Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы, а также анализ особенностей и проблем современной налоговой системы в России, выявление основных ее недостатков и оценка пре8дложений по ее оптимизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить сущность налога и налоговой системы;
2) Рассмотреть существующие виды налогов;
3) Изучить особенности налоговой системы Российской Федерации;
4) Выявить проблемы налоговой системы России и предложить пути их решения.

Работа содержит 1 файл

налоговая система РФ.docx

— 67.84 Кб (Скачать)

     В случае, если ставки налогов не установлены  законами субъектов Российской Федерации, они устанавливаются исходя из минимальных  значений установленных Налоговым  Кодексом.

     С 1 июля 2009 г. в России прекратили действовать  игорные заведения (за исключением  букмекерских контор и тотализаторов), не имеющие разрешения на организацию  и проведение азартных игр в игорной  зоне.

     - транспортный налог. Ставки транспортного налога устанавливаются на территории Республики Мордовия в зависимости от мощности двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств, в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства. Например,  на автомобили легковые с мощностью двигателя до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно, с года выпуска 
которых прошло до 15 лет включительно ставка составляет 14.4 рубля.

     Местные налоги — это налоги, устанавливаемые Налоговым кодексом Российской Федерации и вводимые в действие нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований[3, с.24]. Местные налоги, согласно ст. 15 Налогового кодекса — это:

     - земельный налог. Налогоплательщиками признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения. Налоговая база в отношении каждого земельного участка определяется как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

     - налог на имущество физических лиц. Объектами налогообложения являются жилой дом, квартира, комната, дача, гараж, любое иное строение, помещение или сооружение, а также доля в праве общей собственности на указанные объекты. Налоговые ставки устанавливаются органами местного самоуправления, но должны быть в диапазоне ставок, указанных в федеральном законодательстве. Ставки зависят от суммарной инвентаризационной стоимости объектов налогообложения. Размер ставки составляет от 0,1 до 2 процентов.

     Закрытый  список региональных и местных налогов  служит гарантией налогоплательщику  от попыток местных органов власти пополнить доходы соответствующих  бюджетов путем введения дополнительных взносов.

     Налоговым кодексом устанавливаются также специальные налоговые режимы, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов. Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов, указанных в статьях 13-15 Налогового кодекса[1, с.10].

     В соответствии со статьей 18 Налогового кодекса к специальным налоговым  режимам относятся:

  • система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог);
  • упрощенная система налогообложения;
  • система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности;
  • система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции.

     Специальные налоговые режимы могут предусматривать  освобождение от уплаты отдельных налогов и сборов федерального, регионального или местного уровня.

     Для того, чтобы налог можно было считать  установленным, должны быть выполнены  следующие основные условия:

  • определен круг налогоплательщиков;
  • обозначены объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, налоговый период, порядок исчисления налога, а также порядок и сроки его уплаты;

     В целях стимулирования отдельных отраслей деятельности или категорий предприятий, выполнения социальных функций государства региональные и местные законодательные акты о налогах и сборах могут предусматривать льготы по отдельным налогам и специальные основания применения их налогоплательщиками.

     В отношении региональных и местных налогов органы власти соответствующего уровня могут варьировать в пределах, заданных Налоговым кодексом, такие элементы налогообложения, как налоговые ставки, порядок и сроки их уплаты.  

     2.3 Недостатки налоговой  системы РФ      

     Существующая  налоговая система страны требует  серьезного реформирования, т.к. не обеспечивает оптимального выполнения своих функций, т.к. с одной стороны должна обеспечивать уровень сбора налогов, достаточный  для покрытия основных расходов бюджетов, а с другой стороны налоговая  система страны должна способствовать нормальному функционированию экономики  государства, экономическому росту  и развитию территорий[14, с.15].       

     В сложившейся налоговой системе  страны с экономической точки  зрения можно выявить определенные недостатки, которые необходимо устранить  или минимизировать:

  1. Налоговой системе России присущ преимущественно фискальный характер, что затрудняет реализацию стимулирующей и регулирующей функций налогообложения. В первую очередь, это определяется высокой завышенной по сравнению с развитыми странами ставки налога на прибыль (35%) и налога на добавленную стоимость (18%), вследствие чего приоритетное направление по налоговым изъятиям в России приходится на обложение хозяйствующих субъектов (т.е. юридических лиц).

     2. Довольно высокий удельный вес  по сравнению с зарубежными  странами имеют косвенные налоги (налоги с оборота, продаж, различные  сборы), а не прямых, причем доля  косвенных налогов постепенно  возрастает.

     3. Недостаточно эффективный контроль  за сбором налогов, что выражается  в сокрытии доходов (т.е. большой  доли теневой экономики), вследствие чего, по различным оценкам, бюджетная система РФ недополучает от 30 до 50% налогов.

     4. Неэффективность существующих льгот.  Сокращение налоговых льгот не  только сделает налоговую систему  более нейтральной по отношению  к отдельным участникам экономической  деятельности, не только поставит  дополнительные барьеры перед  злоупотреблениями и коррупцией, но и расширит налогооблагаемую  базу.

     5. Усложненность налоговой системы  РФ, т.к. на данный момент в  России насчитывается вместе  с местными налогами свыше  100 различных налогов и сборов. Требуется существенное упрощение  налоговой системы страны, при  существенном снижении общего  числа налогов и сборов.

     6. Постоянное изменение налогового  законодательства и ставок налогообложения,  что не способствует долгосрочному  вложения капиталов и росту  экономики.

     7. Несовершенство законодательства, противоречивость и запутанность  нормативной базы и процедур  налогообложения, отсутствие оперативной  связи исполнительной и законодательной  властей.

     8. Отсутствие стимулов для развития  реального сектора экономики.

     Также к числу пороков проводимой сейчас в России налоговой политики относится ярко выраженная регрессивность налогообложения (только низкооплачиваемые наемные работники платят подоходные и страховые взносы во внебюджетные фонды в полном объеме);

     Государство всегда сталкивается с необходимостью решать две взаимоисключающие задачи: с одной стороны, значительно  увеличить поступление налогов  в бюджеты всех уровней; с другой стороны, резко уменьшить бремя  на налогоплательщиков. 
 
 
 

     3. Пути реформирования  налоговой системы  Российской Федерации

     Формирование  рыночных отношений в России привели  к необходимости серьезного реформирования налоговой системы. Налоговая реформа  является одним из важнейших факторов обеспечения экономического роста, развития предпринимательской активности, ликвидации теневой экономики, привлечения  в Россию полномасштабных иностранных  инвестиций.

     Главной целью развития налоговой системы  РФ в долгосрочной перспективе является формирование эффективной налоговой  системы, способствующей конкурентоспособности  РФ, стимулирующей экономический  рост и обеспечивающей необходимый  уровень доходов бюджетной системы[18, с.3].

     Исходя  из этого определяются следующие  задачи, решение которых позволит обеспечить поставленную цель:

     Оптимизация налоговой нагрузки на экономику;

     Обеспечение стабильности, нейтральности и справедливости налоговой системы;

     Обеспечение эффективного налогового администрирования.

     Рассмотрим  эти задачи подробнее во взаимосвязи  с теми мерами и предложениями, которые  Правительство РФ планирует реализовать  в ближайшие годы.

     Для решения этих задач необходимо обеспечить равные условия налогообложения  для предприятий, работающих в одной  сфере, исключив возможности для  необоснованного снижения налоговой  нагрузки путем использования имеющихся  «налоговых лезеек» в законодательстве, прежде всего с использованием трансфертного  ценообразования. При этом необходимо четко разграничить правомерную  практику налоговой оптимизации  от случаев противоправного уклонения  от уплаты налогов.

     В ближайших планах - принятие решения  о снижении ставки НДС[16, с.15-18]. В связи с этим Минфином России с участием Минэкономразвития России рассмотрены различные варианты реализации этой меры с точки зрения ее влияния на состояние федерального бюджета и экономический рост (таблица3.1).

     Таблица 3.1- Анализ вариантов снижения ставки НДС 

Вариант

Положительные последствия

Отрицательные последствия

1. Снижение  и установление единой ставки  налога на уровне 15% с одновременной  отменой льготной ставки для  некоторых товаров и услуг

- Облегчение  порядка администрирования налога

- Дополнительные  доходы организации

- Выравнивание  конкурентных условий для всех  плательщиков

- Потери федерального  бюджета

- Увеличение  цен на товары детского ассортимента, медицинского назначения, лекарственные  средства, печатные издания

2. Снижение  основной ставки НДС до 16% с  сохранением действующей льготной  ставки в отношении некоторых  видов продовольствия, товаров детского  ассортимента, лекарств и печатных  изданий

Дополнительные  доходы организации

Потери федерального бюджета порядка 150 млрд. руб.

3. Снижение  и установление единой ставки  налога на уровне 13% с одновременной  отменой льготной ставки для  некоторых товаров и услуг

- Облегчение  порядка администрирования налога

- Дополнительные  доходы организаций (инвестиции, заработная плата, материальные  запасы, денежные средства)

- Выравнивание  конкурентных условий для всех  плательщиков

Потери федерального бюджета более 350 млрд. руб.

     Окончательное решение о масштабах снижения ставки НДС будет приниматься  с учетом влияния всех последствий, а также на основе нахождения баланса  интересов государства и предпринимательства.

     Остается  актуальной проблема администрирования  НДС, связанная прежде всего с  многочисленными неправомерными случаями возмещения налога с использованием фирм-однодневок. Для решения проблемы предлагалось даже ввести специальные  НДС-счета. Однако, как отмечает заместитель  министра финансов РФ С.Д. Шаталов, минусов  у системы НДС-счетов больше, чем  плюсов, так как в случае ее применения из хозяйственного оборота организаций  необоснованно изымаются денежные средства. Необходимо разрабатывать  новые информационные технологии, которые  бы позволили налоговым органам  своевременно получать информацию о  движении суммы налога по обычным  банковским счетам, анализировать ее и оперативно принимать решение  о проведении проверок.

Информация о работе Налоговая система РФ