиринговый (система безналичных расчетов, основанная на зачете взаимных требований и обязательств) - за регистрацию фьючерсного контракта (сделка с отсрочкой поставки товара и окончательного платежа); комиссионный - за посреднические услуги; консульский - за услуги консульств; лицензионный - за получение лицензий на экспорт и импорт; патентный - с доходов от промыслов и т.д.
Налоги и сборы исчисляются, исходя из налоговой базы, ставки и налоговых льгот. Налоговая база - фиксированная величина, подлежащая налогообложению. Ею являются вещественные, ресурсные факторы (земля, имущество, капитал и др.), доходные статьи (фонд оплаты труда), стоимость некоторых потребляемых товаров и услуг и др. Источниками налогов и сборов являются доходы - заработная плата, прибыль, выручка и др. Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, выраженный в натуральной или стоимостной форме. Например, для транспортного налога - это транспортные средства; по налогу на доходы - это прибыль, доходы, полученные в отчетном периоде, и т.п.
Законодательно установленными объектами налогообложения являются: - доходы организаций и физических лиц; - добавленная стоимость; - ресурсы, имущество юридических и физических лиц и операции с ними - продажа, дарение, наследование и др.; - стоимость определенных товаров и услуг; - операции с ценными бумагами; - отдельные виды деятельности; - другие объекты, установленные законом. Налоговая ставка - величина налога в расчете на единицу налогообложения, т.е. стоимостная доля налоговой базы, которую надлежит уплатить в виде налога.
Среди субъектов налоговых отношений выделяются: налогоплательщики - организации и физические лица, на которых Налоговым кодексом Российской Федерации возложена обязанность уплачивать налоги, вести бухгалтерский учет, представлять налоговым органам необходимые для исчисления и уплаты налогов документы и сведения и др. Для упорядочения работы с налогоплательщиками, учета и контроля за уплатой налогов ведется единый государственный реестр налогоплательщиков, в котором все население и организации имеют идентификационный налоговый номер (ИНН) - это номер дела каждого налогоплательщика в налоговой службе; налоговые агенты - лица, на которых Налоговым кодексом Российской Федерации возложены обязанности по исчислению, удержанию с налогоплательщиков и перечислению в бюджеты налогов; сборщиками налогов выступают: государственные органы; органы местного самоуправления; уполномоченные должностные лица. Сборщики налогов осуществляют прием налогов и перечисление их в бюджеты. В отличие от налоговых агентов, сборщики не начисляют налоги, в их обязанности входит контроль по их уплате. Совокупность взимаемых в государстве налогов, сборов, пошлин, платежей, сопровождающие их законодательные регламенты, а также работники, технологии, средства, каналы информации и другое образуют налоговую систему.
Ныне
действующая в России налоговая
система начала складываться с 1992 г.
и основывается на более чем 20 законах,
которые охватывают, по сути, все
сферы жизни государства. Структура
и принципы построения российской налоговой
системы в основном отражают национальные
традиции и распространенные в мировой
практике положения. Принятие Налогового
кодекса Российской Федерации позволило
систематизировать действующие
нормы и положения, регулирующие
налогообложение, устранив отсутствие
его единой законодательной и
нормативной основы, многочисленность
и противоречивость нормативных
документов и недостаток правовых гарантий
для участников налоговых отношений.
Налоговый кодекс регулирует: - порядок
установления и ввода в действие
налогов; - совокупность налогов; - права
и обязанности
В соответствии
с Налоговым кодексом Российской
Федерации, установлены три группы
налогов и сборов: 1) федеральные
налоги и сборы являются обязательными
для всей территории Российской Федерации
и регулируются общероссийским законодательством,
формируют основу доходной части
федерального бюджета; 2) региональные
налоги и сборы, обязательные на территории
соответствующих субъектов РФ, устанавливаются
представительными органами субъектов
федерации и общероссийским законодательством;
3) местные налоги и сборы, которые
вводятся нормативными правовыми актами
органов местного самоуправления. Трехуровневая
система налогообложения дает возможность
соответствующим органам
1.2. Роль налогов в формировании финансов государства.
Отмечая значимую роль в
Различного
рода натуральные повинности и сборы
существовали с древнейших времен,
а с развитием товарно-денежных
отношений постепенно уступали место
денежным налогам и сборам. Наряду
с налоговыми доходами к государственным
доходам относятся
По мере
развития промышленности и торговли
происходит расширение сферы косвенного
налогообложения товаров