Налоговая система и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Сбор налогов – древняя функция и одно из главных условий существования государства, развития социальных структур на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Налоговая система: понятия, задачи, принципы построения, функции…………………………………………………….……………………5
1.1 Теоритические представления о налоговой системе………………..…5
1.2 Принципы построения. ……………………………….…....……………8
1.3 Функции налоговой системы. ………………………………………….13
Глава 2. Особенности налоговой системы в современной России...........17
Особенности налоговой системы России……………………………...17
Особенности налогообложения физических лиц в Российской Федерации…………………………………...........….....……………......20
Глава 3. Реформирование налоговой системы России………...........…...23
Основные направления совершенствования налоговой системы России…………………………………………………………………….23
Роль государства в регулировании налоговой системы……………...27
Заключение.........................................................................................................30
Литература...................................................................................

Работа содержит 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

     В этой связи в рамках работы Экспертного  совета по совершенствованию налогового законодательства при ТПП России подготовлен законопроект, который вводит норму об ответственности согласно законодательству Российской Федерации руководителя налогового органа (заместителя руководителя) за убытки, причиненные налогоплательщику в результате принятия неправомерных решений о приостановлении операций по его счетам в банке. Установление такой ответственности будет способствовать неукоснительному соблюдению сотрудниками налоговых органов законодательства и предотвращению нарушений прав налогоплательщиков, позволит снизить уровень коррупциогенности при принятии решений о приостановлении операций по счетам.

     Проект  предполагает корректировку действующей  нормы абз. 1 п. 7 ст. 76 НК РФ. Из общего правила предлагается сделать исключение, установив, что приостановление  операций по счетам налогоплательщика  по причине неуплаты или неполной уплаты налогов и сборов действует с момента получения банком решения налогового органа о приостановлении таких операций и до полного списания денежных средств со счета в банке на основании инкассового поручения.

     Эта поправка обусловлена тем, что на практике возможны ситуации, когда налогоплательщик в установленном порядке погасил налоговую задолженность, а инспекция в силу различных причин своевременно не приняла решение о снятии блокировки на банковские счета налогоплательщика. Таким образом, сам факт полной уплаты задолженности по налогам и сборам на основании инкассового поручения автоматически будет означать снятие ограничения операций по счетам. В результате добросовестный налогоплательщик в данном вопросе не будет зависеть от своевременности вынесения сотрудником налогового органа решения об отмене блокировки банковских счетов.

     Предлагается  исключить п. 12 из ст. 76 НК РФ. Эта  норма ущемляет права как кредитных  организаций, так и налогоплательщика. Указанную норму предлагается заменить новым пунктом, регламентирующим порядок закрытия заблокированных счетов налогоплательщиков в банках при отсутствии на них денежных средств и наличии заявления организации-налогоплательщика о расторжении договора банковского счета.

     В разд. 2 Основных направлений говорится о совершенствовании налога на добавленную стоимость. Планируется внедрить систему специальной регистрации плательщиков НДС, продолжить работу по оптимизации перечня документов, подтверждающих обоснованность применения нулевой ставки, уточнить порядок налогообложения организаций - собственников жилья, применения НДС при расчетах неденежными средствами и др. Однако в документе не предусматривается принципиальных способов решить проблему исчисления, взимания и возмещения НДС.

     Возможно, специальная регистрация плательщиков НДС приведет к дополнительному усложнению администрирования налогов и для инспекций, и для налогоплательщика. Администрирование налогов, в том числе и НДС, должно проводиться с учетом презумпции добросовестности налогоплательщика. Необходимо также отметить, что действующее законодательство РФ уже предусматривает ответственность за представление при регистрации документов, содержащих заведомо ложные сведения.

     Целесообразно наряду с переходом к уведомительному  порядку подтверждения права на применение нулевой ставки сократить перечень документов, предусмотренных налоговым законодательством для подтверждения ее применения, до одной лишь таможенной декларации с отметкой о вывозе товара в режиме экспорта. Однако об этом в проекте Минфина России не говорится.

     Необходимо, кроме того, всесторонне рассмотреть  вопрос о снижении ставки НДС. Цели и задачи макроэкономического развития России до 2020 г. требуют достаточно устойчивой финансовой базы. Учитывая, что НДС является одним из основных налоговых источников пополнения федерального бюджета, к вопросу о снижении его ставки нужно подходить крайне взвешенно, оценив все возможные риски.

     В разд. 3 Основных направлений предусматривается  ряд мер, направленных на косметическое  реформирование единого социального налога. Таких мер явно недостаточно, поэтому следует:

     - провести комплекс мероприятий  по реформированию ЕСН в направлении  дальнейшего сокращения налоговой  нагрузки на фонд оплаты труда;

     - ввести разделение ЕСН на налоговый  платеж и страховые взносы в государственные внебюджетные фонды социального, медицинского и пенсионного страхования;

     - установить порядок, предусматривающий  использование при уплате ЕСН  одного платежного поручения,  при условии выработки соответствующей  казначейской технологии;

     - освободить от обложения ЕСН  суммы пенсионных взносов, уплачиваемые  юридическими лицами (налогоплательщиками)  в пользу работников по договорам  негосударственного пенсионного  обеспечения, заключаемым с негосударственными  пенсионными фондами (НПФ), имеющими соответствующие государственные лицензии.

     При доработке разд. 4 Основных направлений, в котором говорится об изменениях в гл. 22 "Акцизы" НК РФ, предлагается дополнительно рассмотреть, в частности, следующий вопрос. Пункт 1 ст. 201 НК РФ17 (в ред. Федерального закона от 26 июля 2006 г. N 134-ФЗ) не изменяет перечень первичных документов, на основании которых осуществляются вычеты по акцизу. А это значительно ограничивает право налогоплательщика на применение вычета, поскольку перечень документов, возникающих в практической деятельности налогоплательщиков, намного шире. При этом п. 15 ст. 201 НК РФ вводит иной перечень документов, необходимых для осуществления вычетов по прямогонному бензину, несмотря на то что прямогонный бензин - это один из видов подакцизных товаров.

     В разд. 6 Основных направлений речь идет о направлениях реформирования налога на прибыль организаций и в  большей степени о совершенствовании  амортизационной политики. Специалисты  Минфина России справедливо отмечают, что в среднесрочной перспективе состав амортизационных групп следует изменить таким образом, чтобы сократить сроки полезного использования отдельных видов амортизируемых основных средств, рассмотреть ситуацию с переносом на будущее убытков реорганизуемых или приобретаемых компаний и др.

     Однако  в целом меры, предлагаемые Минфином России, не смогут дать экономике РФ мощный импульс к развитию, стимулировать  рост промышленности и привести к  обновлению основных фондов предприятий. Для достижения указанных целей  нужно:

     - рассмотреть вопрос о возврате инвестиционной льготы по налогу на прибыль организаций (в части средств, инвестируемых предприятиями на расширение и модернизацию собственного производства, на пополнение основных производственных фондов);

     - дополнить абз. 1 п. 7 ст. 259 НК РФ новым текстом следующего содержания: "Лизинговые компании, учитывающие предмет лизинга на своем балансе, вправе начислять и признавать в качестве расхода амортизацию в суммах, пропорциональных суммам арендных (лизинговых) платежей по контракту. Применение такого механизма начисления амортизации осуществляется в случае, если это прямо указано в приказе об учетной политике в целях налогообложения".18

     Раздел 7 Основных направлений содержит предложения  по совершенствованию налога на добычу полезных ископаемых. В порядке обсуждения отметим также, что в среднесрочной перспективе целесообразно рассмотреть вопрос о разработке специального налогового режима при недропользовании. Ориентировочно структура данного специального налогового режима представляется в таком обобщенном виде.

     Раздел 1. Новый налог (система платежей) на основе кардинально переработанного  налогового законодательства в отношении  недропользования, исходя из рентообразующих  принципов.

     Раздел 2. Экономическое стимулирование рационального  и комплексного освоения недр (льготы и ограничения).

     Раздел 3. Режим соглашений о разделе  продукции в другой редакции, устраняющей  допущенные принципиальные ошибки (компенсационные  затраты, распределение прибыли  и пр.).

     Раздел 4. Система платежей, налогов и  сборов по малому и среднему горному предпринимательству в зависимости от вида его деятельности.

     Раздел 9 Основных направлений посвящен вопросам реформирования специальных налоговых  режимов. Минфин России, признавая низкий уровень развития малого бизнеса  в России по сравнению с ведущими зарубежными странами, на среднесрочную перспективу предлагает, в частности:

     - прекратить практику искусственного  разделения организаций для получения  доступа к специальным налоговым  режимам в целях минимизации  налогообложения;

     - на основании отраслевых исследований  базовой доходности разработать  порядок определения базовой  доходности по видам предпринимательской  деятельности, облагаемым единым  налогом на вмененный доход.

     Указанные предложения в целом могут  быть поддержаны, однако они представляются явно недостаточными для активного развития малого и среднего предпринимательства на период до 2020 г. Предлагается увеличить предельную величину годового дохода налогоплательщика, применяющего упрощенную систему налогообложения, с 20 млн руб. до 56 млн руб. Это будет более или менее соответствовать реальным показателям экономической деятельности субъектов малого предпринимательства на современном этапе.19

     Отдельно  стоит отметить, что в планах Минфина  России по совершенствованию налоговой системы на среднесрочную перспективу не отражены вопросы реформирования налога на имущество организаций, стимулирования инновационной деятельности, создания налоговых стимулов для привлечения инвестиций, которые приобретают ключевое значение в связи с программой экономического развития России на период до 2020 г. 
 

    1.   Основные направления совершенствования налоговой системы России
 

     При разработке экономической политики государству необходимо учитывать  следующие случаи:

     1. Уклонение от налога. Переложение  налога не следует смешивать с уклонением от налога и с амортизацией, или с погашением налога. Уклонение от налога бывает легальным и нелегальным. К легальным, законным относится тот случай, когда потребитель с введением акциза на предмет его потребления или с повышением этого акциза перестает покупать этот предмет или покупает его в меньшем количестве. Сюда же относятся и те случаи, когда производитель, обложенный акцизом по средней величине выхода производимого продукта, повышает производительность и начинает получать больший выход продукта, продолжая платить прежний акциз.

     С легальными уклонениями государство  может бороться только финансовыми  способами: при сокращении потребления  обложенного товара - понижать акциз. С нелегальными способами уклонения  можно бороться только усовершенствованием налогового аппарата, который должен быть способен вскрывать все случаи обмана со стороны плательщиков.

     2. Амортизация (или погашение), поглощение  и капитализация налога. Здесь  выделено два варианта:

  • налог вызывает уменьшение ценности облагаемого предмета - амортизация налога;
  • налог может быть поглощен уменьшением ценности предмета – поглощение налога;
  • ценность предмета увеличена благодаря уменьшению налога - капитализация налога.

     Благодаря явлениям амортизации, поглощения и капитализации при известных условиях увеличение налога ведет к частичной конфискации имущества налогоплательщика. Наоборот, уменьшение налога может вызвать ничем не заслуженное увеличение богатства.

     3. Лицо, обязанное уплачивать налог  по закону, фактически несет бремя налога, то есть является не только плательщиком, но и носителем налога. Увеличение налога может побудить производителя добиться уменьшения затрат (например, используя новые приемы и технические усовершенствования в производстве) и за счет этого покрыть налог.

     4. Плательщик, законно обложенный  налогом, перекладывает тяжесть  налога на другого. Если последнему  также удается переложить налог  на третье лицо, то он является  лишь плательщиком-посредником.  Если же он окончательно несет  тяжесть налога, тогда он – носитель налога. Ситуация переложения определяется множеством условий: подчинение облагаемого предмета свободной конкуренции или монополии, наличие или отсутствие эластичного спроса и предложения, степень мобильности (подвижности или иммобильности облагаемого предмета).

     Если  налогоплательщик монополист, то переложить налог ему значительно труднее, чем при свободной конкуренции, так как монополист обычно устанавливает  максимальные цены без отношения  к налогу. При попытке переложить налог монополист встречается с риском уменьшения спроса. Поэтому монополисту приходится принимать налог на свою прибыль, которая и за вычетом налога обычно дает ему достаточную выгоду. При режиме свободной конкуренции цены приближаются к издержкам производства, налог может войти в сумму этих издержек. Несмотря на увеличение цены в связи с ростом налога, потребление не уменьшается (например, предметы первой необходимости) и налог перелагается на потребителя. При обложении предметов не первой необходимости (средней роскоши) переложение более трудно, так как в этом случае возможно сокращение потребления.

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России