Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:10, курсовая работа
Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. История учит тому, что ни одна из налоговых систем не может считаться идеальной и со временем считается неэффективной. Поэтому налоговая система требует постоянного совершенствования.
Введение
1 Налоговая система как важнейший элемент рыночной экономики
2 Проблемы развития системы налогообложения в России
Заключение
Список использованной литературы
Налоги всегда играли для государства важную роль, ибо их отсутствие не может свидетельствовать в настоящее время о существовании любого политического государственного образования. Наряду с территорией, населением, органами власти и управления налоги являются базовым звеном существования государства. Именно поэтому в условиях недостаточной экономической стабильности и экономического роста, несбалансированности функционирования административных органов власти и управления, обострения внешнеполитической обстановки в связи с угрозой терроризма, существующих этнонациональных противоречий России необходимо существование целостного конституционно-правового поля, укрепляющего налоговую систему страны, - основной источник путей реализации отмеченных проблем. Решение ряда существенных проблем правового регулирования налоговой системы требует:
- постановки вопроса о необходимости создания соответствующей конституционно-правовым принципам и целям российской государственности концепции развития налоговой системы как основы последующего конституционного развития налоговой системы Российской Федерации ;
- теоретического определения понятия "налоговая система", в настоящее время отсутствующего в действующем законодательстве о налогах и сборах,
- упорядочения норм налогового, административного, уголовного законодательства, содержащих составы правонарушений в сфере налогообложения, с целью появления в законодательстве новых видов санкций, отвечающих потребностям времени и реально выполняющих свою охранительную и превентивную функции;
- реализации доступа участников налоговых правоотношений к информации о своих правах и обязанностях, об элементах налогообложения посредством развития института налогового консультирования;
- объединения в одном ведомстве служб, занимающихся бюджетным, валютным, налоговым, таможенным контролем, с созданием в его структуре финансовой полиции, ответственной за предупреждение, предотвращение и раскрытие правонарушений в финансово-экономической сфере,
- создания системы административной юстиции с целью рассмотрения судебных дел по налоговым спорам,
- совершенствования системы государственной регистрации налогоплательщиков для устранения факторов, способствующих теневизации общественно-экономических отношений, посредством создания реестра недобросовестных налогоплательщиков с целью большей регламентации процесса государственной регистрации участников налоговых правоотношений, для устранения возможностей создания новых юридических лиц, нарушающих действующее законодательство;
- формирования в структуре налоговых органов подразделений по рассмотрению жалоб налогоплательщиков в досудебном порядке с целью разгрузки судебной системы и реализации конституционного права участников налоговых правоотношений на обжалование незаконных действий (бездействия) должностных лиц налоговых органов;
- создания в структуре органов прокуратуры специализированных налоговых (финансовых) подразделений с функциями проверки законности в сфере налоговых правоотношений;
- изменения сроков давности привлечения к налоговой ответственности, порядка его исчисления посредством установления дифференциации, зависящей от общественной опасности правонарушений, а также порядка взыскания санкций и налоговых платежей [20, с. 340-345]
Отмеченные выше предложения способствуют формированию в России единого конституционно-правового пространства, соответствующей Основному закону системы законодательства о налогах и сборах, юрисдикции и статуса участников налоговых правоотношений, определению вектора дальнейшего проведения государством налоговой политики.
Предложения, касающиеся изменения структуры законодательства, системы органов власти, выработки концепции осуществления налоговой реформы, должны стать основанием системного процесса реформирования, направленного на то, чтобы налоговая система Российской Федерации стала более совершенна и конституционна.
Но для этого требуется тщательно изучить и проработать проблемы и противоречия в отдельных институтах налоговой системы. Предлагаемый же конституционно-правовой подход приведет к дальнейшему развитию налоговой системы РФ, заключается в необходимости соответствия существующих правовых норм, регулирующих налоговые отношения, и институтов, отвечающих за конкретные области применения законодательства о налогах и сборах, конституционно-правовым положениям, позволяя сформулировать научную гипотезу о необходимости разработки Концепции развития налоговой системы, которая должна стать основой проведения государством налоговой политики в данной сфере[7, с.35].
Конституционно-правовое развитие государства позволяет рассматривать процесс налогового реформирования как последовательность реализации принципов и норм основного закона в налоговой системе Российской Федерации. Являясь продуктом сознательной человеческой деятельности, Конституция РФ способна формировать налоговое законодательство, правовое сознание граждан на всей территории Российского государства. Для этого необходимо утверждение авторитета Конституции, ибо хорошие законы, низкие налоги, высокие инвестиции в обществе, в котором присутствует негативное и отрицательное отношение к праву, существуют попытки искажения федеративного устройства государства, теневизация экономики, не способны решить существующие проблемы. Нетерпимо положение, когда весомая часть внутреннего валового продукта все еще находится в теневом секторе и причиной тому, конечно же, слабость государственных институтов. Реформированию налоговой системы должно быть уделено государством должное внимание. От эффективности налоговой системы зависят прочность государственных институтов, будущее страны и ее граждан. Немаловажная роль в ликвидации этого отводится как самому государству, так и гражданскому обществу [18, с. 231].
Заключение
Налоговая система – это главный элемент рыночной экономики, главный источник доходов государства. Налоговая система, как показывает время, никогда не считалась идеальной, поэтому требует постоянного совершенствования.
В связи с этим необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.
Нестабильность наших налогов, постоянный пересмотр ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день - главная проблема реформы налогообложения.
Анализ реформаторских преобразований в области налогов в основном показывает, что выдвигаемые предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы (прежде всего размеров ставок, предоставляемых льгот и привилегий; объектов обложения; усиления или замены одних налогов на другие). Оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе.
На сегодняшний день существует огромный, причем теоретически обобщенный и осмысленный, опыт взимания и использования налогов в странах Запада. Но ориентация на их практику весьма затруднена, поскольку было бы совершенно неразумно не уделять первостепенное внимание специфике экономических, социальных и политических условий сегодняшней России, ищущей лучшие пути реформирования своего народного хозяйства.
Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики.
Основные направления налоговой реформы в России в этом общем контексте видятся следующими:
1) ослабление налогового бремени и упрощение налоговой системы путем отмены низкоэффективных налогов;
2) расширение налоговой базы благодаря отмене ряда налоговых льгот, расширению круга плательщиков налогов и облагаемых доходов в соответствии с принципом “налоговой справедливости”;
3) постепенное перемещение налогового бремени с предприятий на физических лиц;
4) решение комплекса проблем, связанных со сбором налогов и контролем за соблюдением налогового законодательства.
Несмотря на множество недостатков, налоговая система Российской Федерации доказала свою жизнеспособность. Ее дальнейшее развитие будет представлять собой поэтапное эволюционное развитие в сторону сближения с мировыми, прежде всего европейскими, системами налогообложения. В значительной мере это зависит от конституционно-правовых факторов, воздействующих на налоговые правоотношения.
Формирующееся в рамках российского правового пространства конституционно-правовое поле должно способствовать процессу конституционализации всех существующих общественных отношений и правовых институтов, в том числе и налогово-правовых, а предложенный автором конституционно-правовой подход регулирования налоговых отношений позволит сделать налоговую систему Российской Федерации более совершенной.
Список использованной литературы
Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России