Налоговая система государства. Налоги и их виды.

Автор: q*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Содержание

1. Понятие налоговой системы. Сущность и принципы налогообложения. Элементы налога. Способы взимания
2. Виды налогов и их функции
2.1. Классификация налогов
2.2. Функции налогов
2.3. Система налогообложения в России
3. Необходимость совершенствования налогообложения РФ

Работа содержит 1 файл

курсач по эконом. теории.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Налоговый кодекс является законом прямого  действия. Прежде всего он четко  определяет вопросы взаимоотношений  налогоплательщиков и налоговых органов, права и обязанности обоих субъектов налоговых отношений, процедурные вопросы, связанные с обжалованием решений налоговых органов. Прямое действие кодека обеспечивается также за счет большей точности формулировок отдельных понятий и терминов, исключающих двойное их толкование налогоплательщиками и налоговыми органами.

Основным  направлением совершенствования налоговой  политики, предусмотренным в проекте  отдельных частей Налогового кодекса, должно стать изменения методологического  подхода при определении налогооблагаемой базы по налогу на прибыль. В налоговых законодательствах во всех стран, входящих в Европейский Союз, заложен единый подход к  определению налогооблагаемой базы как юридических, так и физических лиц. Суть его состоит в том, что все расходы, связанные с бизнесом, исключаются из налогооблагаемой базы.

Налоговая система России слабо адаптирована к высокому уровню инфляции. Исчисление и взимании налога на прибыль и  налога на добавленную стоимость  сопряжено с большими финансовыми  потерями, которые несут налогоплательщики. Они связаны с отсутствием индексации амортизации и стоимости производственных запасов, списываемых на себестоимость, в связи с инфляцией.

Одним из основных вопросов совершенствования  налогового законодательства являются правовые взаимоотношения налогоплательщиков с налоговыми органами. В экономически развитых странах они базируются исключительно на положении законов. В России взаимоотношения налогоплательщиков и налоговых органов регулируются как статьями законов, так и подзаконными актами, включая постановления правительства, а так же инструкциями Министерства финансов и Государственной налоговой службы РФ по применению соответствующих законов, а также многочисленными инструктивными письмами, разъяснениями, телеграммами Министерства финансов, Госналогслужбы и Центрального банка РФ. Любое  нарушение налогового законодательства жестко карается действующей системой штрафов и санкций. Причем налоговыми органами не делается различий между умышленной неуплатой налога и его недоплатой вследствие ошибки при исчислении налогооблагаемой базы, неправильного применения льгот или ошибок при ведении бухгалтерского учета22.

В экономически развитых странах разногласия между  налогоплательщиком и налоговой  администрацией решается только в налоговых судах, независимых от налоговых органов, и на основе соответствующих статей закона. В Российской  Федерации защита прав налогоплательщиков также предусмотрено законодательством в судебном порядке. 

В связи  с этим актуальным представляется вопрос о развитии в России прецедентного налогового права. Прецедентное право является в развитых  странах эффективным средством развития налогового положения, налогового законодательства принимает силу закона и может использоваться с момента принятия решения суда другими налогоплательщиками при исчислении и уплате налогов. Вопрос о создании налоговых судов в РФ в настоящее время отложен из-за больших финансовых издержек, однако он не должен игнорироваться в будущем. Требует неотложного признания и необходимость применения у нас в стране прецедентного права, действующего во многих экономически развитых странах.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

Налоговая система — один из главных элементов  рыночной экономики. Она выступает  главным инструментом воздействия  государства на развитие хозяйства, определения приоритетов социального и экономического развития. Поэтому необходимо, чтобы налоговая система России была адаптирована к новым общественным отношениям, соответствовала мировому опыту.

В новой  налоговой системе, исходя из Федерального устройства России в отличие от предыдущих лет, более четко разграничены права и ответственность соответствующих уровней управления (Федерального и территориального) в вопросах налогообложения. Введение местных налогов и сборов, как дополнение перечня действующих Федеральных налогов, предусмотренное законодательством, позволило более полно учесть разнообразные местные потребности и виды доходов для местных бюджетов.

И все  же новое налоговое законодательство не в полной мере подходит к новым условиям. Его основные недостатки следующие: излишняя уплотненность, запутанность, наличие большого количества льгот для различных категорий плательщиков, не стимулирующих рост эффективности производства, ускорение научно-технического прогресса, внедрение перспективных технологий или увеличение выпуска товаров народного потребления. Действующее законодательство фактически закрыто по отношению к мировому, не стимулирует привлечение в народное хозяйство иностранных инвестиций. Мировой опыт свидетельствует, что налоговое законодательство — не застывшая схема, оно постоянно изменяется, приспосабливается к воспроизводственным процессам, рынку.

Нестабильность  наших налогов, постоянный пересмотр  ставок, количества налогов, льгот и т. д., несомненно, играет отрицательную роль, особенно в период перехода российской экономики к рыночным отношениям, а также препятствует инвестициям как отечественным, так и иностранным. Нестабильность налоговой системы на сегодняшний день — главная проблема реформы налогообложения.

Жизнь показала несостоятельность сделанного упора на чисто фискальную функцию  налоговой системы: обирая налогоплательщика, налоги душат его, сужая тем самым  налогооблагаемую базу и уменьшая налоговую  массу. Выдвигаемые реформаторские предложения касаются в лучшем случае отдельных элементов налоговой системы. Предложений же о принципиально иной налоговой системе, соответствующей нынешней фазе переходного периода, практически нет. И это не случайно, так как оптимальную налоговую систему можно развернуть только на серьезной теоретической основе, которой в России еще нет...

Несомненно, вся эта неразбериха с налогами приводит к нестабильному положению в нашей экономике и еще больше усугубляет экономический кризис. Несомненно, для выхода из кризисного состояния необходимо одним из первых шагов наладить налоговую систему страны. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Налоговый  кодекс РФ. Часть вторая. Раздел VIII. Федеральные налоги. 2007 год
  2. Налоговый  кодекс РФ.  Часть вторая. Раздел IX. Региональные налоги и сборы. 2007 год
  3. Налоговый  кодекс РФ.  Часть вторая. Раздел X. Местные налоги. 2007 год
  4. Налоги: учебное пособие /Д.Г. Черник. Финансы и статистика, 2003.
  5. Журнал «Налоги и финансовое право», №9, 2008. Налоговая реформа России: от планов к воплощению.
  6. Никитин С. «Налоги и платежи», Российский экономический журнал, №3,2003.
  7. Жидкова Е.Ю. «О налогах, зарплате и экономическом росте», Налоговый вестник,№4, 2007.
  8. Разгулин С.В. «Налоговая система государства», Финансы, №6, 2006.
  9. Титов А.С. «Налоги», Юрист, №1, 2005.
  10. Андреева И.В. «Налоги», Финансы и статистика, 2005.
  11. Хритиан В. Ф. «О направлениях развития налоговой реформы». Финансы. №4, 2004.
  12. «Налоговая система России» – Уч. Пособие под ред. Д.Г. Черника, А.З. Дадашева, М.: АКДИ, 2002
  13. Сайт РИАновости, ссылка:

     http://www.rian.ru/economy/20090104/15858645.html

  1. http://www.gks.ru/bgd/regl/b07_13/IssWWW.exe/Stg/d05/22-05.htm.
  2. Ефименко Е. «Налогообложение», Хозяйство и право, №2, 2004
  3. Медведев А.Н. «Налоги и налоговые отчисления», Консультант, №2, 2005
  4. Бачурин Д.Г. «К концепции налоговой системы РФ», Вестник ТГУ -2000, №2

Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды.