Налоговая система России и основные направления ее совершенствования

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Для данной курсовой работы выбрана тема «Налоговая система России и основные направления ее совершенствования». Данная тема в настоящий момент весьма актуальна в виду того, что налоговая система требует постоянных доработок. На каждом этапе развития общества понятие «налог» все более уточняется, дополняется новыми характеристиками. Данный процесс осуществляется одновременно с развитием теоретических воззрений на государство, на основные цели его функционирования, формы существования и методы управления обществом.
Цель моей работы заключается в формировании четкого представления о нынешней системе налогообложения РФ и выявлении путей ее совершенствования.

Содержание

Введение
Глава I. Возникновение и эволюция налогообложения
1.1 Сущность и принципы налогообложения
1.2 Функции налогов
Глава II. Налоговая система России.
2.1 Законодательная база налогообложения
2.2 Федеральные налоги
2.3 Республиканские налоги
2.4 Местные налоги и сборы
Глава III. Проблемы налоговой системы РФ и пути ее совершенствования
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Новая курсовая.docx

— 59.84 Кб (Скачать)

Перечень  республиканских налогов:

     К региональным налогам относятся:

     1) налог на имущество организаций;

     2) налог на игорный бизнес;

     3) транспортный налог. 

2.4Местные  налоги и сборы

Местные налоги и сборы взимаются по решению  органов власти различных уровней, они сами определяют введение налогов  на своей территории. Для части  налогов определены предельные ставки.

Согласно  ст.14 НК РФ к местным налогами сборам относятся:

  1. Земельный налог:
  2. Налог на имущество физических лиц.
 

    Глава III

    Проблемы  налоговой системы  РФ и пути ее совершенствования. 

Для современной  России важное значение имеет разработка принципов построения налоговой системы применительно к особенностям развития государства федеративного типа. Основные недостатки структуры налогообложения в стране  обусловлены ее неприспособленностью к современным условиям. Специфика перехода экономики к рынку и решение проблем взаимоотношений федерального центра и регионов определяют и особенности состава и структуры налогообложения. Известный специалист А.И. Землин подразделяет основные принципы построения налоговой системы, условно подразделяя их по первоочередной направленности на 3 группы. Первую группу составляют экономические принципы: 

  • принцип справедливости. Согласно этому принципу, каждый должен принимать участие в финансировании расходов государства  соразмерно своим  доходам и возможностям. Две центральные  идеи этого принципа таковы: 1) сумма  взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов  налогоплательщика; 2) тот, кто получает больше благ от государства, должен платить большую сумму налогов
  • принцип размерности
  • принцип недопустимости произвольных налогов и сборов
  • принцип учета интересов налогоплательщика. Сумма, способ и время платежа должны быть точно известны налогоплательщику.
  • принцип экономичности. Сумма сборов по отдельному налогу должна существенно превышать расходы на его обслуживание.

Вторую группу образуют юридические принципы:

  • принцип равного налогового бремени, предусматривающий общеобязательность уплаты налогов и равенство налогоплательщиков перед налоговым законом.
  • Принцип установления налогов законами означает, что устанавливать налоги должны представительные органы, принимая в обязательном порядке соответствующие федеральные законы.
  • принцип отрицания обратной силы налоговых законов – общеотраслевой принцип, согласно которому принятый закон, ухудшающий положение налогоплательщика, не распространяется на отношения, возникшие до его принятия.
  • принцип наличия всех элементов налога в налоговом законе предполагает, что отсутствие хотя бы одного элемента позволяет налогоплательщику не уплачивать налог или уплачивать его удобным для себя образом.
  • Принцип презумпции невиновности налогоплательщика.

Третью группу составляют организационные принципы, в число которых входят:

  • Принцип единства налоговой системы. Этот принцип имеет особое значение для российской налоговой системы, функционирующей в условиях федеративного типа государственного устройства. В соответствии с этим принципом налоговая система должна быть единой на территории всего государства.
  • Принцип подвижности (эластичности). Суть данного принципа в том, что налоговое бремя и налоговые отношения могут быть оперативно изменены с объективными нуждами государства.
  • Принцип стабильности. Налоговая система должна функционировать в течение многих лет, вплоть до налоговой реформы.
  • Принцип множественности налогов. Любая налоговая система эффективна только в том случае, если она предусматривает множественность налогов.
  • Принцип исчерпывающего перечня региональных и местных налогов. Данный принцип означает ограничение введения дополнительных налогов субъектами  РФ и органами местного самоуправления.

Несмотря  на постоянные изменения, налоговое  законодательство не отвечает предъявленным  требованиям. На состояние качества правового регулирования налоговых  отношений оказывает влияние  и тот факт, что в нашей стране долгие годы отсутствовала развитая система налогового законодательства. Налоговый кодекс РФ заложил правовую основу по упорядочению взаимоотношений между налогоплательщиком и налоговыми органами, хотя они и носят односторонний характер, что сказывается в наличии многочисленных случаях ухода от налогов.

В России проблема налогов является одной из наиболее сложных и противоречивых проблем  экономической и социальной жизни  страны. Пожалуй, в стране нет сегодня  другого аспекта экономики, который  подвергался бы столь серьезной  критике и был бы предметом  таких жарких дискуссий. К сожалению, сегодня налицо явное неравномерное  распределение налогов между отдельными группами налогоплательщиков. В принципе налоговая система построена так, что перед нею все равны. Но есть налоги, которые не соответствуют принципу прогрессивности налогообложения, а являются регрессивными, как, например, социальный налог. Очень часто весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, тогда как отдельные их группы уходят от уплаты налогов, как на законном, так и на незаконном основании. Поэтому одни налогоплательщики несут непомерную налоговую нагрузку, а другие – или минимальную, или вообще не платят налогов. Налоговая система России, скопированная, в основном, с западных моделей, несмотря на попытки привязать ее к реалиям экономической жизни, получилась довольно громоздкой и сложной. Между тем общеизвестно, что важнейшие принципы построения налоговой системы – простота и доходчивость, не допускающая произвольных толкований; приемлемость для большинства членов общества. Одна из основных бед налоговой системы заключается в том, что налоговый кодекс РФ еще не стал единственным сводом налоговых законов. Наряду с ним существуют инструкции, дополнения, изменения, разъяснения и т. д. Это затрудняет работу самих налоговых служб. Но без этих поправок вряд ли можно обойтись. Узким местом существующих налоговых отношений является недостаточная четкость и ясность положения нормативных документов.

Уплата налогов  является конституционной обязанностью гражданина перед государством. И тем не менее именно оно, как это ни странно, зачастую мешает налогоплательщику исполнить свой долг. Случаи, когда налоговый орган не присылает уведомление или присылает некорректное, по которому получивший его не обязан платить или уже заплатил, случаются сплошь и рядом. При этом ФНС предлагает налогоплательщикам не только платить по счетам, но и следить за тем, приходят ли на их адрес уведомления и, если нет, самим просить налоговиков прислать документ.16

Говоря о  налоговом бремени в России, зачастую сравнивают величину ставок основных видов налогов с установленными ставками аналогичных налогов в западных странах. Действительно, ставки НДС, налога на прибыль, налога на доходы физических лиц в России находятся на уровне ставок, действующих во многих странах с развитой рыночной экономикой, а иногда и ниже уровня отдельных стран. Но, к сожалению, такое сопоставление не может дать ясной картины истинного положения дел, поскольку указанные ставки налогов применяются к разной налогооблагаемой базе, которая в России более широкая и вследствие этого существенно большая и величина уплачиваемых налогов. Выдвигаемые предложения и мысли в области налогов касаются, как правило, отдельных элементов налоговой системы. Предложений же с позиций изменения методологии и философии налогов и налогообложения и о создании принципиально иной налоговой системы пока нет.

Пути  совершенствования  налоговой системы

Одной из главных  задач современной налоговой системы является обеспечение достаточного объема доходов бюджета для финансирования социальных программ системы образования, науки и культуры, содержания и развития инфраструктуры, необходимой для экономического развития, как частного так и общественного сектора экономики. При этом обеспечение наполняемости бюджета должно достигаться такими средствами, которые не наносят вреда ни экономике, ни обществу. Частота вносимых изменений в законодательство на позволяет ни налогоплательщикам, ни самим налоговым органам, приспособиться к новым условиям и выработать четкую стратегию. Успех всей экономической реформы зависит в первую очередь от быстрейшей финансовой стабилизации, привлечения вкладов населения в процессы инвестирования, от проводимых административной, муниципальной реформ, требующих обеспечения властных полномочий финансовыми ресурсами. При анализе воздействия налогов на предпринимательскую деятельность в нашей стране необходимо учитывать особенности российской налоговой системы, обязывающие сопоставлять не уровень среднего налогового бремени, а распределение налогов между категориями плательщиков, а также специфику формирования налогооблагаемой базы.

Требование  стабильности подразумевает , что в налоговой системе должно быть определено и закреплено определенное количество и структура налогов на определенное время, что исключит внесение поправок, изменений и дополнений или новых налогов на определенный в законе период времени. Налоговое законодательство должно предусматривать минимально возможное количество платежей ( налогов, сборов, пошлин). Требование означает, что количество платежей должно быть сведено до минимума и предусматривать снижение налогового бремени или предусматривать замены всех видов налогов единым налогом на доход, что будет означать упрощение системы налогообложения, сделает систему понятной, доступной, простой, прозрачной, контролируемой и эффективной по собираемости налогов и простой по организационной структуре. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

В работе были рассмотрены  следующие моменты: Возникновение и эволюция налогообложения

Сущность и принципы налогообложения

Функции налогов

Налоговая система России.

Законодательная база налогообложения

Федеральные налоги

Республиканские налоги

 Местные  налоги и сборы

Было сформировано четкое представление о нынешней системе налогообложения РФ, и  выявлены основные пути ее совершенствования. В связи с проделанной работой, были сделаны следующие выводы: Совершенствование налогового законодательства является актуальной задачей. Действующая налоговая система в ее основных-экономическом и правовом аспектах подвергается обоснованной критике. Непомерное налоговое бремя для предприятий-основной экономический порок российской системы налогообложения. Её фискально-карательный характер постоянно усиливается за счет расширения налоговой базы и ставок по отдельным налогам, введение новых налогов и сборов, ужесточение финансовых санкций и условий налогообложения. Правовая форма налогообложения также весьма несовершенна. Налоговое законодательство излишне усложнено, страдает неполнотой, противоречивостью, наличием пробелов. Попытки устранить эти недостатки путем многочисленных, наслаивающихся друг на друга изменений и дополнений действующих законодательных актов, а также посредством спорадического и бесконтрольного издания различного рода подзаконных актов, включая акты других министерств, приводят лишь к еще большему запутыванию, усложнению и деформации правовой базы налогообложения, создавая почву как для налоговых нарушений со стороны плательщиков, так и для произвола налоговых органов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы 

  1. Иохин В.Я. Экономическая теория :  учебник. / В.Я. Иохин – М.: Экономистъ, 2003. – 861 с.
  2. Толмачев Е.А., Монахов Б.Е. Экономика строительства: учебное пособие./ Толмачев Е.А.-М.:Юриспруденция, 2003. – 224с.
  3. Землин А.И. Налоговое право./Учебное пособие,М., Форум-Инфра-М -2005.- 213 с.
  4. Голубев В.В., Никитин В.М. Финансовые ресурсы: формирование и управление/ учебное пособие/ М. РГОТУПС-2005, 163 с.
  5. Косаренко Н.Н. Налоговое право: учебно-методический комплекс. Москва. НИБ. 2006. – 430 с.
  6. Лукин Е.Е., Сперанский А.А. Оптовая и розничная торговля: бухгалтерский учет и налогообложение/Учебное пособие/ Москва/Юстицинформ/ 2006. – 224 с.
  7. Артемов Н.М., Ашмарина Е.М. Налоговое право(текст): вопросы и ответы/Москва/ Юриспруденция/ 2006. – 160 с.
  8. Абрамова М.А., Александрова Л.С.Финансы и кредит.Вопросы и ответы - Москва: Юриспруденция, 2006.- 184 с.
  9. Горфинкель В.Я., Поляк Г.Б., Швандар В.А. Организация предпринимательской деятельности. Учебное пособие для вузов - Москва: ЮНИТИ -  ДАНА, 2004.- 525 с.
  10. Хохлов О.: накладные доходы // Деньги. – 2008. - №18 – 122 с.

Информация о работе Налоговая система России и основные направления ее совершенствования