Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы.
Так как мы живем в Российской Федерации, то необходимо рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике. Нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее задачи, виды налоговых систем, а также выделить основные принципы налогообложения.

Содержание

Введение
Понятие и сущность налоговой системы. Налоговая система РФ
1.1 Понятие и сущность налоговой системы РФ
1.2 Функции налогов и принципы налогообложения
Характеристика налоговой системы Российской Федерации
Классификация налогов в РФ. Организация налогового контроля
Тенденции развития налоговой системы в РФ
Заключение
Приложение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Экономика2.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………..3

  1. Понятие и сущность налоговой системы. Налоговая система РФ.

1.1 Понятие и  сущность налоговой системы РФ…………………..……………5

1.2 Функции налогов и принципы налогообложения………………..…………7

  1. Характеристика налоговой системы Российской Федерации
    1. Классификация налогов в РФ. Организация налогового контроля ……...15
    2. Тенденции развития налоговой системы в РФ.……………………………21
  2. Заключение………………………………………………………………… .26
  3. Приложение…………………………………………………………………..28
  4. Список использованной литературы………………………………………..29
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Налоги  являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.

     Налоги появились в связи с разделением общества на классы и возникновением государственности, как взносы граждан, необходимые для содержания публичной власти. В развитии форм и методов взимания налогов можно выделить три крупных этапа:

    • (от древнего мира до начала средних веков) государство не имело финансового аппарата; процесс сбора налогов возлагался на город или общину.
    • (XVI - начало XIX вв.) устанавливается квота обложения, осуществляется наблюдение за процессом сбора налогов.
    • современный этап – все функции установления и взимания налогов находятся в руках государства. Региональные и местные органы власти играют роль помощников государства, обладая той или иною степень самостоятельности.

     Налоги  являются экономическим рычагом, при помощи которого государство воздействует на рыночную экономику. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

     Применение  налогов является одним из методов  управления и обеспечения взаимосвязи  общегосударственных интересов  с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно - правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения субъектов предпринимательской деятельности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность налогоплательщиков, включая привлечение иностранных инвестиций путем предоставления налоговых льгот инвесторам.

     Государство, осуществляющее грамотную налоговую политику, имеет возможность развивать наукоемкие производства, осуществлять ликвидацию убыточных предприятий, воздействовать на определенные общественные процессы, выполнять контрольные функции.

     Цель  данной курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы. Для этого необходимо выполнить следующие задачи:

    • рассмотреть понятие и роль налогов
    • ввести элементы закона о налоге
    • выделить виды и функции налогов

     Так как мы живем в Российской Федерации, то необходимо рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике. Нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее задачи, виды налоговых систем, а также выделить основные принципы налогообложения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие и сущность налоговой системы. Налоговая система РФ.
 

1.1 Понятие и сущность налога и налоговой системы РФ 

     Государство, выражая интересы общества в различных  сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую  политику – экономическую, социальную, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процессов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

     Финансово-бюджетная  система охватывает отношения по поводу формирования и использования финансовых ресурсов государства – бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической оборонной и других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

    Под налогом понимается обязательный, индивидуально  безвозмездный платеж, взимаемый  с организаций и физических лиц  в форме отчуждения принадлежащих  им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.1

Налоги  возникли вместе с товарным производством, разделение общества на классы и появление государства, которому требовались средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

      Изъятие государством в пользу общества определённой части стоимости валового внутреннего  продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога, и, следовательно, налоговой системы в целом. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

  • работники, своим трудом создающие материальные и нематериальные блага и получающие определённый доход;
  • хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в сфере предпринимательства.

     За  счёт налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей формируются финансовые ресурсы государства. Экономическое  содержание налогов выражается, взаимоотношениями  хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства, с другой стороны, по поводу формирования государственных финансов.

     Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

  • прибыль (доход);
  • стоимость определённых товаров;
  • добавленная стоимость продукции, работ, услуг;
  • имущество юридических и физических лиц;
  • передача имущества (дарение, наследование);
  • операции с ценными бумагами;
  • отдельные виды деятельности;
  • другие объекты, установленные законом.

     Один  и тот же объект облагается налогом  данного вида только один раз за установленный период налогообложения (месяц, квартал, полугодие, год).

     Общее количество налогоплательщиков определяется количеством юридических лиц (коммерческих и некоммерческих), численностью граждан, зарегистрированных в налоговых  органах в качестве предпринимателей без образования юридического лица, и численностью граждан, уплачивающих подоходный налог по месту получения заработной платы.

     Налоговая система РФ предоставлена совокупностью  налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке  с плательщиков – юридических и физических лиц на территории страны. Все налоги, сборы, пошлины и другие платежи «питают» бюджетную систему Российской Федерации. Кроме того, существует государственные внебюджетные фонды, доходная часть которых формируется за счёт целевых отчислений. Источником этих отчислений также является произведённый ВВП, за счёт которого на стадии образования первичных доходов формируется соответствующая часть платежей во внебюджетные фонды социального назначения по тарифам страховых взносов, привязанных к оплате труда и включаемых в себестоимость продукции.  

1.2 Функции налогов и принципы налогообложения. 

     Экономическая сущность налогов проявляется через  их функции, которые реализуются  непосредственно в процессе налогообложения: отражают систему отношений и взаимосвязи государства и отдельного налогоплательщика. Функция (лат. functio – исполнение, совершение) представляет собой внешнее проявление свойств какого-либо объекта в данной системе отношений.  2Функция налога – это проявление сущности налога в действии, способ выражения его свойств. Функция показывает, каким образом реализуется общественное назначение данной экономической категории как инструмента стоимостного распределения доходов. Функции представляют собой формы движения налогов как финансовой категории. Именно функции налогов предопределяют их роль и значение во всей совокупности финансовых отношений. Каждая из функций налога реализует то или иное назначение налога, во взаимодействии образую систему. Налоги выполняют следующие важнейшие функции:

     1. Фискальную (лат. fiscus – государственная казна). Данная функция является основной функцией налога. Фискальная функция носит всеобъемлющий характер, распространяется на все физические и юридические лица, которые согласно действующему законодательству обязаны платить налоги. По средствам этой функции реализуется основное общественное назначение налогов – формирование финансовых резервов государства, необходимых для осуществления им возложенных на него обществом функций. В рамках фискальной функции реализуются экономические отношения между налогоплательщиками и органами власти, обеспечивающими движение потока фискальных ресурсов от экономических агентов к государству.

     Часто считается, что все остальные  функции налогов в какой-то мере являются производными фискальной функции, поскольку фискальная направленность налога, хотя и не является исключительной, но всегда остается основообразующей. Благодаря именно фискальной функции создаются реальные объективные предпосылки для вмешательства государства в экономические отношения. Именно фискальная функция предопределяет появление и проявление других функций налога.

     2. Регулирующую. Эта функция призвана решать те или иные задачи налоговой политики государства посредством налоговых механизмов. Она предполагает влияние системы налогообложения на экономические процессы и тенденции, происходящие в  обществе. Посредством налогового механизма (налоговых ставок, системы льгот, отсрочек уплаты налогов и форм предприятия налогового кредита и т. п.) государством может регулировать инвестиционную деятельность хозяйствующих субъектов, предпринимательскую активность физических лиц и т. п. Регулирующая функция реализует не только экономические отношения, выражающие иерархическую подчиненность (власть – плательщик), но и экономические отношения между собой.

     3. Социальную. Данная функция затрагивает проблемы справедливого налогообложения и реализуется посредством:

    • использования прогрессивной шкалы налогообложения;
    • применения налоговых скидок;
    • введения акцизов на предметы роскоши;
    • введения в структуру налоговой системы ряда отчислений, направляемых во внебюджетные государственные социальные фонды.

Социальная  функция обеспечивает решение социальных задач, находящихся за пределами  рыночного саморегулирования, посредством  перераспределения национального дохода с целью поддержания социального баланса в обществе.

    4. Контрольную. Через налоги государство осуществляет контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций и граждан, а также за источниками доходов и расходами. Благодаря денежной оценке сумм налогов возможно количественное сопоставление показателей доходов с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря контрольной функции оценивается эффективность налоговой системы, обеспечивается контроль за видами деятельности.

Реализация  общественного назначения налога происходит посредством налоговой политики государства, которая разрабатывается  на базе основных исходных положений  теории налогообложения. Эти положения  образуют систему принципов налогообложения. 

Информация о работе Налоговая система РФ