Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы.
Так как мы живем в Российской Федерации, то необходимо рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике. Нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее задачи, виды налоговых систем, а также выделить основные принципы налогообложения.
Введение
Понятие и сущность налоговой системы. Налоговая система РФ
1.1 Понятие и сущность налоговой системы РФ
1.2 Функции налогов и принципы налогообложения
Характеристика налоговой системы Российской Федерации
Классификация налогов в РФ. Организация налогового контроля
Тенденции развития налоговой системы в РФ
Заключение
Приложение
Список использованной литературы
а) включаемые в себестоимость или цену продукции;
б) уменьшающие финансовый результат;
в) уплачиваемые за счет налогооблагаемой прибыли;
г) удерживаемые
из доходов работника.
7. По срокам уплаты:
а) срочные налоги, которые уплачиваются к сроку, определенному нормативными актами;
б) периодично-календарные налоги, которые подразделяются на разновидности: декадные, ежемесячные, ежеквартальные, полугодовые, годовые.
Налоговый контроль осуществляется налоговыми органами в различных формах. Одна из них – налоговый контроль. Налоговым контролем признается деятельность уполномоченных органов по контролю за соблюдением налогоплательщиками, налоговыми агентами и плательщиками сборов законодательства о налогах и сборах в порядке, установленном настоящим Кодексом.4 Основной формой контроля налоговых органов за полнотой и своевременностью уплаты налогоплательщиками налогов является налоговая проверка. Налоговое законодательство установило два вида проверок, проводимых налоговыми органами: камеральные и выездные. Камеральные налоговые проверки могут проводиться в отношении любого налогоплательщика, будь то юридическое или физическое лицо. В отличие от них выездные налоговые проверки могут проводиться только в отношении организаций и индивидуальных предпринимателей. Сущность камеральной проверки состоит в том, что она проводится по месту нахождения налогового органа. В данном случае налоговые органы проверяют налоговые декларации и документы, представленные налогоплательщиками, которые служат основание для исчисления и уплаты налога. В свою очередь, выездная проверка осуществляется должностными лицами налоговых органов непосредственно на месте нахождения налогоплательщика на основе данных бухгалтерского и налогового учета, осуществляемого налогоплательщиком. Такая проверка должна проводиться только на основании соответствующего письменного разрешения руководителя налогового органа.
Постановка
налогоплательщика на учет в налоговых
органах также является формой налогового
контроля. Контроль налоговых органов
за полнотой и своевременностью уплаты
предусмотренных
Постановка
на учет в налоговых органах
Налоговое законодательство устанавливает конкретные сроки постановки налогоплательщиков на учет в налоговом органе. Налогоплательщики обязаны подать заявление о постановке на учет в течении 10 дней после их государственной регистрации. Постановка налогоплательщика на налоговый учет должна быть осуществлена в течении пяти дней со дня подачи им всех необходимых документов, и в тот же срок ему выдается соответствующее свидетельство. При этом каждому налогоплательщику присваивается единый по всем видам налогов и сборов, в том числе подлежащие уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ, и на всей территории РФ идентификационный номер налогоплательщика. С этого момента идентификационный номер налогоплательщика указывается во всех направляемых налоговым органом уведомлениях. Таким образом, в Российской Федерации создается единый централизованный государственный реестр налогоплательщиков, что существенно усиливает одну из важнейших составных частей налогового контроля в стране.
Налоговые органы осуществляют функцию налогового контроля. Налоговый контроль – это комплекс мероприятий, реализуемый налоговыми администрациями, по проверке законности и обоснованности действий налогоплательщиков, плательщиков сборов, налоговых агентов и иных лиц в целях обеспечения ими полноты, правильности и своевременности исчисления и уплаты налогов и сборов, а также исполнения ими иных обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах.5 Налоговые поступления являются доминирующими при формировании государственных финансов. Они обеспечивают около 90% доходов консолидированного бюджета страны. В связи с этим возникает необходимость выделить объект и предмет налогового контроля. Объект налогового контроля – это действия налогоплательщиков по исполнению ими обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. Предметом же налогообложения являются отношения, возникающие между субъектами налогового контроля и налогоплательщиками в процессе контроля за исполнение ими обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах. В связи с этой целью налогообложения является обеспечение налогоплательщиками правильности и своевременности исчисления и уплаты налогов и сборов. Данная цель конкретизируется в следующих задачах налогового контроля:
Таковы
основные формы и методы контроля
со стороны налоговых органов России
за своевременностью и полнотой уплаты
налогов в бюджет государства.
Действующая в России налоговая система вызывает множество нареканий со стороны предпринимателей, экономистов, депутатов, государственных чиновников, журналистов и рядовых налогоплательщиков. Поэтому при разработке экономической политики государству необходимо учитывать следующие случаи:
Благодаря явлениям амортизации, поглощения и капитализации при известных условиях увеличение налога ведет к частичной конфискации имущества налогоплательщика. Наоборот, уменьшение налога может вызвать ничем не заслуженное увеличение богатства.
2. Уклонение от налога. Переложение налога не следует смешивать с уклонением от налога и с амортизацией, или с погашением налога. Уклонение от налога бывает легальным и нелегальным. К легальным, законным относится тот случай, когда потребитель с введением акциза на предмет его потребления или с повышением этого акциза перестает покупать этот предмет или покупает его в меньшем количестве. Сюда же относятся и те случаи, когда производитель, обложенный акцизом по средней величине выхода производимого продукта, повышает производительность и начинает получать больший выход продукта, продолжая платить прежний акциз.
С легальными уклонениями государство может бороться только финансовыми способами: при сокращении потребления обложенного товара - понижать акциз. С нелегальными способами уклонения можно бороться только усовершенствованием налогового аппарата, который должен быть способен вскрывать все случаи обмана со стороны плательщиков.
3. Лицо, обязанное уплачивать налог по закону, фактически несет бремя налога, то есть является не только плательщиком, но и носителем налога. Увеличение налога может побудить производителя добиться уменьшения затрат (например, используя новые приемы и технические усовершенствования в производстве) и за счет этого покрыть налог.
4. Плательщик, законно обложенный налогом, перекладывает тяжесть налога на другого. Если последнему также удается переложить налог на третье лицо, то он является лишь плательщиком-посредником. Если же он окончательно несет тяжесть налога, тогда он – носитель налога. Ситуация переложения определяется множеством условий: подчинение облагаемого предмета свободной конкуренции или монополии, наличие или отсутствие эластичного спроса и предложения, степень мобильности.
На протяжении последнего десятилетия Россия находится в состоянии перманентного реформирования налоговой системы. Процесс совершенствования налоговой системы бесконечен, так как каждый новый этап в развитии общества имеет свои приоритеты экономического развития, что, в свою очередь, требует решения проблем взаимодействия хозяйствующих субъектов с государством. Налоговая система еще содержит большое количество плохо собираемых налогов, осложняющих хозяйственную деятельность предприятий, способствующих уходу бизнеса в тень. Медленно идет процесс инвентаризации государственного имущества, хотя под вывесками бюджетных организаций часто прячутся от налогов обычные коммерческие предприятия. 6
По-прежнему имеют место недостатки в налоговом законодательстве, в практическом инструментарии исчисления и уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет, которые дают возможность недобросовестным налогоплательщикам не выполнять своих обязательств перед государством и приводят к существенным потерям для бюджета. Особенно отрицательно на налоговом процессе сказывается несовершенство устанавливающих порядок исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов, взаимоотношения участников налоговых отношений, ответственность за совершение налоговых правонарушений. Существенный недосбор налогов связан, прежде всего с тем, что действующее законодательство не содержит необходимых норм, обеспечивающих полноту учета налогоплательщиков. В среднем в стране около 3% предприятий и организаций, зарегистрировавшихся в органах государственной регистрации, не встают на налоговый учет и, соответственно, не платят налогов. Кроме того, примерно 40% налогоплательщиков, состоящих на налоговом учете, ежегодно не представляют бухгалтерскую и налоговую отчетность, а 10% предприятий и организаций представляют так называемую нулевую отчетность.
Важнейшей проблемой развития налогового законодательства является приведение его в соответствии с Конституцией РФ. На данном этапе формирования налогового законодательства налоговые законы не развивают в полной мера конституционные нормы, реализация которых не может быть осуществлена без взаимодействия с налоговым регулированием.
В этой связи необходимо проанализировать наиболее актуальные проблемы, касающиеся согласования норм Конституции РФ и налоговых норм и наметить пути их решения.
Одной из таких проблем является закрепление в налоговом праве правовых основ осуществления совместной компетенции Российской Федерации и ее субъектов в установлении общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации.
Для решения существующих проблем необходимо провести налоговую реформу, которая бы снизила налоговое бремя с налогоплательщиков, упростила налоговую систему в целом, а также повысила качество налогового администрирования. Налогоплательщики должны быть защищены от произвола налоговых инспекторов, в том числе и с помощью эффективных судебных механизмов.
В
целом основными направлениями
совершенствования налоговой
России
нужна такая налоговая система,
которая бы не тормозила развитие
хозяйства, а являлась мощным импульсом
к подъему экономики страны.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Налоговая система - один из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.