Налоговая система государства. Налоги и их виды.

Автор: q*********@mail.ru, 26 Ноября 2011 в 15:16, курсовая работа

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики.

Содержание

1. Понятие налоговой системы. Сущность и принципы налогообложения. Элементы налога. Способы взимания
2. Виды налогов и их функции
2.1. Классификация налогов
2.2. Функции налогов
2.3. Система налогообложения в России
3. Необходимость совершенствования налогообложения РФ

Работа содержит 1 файл

курсач по эконом. теории.doc

— 142.00 Кб (Скачать)

Третья  функция заключается в том, что  посредством налогов государство  изымает часть доходов организаций  и физических лиц, концентрирует  эти средства в государственном  бюджете, а затем направляет их на реализацию экономических и социальных программ. В современных условиях значительные средства из бюджета должны быть направлены на развитие сельскохозяйственного производства, отставание которого наиболее болезненно отражается на всем состоянии экономики и жизни населения. Распределительная функция налоговой системы носит ярко выраженный социальный характер. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность, как это сделано в Германии, Швеции, многих других странах. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджета средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Контрольная функция налогов позволяет государству  учитывать доходы организаций и  физических лиц, движение финансовых потоков  и на этой основе разрабатывать рекомендации по совершенствованию системы налогообложения, выявлять случаи неполной или несвоевременной уплаты налогов14.  
 
 
 

2.3. Система налогообложения в России

    ”Совокупность налогов, сборов, пошлин и других платежей, взимаемых в установленном порядке, образует налоговую систему”.

    Закон РФ “Об основах налоговой системы  в Российской Федерации” 

При создании  налоговой системы Российской Федерации не был учтен мировой опыт, кроме того, не была правильно оценена экономическая ситуация в стране, поэтому уже в первые дни действия существующего налогового законодательства выявились многочисленные противоречия. Непродуманные попытки исключить эти противоречия многочисленными поправками в налоговом законодательстве привели в свою очередь к нестабильности и ещё большей противоречивости и запутанности. Несмотря на всё сказанное, в действующей налоговой системе есть и положительные моменты. На данный момент налоговая система Российской Федерации построена на следующих принципах:

1.Приоритетное  направление по налоговым изъятиям  приходится на обложение хозяйствующих  субъектов (юридических лиц). В  условиях рыночной экономики такое явление - анахронизм и требует поэтапного (постепенного) переноса налогового бремени на граждан;

2.Достаточно  высокий удельный вес, по сравнению  с зарубежными странами, доли  косвенных налогов и относительно  меньший - прямых. Причём доля  косвенных налогов в последнее время возрастает.

3.Создание  разветвлённой системы федеральной  Госналогслужбы РФ снизу доверху,  непосредственное подчинение входящих  в неё нижестоящих структур  вышестоящим, главной задачей  которых является обеспечение  контроля за поступлением всех налогов, включая региональные и местные.

4.Наличие  широкого перечня разнообразных  льгот, преимущественно направленных  на стимулирование производства.

5.Разработаны  и утверждены жёсткие санкции  за различные нарушения налогового  законодательства, включая меры финансовой, административной и уголовной ответственности.

6.Установлена  обязательность постановки всех  субъектов предпринимательской  и хозяйственной деятельности  на учёт в налоговых органах,  с правом открытия расчётного  счёта в банках только после регистрации в налоговых органах.

7.Определена  первоочерёдность направления имеющихся  у предприятий на счетах средств  на уплату налогов по сравнению  с остальными расходами предприятия15.

Возглавляет налоговую систему Государственная  налоговая служба РФ, которая входит в систему центральных органов государственного управления России, подчиняется Президенту и Правительству РФ и возглавляется руководителем в ранге министра.

Налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему Российской Федерации налогов и сборов, а в случаях, предусмотренных законодательством РФ, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью внесения в соответствующий бюджет иных обязательных платежей. В указанную систему входят федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору  в области налогов и сборов, и его территориальные органы.16

Налоговые органы осуществляют свои функции и  взаимодействуют с федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюджетными фондами посредством реализации полномочий, предусмотренных Кодексом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.17

Для налогоплательщиков предусмотрена возможность получения  по их просьбе отсрочек и рассрочек  платежей в пределах текущего года, а также финансовых санкций, если их применение может привести к банкротству и прекращению дальнейшей производственной деятельности налогоплательщика.

Основные  принципы построения налоговой системы  России определил закон об "Основах  налоговой системы в РФ" от 28.12.91 (введен с 01.01.92). Он установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей, определяет плательщиков, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщикам осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом.

Индивидуальный  подоходный налог (налог на личные доходы) является вычетом из доходов (обычно годовых) налогоплательщика — физического лица. Это один из основных видов прямых налогов. Плательщиками подоходного налога являются физические лица, как имеющие, так и не имеющие постоянного местожительства в Российской Федерации, включая иностранных граждан, так и лиц без гражданства. Объектом налогообложения физических лиц является совокупный доход, полученный в календарном году.

Законом предусматривается довольно обширный перечень доходов, не подлежащих налогообложению. Например, не подлежат налогообложению  государственные пособия по социальному страхованию и по социальному обеспечению (кроме пособий по временной нетрудоспособности). Не подлежат налогообложению все виды пенсий, назначенных в порядке, установленном пенсионным законодательством Российской Федерации. Не включаются в совокупный доход также доходы в денежной и натуральной форме, полученные от физических лиц в порядке наследования и дарения; стоимость подарков, полученных от предприятий, учреждений и организаций в течение года в виде вещей или услуг, не превышающая сумму двенадцатикратного установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда.

Предусматривается уменьшение налогооблагаемого дохода с учетом различного кратного минимального уровня оплаты труда в месяц для  различных категорий лиц. Совокупный доход, полученный физическими лицами в налогооблагаемый период, уменьшается также на суммы расходов на содержание детей и иждивенцев в пределах установленного законом размера минимальной месячной оплаты труда за каждый месяц с учетом возраста18.

Основной  вид налога юридических лиц — налог на прибыль. Плательщиками налога на прибыль являются предприятия и организации, в том числе бюджетные, представляющие собой юридические лица, независимо от подчиненности, формы собственности и организационно-правовой формы предприятия, их филиалы, а также созданные на территории России предприятия с иностранными инвестициями, международные объединения, компании, фирмы, любые другие организации, образованные в соответствии с законодательством иностранных государств и осуществляющие предпринимательскую деятельность.

Объектом  обложения налогом является балансовая прибыль (валовая прибыль минус  НДС, себестоимость произведенной  продукции, и все убытки). В этой связи важным моментом является правильное определение затрат, включаемых в  себестоимость продукции (работ, услуг). Налогооблагаемая прибыль уменьшается с учетом льгот, предусмотренных законодательством (если прибыль направляется на финансирование капитальных вложений, на природоохранные мероприятия, на содержание объектов социального назначения, на благотворительные цели)19.

Особые  льготы, помимо общих, установлены для  малых предприятий: из налоговой  базы исключается прибыль, которая  направляется на строительство, реконструкцию  и обновление основных производственных фондов, на освоение новой техники и технологии; освобождение на первые два года работы от уплаты налога на прибыль предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, производству товаров народного потребления и т. д. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   3. Необходимость совершенствования налогообложения РФ

Учитывая  общемировую тенденцию гармонизации налоговых систем различных стран, потенциальную возможность интеграции России в мировое экономическое  сообщество и необходимость привлечения  иностранного капитала в экономику  РФ, вопросы совершенствования налогового законодательства согласно принципам, принятым в странах с рыночной экономикой, должны прорабатываться уже сегодня. В этой связи игнорирование норм международного налогового права с мотивацией национальных особенностей развития России вряд ли правомерно.

Уровень налогового бремени в России значительно  выше, чем в экономически развитых странах. Несмотря на то, что ставка налога на прибыль в целом соответствует  мировому уровню (РФ – 35%, Германия – 45%, Бельгия – 39%,Италия – 52%), уровень  реального изъятия прибыли в Российской Федерации значительно выше. Это связано с двумя обстоятельствами. Во – первых, с более широкой налогооблагаемой базой, так как в нее включаются многие виды расходов, которые в международной практике принято исключать из налогооблагаемой базы. Во – вторых, отечественной методикой определения налогооблагаемой прибыли не учитывается фактор инфляции, в результате чего налогооблагаемая прибыль неоправданно завышается, что влечет уклонение от налогообложения. С 1 января 2009 года изменилась ставка налога на прибыль организаций в соответствии с пунктом 23 статьи 2 Федерального закона от 26.11.2008 г. №224 – ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую НК РФ и отдельные законодательные акты РФ» и Федеральным законом от 30.12.2008 г. №305 – ФЗ « О внесении изменений в статью 284 части второй НК РФ». Налоговая ставка устанавливается в размере 20 процентов. При этом:

  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2 процентов, зачисляется в федеральный бюджет;
  • сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 18 процентов, зачисляется в бюджеты субъектов РФ.20

К традиционно  критикуемым недостаткам налоговой  системы относится нестабильность налогового законодательства, которая  оказывает негативное воздействия  на мотивацию деятельности потенциальных инвесторов, особенно иностранных. Кроме того, наблюдается  нестыковка налогового и других видов законодательства, в частности Гражданского права. В связи с этим существует безусловный приоритет норм, установленных в налоговом законодательстве, над нормами, затрагивающими налоговые вопросы в иных законодательных актах Гражданского права.

Совершенствование действующей налоговой системы  проводится в рамках налоговой реформы. Она связана с принятием Налогового кодекса, необходимость которого как закона прямого действия сегодня очевидна. Целью налоговой реформы должно стать усиление влияния налоговой политики на укрепление рыночных начал в экономике и развитие предпринимательства.

В условиях перехода к рынку налоговая политика должна базироваться на следующих основных принципах:

  • разумном сочетании прямых и косвенных налогов,  позволяющих учесть имущественное положение налогоплательщиков и их доходы;
  • определение оптимального размера ставки налогов;
  • использовании системы налоговых льгот. Воздействующие на процессы инвестирования;
  • четком разделении налогов по уровням государственного управления;
  • четкости и ясности налогового управления;
  • соответствии налоговой системы РФ международным нормам налогового права.

Реализация  перечисленных принципов в налоговой политике является чрезвычайно трудной задачей, однако их соблюдение должно стать основой долговременной налоговой стратегии21.

Сегодня тезис о коренной ломке действующей налоговой системы уже не является актуальным. Большинством экономистов признано, что резкие изменения в налоговой системе лишь породят неуверенность экономических агентов в своей будущей предпринимательской деятельности и чреваты дестабилизацией общей экономической ситуации. Поэтому стабильность налоговой системы является одной из важных предпосылок выхода страны из кризиса, роста предпринимательской активности и привлечения в страну иностранного капитала.

Информация о работе Налоговая система государства. Налоги и их виды.