Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы, а также анализ особенностей и проблем современной налоговой системы в России, выявление основных ее недостатков и оценка пре8дложений по ее оптимизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить сущность налога и налоговой системы;
2) Рассмотреть существующие виды налогов;
3) Изучить особенности налоговой системы Российской Федерации;
4) Выявить проблемы налоговой системы России и предложить пути их решения.

Работа содержит 1 файл

налоговая система РФ.docx

— 67.84 Кб (Скачать)

     Одной из основных проблем государства  является обеспечение поступления  в бюджеты всех уровней и во внебюджетные фонды налогов, сборов и иных установленных законом  платежей[12, с.154]. Финансовая деятельность государства по получению налогов как одного из суверенных прав государства будет действенной только в том случае, если будет разработан оптимальный механизм налогового администрирования.

     Налоговое администрирование является одним  из основных элементов эффективного функционирования налоговой системы  и экономики государства. Эффективность налоговой системы обусловлена полнотой выявления источников доходов в целях обложения их налогами и минимизацией расходов по их мобилизации и обязанности уплате.

     Налоговое администрирование - относительно новый  термин с точки зрения российской теории налогов и налогообложения. Отсюда его понимание - от самого широкого, как управление налоговой системой и налогообложением в целом, до более  узкого, а именно как деятельность налоговых органов по контролю за правильностью исчисления и уплаты налоговых платежей. В современной экономической литературе также встречается фактическое отождествление понятий «налоговое администрирование» и «управление налоговой системой».

     Целями  налогового администрирования являются[22]:

     - исполнение налогоплательщиком  налоговой обязанности;

     - выполнение налоговой политики, тех задач, которые стоят перед  государством на настоящем этапе;

     - укрепление налоговой дисциплины;

     - упорядочение налоговых отношений.

     Налоговое администрирование основывается на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических и других наук, обогащенных современной отечественной и мировой практикой. Это совокупность методов, приемов и средств информационного обеспечения, посредством которых органы власти и управления (в том числе налоговая администрация всех уровней) придает функционированию налогового механизма заданное законом направление и координирует налоговые действия при существенных изменениях в экономике и политике. Права и обязанности органов системы налогового управления утверждены в законодательном порядке.

     К числу методов налогового администрирования  можно отнести следующие методы регулятивной и юрисдикционной деятельности:

     - нормативно-правовое регулирование;

     - регистрационные действия;

     - учет и контроль;

     - обеспечение исполнения обязанностей  по уплате налогов;

     - применение санкций;

     - разрешение споров.

     Необходимо  выделение проблематики, связанной  с управлением налогообложением, а также формированием методологических и методических основ этого процесса в виде единого целостного процесса. Такой подход диктуется тем, что  в силу разобщенности, разноведомственности органов власти, занимающихся управлением  налоговыми процессами, возникают противоречия в нормативно-правовом обеспечении  процессов налогообложения между  экономическими, социальными и политическими  целями государства и возможностями  финансового обеспечения их достижения. Причины обособления управления налогообложением имеют более объективный  и долговременный характер, чем временная  несогласованность действий структур, образующих систему управления налоговыми процессами.

     Налоговое администрирование — это деятельность уполномоченных органов власти и  управления, направленная на исполнение законодательства по налогам и сборам, обеспечение эффективного функционирования налоговой системы и налогового контроля.

     Проблемы  российской административной системы  заключаются в отсутствии надежных контактов с гражданами и организациями, в недоверии граждан к государственной  службе и институту государства[22]. Поэтому в управлении налоговыми процессами должны участвовать не только специализированные органы. В него должны быть вовлечены все органы законодательной и исполнительной власти: Конституционный суд РФ, научные коллективы отраслевых институтов, вузы, а также общественные организации, например союзы предпринимателей, «Общественная ассоциация защиты прав налогоплательщиков».

     Сложившаяся система налогового администрирования, направленная на учет и жесткий контроль налогоплательщиков, уже не соответствует  современным требованиям. Так, новая  редакция статей Налогового кодекса  Российской Федерации о налоговых  проверках сохраняет возможность  фактически превращать камеральные  проверки в выездные, не устанавливает  четкого механизма взаимодействия налогоплательщика и налогового органа в ходе контрольных мероприятий, допуская возможность злоупотреблений  со стороны налоговиков. Поэтому  главной составляющей налогового администрирования  выступает налоговый контроль. Он должен быть настолько эффективен, чтобы противодействовать незаконному  уклонению от налогообложения.

     Так же налоговое администрирование, прежде всего, должно быть эффективно. Это  значит, что и для государства, и для налогоплательщиков взыскание  и уплата налогов не должны быть затратными (обременительными).

     Для повышения конкурентоспособности  налоговой системы крайне важно, чтобы налоговое администрирование  строилось исключительно на нормах закона. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2 Налоговая система  Российской Федерации

     2.1 Принципы налоговой  системы РФ 

     В теоретическом плане принципам  организации налогов уделяли  значительное внимание зарубежные экономисты Юсти, Вери, Мирабо, А. Смит, А. Вагнер, М. Такер и др. А. Смит сформулировал четыре основополагающих принципа налогообложения: подданные государства должны участвовать в содержании правительства соответственно своему доходу; налог, уплачиваемый субъектом налога, должен быть точно определен; каждый налог должен взиматься в то время и тем способом, когда и как это удобно плательщику; каждый налог должен быть разработан с учетом того, что может заплатить налогоплательщик.

     Основы  ныне действующей налоговой системы Российской Федерации заложены в 1992 г., когда был принят большой пакет законов РФ об отдельных видах налогов[4, с.88].

     Общие принципы построения налоговой системы, налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи определяет Закон РФ «Об основах налоговой системы в Российской Федерации». К понятию «другие платежи» относятся обязательные взносы в государственные внебюджетные фонды, такие, как Пенсионный фонд, Фонд медицинского страхования, Фонд занятости, Фонд социального страхования.

     В настоящее время основные принципы российской налоговой системы, вобравшей в себя мировой опыт, закреплены в Конституции РФ и в ч. I HK РФ[1, с.514].

     Принципы  как исходные, основополагающие положения  любого процесса и системы позволяют  характеризовать налоговую систему с различных сторон, анализировать ее по различным показателям и критериям в интересах оптимизации, эффективности и экономической целесообразности построения новой системы.

     Среди множества принципов, положенных в  основу налогообложения, можно выделить наиболее характерные, существенные, к которым можно отнести следующие:

  1. Принцип законности налогообложения;
  2. Принцип всеобщности и равенства налогообложения;
  3. Принцип справедливости налогообложения;
  4. Принцип публичности налогообложения;
  5. Принцип установления налогов и сборов в должной правовой процедуре;
  6. Принцип экономической обоснованности налогообложения;
  7. Принцип презумпции толкования в пользу налогоплательщика (плательщика сборов) всех неустранимых сомнений, противоречий и неясностей актов законодательства о налогах и сборах;
  8. Принцип определенности налоговой обязанности;
  9. Принцип единства экономического пространства Российской Федерации и единства налоговой политики;
  10. Принцип единства системы налогов и сборов.

     Основные  критерии выявления и включения  принципов налогообложения в  вышеприведенную систему следующие:

  • Во-первых, принципы налоговых правоотношений должны иметь социально-экономическое основание (т.е. быть экономически обоснованными для целей развития налоговой системы страны).
  • Во-вторых, указанный принцип должен реализовываться в процессе функционирования и развития налоговой системы Российской Федерации (т.е. он должен быть закреплен в российском налоговом законодательстве).
  • В-третьих, представляется, что в силу трансграничности налоговой науки дополнительным подтверждением обоснованности включения какого-либо принципа в выше приведенную систему может выступать то, что этот принцип не чужд налоговым правоотношениям в государствах, которые, как и Российская Федерация, стремятся к демократическому политическому режиму и построению правового государства.

     Рассмотрим  выделяемые в настоящее время  принципы налогообложения.

     1. Принцип законности налогообложения. Данный принцип общеправовой и опирается на конституционный запрет ограничения прав и свобод человека и гражданина иначе чем федеральным законом (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Налогообложение — это ограничение права собственности, закрепленного в ст. 35 Конституции РФ, но ограничение законное, т. е. основанное на законе, в широком смысле, направлено на реализацию права (через финансирование государственных нужд по реализации государством и его органами норм права). НК РФ также указывает на то, что каждое лицо должно уплачивать лишь законно установленные налоги и сборы 1 ст. 3 НК РФ)[1, с.7]

     2. Принцип всеобщности и равенства  налогообложения. Принцип всеобщности налогообложения конституционный и закреплен в ст. 57 Конституции Российской Федерации, согласно новелле этой статьи «каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы». Кроме того, ч. 2 ст. 6 Конституции РФ устанавливается, что каждый гражданин несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией РФ. Указанные положения Конституции развиваются в налоговом законодательстве (п. 1 и п. 5 ст. 3 НК РФ).

     В соответствии с этим принципом каждый член общества обязан участвовать в  финансировании публичных затрат государства  и общества наравне с другими. Всеобщность налогообложения состоит  в том, что определенные налоговые  обязанности устанавливаются, по общему правилу, для всего круга лиц, соответствующего конкретным родовым  требованиям (например, земельный налог, по общему правилу, уплачивают все владельцы  земельных участков), при этом налогообложение  строится на единых принципах.

     Равенство налогообложения вытекает из конституционного принципа равенства всех граждан  перед законом (ч. 1 ст. 19 Конституции  Российской Федерации). Конституционные  положения рассматриваемого принципа развиваются в абз. 1 п. 2 ст. 3 НК РФ: налоги или сборы не могут не только устанавливаться, но и фактически взиматься  различно, исходя из социальных (принадлежность или не принадлежность к тому или  иному классу, социальной группе), расовых  или национальных (принадлежность либо не принадлежность к определенной расе, нации, народности, этнической группе), религиозных и иных различий между  налогоплательщиками[1, с.7].

     В развитие этих положений в абз. 2 п. 2 ст. 3 НК запрещено устанавливать  дифференцированные ставки налогов  и сборов, а также налоговые  льготы в зависимости от формы  собственности (государственная —  федеральная и субъектов РФ, муниципальная, частная), гражданства физических лиц (граждане РФ, граждане иностранных  государств, лица без гражданства, лица с двойным гражданством) или места  происхождения капитала.

     3. Принцип справедливости налогообложения. В Российской Федерации до принятия первой части НК РФ данный принцип первоначально был сформулирован в п. 5 постановления Конституционного Суда РФ от 4 апреля 1996 г. № 9-П: «В целях обеспечения регулирования налогообложения в соответствии с Конституцией Российской Федерации принцип равенства требует фактической способности к уплате налога исходя из правовых принципов справедливости и соразмерности. Принцип равенства в социальном государстве в отношении обязанности платить законно установленные налоги и сборы (часть 2 ст. 6 и ст. 57 Конституции Российской Федерации) предполагает, что равенство должно достигаться посредством справедливого перераспределения доходов и дифференциации налогов и сборов».

Информация о работе Налоговая система РФ