Налоговая система и ее особенности в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 18:44, курсовая работа

Описание работы

Сбор налогов – древняя функция и одно из главных условий существования государства, развития социальных структур на пути к экономическому и социальному процветанию. Экономические преобразования в современной России и реформирование отношений собственности существенно повлияли на реализацию государством своих экономических функций и закономерно обусловили реформирование системы налогов. На пути к рыночной экономике налоги становятся наиболее действенным инструментом регулирования новых экономических отношений. В частности, они призваны ограничивать стихийность рыночных процессов, воздействовать на формирование производственной и социальной инфраструктуры, укрощать инфляцию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Налоговая система: понятия, задачи, принципы построения, функции…………………………………………………….……………………5
1.1 Теоритические представления о налоговой системе………………..…5
1.2 Принципы построения. ……………………………….…....……………8
1.3 Функции налоговой системы. ………………………………………….13
Глава 2. Особенности налоговой системы в современной России...........17
Особенности налоговой системы России……………………………...17
Особенности налогообложения физических лиц в Российской Федерации…………………………………...........….....……………......20
Глава 3. Реформирование налоговой системы России………...........…...23
Основные направления совершенствования налоговой системы России…………………………………………………………………….23
Роль государства в регулировании налоговой системы……………...27
Заключение.........................................................................................................30
Литература...................................................................................

Работа содержит 1 файл

НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА И ЕЁ ОСОБЕННОСТИ В РОССИИ.doc

— 253.50 Кб (Скачать)

     Отсутствие  данного принципа в НК РФ ни в  коей мере не должно означать, что он не должен учитываться при формировании налоговой системы. Принципы налогообложения существуют объективно и не могут быть отменены или видоизменены по воле законодателей. Между тем в строящейся и близкой к завершению российской налоговой системе делается попытка абстрагироваться от данной объективной реальности, игнорируя отдельные важнейшие принципы налогообложения. Это проявляется и в действующих главах Кодекса, посвященных налогам, взимаемым с физических лиц.

     В российской налоговой системе, как и в системах большинства других стран, число таких налогов ограничено. Самые массовые из них - это налоги на доходы физических лиц, на имущество физических лиц, транспортный и земельный. Эти налоги уплачиваются большинством населения страны, поэтому к установлению их основных элементов следует подходить особенно взвешенно, не допуская чрезмерного налогового гнета и обеспечивая соблюдение принципа равенства и справедливости.

     Из  четырех указанных выше налогов  фактически по трем установлены прогрессивные ставки налогообложения. По налогу на имущество физических лиц ставка налога колеблется от 0,1 до 2% к суммарной инвентаризационной стоимости недвижимого имущества. При этом применяется самая жесткая, так называемая простая, прогрессия: размер ставки увеличивается в зависимости от роста в целом объекта налогообложения. С введением в качестве налоговой базы рыночной стоимости имущества дифференциация в размерах уплачиваемого налога еще более возрастет.15

     Наряду с введением в качестве налоговой базы рыночной стоимости имущества граждан в экономической литературе все чаще высказываются предложения о целесообразности введения повышенных на порядок ставок налогов для особо дорогого жилья, для обладателей более чем одного объекта недвижимости и т.д. и т.п.

     Исходя  из установленных в настоящее  время ставок и налоговой базы, земельный налог тоже можно условно  отнести к налогу, уплачиваемому  по прогрессивной шкале налогообложения. Как известно, ставка по данному  налогу установлена в зависимости  от кадастровой оценки земли. Таким образом, чем выше качество земельного участка, тем большая сумма налога с него уплачивается и тем выше фактическая ставка налога с единицы земельного участка.

     Положение законодательства в части установления прогрессивного налогообложения с определенной оговоркой можно признать соответствующим принципу социальной справедливости. Вместе с тем в налогообложении указанных объектов в части соблюдения принципа равенства и справедливости имеются и отдельные вопросы. Обладатель дорогого жилья или автомобиля не обязательно может получать стабильный высокий доход. Значительное количество людей получили в свое время от государства дорогие по нынешним временам квартиры, кто-то владеет элитным жильем, или дорогим автомобилем, или престижным земельным участком, доставшимся по наследству. Построив элитное жилье или купив автомобиль престижной марки, их обладатель к определенному времени может потерять свой бизнес или по другой причине лишиться постоянного значительного дохода.

     Как представляется, из четырех массовых уплачиваемых гражданами налогов именно земельный налог, налог на имущество и транспортный менее всего подходят на роль регулятора и перераспределителя доходов физических лиц. Для выполнения этой функции более всего подходит налог на доходы физических лиц, который занимает особое положение в ряду налогов, уплачиваемых гражданами. Он, пожалуй, самый массовый налог из всех известных в мировой практике, и объектом его обложения является получаемый физическими лицами доход. Именно размер дохода, а не наличие дорогого жилья или автомобиля характеризует способность гражданина платить определенный уровень налога, а также степень его благосостояния. Как известно, именно способность налогоплательщика платить налоги является одним из основных принципов налогообложения. В этих условиях не совсем логичным выглядит нынешняя плоская шкала налогообложения доходов физических лиц. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 3.Реформирование налоговой системы России.

     3.1 Перспективы и  особенности развития  налоговой системы  Российской Федерации.

     Финансовое  ведомство подготовило проект Основных направлений налоговой политики на плановый период 2010 и 2011 гг. Впрочем, судя по документу, глобальной перестройки налоговой системы в ближайшем будущем не будет. Приоритеты остаются прежними - создание эффективной, сбалансированной налоговой и бюджетной систем, отказ от необоснованных мер в области увеличения налогового бремени. Итак, что нового нас ждет согласно проекту Основных направлений налоговой политики16?

     Финансовое  министерство планирует и дальше работать над совершенствованием НДС. Идея внедрения специальной регистрации  плательщиков НДС руководству Минфина  России по-прежнему кажется удачной. Так что клуб плательщиков НДС в ближайшее время все-таки создадут.

     Кроме того, действующий порядок оформления счетов-фактур также планируют подкорректировать. Предполагается, что счета-фактуры  можно будет оформлять с отрицательными показателями. Это нужно, чтобы урегулировать порядок применения налоговых вычетов. Будет рассмотрен вопрос о внесении поправок в налоговое законодательство в отношении незначительных нарушений правил заполнения счета-фактуры. Считается, что это послабление снизит издержки налогоплательщика.

     Власти  планируют уточнить порядок исчисления НДС при расчетах неденежными  средствами. Возможно, что обязанность  перечислять своим контрагентам суммы налога на основании отдельного платежного поручения будет упразднена.

     Реформе подвергнется и процедура проведения камеральных проверок, хотя ее недавно уже меняли. Минфин России считает, что нужно разрешить налоговым органам по итогам проверки одной декларации выносить два решения: одно - в отношении тех сумм налога, которые, по мнению инспекторов, были поставлены к вычету правомерно, второе - в отношении сумм, которые были поставлены к вычету необоснованно.

     Что касается НДФЛ, то согласно проекту, ставка налога 13% будет сохранена. С 2009г. был увеличен предельный размер дохода, при достижении которого налогоплательщик теряет право на стандартный налоговый вычет, с нынешних 20 000 до 40 000 руб.

     В части налога на прибыль финансовое ведомство запланировало ряд  поправок, не очень приятных для  налогоплательщиков. Например, принцип  возврата льготы. Это означает, что если организация применяла ускоряющие коэффициенты при начислении амортизации и пользовалась амортизационной премией, то при продаже такого основного средства ранее чем через пять лет сумма ускоренной амортизации подлежит восстановлению в налоговой базе и при определении финансового результата от продажи основного средства не учитывается.

     Минфин  России также планирует предусмотреть  в налоговом законодательстве ограничения  по начислению амортизации в случае, если основное средство получено дочерней компанией от материнской и наоборот. Будут сокращены возможности применения ускоренного коэффициента амортизации при лизинге. В законодательство внесут поправку, согласно которой коэффициент можно будет использовать только при первичном приобретении основного средства у лизинговой компании.

     Не  устраивает чиновников и ситуация с  переносом на будущее убытков  реорганизуемых или приобретаемых  компаний. Ведь, по их мнению, реорганизацию  часто используют недобросовестные налогоплательщики для минимизации налога на прибыль. Поэтому будет принят особый порядок переноса убытков, установлены ограничения, как по сроку, так и по размеру прибыли, направляемой на погашение убытка для реорганизуемых организаций.

     В 2009г. Минфин России уделил особое внимание части первой НК РФ. В частности, уточнен порядок приостановления операций по счетам налогоплательщиков в банках. Кроме того, ведомство разобралось с платежами налогоплательщиков, которые "пропали" в проблемных банках.

     Запланировано ввести институт консолидированной налоговой отчетности и при исчислении налога на прибыль. Соответствующий законопроект обсуждается уже давно. Финансовое ведомство предлагает ввести в России "широко используемый в зарубежных странах институт консолидированной налоговой отчетности при исчислении группой компаний своих обязательств по налогу на прибыль". После вступления соответствующей поправки в силу можно будет суммировать финансовый результат компаний, входящих в группу, и уже исходя из этих сумм, платить налог на прибыль. Признать себя консолидированной группой смогут сами организации, входящие в холдинг.

     Правда, исключение составляют компании, которые  являются резидентами особых экономических  зон, а также применяющие специальные  налоговые режимы. Консолидированная  группа будет формировать единую налоговую декларацию, суммируя данные индивидуальных налоговых деклараций по налогу на прибыль всех организаций - участников группы.

     По  словам заместителя руководителя Комитета по налоговой и бюджетной политике Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) С.Ю. Белякова, минус проекта Основных направлений налоговой политики заключается в том, что он не предусматривает мер налогового стимулирования экономики. Имеется в виду реформирование таких налогов, как налог на добавленную стоимость, налог на прибыль организаций.

     Господин  Беляков отмечает, что РСПП не устраивает содержащаяся в проекте концепция  законопроекта о контроле за трансфертными  ценами, так как она не соответствует  тем договоренностям, которые были достигнуты на тематическом совещании в Правительстве РФ в декабре 2007 г.

     В отличие от уже заявленной позиции  Минфина России о нецелесообразности снижения налогового бремени в докладе  Президента РФ значилось противоположное - необходимость снижения налоговой  нагрузки.

     Особое внимание на заседании Государственного совета было уделено реформированию НДС: ставка этого налога должна быть снижена максимально, и это решение должно быть принято в максимально короткие сроки. В РСПП считают, что после такого выступления Президента РФ и еще раз расставленных акцентов в части инновационного развития экономики Основные направления налоговой политики должны быть серьезно доработаны.

     В целом с заместителем руководителя Комитета по налоговой и бюджетной  политике РСПП согласен эксперт "Опоры России" М.Ю. Орлов.

     "Очевидно, что налоговая реформа является  одной из составных частей  экономической реформы и все  новации налоговой системы должны  каким-то образом совпадать с  курсом Правительства РФ по  развитию экономики. Мероприятия,  которые предлагает Минфин России, можно назвать латанием дыр.

     Начиная с 2002г. Правительство РФ неоднократно заявляло, что готово снижать налоговое  бремя, при этом речь шла и о  снижении фискальной нагрузки, и о  либерализации налогового администрирования. Но с прошлого года намерения властей переменились. В 2007 г. в традиционных направлениях налоговой политики было сказано, что необходимо отказаться от увеличения номинального налогового бремени в среднесрочной перспективе при условии поддержания сбалансированной бюджетной системы.

     Главными  целями современной налоговой системы  Российской Федерации должны быть формирование стимулов развития рыночных институтов и механизмов хозяйствования, создание благоприятных условий для повышения  эффективности производства и обновления основных фондов предприятий, снижение общей налоговой нагрузки на экономику и бизнес. При этом снижение налогового бремени должно сопровождаться снижением затрат на функционирование административной налоговой системы, а также развитием социальной и регулирующей функций налогов.

     В разд. 1 Основных направлений говорится  о планах Минфина России по совершенствованию  налогового администрирования. При  этом на среднесрочную перспективу  упоминаются лишь изменения, связанные  с корректировкой операций по счетам налогоплательщиков, конкретизацией видов налоговых правонарушений и т.д. Таким образом, в сфере налогового администрирования финансовое ведомство предлагает ограничиться точечными незначительными поправками. Однако до сих пор не решены более серьезные проблемы.

     Одна  из них - истребование налоговыми органами чрезмерного объема документов, которые  не могут быть реально проверены. Это своего рода электронно-бумажный бюрократический барьер, который  лишь неоправданно увеличивает издержки предприятий, снижая их конкурентоспособность.

     Минфин  России в указанном разделе Основных направлений предлагает уточнить порядок  применения ст. 76 НК РФ, а именно порядок  приостановления операций по счетам в банках организаций и индивидуальных предпринимателей. Правда, в чем  будет заключаться такое уточнение, в тексте не поясняется. Однако ст. 76 НК РФ должна подвергнуться более серьезным поправкам.

Информация о работе Налоговая система и ее особенности в России