Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Октября 2012 в 23:37, курсовая работа
Целью данной работы является изучение теоретических аспектов налоговой политики, а также определение основных направлений и механизма реализации налоговой политики в Российской Федерации.
В качестве объекта исследования выступает налоговая политика государства.
Введение 3
1. НАЛОГОВАЯ ПОЛИТИКА В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЭКОНОМИКИ 5
1.1. Содержание налоговой политики 5
1.2. Роль налоговой политики в экономических моделях 11
1.3. Задачи и типы налоговой политики 16
1.3. Инструменты налоговой политики 19
2. АНАЛИЗ НАЛОГОВОЙ ПОЛИТИКИ ГОСУДАРСТВА 22
2.1. Критерии эффективности налоговой политики 22
2.2. Налоговая политика в РФ 25
Заключение 29
Библиографический список 31
ПРИЛОЖЕНИЯ 32
Воспитание имеет своей целью привитие налогоплательщикам осознанной необходимости добросовестного исполнения ими своих налоговых обязанностей, и предполагает осуществление просветительской работы по разъяснению необходимости налогообложения для государства и общества.
Консультирование сводится к разъяснению финансовыми и налоговыми органами лицам, ответственным за исполнение налоговых обязанностей положений законодательства о налогах и сборах, применение которых на практике вызывает у них затруднения.
Льготирование — деятельность финансовых органов по предоставлении: отдельным категориям налогоплательщиков (плательщиков сборов) возможности не уплачивать налоги или сборы.
Контролирование представляет собой деятельность налоговых органов с использованием специальных форм и методов по выявлению нарушений законодательства о налогах и сборах, в конечном счете, нацеленную на достижение высокого уровня налоговой дисциплины среди налогоплательщиков и налоговых агентов.
Принуждение есть деятельность налоговых органов по принудительному исполнению налоговых обязанностей посредством применения в отношении недобросовестных налогоплательщиков мер взыскания и других санкций. До недавнего времени при проведении налоговой политики налоговыми органами преимущественно использовались методы управления, контролирования и принуждения теперь же достаточно активно осуществляется информирование, консультирование и воспитания населения. Это означает, что налоговая политика в большей степени стала учитывать интересы налогоплательщиков [7].
В 1996 году был предусмотрен целый ряд усовершенствований и корректировок всех основных видов налогов, расширены права регионов и самоуправлений в области налогов, введено множество новых льгот. Вместе с тем не все из представленных нововведений можно считать в достаточной степени обоснованными: многие из них могут иметь последствия неоднозначные, а некоторые - просто однозначно нежелательные.
Повышение ставок налога на прибыль, имущества, введение специального и транспортного налогов при увеличении налоговых льгот не дали ожидаемого результата. В свете неизбежного роста числа как переобремененных, так и привилегированных плательщиков. Если оценивать существующее налоговое бремя как предельное (для исправных плательщиков), то его дальнейший рост ставит предприятия на грань выживаемости, что, в свою очередь, выливается в реальное сокращение налоговой основы либо в яростное уклонение от налогов. В любом случае фискальный итог является минимальным при огромных моральных издержках.
Когда говорят о неблагоприятном инвестиционном климате в России, то чаще всего упоминают чрезмерность налогового бремени. На самом деле оно существенное, но немногим тяжелее, чем в большинстве европейских стран [9].
Применение российского режима налогообложения, известного иностранным инвесторам своей неурегулированностью и постоянной изменчивостью, является одним из факторов, сдерживающим иностранные фирмы от прямых инвестиций в Россию, связанных с реальным осуществлением деятельности в России или заставляет использовать схемы, позволяющие оптимизировать затраты, связанные с налогами в России.
Заключение
Налоговая политика - совокупность осуществляемых государством мероприятий, направленных на обеспечение своевременной и полной уплаты налогов и сборов, в объёмах, позволяющих доставить ему необходимое финансирование
Задачи
налоговой политики сводятся к обеспечению
государства финансовыми
Существуют следующие типы налоговой политики:
Первый тип - политики, характеризующаяся максимальным увеличением налогового бремени.
Второй тип - низкое налоговое бремя, когда государство максимально учитывает не только собственные фискальные интересы, но и интересы налогоплательщика.
Третий тип - налоговая политика с достаточно существенным уровнем налогообложения как для корпораций, так и для физических лиц, который компенсируется для граждан страны высоким уровнем социальной защиты
Для достижения
целей, стоящих перед налоговой
политикой, устранения возникающих
диспропорций функционирования налогового
механизма государство
Мировая
практика выработала оптимальный комплекс
принципов организации
- применение налоговых льгот не носит избирательного характера;
- инвестиционные льготы предоставляются исключительно плательщикам, обеспечивающим выполнение государственных инвестиционных программ и заданные объемы производства;
- применение льгот не должно наносить существенного ущерба государственным экономическим интересам;
- порядок действия налоговых льгот определяется законом и не подлежит существенным корректировками на местном уровне.
Критерии макроэкономической
эффективности налоговой
а) Возможность налоговой политики
концентрировать источники
б) Способность налоговой политики определять приемлемую налоговую базу.
в) Направленность налоговой политики на минимизацию задержек в уплате налогов.
г) Нейтральность налоговой
Библиографический список
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение I
Таблица 1 – Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей
в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам
Январь-август 2008г. |
В % к январю-августу 2007г. | |||||
консолиди- рованный бюджет |
в том числе |
консолиди- рованный бюджет |
в том числе | |||
феде- ральный бюджет |
консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации |
феде- ральный бюджет |
консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
Всего |
5658,2 |
2646,6 |
3011,6 |
133,2 |
131,7 |
134,6 |
в том числе: налог на прибыль организаций |
1827,0 |
544,5 |
1282,5 |
139,6 |
140,5 |
139,2 |
налог на доходы физических лиц |
1059,1 |
- |
1059,1 |
137,8 |
- |
137,8 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
819,9 |
819,9 |
- |
100,5 |
100,5 |
- |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
205,4 |
80,7 |
124,7 |
110,8 |
118,1 |
106,5 |
налоги на имущество |
351,8 |
- |
351,8 |
122,5 |
- |
122,5 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
1241,2 |
1168,6 |
72,6 |
163,6 |
164,4 |
153,0 |
из них налог на добычу полезных ископаемых |
1217,9 |
1146,4 |
71,5 |
166,0 |
166,5 |
157,2 |
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
2,8 |
0,6 |
2,3 |
43,6 |
32,3 |
47,8 |
прочие |
151,1 |
32,4 |
118,6 |
130,3 |
127,7 |
131,1 |
Приложение II
Рисунок 1 – Структура поступивших налогов 2008 года
Приложение III
Таблица 2 – Поступление налогов, сборов и иных обязательных платежей
в консолидированный бюджет Российской Федерации по видам
Январь 2009г. |
В % к январю 2008г. | |||||
консолиди- рованный бюджет |
в том числе |
консолиди- рованный бюджет |
в том числе | |||
феде- ральный бюджет |
консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации |
феде- ральный бюджет |
консолиди- рованные бюджеты субъектов Российской Федерации | |||
Всего |
446,4 |
246,9 |
199,5 |
78,7 |
70,8 |
91,4 |
в том числе: налог на прибыль организаций |
78,0 |
23,9 |
54,0 |
71,3 |
74,3 |
70,1 |
налог на доходы физических лиц |
86,9 |
- |
86,9 |
103,0 |
- |
103,0 |
налог на добавленную стоимость на товары (работы, услуги), реализуемые на территории Российской Федерации |
153,8 |
153,8 |
- |
88,7 |
88,7 |
- |
акцизы по подакцизным товарам (продукции), производимым на территории Российской Федерации |
27,4 |
6,6 |
20,9 |
94,7 |
58,2 |
118,0 |
налоги на имущество |
16,1 |
- |
16,1 |
103,8 |
- |
103,8 |
налоги, сборы и регулярные платежи за пользование природными ресурсами |
64,2 |
59,9 |
4,3 |
47,3 |
46,8 |
55,2 |
из них налог на добычу полезных ископаемых |
59,9 |
55,8 |
4,1 |
45,7 |
45,2 |
53,6 |
поступления в счет погашения задолженности по перерасчетам по отмененным налогам, сборам и иным обязательным платежам |
0,1 |
0,0 |
0,1 |
31,5 |
11,3 |
224,3 |
прочие |
19,9 |
2,7 |
17,2 |
103,0 |
77,4 |
108,6 |
Приложение IV
Рисунок 2 – Структура поступивших налогов 2009 года