Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

В сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………….…………………………..4
Глава 1.История налога в России……………………………………….………..6
Глава 2.Налоговая система РФ.
2.1 Сущность, функции и роль налогов в формировании доходов государства……………………………………………….…….……………...…10
2.2 Принципы построения налоговой системы РФ………….……...….…..14
2.3 Налоговая система России на современном этапе……….………....….19
2.4 Система налогов и сборов РФ………………………….….……….....…24
Глава 3. Налоговые отношения……………………………….……...……...….28
Глава 4. Нормативно-правовая база сферы налогообложения………..….…..30
Глава 5. Проблемы налоговой системы РФ…………………….…….…….….32
Заключение……………………………………………………………...………..34
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

налоговая система россии.docx

— 63.51 Кб (Скачать)

     -акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья;

     - налог на прибыль (доход) организаций;

     - налог на доходы от капитала;

     - подоходный налог с физических лиц;

     - взносы в государственные социальные внебюджетные фонды;

     - государственная пошлина;

     - таможенная пошлина и таможенные сборы;

     - налог на пользование недрами;

     - налог на воспроизводство минерально - сырьевой базы;

     - налог на дополнительный доход от добычи углеводородов;

     - сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами;

     - лесной налог;

     - водный налог;

     - экологический налог;

     - федеральные лицензионные сборы.

     К региональным налогам  и сборам относятся:

     - налог на имущество организаций;

     - налог на недвижимость;

     - дорожный налог;

     - транспортный налог;

     - налог с продаж;

     - налог на игорный бизнес;

     - региональные лицензионные сборы.

     Причем  при введении в действие налога на недвижимость прекращается действие на территории соответствующего субъекта РФ налога на имущество организаций, налога на имущество физических лиц  и земельного налога.

     К местным налогам  и сборам относятся:

     - земельный налог;

     - налог на имущество физических лиц;

     - налог на рекламу;

     - налог на наследование или дарение;

     - местные лицензионные сборы.

     Устанавливая  местные налоги, представительные органы муниципальных образований, законодательные (представительные) органы  государственной  власти в нормативных правовых актах  в порядке и в пределах, которые  предусмотрены НК РФ, определяют:

     а) налоговые ставки;

     б) порядок и сроки уплаты налога.

     Кроме того, они могут в порядке и  пределах, которые предусмотрены  НК РФ, устанавливать налоговые льготы, основания и порядок их применения налогоплательщиками. Другие элементы налогообложения – налоговую  базу, объект налогообложения и т. д. – устанавливает федеральный  законодатель. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3. Налоговые отношения 

     Налоговые отношения – это охраняемые государственные, возникающие в сфере налогообложения, имеющие экономическую основу, которые  представляют собой социально значимую связь субъектов посредством  прав и обязанностей, предусмотренных  нормами налогового права.

     Налоговые отношения бывают следующих видов:

     1) отношения по установлению, введению  и взиманию налогов и сборов  в РФ;

     2) отношения, возникающие в процессе  исполнения соответствующими лицами  своих налоговых обязанностей  по исчислению и уплате налогов  и сборов (налоговые обязательственные  отношения);

     3) отношения, возникающие в процессе  заключения и исполнения налоговых  договоров (налоговые договорные  отношения);

     4) отношения, возникающие в процессе  налогового контроля и надзора  за соблюдением налогового законодательства (налоговые контрольные отношения);

     5) отношения, возникающие в процессе  защиты прав и законных участников  налоговых правоотношений (налогоплательщиков, налоговых органов, государства  и др.), т.е. в процессе обжалования  актов налоговых органов, действий (бездействий) их должностных  лиц, а также в процессе налоговых  споров;

     6) отношения, возникающие в процессе  привлечения к ответственности  за совершение налоговых правонарушений (налоговые деликтные отношения).

     Под структурой налоговых отношений  понимается внутреннее строение и взаимосвязь  элементов такого экономико-правового  отношения. Структуру налоговых  правоотношений образуют следующие  элементы:

     1)   субъекты отношений – его участники;

     2) содержание отношения – субъективные  права и обязанности указанных  субъектов;

     3)   Объект отношения – по поводу  чего или ради чего субъекты  вступают в экономико-правовую  связь в сфере налогообложения. 

     К участникам отношений, регулируемых законодательством  о налогах и сборах, относятся:

     1)   организации и физические лица, признаваемые в соответствии  с НК РФ налогоплательщиками  или плательщиками сборов;

     2)   организации и физические лица, признаваемые в соответствии  с НК РФ налоговыми агентами;

     3)    Федеральная налоговая служба  и ее подразделения в РФ;

     4)    Федеральная налоговая служба  РФ и ее подразделения в  РФ;

     5) сборщики налогов и сборов - государственные  органы исполнительной власти  и исполнительные органы местного  самоуправления, другие уполномоченные  ими органы, должностные лица  и организации, осуществляющие  в установленном порядке помимо  налоговых и таможенных органов  прием от налогоплательщиков  денежных средств в счет уплаты налогов и их перечисление в бюджеты;

     6) Министерство финансов РФ;

     7) органы государственных внебюджетных  фондов;

     8) органы налоговых расследований  РФ;

     9) органы, осуществляющие регистрацию:

     - физических лиц по месту их  жительства;

     - актов гражданского состояния  физических лиц;

     - прав на недвижимое имущество  и сделок с ним;

     - транспортных средств;

     - учет пользователей природными  ресурсами

     10) органы опеки и попечительства, социальные учреждения;

     11) процессуальные лица, участвующие  в мероприятиях налогового контроля (эксперты, специалисты, переводчики,  понятые, свидетели);

     12) кредитные организации 
 
 
 
 

Глава 4. Нормативно-правовая база сферы налогообложения 

     Порядок налогообложения в РФ регламентируется нормами налогового права.

     Норма налогового права представляет собой  санкционированное государством общеобязательное социально определенное правило  поведения, направленное на регулирование  общественных отношений в сфере  налогообложения, закрепляющее права  и обязанности субъектов соответствующих  налоговых правоотношений и служащее критерием оценки поведения как  правомерного либо неправомерного.

     По  своему содержанию налогово-правовые нормы подразделяются на:

     а) нормы, закрепляющие права и обязанности  участников налоговых правоотношений;

     б) нормы, определяющие основные положения  правового статуса налогоплательщиков, налоговых агентов, сборщиков налогов  и т. д.;

     в) нормы, определяющие порядок образования, задачи, функции, структуру и компетенцию  налоговых органов и органов  налоговой полиции;

     г) нормы, определяющие формы и методы осуществления налогового контроля;

     д) нормы, закрепляющие основные положения  порядка возникновения и исполнения обязанности по уплате налога или  сбора;

     е) нормы, устанавливающие ответственность  за совершение налоговых правонарушений.

     Источники налогового права – официально определенные внешние формы, в которых содержатся нормы, регулирующие отношения, возникающие  в процессе налогообложения, т.е. формы  внешнего содержания налогового права  – законы и подзаконные акты.

     Иерархически  выстроенная по юридической силе система нормативно правовых актов, регулирующих налогообложение, выглядит следующим образом.

     1. Конституция РФ;

     2. Международные договоры РФ;

     3. Решения Конституционного Сулла  РФ;

     4. Федеральные конституционные законы, регулирующие налогообложение;

     5. Специальное налоговое законодательство:

       а) Федеральное законодательство  о налогах и сборах: Налоговый  кодекс РФ; иные федеральные законы  о налогах и сборах;

       б) Региональное законодательство  о налогах и сборах – законы  субъектов РФ:

       в) нормативные правовые акты  о налогах и сборах, принятые  представительными органами муниципальных  образований;

     6. Общее налоговое законодательство  – Таможенный кодекс РФ, ежегодные  федеральные законы о бюджете,  Бюджетный кодекс РФ, Уголовный  кодекс РФ, Федеральный закон  от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

     7. Подзаконные нормативные правовые  акты по вопросам, связанным с  налогообложением и сборами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 5. Проблемы налоговой системы РФ

 

     Уплачиваемые  налоги представляют собой особую форму  инвестиций в социальную среду и  носят возвратный характер. Их нельзя рассматривать как акцию по конфискации  части собственности, так как  они должны вернуться предпринимателю  в форме расширения потребительского спроса, в виде новых технологий, товаров, более развитой инфраструктуры услуг, более благоприятным условиям ведения бизнеса и, что немаловажно, возросшим доверием граждан.

     Главной проблемой налоговой системы  РФ является уклонение налогоплательщиков от уплаты налогов.

       По оценкам специалистов, в хозяйственной  практике присутствует четыре  основных мотива уклонения то  уплаты: моральные, политические, экономические  и технические. 

     Одной из главных причин уклонения от уплаты налогов является нестабильное финансовое положение налогоплательщика, и  чем оно неустойчивее, тем сильнее  намерение скрыть налоги.

     Еще одна из причин уклонения от налогов  – сложность и противоречивость налогового законодательства. Результаты собираемости налогов напрямую зависят  от четкости изложения методик налогообложения, технической оснащенности налоговых  инспекций, профессиональной подготовленности их работников, а также от уровня знаний граждан и организаций  в области налогового законодательства.

     Налоговая практика выработала два основных метода воздействия на поведение налогоплательщиков: предупреждение нарушений (превентивные меры) и наказание (репрессивные меры). В настоящее время, к сожалению, наиболее распространены последние. Однако тезис, согласно которому соблюдение налоговой дисциплины можно добиться только путем ее ужесточения, представляется, по меньшей мере, ошибочным, так как применение таких мер вызывает в отношениях с налогоплательщиками враждебность и ведет к противоборству. А отношения противостояния крайне негативно отражаются на результатах собираемости налогов и требуют значительных усилий для ее повышения. Совершенствование налогового законодательства, безусловно, важная составляющая комплекса предупредительных мероприятий, но не единственная и не самая сложная. Гораздо более серьезной является задача создания конструктивной налоговой культуры, основы которой составляло бы добровольное соблюдение налоговых законов большинством налогоплательщиков. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Налоговая система РФ