Налоговая система государства. Налоги и их виды.

Автор: q*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Содержание

1. Понятие налоговой системы. Сущность и принципы налогообложения. Элементы налога. Способы взимания
2. Виды налогов и их функции
2.1. Классификация налогов
2.2. Функции налогов
2.3. Система налогообложения в России
3. Необходимость совершенствования налогообложения РФ

Работа содержит 1 файл

курсач по эконом. теории.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Министерство  сельского хозяйства РФ 
Департамент кадровой политики и образования 
ФГОУ ВПО «Тюменская государственная сельскохозяйственная академия» 
Кафедра социально – экономических наук
 
 
 
 
 

Курсовая  работа на тему:

Налоговая система государства. Налоги и их виды. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень 2010

Содержание 

Введение………………………………………………………………………....3

1. Понятие  налоговой системы. Сущность и  принципы налогообложения. Элементы налога. Способы взимания…………………………………...........6

2. Виды  налогов  и их функции

     2.1. Классификация налогов……………………………………….......11

     2.2. Функции налогов..............................................................................16

     2.3. Система налогообложения в России…………………………......18

3. Необходимость  совершенствования налогообложения  РФ……………..23

Заключение…………………………………………………………………....28

Список  использованной литературы.............................................................30 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

«Право  облагать налогом... — это не только право уничтожать, но и право созидать».

Верховный суд США 

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство  воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в  переходный к рынку период, налоговая  система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики. Государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка. От того, насколько правильно построена система налогообложения, зависит эффективное функционирование всего народного хозяйства.

На Западе налоговые вопросы давно уже занимают почетное место в финансовом планировании предприятий. В условиях высоких налоговых ставок неправильный или недостаточный учет налогового фактора может привести к весьма неблагоприятным последствиям или даже вызвать банкротство предприятия. С другой стороны, правильное использование предусмотренных налоговым законодательством льгот и скидок может обеспечить не только сохранность и полученных финансовых накоплений, но и возможности финансирования расширения деятельности, новых инвестиций за счет экономии на налогах или даже за счет возврата налоговых платежей из казны.

Применение  налогов является одним из экономических  методов управления и обеспечения  взаимосвязи общегосударственных  интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия. С помощью налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет налогов финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

В условиях перехода от административно-директивных  методов управления к экономическим  резко возрастают роль и значение налогов как регулятора рыночной экономики, поощрения и развития приоритетных отраслей народного хозяйства, через налоги государство может проводить энергичную политику в развитии наукоемких производств и ликвидации убыточных предприятий. Именно налоговая система на сегодняшний день оказалась, пожалуй, главным предметом дискуссий о путях и методах реформирования, а также острой критики. Сейчас существует масса всевозможной литературы по налогообложению в западных странах, накоплен огромный многолетний опыт. Но в связи с тем, что налоговая система России создается практически заново, сегодня очень мало монографий отечественных авторов по налогообложению, в которых можно было бы найти грамотные, глубоко продуманные, просчитанные предложения по созданию именно российской налоговой системы, отвечающей нашим российским условиям.

Налоговая система в Российской Федерации  практически была создана в 1991 году, когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: "Об основах налоговой системы в Российской Федерации", "О налоге на прибыль предприятий и организаций", "О налоге на добавленную стоимость" и другие. 
 
 

В своей  курсовой работе я постаралась раскрыть следующие вопросы:

  1. Понятие налоговой системы;
  2. Виды налогов и их функции;
  3. Необходимость совершенствования налогообложения в РФ.

В настоящее  время в нашей стране существует 14 видов налогов. Каждый работающий гражданин РФ, организации и предприятия обязаны выплачивать налоги. Денежные средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они поступают в бюджет  и используются на нужды государства. Проблема совершенствования налоговой системы в РФ является в наше время актуальной.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие  налоговой системы. 

Сущность  и принципы налогообложения. Элементы налога. Способы взимания.  

Прежде  всего остановимся на необходимости  налогов. Налоги появились с разделением  общества на классы и возникновением государства, как "взносы граждан, необходимые для содержания... публичной власти... " (К. Маркс, Ф. Энгельс, Соч., 2-е изд., том 21, стр.171). В истории развития общества еще ни одно государство не смогло обойтись без налогов, поскольку для выполнения своих функций по удовлетворению коллективных потребностей ему требуется определенная сумма денежных средств, которые могут быть собраны только посредством налогов. Исходя из этого, минимальный размер налогового бремени определяется суммой расходов государства на исполнение минимума его функций: управление, оборона, суд, охрана порядка, — чем больше функций возложено на государство, тем больше оно должно собирать налогов.

Итак, налогообложение  — это система распределения  доходов между юридическими или физическими лицами и государством, а налоги представляют собой обязательные платежи в бюджет, взимаемые государством на основе закона с юридических и физических лиц для удовлетворения общественных потребностей. Налоги выражают обязанности юридических и физических лиц, получающих доходы, участвовать в формировании финансовых ресурсов государства. Являясь инструментом перераспределения, налоги призваны гасить возникающие сбои в системе распределения и стимулировать (или сдерживать) людей в развитии той или иной формы деятельности. Поэтому налоги выступают важнейшим звеном финансовой политики государства в современных условиях. Главные принципы налогообложения — это равномерность и определенность. Равномерность — это единый подход государства к налогоплательщикам с точки зрения всеобщности, единства правил, а так же равной степени убытка, который понесет налогоплательщик. Сущность определенности состоит в том, что порядок налогообложения устанавливается заранее законом, так что размер и срок уплаты налога известен заблаговременно. Государство так же определяет меры взыскания за невыполнение данного закона1.

Денежные  средства, вносимые в виде налогов, не имеют целевого назначения. Они  поступают в бюджет и используются на нужды государства. Государство не предоставляет налогоплательщику какой -  либо эквивалент за вносимые в бюджет средства. Безвозмездность налоговых платежей является одной из черт составляющих их юридическую характеристику.

Для того чтобы более глубоко вникнуть в суть налоговых платежей, важно определить основные принципы налогообложения, которые сформулировал Адам Смит в форме четырех положений, четырех основополагающих, можно сказать, ставших классическими принципов, с которыми, как правило, соглашались последующие авторы. Они сводятся к следующему:

«1. Подданные  государства должны участвовать  в покрытии расходов правительства, каждый по возможности, т. е. соразмерно доходу, которым он пользуется под  охраной правительства. Соблюдение этого положения или пренебрежение  им ведет к так называемому равенству или неравенству обложения.

2. Налог,  который обязан уплачивать каждый, должен быть точно определен,  а не произведен. Размер налога, время и способ его уплаты  должны быть ясны и известны  как самому плательщику, так  и всякому другому...

3. Каждый  налог должен взиматься в такое  время и таким способом, какие  наиболее удобны для плательщика...

4. Каждый  налог должен быть устроен  так, чтобы он извлекал из  кармана плательщика возможно  меньше сверх того, что поступает  в кассы государства».

Принципы  Адама Смита, благодаря их простоте и ясности, не требуют никаких  иных разъяснений и иллюстраций, кроме тех, которые содержатся в  них самих, они стали "аксиомами" налоговой политики.

Сегодня эти принципы расширены и дополнены  в соответствии с духом нового времени. Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень  налоговой ставки должен устанавливаться  с учетом возможностей налогоплательщика,  т. е. уровня доходов. Налог  с дохода должен быть прогрессивным  (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачивается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога одинакова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо  прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов носило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность  уплаты налогов. Налоговая система  не должна оставлять сомнений  у налогоплательщика в неизбежности  платежа.

4. Система  и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

5. Налоговая  система должна быть гибкой  и легко адаптируемой к меняющимся  общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной экономической политики2.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения. 

Налоговая система базируется на соответствующих  законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым относятся:

  • объект налога —реализация товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход или иное обстоятельство, имеющее стоимостную, количественную или физическую характеристику, с наличием которого законодательство о налогах и сборах связывает возникновение у налогоплательщика обязанности по уплате налога3;
  • субъект налога — это налогоплательщик, то есть физическое или юридическое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;
  • источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;
  • ставка налога — величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;
  • налоговая льгота — полное или частичное освобождение плательщика от налога;
  • срок уплаты налога — срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.
  • правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.
 

Налоги  могут взиматься следующими способами:

Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды.