Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2011 в 20:09, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы, а также анализ особенностей и проблем современной налоговой системы в России, выявление основных ее недостатков и оценка пре8дложений по ее оптимизации.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1) Выявить сущность налога и налоговой системы;
2) Рассмотреть существующие виды налогов;
3) Изучить особенности налоговой системы Российской Федерации;
4) Выявить проблемы налоговой системы России и предложить пути их решения.

Работа содержит 1 файл

налоговая система РФ.docx

— 67.84 Кб (Скачать)

     Введение 

     Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

     В современном цивилизованном обществе налоги — основная форма доходов  государства.

     В структуре всех доходов бюджета  государства налоги составляют, по разным оценкам, 75-85%. Рассмотрение налогообложения  как средства регулирования предпринимательской  активности требует более тщательного  рассмотрения элементов налоговой  системы для нахождения баланса  интересов государства и предпринимательства.

     Баланс  интересов государства и предпринимательства  актуален сегодня еще и потому, что в настоящее время существует проблема уклонения от налогов, распространение  различных схем ухода от налогов.

     Государство с помощью налогов осуществляет воздействие на экономическую систему  страны, получая соответствующую  сумму налоговых платежей и обеспечивая  те экономические эффекты, которые  обусловлены влиянием налогов: рост объемов производства, увеличение капиталовложений, рост нормы прибыли.

     Актуальность  выбранной темы заключается в том, что в условиях постоянного развития и совершенствования налогового законодательства Российской Федерации особое значение приобретают уяснение основных понятий, составляющих сущность налоговой системы и системы налогов и сборов, а так же их научная систематизация.

     Целью данной работы является изучение налогов и налоговой системы, а также анализ особенностей и проблем современной налоговой системы в России, выявление основных ее недостатков и оценка пре8дложений по ее оптимизации.

     Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

     1) Выявить сущность налога и налоговой системы;

     2) Рассмотреть существующие виды  налогов;

     3) Изучить особенности налоговой системы Российской Федерации;

     4) Выявить проблемы налоговой системы  России и предложить пути их  решения.

     Теоретической и методологической основой курсовой работы послужили труды отечественных  и зарубежных ученых, источники энциклопедического характера по вопросам экономики. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     1. Теоретические аспекты содержания налоговой системы

     1.1 Понятие налоговой  системы 

     Любому  государству для осуществления  его деятельности необходимы определенные финансовые средства, свой бюджет. При формировании бюджета государство использует различные источники доходов, однако на сегодняшний день человеческий опыт не знает более эффективного способа собирания денежных средств, чем налоги. Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платёж, взимаемый органами государственной власти различных уровней с организаций и физических лиц в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований [2, с.15]. В любом государстве налоги составляют по сравнению с другими источниками доходов большую часть бюджета. В Российской Федерации, как правило, их доля составляет 75%.

     Налоги, взимаемые на территории Российской Федерации, не существуют изолированно, а объединяются в налоговую систему[6, с.28]. Налоговая система представляет собой единую совокупность однородных элементов, объединенных в единое целое и выполняющих единую задачу — изъятие налогов и сборов с субъектов налога в соответствующие бюджеты и внебюджетные фонды территориальных образований.

     Необходимость налоговой системы вытекает из функциональных задач государства. Исторические особенности  эволюции государственности предопределяют каждый новый этап развития налоговой  системы. Таким образом, структура  и организация налоговой системы страны характеризуют уровень ее государственного и экономического развития.

     Налоговую систему любого государства можно  рассматривать как законодательно принятую в государстве совокупность налогов и сборов, изымаемых соответствующими органами с субъектов налога (налогоплательщиков).

     К налоговой системе, как и иной другой системе, предъявляется ряд требований, которым она должна удовлетворять.

     Требования, предъявляемые к налоговой системе, являются признаками, характеризующими ее рациональность, оптимальность и эффективность функционирования. К основным критериям, характеризующим налоговую систему, можно отнести следующие[8, с.69]:

     рациональность;

     оптимальность;

     минимальное количество элементов, составляющих налоговую систему;

     справедливость, в том числе социальную справедливость распределения налогового бремени;

     простоту  исчисления налогов;

     доступность и понимаемость налогообложения  налогоплательщиками;

     экономичность;

     эффективность и др.

     Основными функциями налоговой системы  государства и, соответственно, установленных  в государстве налогов являются:

  1. Фискальная, суть которой состоит в пополнении доходов государства на различных уровнях, необходимых для исполнения государством своих функций.
  2. Распределительная, суть которой состоит в распределении совокупного общественного продукта между юридическими и физическими лицами, отраслями и сферами экономики, государством в целом и его территориально-административными образованиями.
  3. Регулирующая, суть которой в активном воздействии государства с помощью экономических рычагов и методов на экономические и социальные процессы в обществе.
  4. Контрольная, суть которой состоит в наблюдении и соблюдении стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов различных субъектов экономики.

     Указанное разграничение функций налоговой  системы носит условный характер, так как все они переплетаются  и осуществляются одновременно.

     Систему налогообложения можно считать  стабильной и, соответственно, благоприятной  для предпринимательской деятельности, если остаются неизменными основные принципы налогообложения, состав налоговой  системы, наиболее значимые льготы и  санкции (если, естественно, при этом ставки налогов не выходят за пределы  экономической целесообразности). Частные  изменения могут вноситься ежегодно, но при этом желательно, чтобы они  были установлены и были известны предпринимателям хотя бы за месяц до начала нового хозяйственного года.

     Стабильность  налогов означает относительную неизменность в течение ряда лет основных принципов системы налогообложения, а также наиболее значимых налогов и ставок, определяющих взаимоотношения предпринимателей и предприятий с государственным бюджетом. 

     1.2 Структура налоговой  системы 

     Анализ  налоговых систем государств показывает, что, несмотря на их различие, они имеют в своем составе (структуре) сходные элементы, хотя и в разных сочетаниях.

     Элементами  любой системы, характеризующими налоговую  систему как таковую, являются[4, с.97]:

     - виды налогов, законодательно принятые в государстве органами законодательной власти соответствующих территориальных образований. В зависимости от уровня законодательной базы и изъятия налогов различают три вида налогов и сборов: федеральные, региональные и местные.

     - субъекты налога (налогоплательщики), уплачивающие налоги и сборы в соответствии с принятыми в государстве законами. Субъектами налога являются организации (юридические лица) и граждане (физические лица), на которых в соответствии с законодательством возложена обязанность уплачивать налоги (сборы, пошлины). Налогоплательщик и плательщики сборов уплачивают налоги (сборы), в том числе в связи с перемещением товаров через таможенную граю в соответствии с налоговым законодательством.

     - ставки налогов. Это величина налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Существует несколько видов налоговых ставок. Твердая налоговая ставка определяется в абсолютной сумме на единицу обложения независимо от величины доходов. Пропорциональная налоговая ставка означает взимание налога в равных долях независимо от размера дохода. Прогрессивная налоговая ставка предполагает увеличение процента изъятия дохода по мере возрастания размеров этого дохода. Существует также регрессивная налоговая ставка, при которой чем ниже доход, тем выше процент налогового изъятия по отношению к сумме дохода.

     - органы государственной власти  и местного самоуправления как институты власти, которые наделены определенными правами по изъятию налогов с субъектов налога и установлению контроля за уплатой налогов налогоплательщиками. Действующим законодательством предусмотрено, что налоговые органы РФ представляют coбoй систему контроля за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения налоговых сумм в соответствующие бюджеты. Налоговые органы России представлены Федеральной налоговой службой ее структурными подразделениями, Федеральной таможенной службой РФ с ее структурными подразделениями, органам, государственных внебюджетных фондов, государственным, органами исполнительной власти субъектов РФ, местного самоуправления и другими должностными лицами.

     - законодательная база  по налогообложению, правам, обязанностям и ответственности субъектов налога и институтов изъятия налогов и контроля за их уплатой налогоплательщиками. Законодательную базу системы определяют законы (постановления, распоряжения и другие подзаконные акты), принимаемые соответствующим органом власти. В России общую линию налогового законодательства определяет Государственная Дума, Совет Федерации, Президент РФ, Правительство РФ и др. Государственная Дума рассматривает вопросы налогового законодательства и принимает законы о налогообложении, которые с одобрения Совета Федерации после подписи Президента РФ вступают в силу.

     Законодательные органы субъектов Федерации принимают законы о налогах и сборах и иные правовые акты в области налогообложения, но лишь в рамках Налогового кодекса РФ, принятого Законодательным Собранием РФ.

     Органы  местного самоуправления, в лице представительных органов, принимают правовые акты в  сфере налогового законодательства в рамках Налогового кодекса РФ и законов, принятых соответствующим законодательным органом данного субъекта РФ.

     Существование такой структуры органов власти приводит к разработке многочисленного  пакета документов и нормативно-правовых актов, регулирующих налогообложение.  

     1.3 Механизм управления  налоговой системой 

     Современное развитие общественно-экономических  отношений в совокупности с реформированием  налоговой системы требует повышения  поступления налогов, упрощения  налогового учета, стабильности и эффективности  налоговой системы в целом.

Информация о работе Налоговая система РФ