Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа
Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы.
Так как мы живем в Российской Федерации, то необходимо рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике. Нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее задачи, виды налоговых систем, а также выделить основные принципы налогообложения.
Введение
Понятие и сущность налоговой системы. Налоговая система РФ
1.1 Понятие и сущность налоговой системы РФ
1.2 Функции налогов и принципы налогообложения
Характеристика налоговой системы Российской Федерации
Классификация налогов в РФ. Организация налогового контроля
Тенденции развития налоговой системы в РФ
Заключение
Приложение
Список использованной литературы
Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:
1) принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;
2) принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»';
3) принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;
4) принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;
5) принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.
Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:
1) принцип справедливости;
2) принцип соразмерности;
3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;
4) принцип
экономичности (эффективности). Каждый
из указанных принципов
Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы налогоплательщиков. Налоговая система не ограничилась классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем развивалась и финансовая наука, уточняющая старые и выделяя новые принципы налогообложения.
Разработанные в 18-19 веках и уточненные в 20 веке с учетом реальной экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированные в определенную систему. Данную систему принципов можно обледенить на три направления налогообложения:
К
экономическим принципам
1. Принцип всеобщности налогообложения: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данный принцип провозглашен Конституцией РФ.
2. Принцип равенства налогообложения:
3. Принцип платежеспособности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, то есть сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика.
4. Принцип защиты экономических интересов РФ во внешней торговле: допускается установление особых видов пошлин (например, защитных пошлин - специальных, антидемпинговых, компенсационных) либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом и Таможенным законодательством РФ.
5. Принцип наличия экономического основания для взимания налогов и сборов: налоги и сборы не могут быть произвольными, они должны взиматься только при условии установления экономически оправданной налоговой базы.
6. Принцип единства экономического пространства России: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.
7. Принцип федерализма и законности в установлении и изменении налогов: федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено кодексом.
8. Принцип презумпции правоты налогоплательщика: при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах необходимо формировать таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
На ряду с экономическими существуют также организационные принципы налогообложения, которые в свою очередь делятся на:
Помимо
экономических и
Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей классифицируется на группы по определённым критериям, признакам, особым свойствам. Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наёмного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются, таким образом, на потребителя.3
Наиболее существенное значение для современной практики налогообложения имеют следующие основные формы классификации налогов:
а) прямые налоги, которые взимаются непосредственно с доходов или имущества налогоплательщика;
б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным плательщиком косвенных налогов является потребитель товара, работы, услуги.
Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные налоги. Это разделение налогов основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными – совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных доходов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ, налоги на имущество юридических или физических лиц, налоги на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относится также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.
Косвенными налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы, а также государственная пошлина. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги. В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость, и налоги с продаж, и импортные пошлины.
а) федеральные налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;
б) региональные
налоги устанавливаются
в) местные налоги вводятся в соответствии с Налоговым кодексом РФ и нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов.
3. По целевой направленности введения налогов:
а) общие
налоги, предназначенные для
б) целевые налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.
4. По субьекту-налогоплательщику:
а) налоги, взимаемые с физических лиц;
б) налоги, взимаемые с юридических лиц;
в) смежные налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица.
5. По
уровню бюджета, в который
а) закрепленные налоги, которые непосредственно и целиком поступают в тот или иной бюджет;
б) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством.
6. По характеру отражения в бухгалтерском учете: