Налоговая система и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 14:10, курсовая работа

Описание работы

Налоговая система является одним из главных элементов рыночной экономики. Она выступает главным инструментом воздействия государства на развитие хозяйства, определения приоритетов экономического и социального развития. История учит тому, что ни одна из налоговых систем не может считаться идеальной и со временем считается неэффективной. Поэтому налоговая система требует постоянного совершенствования.

Содержание

Введение
1 Налоговая система как важнейший элемент рыночной экономики
2 Проблемы развития системы налогообложения в России
Заключение
Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

Налоговая система и ее особенности в России.doc

— 182.00 Кб (Скачать)

Одна из основных бед Российской налоговой системы заключается в том, что наряду с законами действуют многочисленные подзаконные акты: инструкции, дополнения, изменения к ним, разъяснения и т.д. Это, прежде всего, затрудняет работу самих налоговых служб. Нарекания по поводу слишком частых изменений в налоговом законодательстве - примерно 1 раз в полгода - в принципе, справедливы. Но без этих поправок вряд ли можно было бы обойтись. Высокий динамизм процессов, которые происходят в хозяйственной жизни страны, их непредсказуемость, необходимость быстрого реагировании со стороны государства-все эти причины требовали, конечно, постоянного реформирования налоговой системы. Другое дело, что не все новшества были оправданы. Наиболее спорным на сегодняшний день является вопрос о тяжести налогового бремени. В ответ на постоянную критику о якобы избыточном, невыносимом налоговом прессе, надо отметить, что налоговая система РФ строилась по образу и подобия западных стран, и в целом величина налогообложения в нашей стране не так уж сильно отличается от зарубежной. Это касается и общего объема налоговых платежей в процентах к валовому внутреннему продукту, и основных налоговых ставок. В некоторых случаях они вообще не отличаются от принятых в других странах. Но в основном проблема состоит в неравномерности распределения налогов между категориями плательщиков. В принципе, налоговая система построена так, что перед ней все равны. Не существует какой-либо дискриминации налогоплательщиков, скажем, по формам собственности или территориальному признаку. Однако весь упор налоговой службы направлен на тех налогоплательщиков, которых легко проверить, тогда, как отдельные группы уходят от уплаты налогов, как на законном, так и на незаконном основании. Другая серьезная проблема - это недоимка налоговых платежей в бюджет. Главный же недостаток Российской налоговой системы состоит в том, что сегодня налоговая система страны не выполняет своей главной функции, а именно, не обеспечивает полноты поступлений в бюджет, поэтому одной из основных целей налоговой реформы является коренное улучшение формирования доходной базы бюджетов всех уровней. Имеется в виду осуществление мер, относящихся к налоговому администрированию и улучшению налогового контроля, цель которого состоит в обеспечении собираемости налогов.

В настоящее время во всем мире наблюдается тенденция к упрощению налоговой системы. Это и понятно. Чем проще налоговая система, тем, проще определять экономический результат, меньше забот при составлении отчетных документов и тем больше остается времени у предпринимателей на обдумывание того, как снизить себестоимость продукции, а не на то, как снизить налоги. Налоговым же органам проще следить за правильностью уплаты налогов, что позволяет уменьшить число работников в финансовых органах [17, с. 209].

Налоговым проблемам с точки зрения их правового содержания в недалеком прошлом уделялось незначительное внимание. Недостаточно проработаны и осмыслены были первые попытки нормативного регулирования происходящих в последние десятилетия ХХ в. рыночных преобразований и, как следствие - развившихся налоговых правоотношений. Формирование налоговой системы Российской Федерации не было подкреплено достаточным и комплексным реформированием системы российского законодательства, собственности, бюджетных взаимоотношений, судебной и правоохранительной систем. С появлением Основного закона на первый план стал выдвигаться вопрос о роли конституционного права в регулировании существующих общественно-экономических отношений, об обновлении и развитии законодательства, о соответствии происходивших в обществе реформ, в том числе и налоговой, действующему законодательству и общим принципам права.

Значимость для современного предпринимательства обозначенной проблематики заключается в наличии нерешенных проблем в сфере налоговых правоотношений и социально-экономических преобразований в стране. В условиях, когда доходы государства более чем на две трети покрываются за счет поступлений от налогов и сборов, формирование совершенной и эффективной налоговой системы является важнейшей задачей государства и его органов. Это обеспечение прав и интересов граждан, их социальной защиты, создание условий для роста материальной обеспеченности членов общества и развития экономики, обеспечение правопорядка и законности, а также укрепление обороноспособности и безопасности государства. Определение темы данного исследования связано с несколькими обстоятельствами. Во-первых, государственное регулирование налоговой системы представляет для Российского государства принципиально новое направление деятельности. Во-вторых, не может существовать методологии государственного регулирования налоговых правоотношений, пригодной для применения во всех странах, в силу специфики их условий, степени развития рыночных отношений, исторических традиций, правовой базы, развития институтов гражданского общества, национальной психологии и культурных особенностей. Следовательно, необходима разработка теоретически обоснованного и практически рационального механизма не просто государственного, а конституционного регулирования налоговой системы России. В-третьих, несмотря на то что период развития налоговых отношений насчитывает в России длительный срок, не существует единой методологии исследования конституционно-правового регулирования налоговой системы.                    В-четвертых, налоговая система помимо фискальной выполняет еще и опосредованно социальную функцию. Для реализации этой функции требуется определение политических условий государственной власти. В-пятых, отсутствие как в центре, так и в регионах методологически обоснованных программ государственного регулирования налоговой системы привело к тому, что применяемые органами государственной власти инструменты были и продолжают оставаться противоречивыми, непоследовательными, не опираются на единую методологию конституционно-правового регулирования налоговой системы, а следовательно, и соответствующего механизма ее реализации. Конституционно-правовое регулирование и установление общих начал в общественных отношениях в значительной мере способствовало постепенному наведению "нормопорядка" в законодательстве, установлению векторов его дальнейшего развития, росту правовой культуры граждан [13, с. 27-29].

Оказав значительное влияние на формирование и упорядочение налоговых правоотношений, конституционно-правовые нормы должны способствовать процессу происходящего реформирования налоговой системы Российской Федерации.

Разработанный и предложенный концептуальный подход к дальнейшему развитию налоговой системы Российской Федерации заключается в необходимости соответствия существующих правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения, и институтов, отвечающих за конкретные области применения законодательства о налогах и сборах, конституционно-правовым положениям, идеям и ценностям.

Интенсивность развития в конце прошлого века в России конституционного и налогового права, изучение проблем действующего законодательства о налогах и сборах, появление новых правовых институтов, субъектов налоговых правоотношений характеризуется фактическим дефицитом научных трудов, которые носили бы системный, комплексный характер в сфере конституционного регулирования налоговых правоотношений. Отчасти это связано с тем, что российская Конституция крайне немногословна в отношении содержащихся в ней статей, посвященных конституционно-правовому регулированию налоговых правоотношений. Не случайно, что большая часть решений Конституционного Суда Российской Федерации пришлась на разрешение правовых конструкций, связанных с применением налогово-правовых норм.

Вместе с тем следует отметить, что пока еще слабо разработан понятийный аппарат конституционно-правового регулирования налоговой системы, в том числе таких категорий, как "принципы налоговой системы", "стратегия проведения налоговой политики", "конституционно-правовой статус субъектов налоговых правоотношений". Нет и трудов, специально посвященных роли конституционно-правовых факторов в становлении налоговой системы Российской Федерации. Работы, написанные ранее, ограничивались рассмотрением вопросов, касающихся основ налоговых правоотношений, и не затрагивали проблем влияния системы этих факторов на политическую систему, в том числе правовое, экономическое, социальное, психологическое состояние российского общества, с учетом возможностей конституционного регулирования налоговой системы. Они лишь фрагментарно затрагивали проблемы, поставленные автором данного научного исследования [15, с. 35].

Общественные отношения требуют большего нормативно-правового регулирования. Обществу сегодня насущно требуется комплексный конституционно-правовой подход, заключающийся в разработке правовых инструментов - способов воздействия норм Конституции Российской Федерации на процесс совершенствования налоговой системы РФ, в том числе совершенствование системы российского налогового законодательства, юрисдикции участников налоговых правоотношений, налоговой политики государства, налогово-правовой культуры россиян и регулирование существующих налогово-правовых отношений.

Но для этого необходимы:

- выработка государственно-правового подхода к регулированию налоговых отношений на основе установления комплекса необходимых мероприятий, направленных на регулирование налоговой системы как универсального и до настоящего времени в полной мере не реализованного способа разрешения имеющихся проблем и противоречий в сфере налоговых отношений;

- осуществление анализа действующего законодательства о налогах и сборах на предмет исследования наличия в нем пробелов правового регулирования

- выявление ряда конституционных принципов, влияющих на существующие налоговые правоотношения, как закрепленные в Основном законе страны и Налоговом кодексе РФ, так и вытекающие из общего духа и смысла Конституции РФ и практики работы Конституционного Суда РФ;

- освещение степени влияния конституционно-правового воздействия на проводимую в стране налоговую политику, состояние налогового правосознания российских граждан;

- исследование необходимости изменения структуры, форм, статуса субъектов - участников налоговых правоотношений в целях соответствия их деятельности конституционно-правовым принципам и положениям;

- определение путей развития налоговой системы на основе концепции ее конституционно-правового развития как возможного способа конституционно-правового регулирования налоговых отношений.

Анализ возможностей влияния политико-правового регулирования на налоговые правоотношения позволяет сделать вывод о том, что в ближайшее время должен быть выработан комплексный подход к совершенствованию налоговой системы Российской Федерации в рамках существующего политического порядка.

Данная гипотеза основывается на следующих положениях и выводах:

- формирование российской налоговой системы находится в зависимости от политических, экономических, правовых, социальных, психологических, управленческих аспектов;

- в целях решения проблем налоговой системы и реализации налоговой политики целесообразно законодательно раскрыть базовое понятие "налоговая система" в Налоговом кодексе РФ;

- российское общество испытывает потребность в приведении в соответствие с положениями Основного закона деятельности участников налоговых правоотношений и норм налогового законодательства;

- существует ряд недоработок действующей редакции Налогового кодекса РФ, в целях устранения которых предлагается внесение законодательных поправок в нормативно-правовые положения, регламентирующие: права и обязанности участников налоговых отношений, осуществление налогового контроля, производство по делу о налоговом правонарушении, порядок взыскания налоговых санкций и их применения за нарушения действующего законодательства о налогах и сборах;

- правоприменительной практикой доказана необходимость пересмотра юрисдикционного устройства государственных органов, закрепления юридического статуса участников налоговых правоотношений с целью более эффективной их деятельности и ее соответствия конституционно-правовым положениям;

- реализация изложенных выше выводов требует разработки и принятия концепции ее конституционно-правового развития, основывающейся на государственно-правовом регулировании этой системы.

Разработанный и предложенный концептуальный подход к дальнейшему развитию налоговой системы Российской Федерации заключается в необходимости соответствия существующих правовых норм, регулирующих налоговые правоотношения, и институтов, отвечающих за конкретные области применения законодательства о налогах и сборах, конституционно-правовым положениям, идеям и ценностям [11, с. 70].

В Российской Федерации средства для финансирования государственных программ и реализации властных политических решений мобилизуются преимущественно за счет налоговых поступлений. Формирование бюджетов Федерации и ее субъектов за счет налогов и сборов является основным источником государственных доходов.

Специфика правового регулирования налоговых отношений в России обусловлена их новизной для существующей системы общественных отношений. Этим объясняется то, что Конституция России 1993 г. крайне коротко касается вопросов налогового регулирования. Однако эти немногочисленные конструкции Основного закона плюс 10-летняя практика работы Конституционного Суда Российской Федерации сформировали мощные предпосылки для укрепления федеративной основы государственного устройства, заложив фундамент наведения "конституционного порядка" на всем правовом пространстве Российской Федерации. Приведение законодательства о налогах и сборах, налоговой политики, задач и структуры - налоговых органов, судов, правоохранительных органов и органов исполнительной власти - в соответствие Основному закону позволит сформировать в Российской Федерации единую эффективно функционирующую налоговую систему. Основой базиса реформирования налоговой системы должно явиться существование концепции развития налоговой системы на последующие годы и соответственно механизма регулирования отношений и осуществления конкретных мероприятий для достижения поставленной цели. В настоящее время основной проблемой в развитии налоговой системы является отсутствие целостной стратегии ее развития.

Все это свидетельствует о том, что в России нет системной программы развития налоговой системы. В перспективе государству необходимо обрести четкую концепцию  развития налоговой системы и выработать план действий реализации этой стратегии, который должен учитывать необходимость реформирования налоговых органов, судебных, правоохранительных органов государственной власти и управления [16, 290].

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России