Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Января 2012 в 14:06, курсовая работа

Описание работы

В сложное для нашей страны время налоги играют немалую роль в укреплении экономической позиции России. Налогам отводится важное место среди экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Содержание

Введение……………………………………………….…………………………..4
Глава 1.История налога в России……………………………………….………..6
Глава 2.Налоговая система РФ.
2.1 Сущность, функции и роль налогов в формировании доходов государства……………………………………………….…….……………...…10
2.2 Принципы построения налоговой системы РФ………….……...….…..14
2.3 Налоговая система России на современном этапе……….………....….19
2.4 Система налогов и сборов РФ………………………….….……….....…24
Глава 3. Налоговые отношения……………………………….……...……...….28
Глава 4. Нормативно-правовая база сферы налогообложения………..….…..30
Глава 5. Проблемы налоговой системы РФ…………………….…….…….….32
Заключение……………………………………………………………...………..34
Список литературы………………………

Работа содержит 1 файл

налоговая система россии.docx

— 63.51 Кб (Скачать)

2.3 Налоговая система России на современном этапе

 

     Налоговая система в Российской Федерации  практически была создана в 1990 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей. Он определяет плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщиков осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом. В нем в частности говорится, что под налогом, сбором, пошлиной и другим платежом понимается обязательный взнос в бюджет соответствующего уровня или во внебюджетный фонд, осуществляемый плательщиками в порядке и на условиях, определяемыми законодательными актами.

     Сущность  налога составляет изъятие государством в пользу общества определённой части  валового внутреннего продукта (ВВП) в виде обязательного взноса, который  осуществляют основные участники производства ВВП. Экономическое содержание налогов  выражается взаимоотношениями хозяйствующих  субъектов и граждан, с одной  стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных  финансов.

     Таким образом, налоги выражают обязанность  всех юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в  формировании государственных финансовых ресурсов. Поэтому налоги выступают  важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях.

     Сложившийся в конце 90-х гг. в России экономический и финансовый кризис требовал от Правительства РФ проведения реформ и разработки стабилизационной программы. При этом решающая роль в преодолении кризиса принадлежала налоговой службе, т. к. она обеспечивает более 92 % поступлений средств в федеральный бюджет.

     Экономисты  и занимающиеся налоговой реформой специалисты считают, что состояние  бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной  промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая  служба страны.

     Кризис  выявил крупные недостатки в налоговом  законодательстве России. Такие как: нестабильность, фискальная направленность, не позволяющая стимулировать отечественных  производителей, противоречивость отдельных  положений законов и инструкций, применение слишком жестких финансовых санкций даже за неумышленные нарушения, наличие «лазеек» для уклонения  от налогообложения.

     Вместе  с тем, действующее налоговое  законодательство России сыграло и  позитивную роль на начальной стадии перехода экономики к рыночным отношениям.

     Объективно  анализируя сложившуюся в то время  ситуацию в стране, можно сказать, что быстрое и реальное увеличение доходов в бюджет может обеспечить только активная деятельность налоговой  службы. Другие группы факторов начнут работать лишь в более или менее  отдаленном будущем.3

     Все это подчеркнуло необходимость  осуществления налоговой реформы, которая должна была решать две главные  задачи, причем противоречащие друг другу. С одной стороны, нужно ослабить налоговое давление на предприятия  и организации, особенно на отечественных  производителей. Необходимо создать  им предпосылки для восстановления утраченных оборотных фондов, для  повышения уровня выпуска продукции, чтобы впоследствии начать новый  подъем. В перспективе же нужно  добиться конкурентоспособности российских товаров на внутреннем и мировом  рынках. С другой стороны, стоит проблема сбалансирования текущего бюджета по доходам и расходам, сокращения его дефицита, снижения внешнего долга, обеспечения финансирования федеральных, региональных и местных потребностей. Ее решение требует роста налоговых поступлений, включая и таможенные сборы, ибо других реальных источников просто нет.

     Основным  курсом налоговой реформы было снижение федеральных налогов, перенос их центра тяжести с производителей на потребителей, упорядочение взаимоотношений  между налогоплательщиками и  государством.

     Результатом первого этапа налоговой реформы  явилось принятие Налогового Кодекса  Российской Федерации, первая часть  которого вступила в силу с 1 января 1999 года. Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) – основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения.

     В новом НК РФ, разграничились понятия  налог и сбор, что немаловажно. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. Сбор отличается от налога тем, что уплачивается за совершение в пользу плательщика определенных юридически значимых действий.

     НК  РФ определяет общие принципы и понятия  налогообложения, права и обязанности  налогоплательщиков, налоговых агентов  и налоговых органов, состав налоговых  правонарушений, процедуры рассмотрения дел по ним и порядок взыскания  сумм штрафов, пеней и недоимок.

     Круг  налогоплательщиков и плательщиков сборов«Налогоплательщиками и плательщиками сборов признаются организации и физические лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложена обязанность уплачивать соответственно налоги и (или) сборы».

     В дополнение ко всему необходимо выделить объекты налогообложения, льготы по налогам согласно закону.

     Объектами налогообложения могут являться операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.

     По  налогам могут устанавливаться  в порядке и на условиях, определяемых законодательными актами, следующие льготы:

  • необлагаемый минимум объекта налога;
  • изъятие из обложения определенных элементов объекта налога;
  • освобождение от уплаты налога отдельных лиц или категории плательщиков;
  • понижение налоговых ставок;
  • вычет из налогового оклада (налогового платежа за расчетный период);
  • целевые налоговые льготы, включая налоговые кредиты (отсрочку взимания налогов);
  • прочие налоговые льготы.

     Для более детального рассмотрения проблем  налоговой системы России необходимо также рассмотреть понятие «налоговое бремя».

     Налоговое бремя — это величина налоговой суммы, взимаемой с налогоплательщика. Оно зависит, прежде всего, от размеров прибыли налогоплательщика. 4

     В НК РФ провозглашен ряд вполне разумных постулатов, например следующие:

  • законодательство о налогах и сборах основывается на признании всеобщности и равенства налогообложения исходя из принципов справедливости;
  • налоги не могут иметь дискриминационный характер;
  • налоги должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными;
  • не допускается устанавливать налоги, нарушающие единое экономическое пространство России, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение товаров, работ, услуг или денежных средств в пределах территории РФ;
  • законодательные акты о налогах должны быть сформулированы так, чтобы каждый точно знал, какие налоги и в какой сумме он должен платить;
  • все неустранимые сомнения, противоречия и неясности законодательных актов толкуются в пользу налогоплательщика.

     К положительным результатам первого  этапа налоговой реформы можно  отнести формирование разветвленной  сети государственных органов, обеспечивающих организацию сбора налогов; внедрение  системы налогового учета и контроля; образование относительно стабильной системы налогообложения.

     Несмотря  на довольно большое количество налогов, и иных обязательных платежей, наиболее весомую часть в доходах бюджетов всех уровней составляют налог на прибыль, НДС, акцизы, платежи за пользование  природными ресурсами и подоходный налог с граждан. На их долю приходится свыше 4/5 всех налоговых доходов консолидированного бюджета.

     Индивидуальный подоходный налог – является вычетом из доходов налогоплательщика – физического лица. Платежи осуществляются в течение года, но окончательный расчёт производится в конце года.

     Налог на прибыль – облагается налогом чистая прибыль предприятия (за вычетом всех расходов и убытков).

     Социальные взносы – выплаты в различные внебюджетные фонды (по безработице, пенсионный и т. д.) частично работающими и частично работодателями.

     Поимущественные налоги – это налоги на имущество, дарения и наследство.

     Налоги на товары и услуги – это таможенные пошлины, акцизы и НДС.  
 
 

2.4 Система налогов и сборов РФ 

     Система налогов и сборов РФ представляет собой целостный комплекс взаимосвязанных  элементов – совокупность взимаемых  в нашей стране налогов и сборов федерального, регионального и местного уровней, взимание которых предусмотрено  российским налоговым законодательством.

     Одновременно  сама она является элементом системы  более высокого порядка – налоговой  системы Российской Федерации.

     Система налогов и сборов РФ напрямую связана  с бюджетным устройством страны и предопределена ее государственным  устройством. В соответствии со ст. 1 Конституции РФ наша страна является демократическим государством с  республиканской формой правления. Бюджетная система России включает три уровня: федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и местные  бюджеты (бюджеты муниципальных  образований).

     В соответствии со ст.12 Налогового кодекса, в Российской Федерации устанавливаются:

     -  федеральные налоги и сборы;

     -  региональные налоги и сборы; 

     -  местные налоги и сборы.

     Федеральными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и обязательные к уплате на всей территории Российской Федерации.

     Региональными признаются налоги и сборы, устанавливаемые  Налоговым Кодексом и законами субъектов  РФ, вводимые в действие в соответствии с Налоговым кодексом законами субъектов  РФ и обязательные к уплате на территориях  соответствующих субъектов РФ. При  установлении регионального налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ определяются следующие элементы налогообложения: налоговые ставки в пределах, установленных  НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному региональному налогу. Иные элементы налогообложения устанавливаются  НК РФ. При установлении регионального  налога законодательными (представительными) органами субъектов РФ могут также предусматриваться налоговые льготы и основания для их использования налогоплательщиком.

     Местными  признаются налоги и сборы, устанавливаемые  НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления, вводимые в действие в соответствии с НК РФ нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и  обязательные к уплате на территориях  соответствующих муниципальных  образований. При установлении местного налога представительными органами местного самоуправления в нормативных  правовых актах определяются следующие  элементы налогообложения: налоговые  ставки в пределах, установленных  НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, а также формы отчетности по данному местному налогу. Иные элементы налогообложения НК РФ. При установлении местного налога представительными  органами местного самоуправления могут  также предусматриваться налоговые  льготы и основания для их использования  налогоплательщиком.

     Не  могут устанавливаться региональные или местные налоги и (или) сборы, не предусмотренные НК РФ.

     Перечень  федеральных, региональных и местных  налогов и сборов установлен ст.13, 14, 15 НК РФ:

     К федеральным налогам  и сборам относятся:

     - налог на добавленную стоимость (НДС);

Информация о работе Налоговая система РФ