Налоговая политика в РК

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 19:36, реферат

Описание работы

Среди множества экономических рычагов, при помощи которых государство воздействует на рыночную экономику, важное место занимают налоги. В условиях рыночных отношений, и особенно в переходный к рынку период, налоговая система является одним из важнейших экономических регуляторов, основой финансово-кредитного механизма государственного регулирования экономики

Содержание

Введение - 2
1. Сущность и значение налоговой политики - 5
1.1 Налоговая политика - 5
1.2 Стратегия и тактика налоговой политики - 6
1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма - 8
2. Реформа налоговой системы РК, этапы и её развития - 10
2.1 Необходимость налоговых реформ и основные этапы налоговой реформы в РК - 10
2.2 Основные направления и механизм реализации налоговой политики - 19
2.3 Налоговая политика и оздоровление экономики - 22
2.4 Действующая налоговая система - 24
Заключение - 29
Список литературы - 30

Работа содержит 1 файл

реферат по экономической теории.doc

— 151.50 Кб (Скачать)

      социальные - перераспределение НД в интересах определенных социальных групп путем стимулирования роста прибыли и недопущения  падения доходов населения;

      фискальные - повышение доходов государства;

      международные - укрепление экономических связей с другими странами, преодоление неблагоприятных условий для платежного баланса. 

      Противоречия  между тактическими действиями управленческих структур и общей стратегией налогообложения, утвержденной конституциональными  правовыми актами государства, приводят к разбалансированности бюджета, сбоям  в хозяйственном механизме, торможению воспроизводственных процессов и в конечном итоге - к экономическому кризису.

      Обоснованность  тактических действий при проведении налоговой политики играет огромную роль в формировании доходов бюджета. Бюджетные задания на очередной финансовый год должны согласовываться с общей стратегией налогообложения.

      1.3 Взаимосвязь налоговой политики и налогового механизма

 

      Налоговая политика осуществляется через налоговый  механизм, который представляет собой  совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением, включая широкий арсенал различного рода надстроечных инструментов (налоговых ставок, налоговых льгот, способов обложения и др.). Государство придает своему налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его. Именно это создает видимость изолированности налогов от производственных отношений.

      Налоговый механизм, рассматриваемый через  призму реальной практики, различен в  конкретном пространстве и времени. Так, неоднозначны налоговые действия на разных уровнях управления и власти, а также существенны различия и во временном отношении.

      Налоговый механизм как свод практических налоговых  действий есть совокупность условий  и правил реализации на практике положений  налоговых законов. Любое налоговое действие, не базирующееся на объективной основе, выступает как субъективистское вмешательство в воспроизводственные процессы, что неминуемо ведет к их деформации. Налоговый механизм позволяет упорядочить налоговые отношения, опираясь на налоговое право, основы управления налогообложением.

      Налоговый механизм - это область налоговой  теории, трактующей это понятие в  качестве организационно-экономической  категории, а, следовательно, как объективно необходимый процесс управления перераспределительными отношениями, складывающимися при обобществлении части созданного в производстве национального дохода. Всю сферу отношений, складывающихся в этом процессе, можно разграничить на три подсистемы: налоговое планирование, налоговое регулирование и налоговый контроль.

      Налоговый механизм, так же как и хозяйственный, соединяет два противоположных  начала:

      планирование, т.е. волевое регулирование экономики центральной властью с учетом объективно действующих экономических законов путем сбалансирования развития всех отраслей и регионов народного хозяйства, координации экономических процессов в соответствии с целевой направленностью развития общественного производства;

      стихийно-рыночная конкуренция, где свободно на основе прямых и обратных связей взаимодействуют производители и потребители. Вследствие обособленности производителей и противоречивости их интересов неизбежно возникают разрушительные явления. Таким образом, рыночные отношения приводят, с одной стороны, к развитию производства отдельных субъектов в условиях жесткой конкуренции, а с другой, - к разрыву хозяйственных связей между обособившимися предприятиями в результате несовпадения производственной массы товара с его сбытом. Отсюда вытекает необходимость государственного регулирования рыночных отношений для предотвращения сбоев в производстве и кризисных тенденций рынка. Таким регулятором в настоящее время стал налоговый механизм, который признан во всех странах.

      Эффективность использования налогового механизма  зависит от того, насколько государство учитывает внутреннюю сущность налогов и их противоречивость.

      В налоговой политике проявляется  относительная самостоятельность  государства. Изменяя налоговую  политику, манипулируя налоговым  механизмом, государство получает возможность  стимулировать экономическое развитие или сдерживать его. Налоговое регулирование охватывает хозяйственную жизнь страны, поскольку налоговые мероприятия являются наиболее универсальным инструментом воздействия надстройки на базисные отношения. Цель такого регулирования - создание общего налогового климата для внутренней и внешней деятельности компаний, особенно инвестиционной, и обеспечение преференциальных налоговых условий для стимулирования приоритетных отраслевых и региональных направлений движения капитала.

      Налоговая политика и налоговый механизм определяют роль налогов в обществе. Эта роль постоянно меняется в зависимости от изменения деятельности государства. В отличии от функций роль налогов более подвижна и многогранна, она отражает в концентрированном виде интересы и цели определенных социальных групп и партий, стоящих у власти.

      В основе налоговой политики и налогового механизма обычно заложена господствующая концепция. Правильность концепции  проверяется практикой. Если налоговая  теория не пользуется популярностью и приносит отрицательные результаты при ее реализации, то ее заменяют новой 

    2. Реформа налоговой системы РК, и этапы ее развития

     2.1 Необходимость налоговых  реформ и основные  этапы налоговой  реформы в РК 

     Налоги  - являются платой за цивилизованное общество, за право жить в этом обществе и за то, что налоговая система является справедливой.

     Особое  внимание современных экономистов  чаще всего уделяется изучению и  обобщению соответствующего опыта  развивающихся стран, где многообразие индивидуальных подоходов и специфических условий проведения таких реформ позволяет лучше изучить их динамику, точней определить основные параметры происходящих при этом процессов, добиться большей сопоставимости полученных результатов. Сделанные, таким образом, оценки и выводы призваны помочь властным структурам других развивающихся стран принимать в аналогичных обстоятельствах, при необходимости, более взвешенные, то есть более экономически мотивированные и только строго научно обоснованные решения, исключающие любые проявления дилетантства, субъективизма и волюнтаризма, повторения допущенных предшествующими реформаторами ошибок.

     Насколько это важно, можно судить хотя бы по тому, что всего за полстолетия, прошедшие  после Второй Мировой войны, практически  ни одна страна, оказавшись перед лицом международного долгового кризиса, неудержимой, пагубной для экономики инфляции и отсутствия других, сколько-нибудь приемлемых для ее оздоровления альтернатив, не сохранила налоговых систем образца довоенных лет. С 1945 года в Азии, Африке и Латинской Америки, а с некоторых пор и в Восточной Европе, сделано свыше ста попыток проведения крупных налоговых реформ, ставших особенно актуальными и массовыми за последние десятилетия.

     Настоящее исследование является результатом  обобщения и системного анализа богатого опыта послевоенных налоговых реформ в развивающихся странах, в том числе начатых сравнительно недавно в бывших республиках Советского Союза и прежде всего – в самом Казахстане. Несмотря на значительные отличия идеологии и механизмов реализации этих реформ, разную стадию их развития, а порой даже полную приостановку, недостаток по некоторым из них достоверных документальных источников, нам все же удалось выявить то общее, что делает возможным предоставить налоговую реформу как протяженный во времени многовариантный и многоцелевой процесс.

     Именно  этим во многом объясняется то, что  далеко на все послевоенные программы  налоговых реформ в развивающихся  странах оправдали амбициозные  ожидания своих создателей, а некоторые  даже попросту провалились или, в лучшем случае, имели кратковременный успех, после чего постепенно сошли на нет.

     Как известно, понятие «налоговая реформа» имеет несколько значений. Это  и сам факт, и, в то же время, способ кардинального изменения налоговой  системы, постоянное стремление к совершенствованию которой, а отсюда, - и определенная нестатичность (не путать с нестабильностью) – вполне нормальное, продиктованное самой жизнью, явление. Особенно, если речь идет о корректировке самой траектории налоговой системы, вызванной пересмотром методологических и концептуальных основ налоговой политики. Но следует иметь в виду, что если эти изменения лишь уточняют либо дополняют отдельные положения действующего налогового законодательства, включая предусмотренные им административные правила и процедуры, однако в целом оставляют его в силе, они оцениваются только как налоговые поправки.

     Налоговая система Республики Казахстан находится  в стадии развития, одновременно совершенствуется и налоговый механизм. В Республике Казахстан правовое регулирование налогообложения в своем развитии прошло 4 этапа:

     Первый  этап налоговой реформы (с 1992 года по июнь 1995 года)

     В республике функционировали более 40 видов налогов:

  1. общегосударственные налоги;
  2. общеобязательные местные налоги;
  3. местные налоги.

     Второй  этап налоговой реформы (с июля 1995 года по 1999 год).

     В этот период количество налогов сократилось  до 11. Они были подразделены на общегосударственные  и местные налоги. С 1996 года внесены  более 30 изменении дополнения в Закон  «О налогах и других обязательных платежах бюджет».

     Количество  налогов и сборов увеличилось  до 18 видов.

     Третий  этап налоговой реформы (с 2000 года по 2001 год).

     Разработка  налогового проекта Нового Налогового Кодекса. Он состоит из трех разделов: общая часть, особенная часть, налоговое администрирование.

     1 этап.

     Из-за отсутствия собственного опыта в  создании налоговой системы Казахстан  в основе использован опыт соседних государств, и, прежде всего, в Российской Федерации. Практически Закон «О налоговой системе в Республике Казахстан», принятый 24 декабря 1991 года, являлся скопированным вариантом законодательства России. В результате в Казахстане была построена трехзвенная налоговая система, присущая федеративному государству.

     Она включала в себя три группы налогов:

  1. общегосударственные;
  2. общеобязательные местные налоги и сборы;
  3. местные налоги и сборы.

     Большое количество налогов (43 вида; 16 общегосударственных, 10 общеобязательных налогов и сборов, 17 местных налогов и сборов), нестабильность законодательства, наличие множества  платежей расчетной базой, для которых является себестоимость, применение большого количества льгот сделало налоговую систему практически неуправляемой и совершенно неэффективной. Работа над совершенствованием налоговой системы Казахстана началась уже в 1992 году.

       В истории развития налоговой системы Республики Казахстан определенное место занимает 1994 год. Именно в этом году были сделаны первые конкретные шаги на пути реформирования налоговой системы. Изменения коснулись двух крупных налогов: подоходного налога с физических лиц и налога на прибыль предприятий. Были приняты Указы Президента Республики Казахстан, имеющие силу закона «О налогообложении доходов физических лиц» и «О налогах на прибыль и доходы юридических лиц». С принятием указанных законодательных актов произошли радикальные изменения в механизме исчисления двух основных налогов.

     Так, в подоходном налогообложении физических лиц впервые был осуществлен  переход от идедулярного налогообложения, применявшегося достаточно длительное время в республиках бывшего СССР, к глобальному обложению доходов физических лиц на основе определения совокупного годового дохода.

     В части юридических лиц изменения  коснулись следующих аспектов: отмена дифференциация ставок налога на прибыль  и утверждены две ставки: 30% - для  всех юридических лиц и 45% - для банков и страховых компаний.

     Впервые к числу налогоплательщиков стали  относиться бюджетные организации  в части доходов, полученных от предпринимательской  деятельности; были упорядочены льготы (вместо действовавших ранее 30 осталось 6 льгот) и т.д. Анализ изменений, произошедших в налоговой системе Республики Казахстан в 1994 году, позволяют сделать вывод об их преимущественно фискальном характере. Между тем, несмотря на столь решительные меры, удельный вес налоговых поступлений в ВВП в 1994 году снизился до 8,4% против 14,8% в 1993 году.

Информация о работе Налоговая политика в РК