Налоговая политика в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:36, реферат

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики

Содержание

Введение - 2
1. Сущность и значение налоговой политики - 5
1.1 Налоговая политика - 5
1.2 Стратегия и тактика налоговой политики - 6
1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма - 8
2. Реформа налоговой системы РК, этапы и её развития - 10
2.1 Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в РК - 10
2.2 Основные направления и механизм реализации налоговой политики - 19
2.3 Налоговая политика и оздоровление экономики - 22
2.4 Действующая налоговая система - 24
Заключение - 29
Список литературы - 30

Работа содержит 1 файл

реферат по экономической теории.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

     Анализ  показывает, что действующая налоговая  система обладает целым рядом  существенных недостатков. Она с самого начала не соответствовала экономической обстановке в стране.

     Самым крупным недостатком нынешней налоговой  системы является чрезмерное преобладание в ней фискальной направленности. Все другие функции налоговой  системы не выполняются вообще. Высокий уровень налогового давления на налогоплательщика, чрезмерность налогового пресса для законопослушных налогоплательщиков угнетают экономику Казахстана, выполняют абсолютно разрушительную роль. В самом начале перестройки экономической и налоговой политики были введены завышенные ставки НДС. В противовес этому оппонентами предлагались умеренная суммарная налоговая ставка.

     Завышенная  совокупная налоговая ставка приведет к негативным последствия:

  • спаду отечественного производства, ухудшению его структуры и ослаблению позиций казахстанских товаропроизводителей на внутреннем и международном рынках;
  • тотальному стремлению производителей всех форм собственности к уходу от налогообложения;
  • утечке капиталов за рубеж;
  • криминализации хозяйственной жизни, нарастанию «теневой экономики.

     Другими словами, налоговая система требует  коренного реформирования. Но этого  можно добиться при условии коренного  изменения курса экономических  реформ.

     Целью экономических реформ должно стать  не разрушение экономики, а процесс созидания, наращивание национального богатства Казахстана, повышение благосостояния ее граждан. Отсюда вытекают основные концептуальные положения налоговой реформы, их направленность, цели, способы осуществления.

     Этот  исходный посыл мог бы быть развернут рядом конкретных положений:

  1. Налоговая система должна быть фискально надежной и обеспечивать государству решение его социально-экономических задач
  2. Налоговая система должна быть, стабильной и понятной налогоплательщику
  3. Налогообложение должно быть одинаковым для субъектов хозяйствования всех форм собственности и не зависеть от их организационно-правовой формы
  4. Налоговая система должна быть справедливой, а налоговое бремя распределено между налогоплательщиками равномерно
  5. Число налогов должно быть сокращено в несколько раз, должны быть упрощены процедуры их взимания
  6. Налоговое бремя должно быть снижено, а налогоплательщикам предоставлено право, выводить из-под налогообложения расходы, необходимые для извлечения прибыли, увеличения инвестиционной деятельности, ускорения научно-технического прогресса
  7. Следует реально обеспечить защиту налогоплательщиков. Налогоплательщик должен быть всегда прав и законодательно защищен от налогового произвола.
  8. Должны быть перекрыты существующие способы легального и нелегального ухода от налогообложения, создана эффективная система контроля за правильностью уплаты налогов
  9. Региональные доходные части бюджета, а также органов местного самоуправления должны быть наделены твердыми источниками.

     В статье рассмотрена лишь часть проблем реформирования налоговой системы Казахстана с точки зрения повышения эффективности казахстанской экономики и учета мировых экономических процессов. Но это, на мой взгляд, именно те основополагающие предложения, без реализации которых невозможно вывести страну из того тупика, в который ее завели нынешние нереформаторы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      Заключение

     Беспрецедентный экономический спад все более  переходит из финансово-экономической  и социально-политическую плоскость. Печальные итоги реформ бросают тень на все прогрессивные хозяйственные и демократические преобразования последних лет, подрывая доверие инвестора населения к государству, питают массовый пессимизм и, в конечном счете, ставят под сомнения исторические перспективы Казахстана в целом. Тем самым проблема оживления производства и достижение на этой основе положительных сдвигов в жизни людей становится первостепенным условием существования и развития казахстанского общества и государства.

      Главное, что могут и должны сделать  налоги для выхода из катастрофы, это занять принципиальную теоретическую позицию материальной основы государства. Надо увидеть в налогах не арену политических игр, депутатских забав и правительственных упражнений, но, прежде всего фискальный инструмент.

      Применявшиеся до сих пор методы стабилизации, опиравшиеся на классические теории, не принесли ожидаемых результатов в силу нестандартности ситуации. Обычные приемы фискальной политики для сглаживания фаз экономического цикла, полезные в условиях кризиса, неприемлемы в катастрофических обстоятельствах.

      Усиление  государственного регулирования экономики, повышение роли бюджета и налогов  в хозяйственной жизни, безусловно, требует ужесточения контроля. Особое значение имеет финансовый контроль. Здесь важно защитить финансовые и налоговые органы от перманентного реформирования, неуверенности, начальственных амбиций, кадровой тряски и реорганизаций.

      Осуществление на практике приведенных конкретных мер позволит обеспечить решение  трех основных задач:

      - устранение неплатежей и взаимной задолженности во всех ее видах;

      - нормализация бюджетной политики;

      - снижение налогового бремени в сфере производства.

      При этом условие только одно: решение  этих задач не должно вестись за счет нарушения стабильности денежного  обращения.

      Список  литературы

  1. Закон Республики Казахстан от 10.12.2008г. « О налогах и других обязательных платежах в бюджет »
  1. Сборник инструктивных  и нормативных актов по налогам (с изменениями и дополнениями по состоянию на 1 апреля 1996г) Алматы, Каржы-Каражат, 1997г.-278с.
  1. Истукция №33 О порядке исчисления и уплаты в бюджет подоходногог налога с юридических лиц (с изменениями и дополненеиями) по состоянию на 5 марта 2000г. Вестник по налогам и инвестициям Алматы , 2000г.

4.   Налоговый  Кодекс Республики Казахстан  «О налогах и других обязательных платежах в

      бюджет».

  1. Алейбеков М.О главном в налоговом реформировании, АльПари Алматы,  2000.
  2. Амрекулов Н. Концепция единого обложения, Транзитная  экономика Алматы, 2000.
  3. Арыстанбеков К. Стратегия и тактика экономических реформ, Саясат  Алматы, 2000.
  4. Аскарова Э.Р. Расчет подоходного налога по доходам облогаемым по разным ставкам и (или) освобожденным от налогообложения (Приложение 14,14-1) Бюллетень бухгалтера Алматы, 2001.
  5. Байдуйсенов А.Д. Налоговая система Казахстана, Финансы Казахстана  Каржы-Каражат Алматы, 2001.
  6. Есенбаев М. Налоги-плата за цивилизацию, Финансы Казахстана Каржы-Каражат Алматы, 2001.
  7. Зейнельгабдин А.Б. Финансовая система: экономическое содержание и механизм использования Алматы, 2003.
  8. Мельников В.Д., Ильсов К.К. «Финансы» Алматы-1997г.
  9. Мунатаев М.М. Оснвные направления реформирования  агропромышленнного производства Казахстана Алматы, 2000г.
  10. Маметова Р.А. Соотношение закона Республики Казахстан О налогах и других обязательных платежах в бюджет и правил, разработанных для реализации положений этого закона, Бюллетень бухгалтера Алматы, 2001г.
  11. Мурзов И.А. Основные направления реформирования системы    налогообложения  Алматы, 1998г.
  12. Нурсеитов Э. Комментарии к изменениям в закон Республики Казахстан «О налогах и других обязательных платежах в бюджет » от 3 мая 2001года,  №183-11, Алматы, 2001.
  1. Наумова Н.н. Реформа налоговой системы, Алматы, 1999г.
  1. Оспанов М.Т. Налоговая реформа и гармонизация налоговых отношений –   СПб.: Издателство С-Петербург. гос.университета экономики и финансов, 1997.

Информация о работе Налоговая политика в РК