Налоговая система РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:30, курсовая работа

Описание работы

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основной источник доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса.
Цель данной курсовой работы – раскрыть сущность налога и дать определение налоговой системы.
Так как мы живем в Российской Федерации, то необходимо рассмотреть классификацию и основные виды налогов в российской экономике. Нужно ввести понятие налоговой системы, рассмотреть ее задачи, виды налоговых систем, а также выделить основные принципы налогообложения.

Содержание

Введение
Понятие и сущность налоговой системы. Налоговая система РФ
1.1 Понятие и сущность налоговой системы РФ
1.2 Функции налогов и принципы налогообложения
Характеристика налоговой системы Российской Федерации
Классификация налогов в РФ. Организация налогового контроля
Тенденции развития налоговой системы в РФ
Заключение
Приложение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Экономика2.doc

— 151.00 Кб (Скачать)

     Экономические принципы налогообложения представляют собой сущностные, базисные положения, касающиеся целесообразности и оценки налогов как экономического явления. Впервые они были сформулированы в 1776 году Адамом Смитом в работе «Исследование о природе и причинах богатства народов». А. Смит выделил пять принципов налогообложения, названных позднее «Декларацией прав плательщика»:

1) принцип хозяйственной независимости и свободы налогоплательщика, основанный на праве частной собственности; как считал А. Смит, все остальные принципы занимают подчиненное данному принципу положение;

2) принцип справедливости, заключающийся в равной обязанности граждан платить налоги соразмерно своим доходам: «...соответственно их доходу, каким они пользуются под покровительством и защитой государства»';

3) принцип определенности, из которого следует, что сумма, способ, время платежа должны быть заранее известны налогоплательщику;

4) принцип удобности, согласно которому налог должен взиматься в такое время и таким способом, которые представляют наибольшие удобства для плательщика;

5) принцип экономии, в соответствии с которым издержки по взиманию налога должны быть меньше, чем сами налоговые поступления.

Принципы, предложенные А. Смитом, сохранили свою актуальность и поныне. Однако за более чем двухсотлетнее развитие общества система принципов А. Смита претерпела определенные изменения. Представляется, что в настоящее время реально воплощены на практике четыре следующих экономических принципа налогообложения:

1) принцип  справедливости;

2) принцип  соразмерности;

3) принцип максимального учета интересов и возможностей налогоплательщиков;

4) принцип  экономичности (эффективности). Каждый  из указанных принципов нуждается  в отдельном рассмотрении.

Таким образом, в теории налогообложения была заложена основа системы налогоплательщиков. Налоговая система не ограничилась классическими принципами и правилами. По мере развития и совершенствования налоговых систем развивалась и финансовая наука, уточняющая старые и выделяя новые принципы налогообложения.

     Разработанные в 18-19 веках и уточненные в 20 веке с учетом реальной экономической и финансовой теории и практики принципы налогообложения в настоящее время сформированные в определенную систему. Данную систему принципов можно обледенить на три направления налогообложения:

 

     К экономическим принципам налогообложения  относят следующие принципы:

1. Принцип всеобщности налогообложения: каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги и сборы. Данный принцип провозглашен Конституцией РФ.

2. Принцип равенства налогообложения:

    • налоги и сборы не могут иметь дискриминационный характер и различно применяться, исходя из социальных, расовых, национальных, религиозных и иных подобных критериев;
    • не допускается устанавливать дифференцированные ставки налогов и сборов, налоговые льготы в зависимости от формы собственности, гражданства физических лиц или места происхождения капитала.

3. Принцип платежеспособности: при установлении налогов учитывается фактическая способность налогоплательщика к уплате налога, то есть сумма взимаемых налогов должна определяться в зависимости от величины доходов плательщика.

4. Принцип защиты экономических интересов РФ во внешней торговле: допускается установление особых видов пошлин (например, защитных пошлин - специальных, антидемпинговых, компенсационных) либо дифференцированных ставок ввозных таможенных пошлин в зависимости от страны происхождения товара в соответствии с Налоговым кодексом и Таможенным законодательством РФ.

5. Принцип наличия экономического основания для взимания налогов и сборов: налоги и сборы не могут быть произвольными, они должны взиматься только при условии установления экономически оправданной налоговой базы.

6. Принцип единства экономического пространства России: не допускается устанавливать налоги и сборы, нарушающие единое экономическое пространство РФ и, в частности, прямо или косвенно ограничивающие свободное перемещение в пределах территории РФ товаров (работ, услуг) или финансовых средств либо иначе ограничивающие или создающие препятствия не запрещенной законом экономической деятельности физических лиц и организаций.

7. Принцип федерализма и законности в установлении и изменении налогов: федеральные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются Налоговым кодексом. Налоги и сборы субъектов Российской Федерации, местные налоги и сборы устанавливаются, изменяются или отменяются соответственно законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления в соответствии с Налоговым кодексом. Ни на кого не может быть возложена обязанность уплачивать налоги и сборы, а также иные взносы и платежи, не предусмотренные Налоговым кодексом либо установленные в ином порядке, чем это определено кодексом.

8. Принцип презумпции правоты налогоплательщика: при установлении налогов должны быть определены все элементы налогообложения. Акты законодательства о налогах и сборах необходимо формировать таким образом, чтобы каждый точно знал, какие налоги (сборы), когда и в каком порядке он должен платить. Все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.

     На  ряду с экономическими существуют также  организационные принципы налогообложения, которые в свою очередь делятся на:

  1. Принцип единства налоговой системы: предполагает недопустимость установления налогов прямо или косвенно ограничивающих свободное перемещение в пределах территории страны товаров или денежных средств.
  2. Принцип подвижности (эластичности): заключается в том что в целях приведения в соответствие с объективными нуждами государства налоговые обязательства могут быть оперативно изменены.
  3. Принцип стабильности: основан на том, что налоговая система должна быть эффективной, что, в свою очередь, является фундаментом для того, чтобы эта система была каким-либо изменениям и дополнениям.
  4. Принцип исчерпывающего перечня налогов: заключается в необходимости законодательного установления количества налогов, изымаемых как с юридических, так и физических лиц. Исчерпывающее количество налогов может служить условием стабильности и ясности налоговой системы.
  5. Принцип гармонизации налогообложения: основан на необходимости строительства налоговой системы страны с учетом международных норм и правил налогообложения, что имеет существенное значение в условиях глобализации мировой экономики.

      Помимо  экономических и организационных  принципов существуют юридические  принципы:

  1. Принцип законодательной формы установления налога:  предусматривает, что налоговое требование государства и налоговое обязательство налогоплательщика должны следовать из закона. Налоги не могут и не должны быть произвольными.
  2. Принцип приоритетности налогового законодательства: его суть заключается в том, что акты, регулирующие отношения в целом и не связаны с вопросами налогообложения, не должны содержать нормы, устанавливающие особый порядок налогообложения.
  3. Принцип равенства и справедливости: суть данного принципа состоит в обеспечении справедливого администрирования налогов, равенства государства и налогоплательщиков. Новые законы должны четко прописывать права, обязанности обеих сторон, не допуская дискриминации одной из них.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Характеристика налоговой системы РФ
 
    1.   Классификация налогов в РФ. Организация налогового контроля.
 

     Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей классифицируется на группы по определённым критериям, признакам, особым свойствам. Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные - косвенные). Впоследствии А. Смит, исходя из факторов производства (земля, труд капитал), дополнил  доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наёмного работника. Косвенные же налоги, считал А. Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются, таким образом, на потребителя.3

     Наиболее  существенное значение для современной  практики налогообложения имеют  следующие основные формы классификации  налогов:

    1. по способу взимания налогов;
    2. по органу, который устанавливает налоги;
    3. по целевой направленности введения налога;
    4. по субьекту-налогоплательщику;
    5. по уровню бюджета, который зачисляется налоговый платеж;
    6. по порядку ведения бухучета;
    7. по срокам уплаты.
 
 
  1. По  способу взимания налоги классифицируются на:

   а) прямые налоги, которые взимаются  непосредственно с доходов или  имущества налогоплательщика;

   б) косвенные налоги, которые включаются в цену товаров, работ, услуг. Окончательным  плательщиком косвенных налогов  является потребитель товара, работы, услуги.

Прямые налоги, в свою очередь, подразделяются на реальные и личные налоги. Это разделение налогов основывается на том, что реальными налогами облагаются отдельные вещи, принадлежащие налогоплательщикам, а личными – совокупность доходов или имущество налогоплательщика. Группу прямых реальных доходов образуют поземельный, промысловый налоги, налоги на доходы от денежных капиталов, налог на ценные бумаги. В группу прямых личных доходов включают налог на доходы физических лиц, налог на прибыль (доход) акционерных обществ, налоги на имущество юридических или физических лиц, налоги на прирост капитала, налог на сверхприбыль, подушный налог. К личным налогам относится  также налог с имущества, переходящего в порядке наследования или дарения.

   Косвенными  налогами являются акцизы, государственные фискальные монополии, налоги с оборота, налог с продаж, НДС, таможенные пошлины и таможенные сборы, а также государственная пошлина. В группу акцизов могут включаться все виды налогов на товары и услуги. В этом случае акцизами называют не только налоги на определенные товары и услуги, но и налог на добавленную стоимость, и налоги с продаж, и импортные пошлины.

  1. В зависимости от органа, устанавливающего налоги:

    а) федеральные  налоги, элементы которых определяются федеральным законодательством и которые являются едиными на всей территории страны. Их устанавливает и вводит в действие высший представительный орган власти. Эти налоги могут зачисляться в бюджеты различных уровней;

    б) региональные налоги устанавливаются законодательными органами субъектами федерации и являются обязательными на территории данного субъекта;

    в) местные  налоги вводятся в соответствии с  Налоговым кодексом РФ и нормативно-правовыми  актами органов местного самоуправления. Они вступают в действие после решения, принятого на местном уровне, и всегда являются источником дохода местных бюджетов.

    3. По целевой направленности введения налогов:

    а) общие  налоги, предназначенные для формирования доходов государственного бюджета  в целом;

    б) целевые  налоги и отчисления, которые вводятся для финансирования конкретного направления государственных расходов. Для такого рода платежей часто создается специальный внебюджетный фонд.

    4. По субьекту-налогоплательщику:

    а) налоги,  взимаемые с физических лиц;

    б) налоги, взимаемые с юридических лиц;

    в) смежные  налоги, которые уплачивают как физические, так и юридические лица.

    5. По  уровню бюджета, в который зачисляется  налоговый платеж:

    а) закрепленные налоги, которые непосредственно  и целиком поступают в тот  или иной бюджет;

    б) регулирующие налоги, которые поступают одновременно в различные бюджеты в пропорции, определенной законодательством.

    6. По характеру отражения в бухгалтерском учете:

Информация о работе Налоговая система РФ